Школьная библиотека как пространство и место встречи коллективное использование обсуждение

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 202 0

БИБЛИОТЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ:

КУРС НА ЧИТАТЕЛЯ

Педагог-библиотекарь Джураева Светлана Михайловна,

педагог-библиотекарь Соловьёва Людмила Леонидовна

Безусловно, главное для каждого ученика в школе – это получение знаний, качественного образования. Учеными-педагогами было выявлено около 200 факторов, влияющих на успеваемость учащихся. Это здоровье, семья, друзья, личность педагога и др. Но самым главным фактором является чтение. Именно от этого зависит, насколько ребенок сможет освоить основную образовательную программу.

1 шаг – чтение на всех уроках.

2 шаг – чтение во внеурочной деятельности.

3 шаг – организация пространства чтения.

4 шаг – школа плюс семья – читаем вместе.

5 шаг – внутрифирменная команда (т.е. главное – это взаимодействие!).

Только усилиями всех – детей, родителей, педагогов, библиотекарей можно достигнуть результата, создать читающую школу!

Главная наша цель: создание условий для популяризации чтения среди обучающихся, педагогов-библиотекарей, родителей, педагогов начального, среднего и старшего звена. Библиотека развивается, преобразовываясь в информационно-библиотечный центр, где:

Главным результатом работы является повышение престижа чтения – количество читателей в библиотеке значительно возросло, в среднем за месяц в библиотеке работает 800 читателей.

Основная цель, которую мы для себя ставим при реализации данного проекта, – это организация диалога между педагогами, библиотекарем, учащимися и родителями: они не просто пассивные участники, а вовлечены в активное взаимодействие.

Итак, чтение через уроки и внеурочную деятельность:

- чтение – основа информационной грамотности. Это и есть эффективное чтение.

- эффективное чтение – это вдумчивое, осмысленное чтение.

- главное – вооружить ребенка приемами поиска полезной информации.

Наша задача – организовать пространство для чтения не только в библиотеке, но и в классе, рекреациях, столовой. Решить эту задачу помогает буккроссинг. Ребята обмениваются своими любимыми книгами. Полочки буккроссинга есть в классах, в библиотеке, в рекреациях и даже в столовой. Очень радует, что традиция дать почитать понравившуюся книгу приживается в гимназии.

В апреле и сентябре 2019 года в нашей гимназии прошли очень интересные встречи с детским писателем – Сергеем Петровичем Ореховым, который провел более 30 встреч с ребятами нашей гимназии. Писатель читал свои сказки и баллады в стихах, рассказывал о создании книг, интересно беседовал с ребятами на разные темы.

Библиотека – это часть исследовательского пространства. Мы активно помогаем ребятам в их проектной деятельности. Особенно в поиске информации из традиционных источников и с помощью Интернет-ресурсов. Защита работ по проектам также часто проходит в библиотеке. Педагоги-библиотекари становятся руководителями проектов обучающихся.

Информационное пространство XXI века, крайне сложное, изменчивое и крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решает и школьная библиотека.

В школьных библиотеках на перемене и после уроков всегда многолюдно. В читальном зале учащиеся занимаются самообразованием, готовятся к докладам, рефератам, выступлениям по различным предметам, работают со справочной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями.

Не стоит забывать о комфортной среде библиотеки. Ведь именно от этого зависит, захочет ли ребенок прийти сюда еще раз. Забота об интерьере библиотеки - не самоцель, а уважение к личности ребенка и взрослого. Комфортная среда библиотеки - это и открытый доступ, цветы и эстетично оформленные выставки, на которых стоят лучшие, самые красочные книги. Современные школьные библиотеки, в частности библиотека МБОУ СОШ № 24, - это не только место, куда ребята приходят за знаниями, информацией, но и любимое место общения.

Главная цель работы школьной библиотеки – создание условий для развития навыков чтения, запоминания, повышения уровня грамотности учащихся. Для этого используются различные формы библиотечной работы:

массовые мероприятия, книжные выставки, библиотечные уроки, и, конечно же, индивидуальная работа с читателями.

На примере положительных литературных героев, мы, библиотекари, воспитываем лучшие нравственные качества личности.

Крылатые библейские выражения, заимствованные из Библии или связанные с библейскими сюжетами, существуют всюду, где Библия стала частью культуры.

Чтобы массовое мероприятие прошло интересно, к нему необходимо создать мультимедийную презентацию, она заменит не только выставку, но позволит провести встречу с читателями в новой и современной форме.

К каждому библиотечному мероприятию создаются презентации, где раскрывается содержание и цель проведения встречи с читателями. Поэтому накопилось достаточное количество уроков-презентаций, посвящённых творчеству детских писателей и поэтов, например, Х.Г. Андерсена, П. Бажова, А. Волкова, В. Драгунского, Б. Заходера, С.Я. Маршака, Е. Чарушина и мн. др.

Одной из важнейших задач, поставленных перед современными школьными библиотеками, является обучение учащихся информационной грамотности.

Информационные грамотность - это не только компьютеры и не только овладение новыми техническими средствами. Информационная грамотность - это умение оперировать любой информацией.

Вот почему особое значение приобретают библиотечные уроки, на которых нам, библиотекарям, предоставляется уникальная возможность научить детей грамотно использовать полученную информацию.

А самое главное, на празднике дети узнают о правильном обращении с книгой. Каждому читателю Карлсон вручает памятку, в которой изложены основные правила пользования. На уроке технологии ученики переделывают её в закладку для книг и она всегда будет им напоминать О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К КНИГЕ.

После знакомства с библиотекой на протяжении всей начальной школы дети посещают библиотечные уроки:

Пользователи библиотеки знакомятся с правилами расстановки фонда, что и где нужно искать, на что обращать внимание при выборе книги - автор, жанр произведения, аннотация.

Дети знакомятся с историей создания книг: от изобретения бумаги в Китае до появления первых печатных станков. С помощью презентации, учащиеся видят, как выглядели первые книги: в позолоченных форзацах, украшенные драгоценными камнями, узнают о первопечатниках Руси – И. Фёдорове и П. Мстиславце. Для закрепления услышанного материала учащимся предлагается игра – разгадывание кроссвордов.

Пробудить у ребенка интерес к книге, открыть её юному читателю - одна из главных задач выставочной работы в школьной библиотеке.

Необходимо сказать о нашей самой главной, пожалуй, самой незаметной, ежедневной работе – это индивидуальная работа с читателем. Ведь именно она является основополагающей в библиотечном деле. Благодаря различным методам индивидуальной работы: беседы о прочитанной книге и во время выдачи литературы, рекомендации прочесть ту или иную книгу, тематические подбор литературы, мы знакомимся с юным читателем, узнаем его вкусы и интересы.

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

В презентации рассказывается о том, что в связи с модернизацией современной школы, созданием и развитием единого информационного пространства страны потребовались соответствующие преобразования и в деятельности школьных библиотек. Все школьные библиотеки страны ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования. Как этого добиться в условиях сельской школы автор попыталась представить в презентации.

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирикчульская средняя общеобразовательная школа Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы Подготовила: Филатова Елена Петровна Бирикчуль 2013

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

То есть сегодня конкретно определена структура фонда библиотеки, а именно:  бумажные источники информации (книги, газеты, журналы);  электронные документы;  документы, записанные на видео и аудио­носителях. Из вышеописанных целей и задач вытекают основные функции нашей школьной библиотеки, но на сегодняшний день за библиотекой закрепляется еще одна очень важная функция: библиотекарь обязан помогать учителям, учащимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника. Таким образом, библиотека сегодня является очень важным, емким структурным создании первостепенную роль подразделением ОУ, информационного пространства школы. играющим в

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Наша школьная библиотека становятся не просто хранителем печатных и создающей других материалов, определённые информационно­библиотечные ресурсы (памятки, буклеты, мероприятия с использованием ИКТ и др.). информационной но системой, Использование средств ИКТ возможно для проведения библиотечно­ библиографических уроков, бесед, и других библиотечных мероприятий. Необходимо отметить, что в данном случае компьютер не заменит книгу. Использовать презентации можно только в качестве демонстрационно­ сопровождающего материала или фрагмента, а традиционная работа с книгой должна оставаться. Использование презентационных выступлений позволяет сделать мероприятия ярче, акцентировать внимание читателей.

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

частью используется Так как библиотека оснащена компьютером, она является информационно­образовательного составной для пространства школы. Компьютер просмотра дисков, составления отчетов, планов, создания презентаций, памяток, буклетов, сценариев к различным мероприятиям. В фонде библиотеки имеются различные наименования электронных образовательных изданий. Эти издания и учениками школы в учебной деятельности. учителями­предметниками используются

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

На базе нашей школьной библиотеки был создан школьный пункт обмена учебниками, который начинает свою работу по окончании учебного года

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Роль и место школьной библиотеки в информационном пространстве школы

Не понятно человеку – он идет в библиотеку Интересно человеку – он идет в библиотеку, Что – то важно человеку – он идет в библиотеку! Спасибо за внимание. Творческих вам успехов и удач!

Конференции IASL 2015 - "Школьные библиотеки рулят: живя ими, обучаясь в них, любя их"


Предлагаем вашему вниманию обзор опубликованной информации о предстоящей конференции IASL 2015 переведенной с английского, чтобы быть в курсе мировых тенденций в библиотечном деле.

Конференция IASL 2015
28 июня - 2 июля 2015 года, Маастрихт, Нидерланды

Главная тема конференции 2015 - "Школьные библиотеки рулят: живя ими, обучаясь в них, любя их"

  1. Школьная библиотека как пространство и место: встречи, коллективное использование, обсуждение. Совместное обучение и рост.
  2. Школьная библиотека как среда обучения: постоянный доступ (24/7) к материалам, ресурсам, педагогам, электронной учебной среде и многому другому.
  3. Школьная библиотека как лаборатория: практический опыт и открытия в области науки, искусства и медиа-образования.
  4. Школьная библиотека как окно в мир: чтение, грамотность и общение.

Цели и масштаб Конференции.

В последние десятилетия технический прогресс резко изменил образовательный процесс и библиотеки. Во многих школах в классах и кабинетах имеются самые современные технологии. Но там, похоже, отсутствует целостное представление о функции школьной библиотеки и преподавании информационной и медиа грамотности. Акцент в преподавании изменился в сторону совместной работы и обучения. В связи с этим, чрезвычайно важными являются основной посыл и ответная реакция от учащихся. Школьная библиотека предоставляет отличную возможность подготовить следующее поколение для общества, новая основа которого – устойчивое развитие, технологии и взаимное сотрудничество. Учителя, школьные библиотекари и руководители, исследователи и другие заинтересованные лица из многих стран мира обмениваются информацией, результатами научно-исследовательских работ, изучениями конкретных примеров и материалами, подкрепленными фактическими данными о роли библиотек в образовании.

В этот день вы узнаете, как планировать эффективное обучение. Программа представляет собой сочетание теории, практики и активного обучения, а так же отзывов экспертов сфере образовательного планирования.

Докторский форум

Основной целью этого дня является обеспечение студентов-аспирантов и других исследователей платформой для обсуждения и демонстрации своих исследовательских проектов. Старшим научным сотрудникам, а также коллегам-аспирантам будет обеспечена обратная связь.
Докторский форум - это отличная возможность для аспирантов и других исследователей, только начинающих свою карьеру в области школьных библиотек или информационной грамотности, получить большое количество отзывов о своей работе. Участникам будет предложено заранее представить краткий план своих исследований.

Основные докладчики:

Гарри Бейкер (Harry Baker) - один из самых ярких выступающих поэтов, который вышел на сцену за последние несколько лет. Гарри - это чемпион поэзии слэм и вдохновение для зрителей всего мира через уникальный стиль изложения и мастерство устной речи. Сказать, что он специалист по словоупотреблению, значит не сказать ничего. Гарри работал в основном для старших школьников, а сейчас также выступает для учеников из начальных и средних школ и может сделать стилевые презентации для всех школ, сопроводив их семинарами.

Джеймс Генри (James Henri)-профессор и президент Фонда Веб-образования (Гонконг) и консультант семейного Фонда Чен Йет-Сен (Гонконг) в сфере развития школьных библиотек и чтения на всей территории Китая, включая разработку и воплощение первого диплома специалиста для учителя библиотечного дела в этой стране. Джеймс работал в сфере образования и библиотечного дела на протяжении более чем 35 лет. Его научные статьи публиковались во многих странах мира. С 1985 года стал авторитетным специалистом, приглашаемым для чтения цикла лекций в университетах, консультантом и лектором международного класса.
Ранее Джеймс был профессором Гонконгского университета и заместителем декана в Университете им.Чарльза Стерта, Австралия. Джеймс был ответственным за проектирование и внедрение программ мирового класса в этих университетах.
В 2010 году Джеймс принял краткосрочное назначение на должность директора библиотек Высшей школы при Университете Хобарта, где он приступил к новой цели – строительству библиотеки.
Джеймс является лауреатом многочисленных премий, в том числе Австралийской школьной библиотечной ассоциации. Он является бывшим президентом Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) и бывшим председателем школьной секции Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA).

Д-р Росс Тодд, доцент Школы коммуникации и информации в Рутгерском университете. Он отвечает за специализацию школьных библиотекарей в рамках программы MLIS. Он является директором Центра международного образования по школьному библиотековедению (CiSSL) при Рутгерском университете. Его научная работа в первую очередь ориентируется на понимание того, как дети учатся и создают новые знания из полученной информации; каким образом школьные библиотекари и учителя могут более эффективно помогать школьникам в их обучении; и как развитие информационных и критически важных навыков через управляемый запрос и конструктивистские методы обучения дает глубокие знания и глубокое понимание.

Библиотечное дело на сегодняшний день претерпевает сильные изменения. Это связано с увеличением потока информации, которая требуется современному человеку, а также расширением способов её получения. Бумажные источники утрачивают монополию, им на смену приходят электронные ресурсы, и их освоение становится первостепенным.

Библиотека всегда была привлекательным местом для школьников, однако следует идти в ногу со временем. Чтобы не только привлечь детей, но и удержать их внимание, она должна стать не просто местом хранения книг, но и той областью, в которой возможно реализовать большинство потребностей: от поиска информации до общения с единомышленниками.

Основной целью, которую преследует библиотека, является стимулирование у детей интереса к чтению, желания приобщиться к мировым источникам литературы. Для этого в современной библиотеке могут проводиться следующие мероприятия:

Популяризация современных авторов.

Организация различных форм досуга.

Инсталляции и фотозоны.

Обеспечение доступа к электронным ресурсам.

Тематические выставки являются традиционными формами работы для библиотек, и привлечение читателей посредством книжных новинок может быть эффективным приёмом и сегодня. Чтобы заинтересовать подрастающее поколение читателей, нужны книги, ориентированные на современные, актуальные вопросы, поэтому организация соответствующих выставок должна быть продумана согласно возрасту детей.

Для учащихся важно приобретение позитивного опыта, связанного со школьными мероприятиями. В этом отношении библиотека является уникальным пространством, в котором можно организовать несколько зон в пространстве одного помещения с применением разнообразных форм отдыха. Это могут быть территории творчества, игровые и развлекательные зоны, интерактивные занятия, кинопоказы.

Как и в любом публичном месте, в библиотеке должны присутствовать эстетически привлекательно оформленные актуальные инсталляции, пространственно-художественные композиции, а также зоны, где посетители смогут сделать фотографию во время мероприятия или даже провести фотосессию. Для этого будут полезны локации с интересным и меняющимся интерьером.

Время, которое можно провести в библиотеке, у школьников весьма ограничено. При этом часто всю необходимую информацию можно найти, не вставая из-за парты. Библиотека, которая обеспечит быстрый и доступный поиск нужного источника, станет ценным информационным ресурсом. В век цифровых технологий важно соответствовать появляющимся запросам и предлагать актуальные решения.

Отдельным пунктом следует обговорить территориальную пригодность библиотечного пространства для использования школьниками. Это касается освещения, расположения стеллажей, комфортности окружающего пространства в целом. При наличии шумных и тихих зон школьникам будет легче найти место для активного общения и для спокойного, вдумчивого чтения книг.

Условно библиотечное пространство можно поделить на несколько зон:

читальный зал, где дети могут записаться в библиотеку, получить и отдать книги, взять и почитать книгу или журнал с открытых полок, отдохнуть, пообщаться с другими читателями;

зоны для разных возрастов: с мягкими игрушками и настольными играми для детей младших классов, с литературными произведениями и первоисточниками для детей старшего возраста;

компьютерная зона, в которой можно найти, скачать, распечатать нужный материал, послушать аудиокнигу, поработать над презентацией вместе с одноклассниками;

зона массовых мероприятий, коллективных встреч и обсуждений, творческих конкурсов, выставок и популярных инсталляций, в которой можно также организовать обмен книгами – буккроссинг.

Грамотное зонирование способно сделать библиотечное пространство современным, привлекательным и интересным для школьников, использовать его с максимальной продуктивностью. Здесь важны расстановка стеллажей, мебели, столов для чтения, выставочных витрин, досок с объявлениями и мягкой мебели, кресел для читателей, а также приятная для глаз цветовая гамма и хорошее освещение.

Читающий ребёнок является важным индикатором развития общества, и библиотека в этом плане становится тем местом, где могут реализоваться самые подходящие модели поведения для школьников разного возраста. Библиотека учит ценить информацию, уважать литературу и правильно обращаться со временем.

Читайте также: