Проекты в доу теория и практика развития детей 3 7 лет

Обновлено: 04.07.2024

В электронном пособии "Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет" серии "ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность" предложены материалы, раскрывающие педагогический опыт технологии проектирования как оптимального инновационного метода организации воспитательно-образовательного процесса дошкольников 3-7 лет, позволяющие интегрировать сведения из разных образовательных областей и применить на практике различные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО, обеспечить сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей в исследованиях, наблюдениях, творческих лабораториях, реализовать личностно ориентированный подход к дошкольному образованию.
Представлены инновационные педагогические проекты и занятия, способствующие многогранному развитию воспитанников, успешности каждого ребенка и качественным результатам педагогической деятельности.
Компакт-диск включает следующие разделы:
- Технология и содержание проектной деятельности.
- Патриотическое воспитание детей 4-7 лет.
- Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет.
- Образовательные проекты для детей 6-7 лет с ОНР.
Пособие предназначено педагогам и методистам ДОО, логопедам; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений; полезно родителям.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- устройство для чтения компакт-дисков - 24-х CD-ROM;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.

Образование – это индустрия, направленная в будущее.

Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это не просто дань моде, а новый, ёмкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому.

В ходе реализации детских тематических проектов, успешно осуществляется комплексно – тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования СанПин, но емкой, что возможно, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество – это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединять различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагога, служит развитию креативного мышления.

О классификации проектов в ДОУ

В настоящее время проекты в дошкольных образовательных учреждениях различаются по тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские, по составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные, по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). В основе проекта лежит проблема, цель, вопрос, которые достигаются в процессе решения поставленных задач. И самое сложное, на наш взгляд, для педагога в проектной деятельности – это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом следует серьезно подумать на предварительном этапе работы.

Классификация проектов (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса)

Типы проектной деятельности по содержанию:

По составу участников:

По срокам реализации:

- Исследовательская проектная деятельность;

- Творческая проектная деятельность;

- Нормативная проектная деятельность (нормотворческая)

Ребенок и его семья;

Ребенок и природа;

Ребенок-общество и его культурные ценности;

Педагог–ребенок;

Педагог- родитель

Индивидуальный проект выполняется автономно;

Парный проект- осуществляется парой участников;

Групповой проект- осуществляется группой от 3 – 12 человек;

Коллективный – выполняется всем коллективом

Краткосрочные проекты (до 1 мес.);

Проекты средней продолжительности

(от 1,5 до 5 мес.);

Долгосрочные проекты

(от 6 мес. и более).

Исследовательский – это проект, основной целью которого являются выдвижение и проверка гипотезы.

Творческий – это проект, центром которого является творческий продукт: результат самореализации участников проектной группы.

Нормативный – это проект, основной целью которого является выработка детьми норм и правил поведения в детском саду.

Практико-ориентированный – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера (благоустройство группы, оформление и уход за клумбой).

Типы проектной деятельности по содержанию: (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса) [4]

Исследовательская проектная деятельность :

Обогащает знания детей;

Помогает объяснить ребенку то или иное явление;

Чаще всего носит индивидуальный характер;

Организатором проекта выступает ребенок.

Творческая проектная деятельность :

Ориентирована на создание нового творческого продукта;

Воспитатель и дети договариваются о форме представления результатов проекта;

Помогает дошкольнику развивать умение видеть позицию другого ребенка

Творческий проект по времени долгосрочный

Нормативная проектная деятельность :

Способствует созданию новых правил поведения в определенной ситуации;

Всегда инициируются педагогом;

Помогает снизить конфликтность между детьми в группе.

Этапы исследовательской проектной деятельности :

I этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке вопроса;

II этап –ребенок оформляет проект, родители оказывают помощь;

III этап – защита проекта вместе с родителями;

IV этап –организация выставки проектов в детском саду.

Этапы творческого проекта :

I этап – подготовительная работа (происходит выбор темы)

II этап- определяется мотив участников в предстоящей деятельности

III этап – дети высказывают свои идеи по реализации проекта

IV этап – дети зарисовывают свои идеи по реализации проекта

V этап – дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают сверстникам о том, что изображено на рисунках; выбор детьми одной идеи для реализации проекта;

VI этап- информирование родителей

VII этап – организация и проведение работы по реализации общего замысла

VIII этап - педагоги продумывают как представить полученный результат

IX этап – презентация продукта творческого проекта Этапы работы над нормативной проектной деятельностью :

I этап – воспитатель выявляет ситуации, с нежелательными формами поведения детей;

II этап – обсуждение вариантов поведения детей в данной ситуации;

III этап – дети изображают нежелательные последствия поведения;

IV этап – рассказ детей о своих рисунках, и тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация;

V этап – выбор одной идей в качестве правила поведения;

VI этап – дети зарисовывают правило, чтобы оно было понятно всем

VII этап - дети объясняют, что они нарисовали;

VIII этап - выполнение правила всеми детьми в группе.

Мл. возраст – поощрение исследовательского интереса. Средняя гр. Средняя гр., старшая гр., подготовительная гр. Средняя гр., старшая гр., подготовительная гр.

Метод проектов, по мнению исследователя Н. Ю. Пахомовой [14;10], также включает в себя несколько этапов, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в ДОО реализуется проектная деятельность :

1. Погружение в проект.

2. Организация деятельности.

3. Осуществление деятельности.

4. Презентация результатов.

Некоторые особенности проектной деятельности в группах младшего дошкольного возраста

Для детей младшего дошкольного возраста актуальны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с ними. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием: она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Таким образом, тематика краткосрочных проектов в младшей группе для детей четвертого года жизни может быть следующая [6;9] :

- Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).

- Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).

- Хлеб-соль (как с пользой для здоровья употреблять хлеб).

- Зонты и зонтики.

- Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).

- Такая разная обувь…

- Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).

- Такие разные машины…

- Любимая еда в детском саду и дома.

- Варим обед-накормим весь свет!

- Я катаюсь на качелях!

- Круглое, квадратное и треугольное!

- Эта книжечка моя!

- Снег, снежок, белая метелица!

- Наша елочка – красавица! Всем ребятам очень нравится!

- Мой веселый звонкий мяч! И т. д.

Автор пособия о проектной деятельности дошкольников В. А. Деркунская [6] предлагает рассматривать также коллекционирование, создание коллекций как продуктивную деятельность в рамках проектной деятельности. А именно: создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей - предметной и предметно – манипулятивной. Создание коллекций - это путь и возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, его разнообразных свойств и качеств, это знакомство с многообразием предметного мира в рамках одной темы или предмета. Учитывая возраст детей, их небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Именно такой подход позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителя с ребенком. [6;10].

Далее следуют теоретические обоснования и главы описанием нескольких образовательных историй, в которых автор аргументирует свою точку зрения. Так, под тематическим образовательным проектом она подразумевает отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. Эта работа основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей и не рассматривается как простое участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр. [10;4]

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [4, пункт 3.2.5 ФГОС ДО]. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2е изд., испр. – М. : Мозаика-синтез, 2014.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.

5. Гулидова Т. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. - Волгоград: Учитель 2015.

6. Деркунская В. А. Проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др. – М. : Просвещение, 2012.

7. Звонкин А. К. Малыши и математика. – М. : МЦНМО, МИОО, 2006.

10. Метод проектов в образовательной работе детского сада : пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017.

11. Нурдквист С. Как Финдус потерялся, когда был маленький. М. : Белая ворона, 2014.

12. Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) /авт. -сост. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.

13. Орлова А. Это грузовик, а это прицеп. М. : Росмен, 2015.

14. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. : АРКТИ, 2003.

15. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М. : Центр педагогического образования, 2016.

16. Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлева. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель.

17. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет/авт. -сост. Е. А. Румянцева. - Волгоград: Учитель, 2015.

18. Простые лабиринты. Кумон Тору, рабочая тетрадь. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

19. Тимофеевский А. П. Веселая геометрия для самых маленьких. М. : ИД КомпасГид, 2016

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Выступление на тему: «Метод проектов как эффективная форма работы по экологическому воспитанию" В современных условиях, когда происходит.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект в ДОУ – что это такое? Виды проектов, используемых в детском саду.

hello_html_m50641d68.jpg

I квалификационной категории

Сенина Юлия Викторовна

Что представляет собой проектная работа в детском саду?

Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности (среднесрочный) и долгосрочный).

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.

hello_html_68c4fbf1.jpg

Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

hello_html_46d2b454.jpg

Для воспитателей ДОУ, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, в таких методичках можно найти все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:

Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;

Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;

Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;

Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные

hello_html_m54845ded.jpg

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

Может показаться, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект - выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования

неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект - осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект - осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект - выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности - рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию); сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) - решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в детский сад домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего уха звучит очень серьезно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

hello_html_35eae4b1.jpg

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.


Ура, весна пришла! Я приветствую вас, дорогие друзья и поздравляю с началом нового этапа нашей жизни – теплого, солнечного и полного надежды. Как обычно, на дежурстве на блоге его хозяйка Сухих Татьяна. С приходом весны появилось и вдохновение что-то натворить! Пусть это будет нечто полезное, например, проект в ДОУ на какую-то нестандартную тему. Да, да, мы еще и проекты пишем с детьми, представляете?

Что представляет собой проектная работа в детском саду?

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и деток над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных деток.

почемучки

Активные родители вполне могут заниматься этим нехитрым делом и дома, я подробно опишу виды, темы, структуру. Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

пять п

Для воспитателей ДОУ, то есть дошкольного образовательного учреждения, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, такие методички – просто клад. Здесь есть все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике современных садиков мы используем такие виды проектов:

  • Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;
  • Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;
  • Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
  • Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные.

По времени реализации проекты бывают кратковременные (одно занятие), средней продолжительности (1-2 занятия) и долгосрочные (весь учебный год или полугодие).

виды

Может показаться, особенно родителям, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но, повторюсь, что дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в школу домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего постсоветского уха звучит очень серьезно и высокопарно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

проект

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

В чем, собственно, заключается работа над проектом?

Этапы работы над детским проектом в садике сводятся к подготовке со стороны воспитателя и реализации совместными усилиями взрослых и детей:

  • Определение целей и задач проекта – это работа воспитателя, который должен выбрать тему проекта так, чтобы с его помощью решить какую-то проблему. Например, дать малышам более глубокие знания о природном явлении (дождь, ветер) или закрепить названия дней недели, времен года, цветов и т.п.

Определив цель, воспитатель озвучивает ее перед детьми. Все вместе выбираем конечный продукт проекта – плакат, альбом, праздник, спектакль. Вид продукта зависит от вида проекта и целей, конечно. На этом этапе перед детьми стоят такие задачи: понять и войти в проблему, войти в игровую ситуацию (поскольку главный вид обучения в садике – игра).

Главное, что должен добиться воспитатель – пробудить активность у детей и нацелить их на поиск путей решения задачи. Например, мы хотим изучить больше названий цветочков. На первом этапе работы над проектом дети должны с помощью воспитателя включиться в реализацию проекта и представить конечный продукт, это может быть панно, букет бумажных цветов, аппликация, рисунок.

  • Работа над реализацией проекта: нужно совместными усилиями составить план работы, то есть мотивировать детей самостоятельно определить, как можно осуществить задуманное. К кому обратиться за помощью (к родителям, конечно), какие материалы использовать, где искать ответы на вопросы?

Ребята разбиваются на группы и распределяют задания между собой, с помощью воспитателя, естественно.

Реализуемые задачи на этом этапе – создать благоприятную обстановку для творческих поисков, приобщать детей к совместной деятельности, подталкивать к самостоятельному мышлению. В процессе планирования дети тренируют логическое мышление, вырабатывают смекалку.

  • Собственно, работа над практической реализацией задач проекта: в зависимости от цели, согласно плану шаг за шагом выполняем задания по проекту и оформляем конечный продукт, например, выставку. Проводим презентацию перед родителями или условными экспертами.
  • Подводим итоги: что получилось, не получилось. Это для воспитателя. Он для себя отмечает результативность проекта, намечает темы для дальнейших проектов.

Как выглядит проект на бумаге?

Понятно, что воспитатель обязательно должен знать, как писать проект, поскольку все, что мы делаем в группе, должно быть оформлено, так сказать документально.

Как я уже не раз говорила, чтобы упростить себе жизнь, логично сделать заготовку, шаблон и просто вписывать необходимую информацию.

проекты

Что обязательно должно быть написано в содержании проекта:

  • Название, тема, задачи, тип проекта. Здесь несложно: название созвучно с темой, а задачи выходят из темы. Но могут быть универсальные цели для всех проектов: социальное, познавательное, физическое, эстетическое развитие детей соответственно возраста. Типы проектов вы уже знаете;
  • Постановка проблемы: тоже зависит от темы проекта. Если это касается тематики Родины, то проблему можно сформулировать так: выяснить у детей, что такое Родина, что она значит для каждого человека. Можно обозначить, что наблюдается недостаточная осведомленность детей в этом вопросе и низкая заинтересованность родителей в формировании у деток патриотизма;
  • Мероприятия в рамках проекта: если проест краткосрочный, то записываем то, что планируем провести за одно занятие. Долгосрочные предполагают много разных мероприятий: занятия, беседы, консультации с родителями, экскурсии, чтение литературы, прикладная деятельность;
  • Ресурсы для реализации проекта: перечисляем методическую литературу, материалы методкабинета;
  • Форма конечного продукта: выставка, презентация, праздник, открытое занятие. Возможно, вы найдете инновационные формы продукта, что еще никто до вас не делал;
  • Аналитическая справка: написать анализ проблемы, коротко, мол, почему важна реализация данного проекта для каждого участника, для детей, родителей, воспитателя. Например, что сейчас происходит снижение патриотизма, потеря интереса к истории родины, истории своего рода и т.п. И вот проект даст осознание детям и взрослым своей причастности к своей родине;
  • Этапы реализации проекта: я уже писала об этом выше, повторять не стоит, думаю;
  • Результат проекта – исходит из целей и задач.

Что осталось за кадром?

На эту тему, о проектах, можно еще не один талмуд написать. Но в другой раз. Добавлю только, что хотелось бы, чтобы родители понимали: сегодня существует серьезная проблема у наших детей. Это низкая коммуникабельность, нелюбознательность, несамостоятельность, пассивность. Наша с вами главнейшая задача – научить детей общаться, взаимодействовать с другими людьми, самостоятельно искать выход из любой ситуации, уметь действовать адекватно ситуации.

Мы в детском саду пытаемся всеми силами подготовить деток к непростому периоду школьной жизни. Вы сами понимаете, насколько трудно детям в современной школе, учитывая возросшее число детей с психологическими проблемами, а также огромную нагрузку образовательной далеко не идеальной системы.

Так вот, проекты – это одна из наиболее эффективных форм подготовки детей к обучению в начальной школе. Мы формируем таким образом достаточный уровень развития психических процессов, это касается и произвольности поведения, эмоционально-мотивационной готовности к школе, наличия высокого уровня коммуникативных навыков.

Именно психологическая подготовка к школе наиболее ценное приобретение, если можно так сказать, которое получает ребенок в садике.

Читайте также: