Проектная деятельность в школе в соответствии с фгос 10 11 класс по истории

Обновлено: 05.07.2024

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ПОТОК ИНФОРМАЦИИ
УДВАИВАЕТСЯ КАЖДЫЕ 20 МЕСЯЦЕВ
Информация – это знания, данные, сведения об окружающем мире и
самом человеке, зафиксированные на материальных носителях

КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ - ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ
Натан Майер Ротшильд (1777—1836)
Информационное общество - это общество, в котором большинство
работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией
информации, особенно высшей её формы — знаний. Материальное
производство и производство энергии возлагается на машины.

4. Выпускники испытывают трудности при выполнении заданий, в которых: - нужно применять полученные знания в конкретной ситуации; -

необходимо проанализировать полученную информацию в целом, определить
смысл, найти и решить проблему;
- содержатся вопросы интегрированного характера;
- нужно действовать в нестандартных ситуациях;
- необходимо работать с одновременным обращением к источникам
информации разного характера;
- надо соотнести разные точки зрения;
- необходимо привлечь знания, не содержащиеся в задании или социальный
опыт;
- нужно осуществлять рефлексию своей деятельности
ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЙ –
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ,
РАЗОБЩЕННОСТЬ ЗНАНИЙ

Привлечение учащихся к проектной
деятельности формирует
коммуникативные и
исследовательские навыки, умение
определять проблемы и находить пути
их решения, а также повышать
интерес к учёбе.
В пособии содержатся методические
рекомендации по организации
работы над проектами по
обществознанию в 5-11 классах.

Учитель дарит детям радость труда, пробуждает в их
сердцах чувство гордости и собственного
достоинства.

О ПРОЕКТАХ
Проектная деятельность – это форма учебной деятельности, направленная на
выработку самостоятельных исследовательских умений: формулировать проблему,
собирать и обрабатывать информацию, проводить анкетирование,
социологические опросы, интервьюирование, эксперименты, анализировать
полученные результаты.
Учебный исследовательский проект - это творческая, исследовательская работа
учащегося (или группы учащихся), выполненная под руководством научного
руководителя за рамками школьной программы по одному из учебных предметов,
их комплексу или направлению.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, иной) (п. 11 ФГОС СОО)
Цели учебного исследовательского проекта:
- прагматическая (решение конкретной проблемы);
- педагогическая (освоение определенного содержания знаний, овладение
умениями, формирование и развитие компетентностей).

Проектная деятельность способствует интеграции
знаний, умений и навыков, полученных при изучении
других предметов значительно повышает уровень
эрудиции учеников и стимулирует их познавательную
активность.
Проектная деятельность способствует формированию
у школьников исследовательских компетентностей,
через освоение приемов и методов научного
познания.

Часть 1. Экспресс-школа молодого
исследователя
требования, предъявляемые к проекту;
классификация методов социологических
исследований;
методические рекомендации по
формулированию проблемы, цели, задач,
гипотезы, предполагаемых результатов
научного исследования.
организация работы над проектом на
различных этапах.
требования, предъявляемые к
оформлению текста, приложений с
результатами исследований, списка
использованных источников .
рекомендации по презентации и защите
проекта
алгоритм проведения самоанализа и
составления
рецензии проекта.

Часть 2. Первые шаги в науке
Примеры проектов, выполненные
учащимися 5-11 классов школ Ростовской
области, под руководством учителей истории и
обществознания.
Часть 3. Делай, что можешь, с тем, что у
тебя есть, и там, где ты находишься.
Теодор Рузвельт
Темы возможных проектных работ для
обучающихся в 5-11 классах, а также
небольшие комментарии к ним.

Учебный исследовательский проект - это творческая, исследовательская
работа учащегося (или группы учащихся), выполненная под руководством
научного руководителя за рамками школьной программы по одному из
учебных предметов, их комплексу или направлению.
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы
деятельности
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою
деятельность
Помогает оценить полученный результат,
выявить недостатки

ВИДЫ ПРОЕКТОВ
Преимущества
ПЕРСОНАЛЬНЫХ проектов:
план работы над проектом может быть
выстроен и отслежен с максимальной
точностью;
Преимущества ГРУППОВЫХ проектов:
в проектной группе формируются навыки
сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее
глубоко и разносторонне;
у учащегося формируется чувство
ответственности, поскольку выполнение
проекта зависит только от него;
на каждом этапе работы над проектом
есть свой ситуативный лидер: лидергенератор идей, лидер-исследователь, лидер учащийся приобретает опыт на всех без оформитель продукта, лидер-режиссер;
исключения этапах выполнения проекта - от
каждый учащийся, в зависимости от
рождения замысла до итоговой рефлексии;
своих сильных сторон, активно включается в
формирование у учащегося важнейших работу на определенном этапе;
универсальных учебных действий
в рамках проектной группы могут быть
(исследовательских, презентационных,
образованы подгруппы, предлагающие
оценочных) оказывается вполне
различные пути решения проблемы, идеи,
управляемым процессом.
гипотезы, точки зрения;
элемент соревнования повышает
мотивацию участников и положительно
влияет на качество выполнения проекта.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Практикоориентированн
ый проект
- нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта
или внешнего заказчика;
- четко обозначен с самого начала результат деятельности его участников, который
может быть использован в жизни;
- форма конечного продукта разнообразна
Исследовательск - это научное исследование: обоснование актуальности выбранной темы, постановку
ий проект
задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее
проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
- При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки.
Информационн - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью
ый проект
анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Выходом
проекта - публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.
Творческий
проект
- предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению
и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные
игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства,
видеофильмы и т.п.
Ролевой проект - его участники берут себе роли литературных или исторических персонажей с целью
воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые
ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем
завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОЕКТУ:
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам) – это означает, что он
содержит: этапы и конкретные сроки реализации; четкие задачи; конкретные результаты;
планы и графики выполнения работ; конкретное количество и качество ресурсов,
необходимых для реализации проекта.
2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует
общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логическое построение частей, которые соотносятся
друг с другом и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из
поставленной проблемы. Выбор методов обоснован. Выводы подкреплены аргументами.
4. Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к
решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы
авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность авторов – адекватное выражение осведомленности авторов в
проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение технологиями,
формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем,
возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Структурный элемент проекта
Вопросы для формулирования
Компетентности
Проблема проекта
Почему.
( Это важно для меня лично, так
как …)
Обоснование актуальности
проблемы (мотивация)
Гипотеза или предполагаемый
результат
Предположение, позволяющее
разрешить проблему
Прогнозирование, выдвижение
гипотез
Цель проекта
Зачем.
( Мы делаем этот проект,
чтобы…)
Целеполагание
Задачи
Что.
( Для этого мы делаем…)
Постановка задач
Методы и способы
Как.
(Мы будем решать
поставленные задачи при
помощи…)
Отбор методов и способов
(планирование деятельности)
Результат
Что получилось?
Подтвердилась ли выдвинутая
гипотеза?
Самоконтроль, анализ,
сравнение

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - определение руководителей проектов; поиск
проблемного поля; выбор темы и её конкретизация; формирование
проектной группы.
ПОИСКОВЫЙ - уточнение тематического поля и темы проекта, её
конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ - анализ имеющейся информации; сбор и изучение
информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ
альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление
плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ - выполнение запланированных технологических операций;
текущий контроль качества; внесение (при необходимости) изменений в
конструкцию и технологию.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ - Подготовка презентационных материалов;
Презентация проекта; Изучение возможностей использования результатов
проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
КОНТРОЛЬНЫЙ - анализ результатов выполнения проекта; оценка качества
выполнения проекта.

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
Методические рекомендации ученику при определении проблемы проекта
• Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют.
• Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе
следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, философией или экономикой,
политикой или социальной психологией)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного по обществознанию хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей,
поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную
идею.
2. Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
• фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных
наблюдений и экспериментов;
• теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов,
содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта)?
2. Определение задач, которые указывают на промежуточные результаты и
отвечают на вопрос: ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта
была достигнута (чтобы результат был получен)?
Задачи исследования уточняют его цель, описывают основные шаги
исследователя. Каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые
ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени).
Цели и задачи проекта можно считать прописанными, если выдержаны
следующие условия:
- описаны предполагаемые итоги проекта, которые можно оценить;
- цель является общим итогом проекта, а задачи – промежуточными, частными
результатами;
- по каждой части проблемы есть хотя бы одна четкая задача;
- цели достижимы, а результаты поддаются измерению или оценке;
- постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Пример 1.
План проекта на тему:______________________________________
Цель _____________________________________________________
Задачи: ___________________________________________________
Гипотеза __________________________________________________
Имеющиеся аргументы:
Теоретические (изучение литературы по проблеме)_______________
__________________________________________________________
Фактические (результаты эмпирических исследований) ___________
Что еще нужно исследовать? _________________________________
__________________________________________________________
Источник информации_______________________________________
Вид информации ___________________________________________
Ответственный за работу в группе ____________________________
Распределение обязанностей при групповом проекте
Ход работы
Что нужно
сделать?
Результат
выполнения
задания
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4

Источник знания неистощим: какие успехи ни
приобретай человечество на этом пути, все
людям будет оставаться искать, открывать и
познавать.
И. Гончаров

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Темы проектов по истории для 10 - 11 класса

В этом разделе представлены темы проектов по истории для 10 класса и 11 класса школы, которые расcчитаны на закрепление учащимися уже полученных знаний и применение их в самостоятельной исследовательской практике. Старшеклассники могут улучшить свои показатели в учёбе, расширить свой кругозор и подготовиться к предстоящим экзаменам при написании исследовательский работы.


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских проектов по истории для 10 и 11 класса, которые ученик может подготовить с консультацией руководителя, особое внимание уделяя правилам оформления и содержанию (структуре) работы. Правильно оформленный проект станет вашим дополнительным плюсом на этапе защиты.

Представленные темы исследовательских работ по истории для 10 и 11 класса заинтересовывают учащихся в дополнительном самостоятельном изучении предмета, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы.

Приведенные ниже темы проектных исследовательских работ по истории в 10 и 11 классе общеобразовательной школы по желанию могут быть видоизменены и расширены, при этом руководителю стоит учитывать индивидуальные качества учащегося и степень его осведомлённости.

Темы проектов по истории для учащихся 10 и 11 класса

Темы исследовательских работ по истории 10 и 11 класс (продолжение)

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу , установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу "Темы проектов по Истории":
Темы проектов по Истории для 10-11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г. (с изменении и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.);

Объем часов: - В неделю - 1 час

- Объем часов в год - 35 часов – для 10 класса, 34 часа – для 11 класса (итого-69 ч).

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы

сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;

Особенности организации учебного процесса по предмету

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная работа (учебное исследование или учебный проект).

Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:

На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:

Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

альбомы, буклеты, брошюры, книги;

эссе, рассказы, стихи, рисунки;

результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

документальные фильмы, мультфильмы;

выставки, игры, тематические вечера, концерты;

веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:

отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;

Защита индивидуального проекта может проходить в форме:

круглых столов и т.д.

Функциональные обязанности участников образовательных отношений

Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:

Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)

Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)

Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

Координирует работу обучающихся.

Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.

Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).

Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.

Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.

Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.

Формы организации занятий:

Работа в малой группе;

Формы контроля освоения программы.

Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:

защита темы проекта/исследования (идеи);

защита реализованного проекта/исследования.

Оценивание производится на основе критериальной модели:

Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);

Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);

Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).

Используемый учебно – методический комплект: Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС. Половкова М.В., Майсак М.В., Половкова Т.В., Носов А.В. - М.: Просвещение, 2020.

Сроки реализации программы: два учебных года.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

готовность и способность к самоорганизации и самореализации;

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;

умение конструктивно разрешать конфликты;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного образования.

Ученик получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

Выпускник получит представления:

о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

об истории науки;

о новейших разработках в области науки и технологий;

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры и др.);

Выпускник научится:

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,

определять предмет, объект, объектную область исследования вид, тип проекта, формулировать проблему исследования и искать новые пути решения исследовательской проблемы;

грамотно планировать собственную исследовательскую деятельность;

оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

находить различные источники информации, материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

умело обрабатывать и компилировать информацию из разных источников;

использовать разнообразные методы исследования в проектной деятельности;

осуществлять экспериментальную работу, сопоставлять результаты эксперимента, делать выводы и заключения;

в соответствии с требованиями нормативных документов оформлять проектную работу;

умело презентовать свою проектную работу, грамотно вести научную дискуссию;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Выпускник получит возможность научиться:

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.

Содержание учебного курса

Раздел 1. Введение (3 ч.)

Раздел 2. Инициализация проекта (24 ч.)

Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ.

Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.

Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.

Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.

Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов

Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности (7 ч.)

Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.

Раздел 1. Введение (4 ч.)

Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.

Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов (24 ч.)

Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.

Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности (4 ч.)

Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка индивидуального прогресса проектантов.

Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности (2 ч.)

Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.

Читайте также: