Проектная деятельность в школе по информатике

Обновлено: 04.07.2024

Проведение уроков информатики в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, развития самостоятельной творческой деятельности.

Цели, которые можно достигнуть, используя метод проектов:

  • Освоение предметных связей;
  • Умение применять эти знания на практике;
  • Коммуникативные умения;
  • Умения работать с информацией, представленной в различном виде;
  • Овладение и использование информационных технологий;
  • Умение сотрудничать в группе;
  • Гибкое распределение учебного времени.
ВложениеРазмер
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah_informatiki.docx 45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на пед. совете школы (2019-2020уч.г.)

(сопровождается показом презентации)

Организация проектной деятельности на уроках информатики

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие, побуждает к творческой активности.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогике, но на современном этапе его относят к педагогическим технологиям XXI века как метод, позволяющий ориентироваться и адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Метод проектов – это технология, по которой учащийся самостоятельно выполняет весь запланированный цикл: придумывает идею, разрабатывает, редактирует, проводит работы, связанные с внедрением.

Вот некоторые цели, которые можно достигнуть, используя метод проектов:

  • Освоение предметных связей
  • Умение применять эти знания на практике
  • Коммуникативные умения
  • Умения работать с информацией, представленной в различном виде
  • Овладение и использование информационных технологий
  • Умение сотрудничать в группе
  • Гибкое распределение учебного времени

Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение учащимся, видящим результат собственного труда.

Легче и плодотворней проектная работа ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.

Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, ученик может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.

При организации проектной деятельности учащихся нужно помнить о наличии двух основных составляющих: наличие достаточного объема исходной аналитической информации и реализация собственной модели информационной задачи.

Информатика - прикладная дисциплина, поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами, привлечения знаний из других областей.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Это средство, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающегося: анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; целеполагания и планирования деятельности; самоанализ и рефлексия.

Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задач, что повышает у ребят интерес к решению задач и способствует творческому развитию личности.

Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.

Предмет "Информатика" один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучения.

На уроках информатики проектная деятельность решает важную проблему. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.

Если применять метод проектов спланировано и постоянно в образовательном процессе, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Если в практике работы учащихся еще не было проектной деятельности, в частности с применением информационных технологий, то лучше один или несколько проектов изготовить совместно с детьми.

Методологической основой использования метода проектов в образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:

  • связь теории с практикой;
  • научность, сознательность и активность усвоения знаний;
  • доступность, систематичность и преемственность обучения;
  • наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

  • деловитости;
  • предприимчивости;
  • ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

Организация проектной деятельности на уроках информатики — актуальная тема. Согласно требованиям ФГОС, проектная работа должна реализовываться в рамках учебного процесса. О тонкостях проведения исследований и составления проектов по информатике рассказал учитель высшей категории, финалист и победитель профессиональных конкурсов Магомедшапи Дибиров.

Чем отличается проектная деятельность от исследовательской?

Организуя творческую работу школьников, необходимо учитывать разницу между видами деятельности: проектной и исследовательской. Иногда происходит подмена понятий.

Исследование — это получение нового знания про известные предметы. Исследовательская деятельность направлена на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагается наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проект — это создание новых предметов с теми качествами, которые нам нужны, которых раньше не было. Проектная деятельность направлена на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

В школах чаще реализуется проектная деятельность. Эта работа, вкупе с исследовательской деятельностью и научно-техническим творчеством составляет научно-техническое образование. Один из главных трендов в творческой деятельности учащихся на уроках информатики — обращение к робототехнике. Наборы, которыми постепенно оснащаются школы, позволяют ученикам создавать новые конструкции, проверять на них свои теории и программы.

Этапы исследовательской деятельности

Изучение теоретического материала.

Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.

Освоение методики исследования.

Сбор собственного материала.

Обработка собранного материала.

Обобщение, анализ, выводы.

Представление исследовательской работы.

Соблюдение плана варьируется в зависимости от обстоятельств. Например, при дополнительном образовании каждому этапу уделяется максимальное внимание. На экскурсии резонно исключить освоение методик, обработку материала, представление работы и оставить только изучение теории (краткое), постановку целей и задач, сбор материала, выводы.

На основе приведенных пунктов можно составить индивидуальный план выполнения работы, обозначив для каждого этапа:

При этом важно разделить работу между учеником и руководителем проекта, чтобы первый имел возможность сделать свой весомый вклад, а второй — проявить свою компетентность. К самостоятельной работе учащихся лучше отнести выбор темы и задачи, формулировку гипотезы, выбор объекта, анализ результатов и выводы. К консультационной работе руководителя — создание теоретической базы, подбор методики под задачу, составление плана работ, подбор методики обработки, составление плана презентации.

Критерии оценки текста исследовательской работы

Соответствие содержания работы заявленной теме.

Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность.

Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования.

Обоснованность и адекватный подбор методов исследования.

Глубина анализа литературы по исследуемой теме.

Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность.

Глубина самостоятельного анализа полученных результатов.

Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами.

Соблюдение требований к оформлению работы.

Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.)

Критерии оценки текста проектной работы

Актуальность проблемы и четкость ее постановки.

Соответствие содержания работы заявленной теме.

Четкость и конкретность формулировки проблемы, цели и задач работы.

Четкость описания методов реализации проекта.

Самостоятельный анализ фактов по заявленной теме.

Последовательность и логичность этапов реализации проекта.

Соответствие результатов проекта поставленным задачам.

Практическая значимость проекта.

Степень реализации проекта на практике.

Наличие собственной оценки эффективности реализации проекта и оценка перспектив развития проекта.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Понятие проекта, виды проектов.

Проектная деятельность учащихся - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект - это "бросок мыслью в будущее". Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - "конечный продукт в уме", то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.

Предмет "Информатика и ИКТ" позволяет сделать проектную деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.

Виды проектов.

I. По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

II. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Они часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.

III. По продолжительности выполнения проекты могут быть:

краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),

средней продолжительности (от недели до месяца),

долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

IV. По характеру управления принято различать проекты:

непосредственные проекты – в них учащиеся имеют возможность общения с учителем “здесь и сейчас”;

сетевые (телекоммуникационные) – участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.

V. По характеру контактов проекты бывают

Групповые – над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе.

Общешкольные – когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения.

Региональные – например, многие школы одного региона участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта).

Международные – их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.

VI. По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:

Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во неурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Основные этапы проектной деятельности.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 5 основных этапов проектной деятельности:

Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям учеников, была для них интересна.

Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.

Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.

Критерии оценки проектов:

  • осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы
  • аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов
  • выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность
  • качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,
  • качество и полнота в оформлении записей
  • свободное владение материалом во время защиты проекта

Примеры проектов для учащихся.

1. Проект "Кроссворд - проверь свои знания" (8 класс).

Тип проекта: практико-ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами, автофигурами, всевозможными заливками и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика или любой образовательный предмет

В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Очень хороший вариант для обобщения и закрепления пройденного материала по любой теме урока. Проект подходит для учащихся 5 -8 класса. Данный проект может быть использован учителем в дальнейшей своей работе.

Ход проекта

Тип проекта: информационный, общий.

Предметно-содержательная область: информатика.

Ход проекта

  • отбор материала, его анализ;
  • создание презентации на компьютере;
  • добавление собственных комментариев;
  • представление результатов работы учителю.

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, твоё свободное время, наркотики и молодёжь, роль социальных сетей в твоей жизни и так далее.

Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов обязательна демонстрация подготовленной презентации.

Темы проектов, используемых мною на уроках информатики по классам:

Тема "Информация и информационные процессы"

"Шифровальщик" (разработать систему кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));

"Кроссворд по теме " (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения(д/з)).

Тема "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"

"Я конструирую робота (компьютер)" (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));

"Компьютер будущего" (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете, сделать описание основных его частей (д/з));

Тема "Коммуникационные технологии"

"Тематический сайт" (используя язык разметки HTML разработать сайт по любой теме любимого школьного предмета (в течение нескольких уроков)).

Тема "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"

"Плакат" (средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));

"Мой трек" (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));

Тема "Кодирование и обработка текстовой информации"

"Визитная карточка" (средствами текстового процессора разработать визитную карточку класса, школы или кружка(д/з));

"Интерактивная книга" или "Детский алфавит" (средствами текстового процессора обработать небольшое художественное произведение, дав возможность переходов в нем с помощью гиперссылок (д/з) );

Тема "Кодирование и обработка числовой информации"

"Наш домашний бюджет" (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));

Тема "Основы алгоритмизации"

"Я рисую на Pascal" (средствами языка программирования Pascal создать изображение (д/з));

Тема "Моделирование и формализация"

"Интерактивная или 3D модель процесса или явления"

Тема "Информационные технологии"

"Анимационный мультфильм" (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));

"Видеоролик по любой теме школьного курса" (средствами прикладного программного обеспечения создать видеоролик (или отснять) по любой теме школьного курса, произвести его озвучивание);

"Социологический опрос" (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);

Тема "Коммуникационные технологии"

"Тематический сайт" (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)

Тема "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"

"Компьютер (робот будущего)" (анимационный или видеофильм)

"Предупрежден- значит вооружен" (защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)

Тема "Моделирование и формализация"

"Интерактивная модель процесса или явления"

Тема "Базы данных и СУБД"

Тема "Повторение. Подготовка к ЕГЭ"

"Программа-тестер по предмету"

Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение учащимся, видящим результат собственного труда.

Положительными сторонами метода проектов является направленность на активизацию и индивидуализацию обучения, стимулирование ученической инициативы и роста творческой активности.

Более плодотворно проектная методика ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.

Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, ученик может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержание работы

Глава 1. Психолого-педагогические подходы к организации

проектной деятельности 6

Сущность и основные подходы к проектной деятельности 6

Теоретические основы проектной деятельности на уроках информатики 11

Основные этапы разработки проекта 19

Глава 2. Из опыта работы 24

2.1. Результативность опыта 24

2.2. Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности 24

2.3. Проектная деятельность как форма урочной деятельности 27

Список использованной литературы 34


Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы. В своей работе автор постаралась раскрыть все аспекты проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики, показать её сущность, проанализировать все преимущества использования метода проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся среднего и старшего звена.

Наша жизнь не стоит месте. Меняются технологии в информационной, коммуникационной и других сферах. Введение в действие новых образовательных стандартов требует:

- развития новых способов образования и новых педагогических технологий;

- формирования у обучающегося умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.

Качественное образование учащихся возможно, если учебная деятельность строится на исследовательском и коммуникативных методах обучения. Одним из методов коммуникативного обучения является проектная методика, т.е. практические творческие задания, требующие применения знаний в реальных условиях, предполагающие индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, речевой такт с обязательным выходом на публику, т.е. требуют как бы социальной оценки.

Проектный метод, как никакой другой, повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников,

-использует много дидактических подходов;

-самомотивирует, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;

-поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

- позволяет учиться на собственном опыте;

-приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

В перспективе , овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему легче адаптироваться в дальнейшем к меняющимся условиям жизни, он сможет правильно выбрать будущую профессию, сможет жить творческой жизнью.

При этом учащийся не должен быть объектом педагогического воздействия, а должен быть субъектом познавательной деятельности. Образовательный процесс должен быть направлен на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя должна быть активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Проектная методика развивает у школьников творческие способности, самостоятельность, активность. Учащийся превращается из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта.

Новизна темы заключается:

- в комбинировании элементов традиционной методики преподавания предмета, информационных технологий и коллективных методов обучения при реализации проектной работы на уроке и при выполнении домашнего задания по реализации проекта;

- в рационализации, усовершенствовании отдельных этапов проектной деятельности на уроке;

Объект исследования: Образовательный процесс в средней и старшей школе

Предмет исследования : Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики.

Гипотеза : Если на современном этапе развития общества необходимо готовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру, то проектная и иссследовательская деятельность позволит обучающимся научиться оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм решения поставленной задачи, и, как следствие, достигать поставленной цели, а также будет способствовать развитию творческого потенциала, создавать условия для формирования у обучающихся адекватной самооценки, способствовать формированию коммуникабельности и умения работать в команде, коммуникативной компетенции в рамках проекта.

Цель работы: Исследование организации форм и этапов проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность данной работы.

Провести научно-теоретический анализ проблемы, изучить сущность и основные подходы к проектной деятельности

Раскрыть организацию проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики

Описать собственный опыт работы по данной теме

Проанализировать полученные результаты

теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования);

эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент);

статистический метод обработки данных,

графическое представление экспериментальных данных.

Практическая значимость работы.

Данный опыт может быть применен в урочной и во внеурочной деятельности при организации кружковой работы. Для реализации проектного обучения нет возрастных ограничений, ограничений в использовании учебно-методического комплекса на уроке, уровня обучения (базовый или профильный). Опыт может быть успешно использован любым педагогом с разным опытом работы.

Глава1. Психолого-педагогические подходы к организации проектной деятельности

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему [21, с. 20].
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.
Творческий проект предполагает соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленном этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевые, игровые - в таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться как в начале проекта, так и в конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является игровая [21,с.20].
По характеру контактов, отмечает Г.К. Селевко, проекты могут выступать:- внутренними или региональными (в пределах одной страны);
- международными [29,с.52].
По количеству участников можно выделить проекты:
- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников) [9,с.28].
По продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы) проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проекты средней и значительной продолжительности могут проводиться как во внеурочное время, так и на уроках [21, с 24]. Следует отметить, что выбор тематики проектов может быть различным. Тематика может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся, а также может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются собственные интересы познавательные, творческие и прикладные. В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, метод проектов – это метод поиска, творчества, решения определенных дидактических задач. Для учащихся это способ выразить себя, показать свои знания. При работе с детьми младшего школьного возраста возможность использования различных типов проектов ограничена, что связано с их возрастными особенностями. По признаку доминирующей в проекте деятельности лучше всего использовать творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные проекты; по характеру контактов лучше использовать внутренние проекты; по количеству участников - групповые; по продолжительности проведения - краткосрочные и проекты средней продолжительности. Проектная деятельность школьников имеет определённую методику осуществления, основанную на методе проектирования.

Теоретические основы проектной деятельности

На уроках информатики за счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент следует ставить на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения.

Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно - требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Школьные проекты по информатике чаще всего разделяют на:

Знаниевые ( например, сборники заданий, видеоролик об истории родного края и пр.) . Реализация этих проектов предполагает тесное сотрудничество с другими организациями, например, музеями, общественными организациями и пр.

Практические- Создание информационного продукта, материального или интеллектуального (например, компьютерная игра, собственный сайт и пр.) - или услуги (например, услуги по оформлению и дизайну помещения, информационно-аналитические услуги и пр.)

Таким образом, проект – это некая новая идея, которая в результате определенной деятельности воплощается в жизнь в виде реального продукта, материального или интеллектуального.

Читайте также: