Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе из опыта работы

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. ( Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ с. Тербуны Тупикиной В.И.)

Проектно — исследовательская деятельность в начальной школе способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли, а главное – формирует личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, развивает творчески.

Изменения в современном обществе требуют новых форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектно — исследовательская деятельность. Эта деятельность у школьников считается актуальной, так как сегодня необходима переориентация знаний, о чём говорится в стандартах. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Она позволяет детям приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем—то знакомым и понятным из реальной жизни.

Готовя учащихся к проектно-исследовательской деятельности, я ориентировалась на мнение А.И. Савенкова. Программа обучения проектно-исследовательской деятельности обучающихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно- аналитических, информационно- поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

В моей практике, целью организации проекно-исследовательской деятельности, является формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Проектно- исследовательские работы делю на 3 этапа: 1 этап — подготовительный. 2 этап — технологический. 3 этап — заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования — это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка — это, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но незнакомых ребенку. Ища информацию дети сотрудничают с родителями. Учитель в этой деятельности — увлекает ребенка, показывает ему важность и значимость его деятельности, вселяет уверенность в свои силы.

На втором этапе (технологическом) - дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Затем выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

Результаты проектной деятельности детей оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок — тем проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме. По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные.

Проектная деятельность в первом классе нестандартная, т.к. ученики данного школьного возраста еще не владеют необходимыми навыками и умениями. Здесь присутствуют не групповые, а индивидуальные, как правило, творческие, информационные проекты: рисунки, книжки – малышки, сборники загадок, мини-сочинения и т.п.

Все проекты старались выполнять в школе во внеурочное время. Для поиска материала использовали литературу в школьной библиотеке и в районной, а так же знания и жизненный опыт родителей и бабушек, дедушек, собственные наблюдения.

Однажды, на занятиях по внеурочной деятельности, нас с ребятами познакомили с русскими тряпичными куклами.

Следующая исследовательская работа была посвящена Матрёшке. В каждой семье есть старинная кукла –сувенир.

Захотелось узнать: когда она появилась? Откуда она родом? Почему русская Матрёшка известна во всём мире?

О русской матрешке мы узнали много. Откуда пришла в нашу страну, с какими событиями это было связано, какие матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают. Убедились, что суть русской матрёшки – это дружба и любовь. Она как посланница этих добрых чувств приходит в каждый дом.

Пришли к выводу, что матрёшка – уникальная русская кукла. Вместе с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом России.

Продуктом исследования стала презентация. Учителя нашей школы используют её на уроках. Учащиеся узнали традиции русского народа и больше полюбили русскую куклу матрёшку

В 3-4 классах работа над проектами ведется с большой долей инициативности и самостоятельности учащихся. Темы проектов усложняются, становятся более объемными, а значит, и работать одному, становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы. При выполнении коллективных проектов дети распределяют обязанности, чтобы каждый участник группы мог проявить свои сильные стороны. Здесь дети учатся искусству общения, понимания, взаимодействия.

Теперь учащиеся выполняют довольно сложные проекты. Это могут быть практико-ориентированные, творческие, информационные, исследовательские и игровые проекты.

Ребята решили рассказать всем о знакомой бумажной салфетке – мягкой, красивой и нежной.

Мы решили определить достаточно ли благоприятна экологическая обстановка в школе и прилегающей к ней территории.

На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся собирали материал, проводили опыты, вели наблюдения, делали расчёты. Мы убедились, что экологическое состояние школы и пришкольного участка в целом благоприятное.

Продуктом исследования стали выводы о том, что все должны бережнее относиться к окружающей их среде, обязаны принять меры по улучшению экологических условий. Только тогда природа предстанет перед нами доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.

Таким образом, проектно — исследовательская деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Она формирует личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, развивает творчески. Обучающиеся наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, что в качестве цели творческой проектно-исследовательской деятельности выступает получение продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего личную или общественную значимость.

Хотелось бы начать данный доклад вышеуказанной темы с притчи, так как надеюсь, что она поможет призадуматься, систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы.

А вы как думаете, какова основная задача учителя?

Что от него ждут ученики?

Каким должен быть учитель?

Все эти вопросы заставляют задуматься. В итоге приходишь к выводу о том, что сколько людей столько и мнений. Так и в начальной школе существует много видений по использованию изучению и применению проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование.

В основе метода проектов и метода исследований лежит:

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • Умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • Умение критически мыслить.

Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.

Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и саморазвития.

Самостоятельную исследовательскую работу ребёнка педагог рассматривает как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Умения проведения самостоятельных исследований, постижение истины легко прививаются в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия.

Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению и развитию индивидуальных качеств ученика.

Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует мышление, развивает способности и межличностные отношения.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. (Приложение 1)

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские,
  • информационные,
  • практико-ориентированные,
  • ролево-игровые,
  • творческие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

а) По целям и задачам.

Практико-ориентированный проект.

Цели: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.

б) По предметно-содержательной области.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

в) По характеру контактов между участниками:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными;
  • межрегиональными;
  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

г) По продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. (Приложение 2)

Содержание, этапы и формы обучения проектно исследовательской деятельности в начальной школе

Первый этап. Пропедевтический (1 класс).

Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися пятых классов.

Формы организации:

  • презентационные занятия с учащимися пятых классов;
  • коллективные творческие дела, классные часы;
  • свободные уроки.

Содержание:

  • формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
  • формирование первоначальных исследовательских действий;
  • оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
  • приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителями, пятиклассниками;
  • децентрализация пространства класса.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.

Учащиеся: выполняют предложенные учителем и пятиклассниками задания, выбирают интересующие их темы.

Деятельность детей:

  • овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;
  • овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);
  • учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;
  • выполняют мини-проекты с помощью родителей и пятиклассников;
  • проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;
  • учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем).

Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).

Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы организации:

  • коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;
  • осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса
  • специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.

Содержание:

  • практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;
  • формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
  • работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;
  • расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.

Деятельность детей:

  • используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;
  • работают в группе, осуществляя коллективный проект;
  • самостоятельно ведут мини-проекты;
  • совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;
  • представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях.

Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).

Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.

Формы организации:

  • учебный проект;
  • образовательный проект;
  • социальный проект;
  • овладение способами организации индивидуального исследования;
  • разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.

Содержание:

  • формирование более сложных проектно-исследовательских умений;
  • овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);
  • организация разновозрастных проектов с учащимися среднего и старшего звена.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.

Деятельность детей:

  • осуществляют поиск информации в источниках разного типа;
  • анкетируют детей и взрослых;
  • осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;
  • разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;
  • овладевают первоначальными навыками социального проектирования;
  • оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;
  • представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях и выступают в качестве экспертов.

Примеры из опыта работы.

Приведу примеры из собственного опыта работы. В первом классе я использовала проект – рассказ, экскурсионный проект, конструктивный проект.

1. Проект – рассказ.

2.Экскурсионный проект.

  • Экскурсия в музей Динозавров (который приезжал к нам) породил кучу вопросов и огромное желание их реализовать. В ходе этого была проведена работа по мини-исследованию вытекающая в следующую тему.

Работа по реализации проекта

Социологический опрос.

2-й вопрос. Как вы считаете, почему вымерли динозавры?

Вывод: тема интересна, но многие не готовы дать правильные ответы.

Выдвижение гипотез. Почему вымерли динозавры?

Гипотезы:

1. Может быть, это случилось потому, что млекопитающие стали главенствующими на Земле?

2. Может быть причиной были млекопитающие, пожирающие яйца динозавров?

3. Может быть, динозавры умерли от голода?

4. А может быть, это была сильная вулканическая активность?

5. А может быть, изменился климат?

Исследование вопросов:

– Почему изменился климат на Земле?

– Что могло последовать за изменением климата?

В ходе которой учащиеся изучают листья, собирают опавшую листву и составляют гербарий с надписью растения.

Экскурсия к памятнику Братьям Газдановым, на которой многие проявили инициативу и сами изъявили желание рассказать о памятнике, так как заранее знали о поездке.

Этот проект хорошо используется на технологии, когда ребята выполняют работу по выбору, а потом представляют её.

  • Работа с природным материалом.
  • Посади зёрнышко.
  • Собери пазл (по определённой тематике), расскажи что получилось.

Во втором классе предлагаю ребятам групповую работу. Делю класс на 4-5 групп, даю каждой группе задание. Учащиеся выстраивают определённую последовательность, составляют план ответа и защищают свои работы.

Рождение этого проекта возникло в год олимпиады в России, когда все переживая за свою страну, отслеживая все соревнования вдруг спросили, а что такое кёрлинг. И тут не долго думая, я предложила ребятам узнать, что это за вид спорта. Как можно больше найти информации и принести. Весь материал собранный ребятами мы проанализировали и получился проект. В ледовом дворце мы даже попробовали технологию данного вида спорта.

С этого момента у детей стали возникать интересующие их вопросы и мы создавали либо мини проект, либо исследовательский прект.
Ребята с большим интересом и рвением выполняли цели и задачи, которые ставили сами себе. Для них это было не сложно, так как у нас в классе полное оснащение инновационных технологий.( ноутбуки, графические планшеты, МИМИО, электронные книги, лаборатории по изучению весовых измерений, погоды.

В конце четвёртого класса дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика. Формирует личностные качества, что очень актуально в наше время.

И в завершение зачитаю конец притчи.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

муниципальное общеобразовательное учреждение

п. Новокавказский, Александровский район

Учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 9, п.Новокавказского

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать,

Информация об опыте

1.1 Условия возникновения и становления опыта

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
В последние годы эту проблему я решаю, в частности, через организацию исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности.

Предпосылками использования методов исследования в классе явились:

- результаты диагностики готовности детей к школе;

- низкий показатель развития познавательной активности детей.

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся.

В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. В процессе исследования у них развивается логическое мышление, формируются элементы исследовательской деятельности (они высказывают предположения, обсуждают возможные варианты доказательств, учатся сотрудничать и т.д.). А это так нужно ученикам.

Познавательная активность – сознательное, творческое познание учеником окружающего мира и явлений тесно связана с исследовательской деятельностью – процессом поиска неизвестного, новых знаний.

Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Это, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей идеей моего опыта стала идея:

организации исследовательской деятельности способствующая развитию познавательной активности школьников, которая учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Этапы работы:

I этап – 2014год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.

II этап – 2015 -2017 г. - активное внедрение в практику форм, и приёмов метода исследования, способствующего развитию познавательной активности школьников.

III этап – 2018год– систематизация материалов и подведение итогов работы.

2.Технология опыта.

2.1 Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Цель работы: стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

А главной целью исследования является - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

способствовать развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников;

создать условия для обучения детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

развивать способности учащихся управлять познавательными процессами (вниманием, мышлением, памятью, воображением).

Практическая значимость: использование опыта учителями в своей работе

Для решения задач использую следующие формы и способы деятельности:

в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, проведение опытов совместно с учителем, мини-исследования, создание проектов под руководством взрослых по изученным темам; лабораторные работы уроки-исследования, коллективное составление плана исследования, проведение опытов под руководством учителя, самостоятельное создание проектов по заданному плану, их защита.

во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, эксперименты, участие в научно – практических конференциях;

2.2 Условия для успешного осуществления исследовательской деятельности

Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются:

1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

2.3 Роль преподавателя при организации исследовательской

деятельности учащихся

1. Мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;

2. Обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.

3. Стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.

2.4 Описание основных элементов представляемого педагогического

Для развития у детей навыков исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

давать определение понятиям;

делать выводы и умозаключения; структурировать материал;

доказывать и защищать свои идеи

Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки.

Чтобы лучше подготовить учащихся к деятельности, чтобы им было интереснее, в рамках традиционных учебных занятий использую на уроке:

проблемное введение в тему урока;

постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке;

выдвижение идеи (мозговой штурм);

постановку вопроса (поиск гипотезы);

формулировку предположения (гипотезы);

обоснованный выбор способа выполнения задания;

поиск дополнительной литературы;

самоанализ и самооценку.

В своей работе выделяю три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — ставлю перед учеником проблему и подсказываю пути ее решения; (1класс)

2-й уровень — только ставлю проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; (2-3 классы)

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником. (4 класс)

Начинаю организацию исследовательской деятельности с первого класса. Использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

На уроках мы практиковали задавать друг другу вопросы по темам. Для этого использую следующие упражнения:

показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.

попробуем разобраться, что можно сделать с фонемой. Проведем наблюдение.

- Что в них меняется? (Последняя буква.)

Изменился один звук (соответственно одна буква), и получилось другое слово.

- А теперь нужно определить изменение в следующих словах:

При изменении порядка следования звуков также получилось другое слово.

При удалении звука также получилось другое слово.

Учимся давать определения понятиям, обобщать, сравнивать, классифицировать. Для того чтобы определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. На уроках использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения

В первом классе я вовлекаю учащихся в мини-исследования, включая этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Сама даю план исследования, предлагаю готовые источники, пути поиска информации, опыты, дети все выполняют под моим руководством. Работы имеют коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во втором классе уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем совместно план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование.

Работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. В умении выработать гипотезы использую следующее упражнение:

- давайте вместе подумаем, почему птицы улетают на юг; почему улицы так называются, почему мы используем кулер и т. д.;

Делая предположения, предлагаю использовать слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

В первом и во втором классах выполняем мини - исследования. Суть мини - исследований сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике.

Приведу несколько примеров.

Самое простое - во время экскурсии даю задание исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья. По результату продуктом этого исследования может стать альбом о редких деревьях и кустарниках нашего района.

В 3-4 классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения. Есть приемы, которые помогают подвести детей к необходимости исследования:

• Какое значение имеет кровь?

• Какие у вас гипотезы?

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”.

Исследовать можно с помощью литературных текстов, познавательной литературы, дополнительных источников. Так скажем, теоретическое исследование. Здесь применяю такой прием:

В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться

Долговременные исследования провожу в рамках вне учебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты.

Здесь же ученики узнают, что выделяют шесть этапов работы над исследовательским проектом:

Постановка цели и задач.

Подведение итогов и выводы

Подготовка к защите и защита работы.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. От этого в значительной степени зависит результат работы.

Основные правила выбора темы:

• тема должна быть интересна ребёнку;

• тема должна быть выполнима

• учитывать интересы детей;

• тема должна быть оригинальной;

• тема должна быть доступной;

• сочетать желания и возможности.

3. Результативность педагогического опыта.

Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.

Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты. Данные о сформированности познавательных УУД учащихся, полученные в ходе индивидуального обследования, заношу в таблицы.



Автор:Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Предлагаю Вашему вниманию статью о достигнутых результатах проектной деятельности в начальной школе. Думаю, что данный материал будет полезен не только учителям начальных классов, но и другим педагогам, в качестве консультационного материала по использованию проектной деятельности в своей работе.
Цель: Передача опыта.
Задачи:
- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.







В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет!







Читайте также: