Проекты по профилактике курения в школе

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хлеборобная средняя общеобразовательная школа №5

Пропаганда здорового образа жизни

Социальный проект

«Проблема табакокурения в школе

Ученики 10 класса:

Семенец Кристина, Хомутов Владислав,

Хомутов Вячеслав, Запорожцев Андрей

Актуальность проблемы

В последнее время проблема курения в современном мире является одной из самых острых. Общий возраст курильщика с 6 лет и выше. Курение – это проблема не только для одного человека, но и для окружающих его людей. Если рассмотреть проблему в масштабах страны, то курение несет опасность для здоровья нации.

В странах с высокими доходами в течение последних десятилетий распространенность курения уменьшилась. В странах с низким и средним уровнем дохода количество курильщиков увеличилось.

По сравнению с другими видами рискованного поведения, риск преждевременной смерти в результате курения является исключительно высоким. Ранняя смерть среди курильщиков в18 раз выше, чем среди некурящих людей. Половина умирают от болезней, связанных с курением. При этом, четвертая часть курильщиков умирает в продуктивном среднем возрасте, теряя 20-25 лет своей жизни. В России курит не большая часть населения, а только половина мужчин и десятая часть женщин, детей и подростков. Доля курящих граждан в России за 2016 год опустилась до семилетнего минимума и в настоящее время составляет 31% россиян, однако есть те, кто не изменил этой привычке и стал курить даже более активно, чем прежде (16%), следует из опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире. К 2030 году эта пропорция составит один из шести, или 10 миллионов случаев смерти в год – больше, чем по любой другой отдельной причине.

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез. В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма человека вещества. Общее количество их около 400, самым вредным из них является никотин.

Курение и молодежь – очень серьезная проблема. Большинство людей начинают курить в школьном возрасте, особенно дети из социально-неблагополучных семей, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости.

Таким образом, у нас возникла идея создания социального проекта по проблеме табакокурения в нашей школе. Для создания проекта мы провели исследование в нашей школе, а также множество различных мероприятий по этой теме.

Цель проекта: выявление проблемы курения в школе среди учащихся, разработка возможного пути решения.

Проведение анкетирования среди учащихся 5-9 классов и обработка данных;

Донести до учеников школы проблему с помощью информационной газеты и листовок; рисунков, демонстрирующих вред курения;

Провести мероприятия, направленные на профилактику табакокурения.

Объект исследования:

Методы и приемы исследования: анкетирование, опрос, анализ документов, проведение классных часов, акций, игр, спортивных соревнований.

Ожидаемые результаты:

В ходе данных мероприятий учащимся предлагается познакомиться с историей возникновения табака, узнать о пагубном воздействии никотина на организм. Пробудить в ребятах отвращение к курению и предотвратить начало их пагубной привычки.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 уч.год

2.Участники проекта:

Отряд волонтеров ( 10 кл.). Участие в проекте добровольное.

3.Пути решения проекта:

Вся работа начиналась с анкетирования учащихся для выяснения существования у нас в школе такой проблемы. Когда результаты анкеты показали, что такая проблема имеет место в школе, мы разработали план работы, направленный на здоровый образ жизни учащихся. Намеченные мероприятия распределили на весь учебный год. В течение года было проведено следующее: игры и упражнения, знакомство с историей появления табака и с влиянием его на организм человека как на физическое, так и на психическое состояние, создание плакатов, рисунков, спортивные соревнования, просмотр фильмов по данной тематике, викторины, зарядки и др.

Считаем, что проделанная нами работа не пройдет мимо учащихся, которые никогда не курили, мимо тех, кто уже пробовал курить или курит, и, конечно, они сделают необходимые для себя выводы.

4. История. Табак завоевывает мир

Известно, что табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображением курящих людей, все же до открытия Колумба табак в старом свете не знали. История приобщения европейцев к курению началась так.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, но при этом на табак ввел большую пошлину.

Быстро и широко распространившийся по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории.

5. Медики о вреде курения

Птицы (воробьи и голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20 -25 сигарет (в одной сигарете содержится 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Каковы же последствия влияния никотина на организм человека?

Заболевания, развивающиеся при табакокурении

А. Легкое курильщика

Кашель, одышка, образование и выделение мокроты – начальные симптомы хронического бронхита курильщика.

Б. Грудная и брюшная полости (открыты при вскрытии трупа)

Легкие в груди имеют нормальный розовый цвет. Этот человек, никогда не курил и никогда не позволял курение на своем рабочем месте.

В. Грудная и брюшная полости (открыты при вскрытии трупа)

Грудная клетка вскрыта, чтобы показать многочисленные буллы на поверхности легких у пациента, умершего с эмфиземой, которая является последствием курения.

Г. Рак легких

Факторы риск – курение (пачка в день – увеличивается риск возникновения рака легких в 10 раз и более).

6.Какой вред от курения получают подростки

Подростковое курение считается одной из главных социальных бед современной России.

30 % учащихся средней школы пробовали сигареты

50 % подростков продолжают употреблять сигареты

40 % девушек регулярно курят

Какой еще вред приносит курение? Оно подавляет физическое развитие. Воздействие вредных веществ разрушает легкие и сердечно-сосудистую систему, провоцирует одышку и кашель. Никотин приводит к раннему старению сердечной мышцы.

Гормональные взрывы делают уязвимой половую систему, поэтому злоупотребление табаком в этот период приводит подростка к невозможности появления потомства в будущем. 96 % выкидышей и 31 % недоношенных детей — результаты раннего приобщения к сигаретам.

Вред курения заключается в торможении интеллектуального развития, отрицательном влиянии на память и мышление. В то же время подростка может ввести в заблуждение ложная информация из уст сверстников о пользе сигарет.

7. Как борются с курением в мире

В 1999 году Европарламент утвердил директивы, приводящие к снижению табакокурения. Законы, ограничивающие производство и продажу табака, уже работают во всем мире.

Когда в США начался бум борьбы с курением, табачные компании потеряли более 35 миллионов клиентов.

Западные табачные компании, которые потеряли рынки сбыта у себя дома, ведут борьбу за право владения пространством России.

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы и дальнейшую перспективу", разработанная Минздравом России, предусматривает, в частности, полный запрет на продажу табака после 2033 года людям, родившимся в 2015 году и позднее, запрет на курение кальянов в кафе и ресторанах, возможное увеличение продолжительности рабочего дня курильщика. Проект документа пока не был официально опубликован, однако ТАСС удалось ознакомиться с ним.

"Это рабочий документ, который еще будет обсуждаться на экспертном совете в Госдуме. Там очень многие вещи очень правильные предложены", - сообщил ТАСС первый зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.

Ряд мер, такие как введение дополнительной предупреждающей маркировки на сигаретных пачках и на самих сигаретах, унификация упаковки табачной продукции, увеличение числа мест, свободных от табака, поддержали все эксперты. Некоторые предложения Минздрава РФ показались им дискуссионными.

"Борьба с привычками - это дело не одного года, и соответственно для того, чтобы полностью победить табакозависимость, нужно что-то предложить взамен, потому что у организма есть определенные механизмы, которые адаптированы под табакокурение. Эту привычку нужно каким-то образом компенсировать. Здесь должна быть очень хорошая большая работа", - рассказал ТАСС руководитель лаборатории по разработке междисциплинарного подхода в профилактике хронических неинфекционных заболеваний ФГБУ "ГНИЦ профилактической медицины" Минздрава РФ Мехман Мамедов.

Дискриминация взрослых

Одним из самых обсуждаемых предложений стала идея Минздрава запретить продажу сигарет и табачной продукции людям, рожденным после 2015 года даже после достижения ими совершеннолетия в 2033 году.

Правда, существует реклама и другого рода – угроза рака, ампутированные ноги, кампании против зловонного дыхания, – но в действительности она не останавливает курильщиков. Конечно, по логике, должна бы, но на деле этого не происходит. Все эти кампании даже не в состоянии уберечь от курения подростков.

8. Как борются с курением в нашей школе

Обработка данных анкеты.

Всего было опрошено 50 учащихся. Из них юношей 23 и девушек 27.

9. Итоги анкетирования

2.Дети занимаются в свободное время:

Смотрят телевизор – 17 ч.;
Любят читать – 8 ч.;
Любят слушать музыку – 26 ч.;
Встречаются с друзьями – 14 ч.;
Ходят в театр – 0 ч.;
Играют в компьютер – 9 ч.

3.Курение опасно если.

5 человек согласны с высказыванием, что курение опасно только в том случае, если человек выкуривает в день больше одной сигареты.
7 человек считают, что опасность курения значительно снижается, если использовать качественные сигареты с фильтром.
22 человека считают, что сигаретный дым причиняет вред не только курящим, но и тем, кто находится с ним в одной комнате.
26 ребят думают, что не стоит даже пробовать курить.

4. Как вы считаете, почему современные подростки начинают курить?

Считают, что это не причинит вреда их здоровью – 10 ч.;
Поддаются влиянию друзей – 13 ч.;
Не знают, как отказать предлагающему – 7 ч.;
Считают, что так принято в их компании, не хотят выделяться – 5 ч.;
Думают, что это престижно – 13ч.;
Затрудняются ответить – 0 ч.;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экологический проект:

Проект выполнили

учащиеся 9 класса:

Руководитель проекта :

Авозьян Ольга Владимировна

Сценарий проекта.

Мамы и папы,
Бабушки и дедушки,
Юноши и девушки,
И даже малыши!
Мы хотим Вам предложить
Без куренья жизнь прожить.
Быть здоровым так легко:
Соки пить и молоко,
Заниматься физкультурой,
Музыкой, литературой,
Жить, мечтать, творить, любить
И, конечно, не курить.
Словно трубы не дымите,
Мы Вас просим: НЕ КУРИТЕ.

Актуальность проекта:

Таким образом, у нас возникла идея создания экологического проекта по проблеме курения в нашей школе. Мы запланировали исследование, а также множество различных мероприятий по этой теме, которые проведут ребята, составляющие проект, совместно с педагогом.

Вся работа над проектом началась с анонимного опроса учащихся 6-9 классов и жителей поселка для доказательства существования такой проблемы в обществе. Результаты опроса доказали, что такая проблема имеет место быть. В школе было опрошено – 65 учеников, из которых 50 парней и 15 девушек. Из опрошенных учащихся оказалось, что 10 человек - курящие. Из них 4 девушки.

Учащиеся отметили, что чаще всего подростки начинают курить за компанию (10 учащихся), приобщиться к взрослой жизни (25 учащихся), от нечего делать (15 учащийся), модно (9) учащихся, баловство (6 учащихся).

На собрании в 9 классе (самый некурящий класс), было решено активизировать работу по профилактике курения и формированию здорового образа жизни. Выбрались 3 добровольца на участие в создании и реализации проекта. Мы разработали план работы, направленный на здоровый образ жизни учащихся и призванный прививать желание общения с природой. Намеченные мероприятия распределили на срок с 01. 02. 2017 г. по 31.05.2017 г.

Цель проекта: борьба с ранним курением среди учащихся и пропаганда здорового образа жизни.

Задачи проекта:

Провести опрос среди учеников 6 – 9 класса и жителей нашего поселка;

Донести до учеников школы проблему с помощью рисунков;

Провести мероприятия, направленные на профилактику курения;

Вовлечь в антиникотиновые мероприятия школьников всех возрастов;

Предложить альтернативы курению.

Гипотеза проекта:

профилактическая работа в школе снижает процент курящих школьников

Формы проведения мероприятий (Таблица 1):

Викторины и анкетирования;

Просмотр видеороликов и фильмов о вреде курения;

Конкурсы рисунков, выставка;

Спортивные мероприятия и праздники, направленные на укрепление здоровья детей.

Предполагаемый результат:

снижение процента курящих школьников;

активизация личного участия в пропаганде здорового образа жизни;

пробуждение в душе учащегося ответственности за физическое и моральное здоровье своего социума.

Считаем, что запланированная нами работа не пройдет даром для учащихся, которые никогда не курили, для тех, кто уже пробовал курить или курит, и, конечно, они сделают необходимые для себя выводы.

На 1-ом этапе мы:

Информировали участников образовательного процесса и общественности о реализации проекта;

Создали инициативную группу;

Разработали план действий;

Определили цели и задачи;

Опросили жителей поселка и учащихся нашей школы.

На 2-ом этапе мы планируем

Разработать и провести ряд мероприятий для учащихся нашей школы;

Провести анонимное анкетирование учащихся 5 – 9 классов;

Обработать результаты и подвести итог работы.

Таблица 1 с указанием мероприятий, направленных на борьбу с курением в школе.

Название мероприятия

Классные часы, диспуты

Анкетирование

Видеоролики, фильмы

Конкурс рисунков, выставка

Спортивные мероприятия, праздники

Проектная деятельность. Профилактика курения у обучающихся.

Актуальность проблемы профилактической работы по предотвращению потребления ПАВ (табака)

Употребление табака широко распространено во всем мире. Примером признания значимости этой проблемы в национальном масштабе может служить тот факт, что Европейский союз (ЕС) сделал борьбу против курения одним из основных приоритетов общественного здравоохранения. В 2002 году в рамках усиления всесторонней и многосекторальной политики борьбы против табака в ЕС начали проведение важной общественной компании против курения, нацеленной на подростков.

По информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно.

Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

Среди обучающихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.

Как сообщает Роспотребнадзор, в России курение является самой распространенной вредной привычкой, в стране в настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин.

Самыми беззащитными пассивными курильщиками являются, конечно же, дети. В семьях, где родители постоянно дымят, дети в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, они бывают крайне раздражительными, а порой и страдают умственной отсталостью.

К подростковому возрасту активно курит уже больше половины подростков обоих полов. Мальчиков по традиции больше — до 67 процентов, но и девочки от них в последнее время почти не отстают. Процент курильщиц среди несовершеннолетних достигает 55 процентов.

Таким образом, высокая распространенность курения, сохраняющаяся негативная динамика роста процента курящих подростков, отсутствие адекватной помощи лицам, желающим бросить курить, делает вопросы эффективной профилактики и лечения табакокурения среди подростков чрезвычайно актуальными. Решение данной проблемы требует экстренного вмешательства и консолидации сил, как со стороны заинтересованных органов высшей государственной власти, так и со стороны тех учреждений образования и здравоохранения, которые в силу своего предназначения должны заниматься лечебно-профилактической работой.

Не смотря на активную работу по привитию навыков здорового образа жизни, в школах проблема табакокурения остается актуальной. Факторов, способствующих началу курения очень много. Например, в малообеспеченных семьях курят больше, и это уже общепринятый факт.

Одной из причин начала курения является также попытка подражания курящим родителям и родственникам. Немаловажную роль играют также курящие друзья. Плюс ко всему, если подросток попадает в курящую среду сверстников, то вероятность того, что он тоже начнет курить, резко увеличивается.

Расстаться с привычкой к курению не так просто. Необходима программа профилактики детского и подросткового табакокурения. Программа должна показывать преимущества здорового образа жизни. Давно доказана неэффективность только информационных программ о вреде курения. Так, например, лекцию о вреде курения конструктивно воспринимают не более 5-6 процентов слушателей. Поэтому необходима комплексная программа профилактики курения в школе, которая включает ролевые игры, дискуссии, викторины, активное привлечение родителей и другое. Необходимо не только проводить профилактику курения, но и оказывать помощь в отказе от этой привычки.

Кроме того, хотелось бы сказать, что необходимо изменение отношения населения к такой вредной привычке, как курение. Весьма показательно, что только 15 процентов окружения курящих подростков оказывают на них прямое давление с целью прекращения курения.

Только совместными усилиями государственных и общественных организаций, сотрудников здравоохранения и образования возможно решить проблему эпидемии табакокурения населения и прежде всего – детей.

Цели и задачи проекта

Цели проекта :

повышение восприимчивости учащихся к негативным последствиям курения;

укрепление и сохранения здоровья детей, мотивация детей на формирование здоровых привычек и осознанного выбора здорового образа жизни и ответственности за свой выбор;

повышение роли и ответственности семьи в профилактике табакокурения.

Задачи проекта :

1. Предупредить возникновение у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

2. Систематизировать совместную работу с органами системы профилактики ПАВ;

3. Организовать совместную направленную деятельность педагогов и родителей в ходе реализации программы;

4. Обеспечить условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;

5. Создать информационное поле по профилактике ПАВ.

6. Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах предупреждения и борьбы с курением обучающихся;

7. Оказать практическую помощь родителям в осуществлении профилактики табакокурения;

8. Формировать у обучающихся через цикл внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человек и здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

9. Развить стратегию и навыки поведения, ведущих к здоровью и препятствующих табакокурению.

Принципы реализации проекта

Разработанный профилактический проект опирается на следующие принципы:

1. Принцип системности – разработка и проведение профилактических мероприятий происходит исходя из системного анализа ситуации с табакокурением в школе.

2. Комплексность – в реализации профилактических мероприятий принимают участие все необходимые для их успешной реализации специалисты. Комплексный подход учебного заведения, правоохранительного органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин способствующих асоциальному поведению детей и подростков

3. Преемственность – каждый этап профилактической программы является продолжением предыдущего, исправляя недочеты и дополняя его новыми мероприятиями.

4. Принцип учета возрастных особенностей.

5. Принцип формирования у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

6. Принцип тесного, согласованного взаимодействия педагогов, родителей.

7. Принцип последовательности.

8. Принцип гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребёнка, приоритетности отношений к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства (В основе лежат принципы гуманистической педагоги и психологической провозглашённости О. С. Газман, А. Маслоу).

9. Акцентирование на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;

10. Открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе; повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Поставленные задачи решаются в рамках 3-х направлений:

• диагностическо – мониторинговое направление – для выявления у подростков динамики уровня сформированности ценности здорового образа жизни, а также выявления у педагогов уровня готовности к проведению профилактической работы с подростками;

• информационно – предполагающее направление - проведение тематических родительских семинаров с целью повышения родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков, научно-методические рекомендации; индивидуальное консультирование родителей, педагогов и подростков;

• организационно-деятельностное направление – предусматривающее комплекс мер по формированию среди подростков ценности здорового образа жизни, по обоснованию вреда, наносимого психоактивными веществами, по включению подростков в социально-значимую и обучающую деятельность, а именно:

тщательный отбор содержания профилактических мероприятий, раскрывающих ценность здорового образа жизни с учётом возрастных и психологических особенностей подростков;

организацию массового здорового досуга подростков, привлечение общественного внимания к проблеме предупреждения детского и подросткового табакокурения; привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

организацию подросткового волонтёрского движения, участвуя в котором подросток приобретает опыт самостоятельного продвижения идей здорового образа жизни в детско-подростковой среде.

Целевая группа профилактики :

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 3 года с 2014 по 2017 год и предполагает несколько этапов.

I этап - подготовительный (сентябрь 2014 – сентябрь 2015 гг.) :

сбор и изучение информации по проблеме употребления и отношения учащихся к ПАВ;

мониторинг и другие мероприятия, направленные на анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

поиск необходимой информации из опыта организации работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от табакокурения;

изучение нормативных документов и установление связей с профилактическими центрами, осуществление аналитико-диагностической деятельности, установление причин, побуждающих учащихся курить, разработка программы.

персонал, ответственный за воспитание, направленное на предотвращение потребления табака, должен пройти предварительную подготовку и принимать участие в непрерывном курсе профессионального развития с целью эффективного внедрения программы, согласно плану.

Результат: разработка стратегической программы педагогического коллектива по профилактике табакокурения, поиск новых форм работы;

II этап - основной (практический) (сентябрь 2015 – май 2017 гг.) :

комплексное решение задач компонентов проекта педагогическим коллективом, родителями и обучающимися школы;

разработка и внедрение новых форм деятельности;

расширение социальных связей.

Результат: консолидация всех субъектов образовательного процесса для формирования школьной среды, свободной от курения.

III этап - итоговый (обобщающий) (сентябрь – декабрь 2017 гг.) :

обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами, анализ выполнения программы;

поиск новых форм деятельности;

Ожидаемые результаты проекта

• Создание отряда волонтеров

• Уменьшение факторов риска употребления ПАВ;

• Вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность;

• Установление социальных связей с органами системы профилактики ПАВ.

• Создание здоровой и безопасной среды в школе.

• Сокращение количества обучающихся, употребляющих ПАВ

• Сформированность нетерпимого отношения родителей к употреблению ПАВ в той микросреде, в которой растёт и общается их ребёнок;

• Сформированность ценностей здорового образа жизни у обучающихся, их родителей, педагогов;

• Создание на уровне школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении профилактики распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.

Основные направления работы по реализации проекта.

Реализация профилактического проекта включает в себя работу с обучающимися, работу с родителями и работу с педагогическим коллективом.

Ключевой компонент Формы работы

1. Основные направления работы с педагогами.

Учебно-просветительская работа классных руководителей и учителей -семинары

-повышение квалификации по проблеме профилактики табакокурения

Коррекционно-развивающая работа -индивидуальные консультации

2. Основные направления работы с родителями.

Информационно-просветительская работа -Дни открытых дверей для родителей

-собрания родительского комитета класса

Коррекционно-развивающая работа -индивидуальные консультации

3. Основные направления работы со школьниками.

Диагностическая работа по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин курения - тестирование

Профилактические мероприятия -беседы

-уроки профилактической направленности

-тематические классные часы

-КТД, конкурсы, игры, акции

Дополнительное образование, внеурочная занятость учащихся -секции

-занятия в различных внешкольных детских учреждениях

Коррекционная работа с курящими детьми -тренинги

-организация свободного и учебного времени

-вовлечение в кружки, секции, факультативы

-устройство отдыха на каникулах

Механизмы реализации проекта.

Реализацию проекта осуществляет педагогический коллектив школы под руководством директора. В ходе реализации проекта её участниками становятся обучающиеся 1 – 11 классов школы, родители учащихся.

Формы работы педагогического коллектива

1. Работа классного руководителя

- планирование работы с курящими детьми;

- работа с родительским комитетом;

- индивидуальные беседы с родителями;

- посещение обучающихся на дому.

2. Работа социального педагога

- планирование работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию;

- диагностика обучающихся, родителей, учителей;

- контроль над определением обучающихся в кружки, секции школы и других учреждений города;

- организация труда и летнего отдыха обучающихся;

- посещение семей, организация свободного времени подростка;

- консультации с родителями;

- связь с психолого-медико-педагогической комиссией города.

3. Работа заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по безопасности

• разработка и внедрение школьных программ профилактической деятельности;

• планирование работы с коллективом обучающихся :

-организация работы по профилактике табакокурения;

-информационное просвещение обучающихся;

-работа с курящими обучающимися;

-организация КТД, классных часов, конференций.

• планирование работы с коллективом педагогов.

-заседания МО классных руководителей;

-совещания при заместителе директора по воспитательной работе;

-семинары, практикумы, лектории.

• индивидуальные беседы, консультации с обучающимися, классными руководителями;

работа с родителями:

-профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье;

-помощь в преодолении негативных явлений;

-проведение родительских конференций;

4. Работа директора

- издание локальных актов;

- руководство и контроль.

Концептуальные основы программы

С учетом актуальности данной проблемы приказом Министерства образования РФ от 23.03.99 № 718 вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в об-разовательной среде признаны приоритетными в деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Основой для разработки программы является:

• Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.)

• Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

1. Воспитательная работа в школе. Журнал заместителя директора по воспитательной работе. №3. 2005.

2. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. – М., 2004.

3. Классный руководитель. – 2008. - №4.

4. Мазикин П. А. С верой в добро! : Стихи. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – с. 67

5. Нагавкина Л. С. и др. Социальный педагог: введение в должность (материалы для работников образовательных учреждений).- Санкт-Петербург, 2000.-272 стр.

6. Организация свободного времени социально - дезадаптированных подростков (методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов ППМС - центров). / Под ред. Пилипенко В. Е., Полонской Е. Л. - Курск. 2000.-75стр.

7. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М., 2004.

8. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения 5-11е классы. – М., 2004.

9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., 2003.

10. Спренгер Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков. // Вопросы наркологии. 1993. №3.

11. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы / Сост. В. А. Ведерникова и др. - Волгоград: Учитель, 2005. – с. 16-17

12. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб., 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление табака широко распространено во всем мире. Примером признания значимости этой проблемы в национальном масштабе может служить тот факт, что Европейский союз (ЕС) сделал борьбу против курения одним из основных приоритетов общественного здравоохранения. В 2002 году в рамках усиления всесторонней и многосекторальной политики борьбы против табака в ЕС начали проведение важной общественной компании против курения, нацеленной на подростков.

По информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно.

Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

Среди обучающихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.

Как сообщает Роспотребнадзор, в России курение является самой распространенной вредной привычкой, в стране в настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин.

Самыми беззащитными пассивными курильщиками являются, конечно же, дети. В семьях, где родители постоянно дымят, дети в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, они бывают крайне раздражительными, а порой и страдают умственной отсталостью.

К подростковому возрасту активно курит уже больше половины подростков обоих полов. Мальчиков по традиции больше — до 67 процентов, но и девочки от них в последнее время почти не отстают. Процент курильщиц среди несовершеннолетних достигает 55 процентов.

Таким образом, высокая распространенность курения, сохраняющаяся негативная динамика роста процента курящих подростков, отсутствие адекватной помощи лицам, желающим бросить курить, делает вопросы эффективной профилактики и лечения табакокурения среди подростков чрезвычайно актуальными. Решение данной проблемы требует экстренного вмешательства и консолидации сил, как со стороны заинтересованных органов высшей государственной власти, так и со стороны тех учреждений образования и здравоохранения, которые в силу своего предназначения должны заниматься лечебно-профилактической работой.

Не смотря на активную работу по привитию навыков здорового образа жизни, в школах проблема табакокурения остается актуальной. Факторов, способствующих началу курения очень много. Например, в малообеспеченных семьях курят больше, и это уже общепринятый факт.

Одной из причин начала курения является также попытка подражания курящим родителям и родственникам. Немаловажную роль играют также курящие друзья. Плюс ко всему, если подросток попадает в курящую среду сверстников, то вероятность того, что он тоже начнет курить, резко увеличивается.

Расстаться с привычкой к курению не так просто. Необходима программа профилактики детского и подросткового табакокурения. Программа должна показывать преимущества здорового образа жизни. Давно доказана неэффективность только информационных программ о вреде курения. Так, например, лекцию о вреде курения конструктивно воспринимают не более 5-6 процентов слушателей. Поэтому необходима комплексная программа профилактики курения в школе, которая включает ролевые игры, дискуссии, викторины, активное привлечение родителей и другое. Необходимо не только проводить профилактику курения, но и оказывать помощь в отказе от этой привычки.

Кроме того, хотелось бы сказать, что необходимо изменение отношения населения к такой вредной привычке, как курение. Весьма показательно, что только 15 процентов окружения курящих подростков оказывают на них прямое давление с целью прекращения курения.

Только совместными усилиями государственных и общественных организаций, сотрудников здравоохранения и образования возможно решить проблему эпидемии табакокурения населения и прежде всего – детей.

Цели и задачи проекта

повышение восприимчивости учащихся к негативным последствиям курения;

укрепление и сохранения здоровья детей, мотивация детей на формирование здоровых привычек и осознанного выбора здорового образа жизни и ответственности за свой выбор;

повышение роли и ответственности семьи в профилактике табакокурения.

Задачи проекта:

Предупредить возникновение у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

Систематизировать совместную работу с органами системы профилактики ПАВ;

Организовать совместную направленную деятельность педагогов и родителей в ходе реализации программы;

Обеспечить условия для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;

Создать информационное поле по профилактике ПАВ.

Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах предупреждения и борьбы с курением обучающихся;

Оказать практическую помощь родителям в осуществлении профилактики табакокурения;

Формировать у обучающихся через цикл внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человек и здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

Развить стратегию и навыки поведения, ведущих к здоровью и препятствующих табакокурению.

Принципы реализации проекта

Разработанный профилактический проект опирается на следующие принципы:

Принцип системности – разработка и проведение профилактических мероприятий происходит исходя из системного анализа ситуации с табакокурением в школе.

Комплексность – в реализации профилактических мероприятий принимают участие все необходимые для их успешной реализации специалисты. Комплексный подход учебного заведения, правоохранительного органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин способствующих асоциальному поведению детей и подростков

Преемственность – каждый этап профилактической программы является продолжением предыдущего, исправляя недочеты и дополняя его новыми мероприятиями.

Принцип учета возрастных особенностей.

Принцип формирования у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Принцип тесного, согласованного взаимодействия педагогов, родителей.

Принцип гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребёнка, приоритетности отношений к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства (В основе лежат принципы гуманистической педагоги и психологической провозглашённости О.С. Газман, А.Маслоу).

Акцентирование на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;

Открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе; повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Поставленные задачи решаются в рамках 3-х направлений:

диагностическо – мониторинговое направление – для выявления у подростков динамики уровня сформированности ценности здорового образа жизни, а также выявления у педагогов уровня готовности к проведению профилактической работы с подростками;

информационно – предполагающее направление - проведение тематических родительских семинаров с целью повышения родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков, научно-методические рекомендации; индивидуальное консультирование родителей, педагогов и подростков;

организационно-деятельностное направление – предусматривающее комплекс мер по формированию среди подростков ценности здорового образа жизни, по обоснованию вреда, наносимого психоактивными веществами, по включению подростков в социально-значимую и обучающую деятельность, а именно:

тщательный отбор содержания профилактических мероприятий, раскрывающих ценность здорового образа жизни с учётом возрастных и психологических особенностей подростков;

организацию массового здорового досуга подростков, привлечение общественного внимания к проблеме предупреждения детского и подросткового табакокурения; привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

организацию подросткового волонтёрского движения, участвуя в котором подросток приобретает опыт самостоятельного продвижения идей здорового образа жизни в детско-подростковой среде.

Целевая группа профилактики:

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 3 года с 2014 по 2017 год и предполагает несколько этапов.

I этап - подготовительный (сентябрь 2014 – сентябрь 2015 гг.):

сбор и изучение информации по проблеме употребления и отношения учащихся к ПАВ;

мониторинг и другие мероприятия, направленные на анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

поиск необходимой информации из опыта организации работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от табакокурения;

изучение нормативных документов и установление связей с профилактическими центрами, осуществление аналитико-диагностической деятельности, установление причин, побуждающих учащихся курить, разработка программы.

персонал, ответственный за воспитание, направленное на предотвращение потребления табака, должен пройти предварительную подготовку и принимать участие в непрерывном курсе профессионального развития с целью эффективного внедрения программы, согласно плану.

Результат: разработка стратегической программы педагогического коллектива по профилактике табакокурения, поиск новых форм работы;

II этап - основной (практический) (сентябрь 2015 – май 2017 гг.):

комплексное решение задач компонентов проекта педагогическим коллективом, родителями и обучающимися школы;

разработка и внедрение новых форм деятельности;

расширение социальных связей.

Результат: консолидация всех субъектов образовательного процесса для формирования школьной среды, свободной от курения.

III этап - итоговый (обобщающий) (сентябрь – декабрь 2017 гг.):

обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами, анализ выполнения программы;

поиск новых форм деятельности;

Ожидаемые результаты проекта

Создание отряда волонтеров

Уменьшение факторов риска употребления ПАВ;

Вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность;

Установление социальных связей с органами системы профилактики ПАВ.

Создание здоровой и безопасной среды в школе.

Сокращение количества обучающихся, употребляющих ПАВ

Сформированность нетерпимого отношения родителей к употреблению ПАВ в той микросреде, в которой растёт и общается их ребёнок;

Сформированность ценностей здорового образа жизни у обучающихся, их родителей, педагогов;

Создание на уровне школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении профилактики распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.

Основные направления работы по реализации проекта.

Реализация профилактического проекта включает в себя работу с обучающимися, работу с родителями и работу с педагогическим коллективом.

Ключевой компонент

Формы работы

Основные направления работы с педагогами.

Учебно-просветительская работа классных руководителей и учителей

-повышение квалификации по проблеме профилактики табакокурения

Основные направления работы с родителями.

-Дни открытых дверей для родителей

-собрания родительского комитета класса

Основные направления работы со школьниками.

Диагностическая работа по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин курения

-уроки профилактической направленности

-тематические классные часы

-КТД, конкурсы, игры, акции

Дополнительное образование, внеурочная занятость учащихся

-занятия в различных внешкольных детских учреждениях

Коррекционная работа с курящими детьми

-организация свободного и учебного времени

-вовлечение в кружки, секции, факультативы

-устройство отдыха на каникулах

Реализацию проекта осуществляет педагогический коллектив школы под руководством директора. В ходе реализации проекта её участниками становятся обучающиеся 1 – 11 классов школы, родители учащихся.

Формы работы педагогического коллектива

Работа классного руководителя

- планирование работы с курящими детьми;

- работа с родительским комитетом;

- индивидуальные беседы с родителями;

- посещение обучающихся на дому.

Работа социального педагога

- планирование работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию;

- диагностика обучающихся, родителей, учителей;

- контроль над определением обучающихся в кружки, секции школы и других учреждений города;

- организация труда и летнего отдыха обучающихся;

- посещение семей, организация свободного времени подростка;

- консультации с родителями;

- связь с психолого-медико-педагогической комиссией города.

Работа заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по безопасности

разработка и внедрение школьных программ профилактической деятельности;

планирование работы с коллективом обучающихся:

-организация работы по профилактике табакокурения;

-информационное просвещение обучающихся;

-работа с курящими обучающимися;

-организация КТД, классных часов, конференций.

планирование работы с коллективом педагогов.

методическая работа:

-заседания МО классных руководителей;

-совещания при заместителе директора по воспитательной работе;

-семинары, практикумы, лектории.

индивидуальные беседы, консультации с обучающимися, классными руководителями;

работа с родителями:

-профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье;

-помощь в преодолении негативных явлений;

-проведение родительских конференций;

Работа директора

- издание локальных актов;

- руководство и контроль.

Концептуальные основы программы

С учетом актуальности данной проблемы прика­зом Министерства образования РФ от 23.03.99 № 718 вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в об­разовательной среде признаны приоритетными в де­ятельности органов управ­ления образованием субъектов Российской Федера­ции.

Основой для разработки программы является:

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.)

Воспитательная работа в школе. Журнал заместителя директора по воспитательной работе. №3. 2005.

Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. – М., 2004.

Классный руководитель. – 2008. - №4.

Мазикин П.А. С верой в добро!: Стихи.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – с.67

Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: введение в должность (материалы для работников образовательных учреждений).- Санкт-Петербург, 2000.-272 стр.

Организация свободного времени социально - дезадаптированных подростков (методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов ППМС - центров). / Под ред. Пилипенко В.Е., Полонской Е.Л. - Курск. 2000.-75стр.

Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. – М., 2004.

Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения 5-11е классы. – М., 2004.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., 2003.

Спренгер Б. Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков.// Вопросы наркологии. 1993. №3.

Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы / Сост. В.А. Ведерникова и др.- Волгоград: Учитель, 2005. – с.16-17

Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб., 2001.

Читайте также: