Проектная деятельность в школе по физике
Обновлено: 07.07.2024
В последнее время наблюдается некоторый спад интереса учащихся к естественно-математическим наукам. Эта тенденция прослеживается не только в Кыргызстане, но и во всех экономически развитых странах. Для быстрого экономического подъёма Кыргызстана необходимо воспитывать и обучать собственных высококвалифицированных специалистов во всех областях экономики.
В связи с этим возникает необходимость в активизации поиска молодых людей, проявляющих интерес к физике, математике, информатике, то есть к предметам, которые определяют основу современного образования.
Модернизация общего образования в целом включает и реформирование физического образования. Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, подготовки их к труду и жизни.
Изучение физики в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это интересно. Важно обучать школьников навыкам исследовательской деятельности. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, достигнуть более высоких результатов. Для учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: зарождаются основы системного мышления, формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, воспитываются целеустремленность, организованность, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Проекты, бывают разными:
- по продолжительности подготовки (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный),
- по количеству участников (индивидуальный, работа в парах, групповой),
- по методу (творческий, исследовательский, информационный или ознакомительно-ориентированный).
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки работы, пробудить интерес к исследовательской работе. А для этого важно научить учащихся:
- ставить цель и задачи проекта;
- составлять план исследований;
- использовать в работе необходимые приборы и материалы;
- собирать установки;
- проводить исследования;
- формулировать выводы.
Например, на уроках физики в 8,10 классах при прохождении тем по электричеству я использую демонстрационные наборы по электротехнике. Ребята с большим увлечение собирают электрические схемы. Это позволяет лучше усвоить целый блок тем на запоминание закона Ома, условных обозначений и видов соединения электрических приборов. [ №3 - Баркова, Е.Ю. Метод проектов на уроках физики/ Е.Ю. Баркова// Физика. Первое сентября.- 2004. № 35.- с. 3-6.]
Проектная деятельность включает следующие этапы:
Представленный конечный продукт совместной деятельности может быть разный: создание сайта, научных рефератов в электронном виде, мультимедийных презентаций, сборка электрических схем, макетов и т.д.
По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, делятся идеями о дальнейшей работе. Оценка проекту, его значимость во многом зависит от умения учащегося представить свою работу. И поэтому важно сформулировать ряд вопросов, отвечая на которые ученик докажет важность его работы. К ним можно отнести:
Учебный проект имеет ряд преимуществ: он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой; обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; успешно интегрируется в образовательный процесс; проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
На уроках физики в 11 классе при прохождении тем по получению электроэнергии в КР я предлагаю детям выбрать ГЭС, собрать по ней информацию, сделать презентацию и макет. Данный проект повышает интерес к данной теме, увеличивает объем знаний у ребят. [ №4 - Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова.- Самара: Профи, ЦПО, 2003.-236 с]
5. Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:
- умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей;
- умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
- умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
- умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств;
- составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
- умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
- умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования;
- формулировать вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т, п.);
- умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
- умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
- умение составлять схемы необходимых расчетов;
- умение оценивать результаты по достижению планируемого результата, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
- умение оценивать проекты, выполненные другими;
- умение понимать критерии оценивания проектов;
- умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
- умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате.
[ №5 - Камзеева, Е.Е. Ученические проекты/ Е.Е. Камзеева// Физика. Первое сентября. 2004. -№ 15. - с.5-10]
На уроках астрономии, после изучения тем по строению Солнечной системы, ребята в 11 классе создают замечательные проекты по планетам. Говорят в своих презентациях об особенностях планет Земной группы и планет – гигантов. Это позволяет расширить кругозор детей и пополнить их копилку знаний. [№6 - Майоров, А.Н. Физика для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке/ А.Н. Майоров. Ярославль: Академия развития, Академия К0, 1999. - 176 е., ил. - ISBN 5-8133-0020-1]
После изучения тем по агрегатным состояниям вещества, я с группой ребят ездила в Кочкорку на соляные шахты, где дети могли увидеть, как происходит зарождения кристаллов их рост. Ребята узнали о пользе ионов соли для здоровья человека. [№8 - Сасова, И. Через проблему к практическому результату/ И. Сасова // Завуч- 2002, №3. - с. 34-38]
Вывод:
Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.
Проектная деятельность очень хорошо показывает личностный рост ребенка. Те знания которые он получает на уроках он может подтвердить воплотив их в проект. В результате проектно-исследовательской деятельности у обучающихся развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету; обучающиеся уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными. Как следствие растет качество знаний по физике.
Сформированность у обучающихся гражданских компетенций (Soft skills) и исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, на работу, помогает реализовать их жизненные цели. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша задача – мотивировать учеников на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.
Результаты работы преподавателя
- Рост качества знаний обучающихся по физике
- Успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Функция учителя.
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы - учитель УЧЕНИК
Последний этап - УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Здесь собраны готовые исследовательские работы по физике учеников 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, в которых осуществлена научно-исследовательская деятельность учеников об истории появления и развития физики, о законах физики, роли физики в истории человечества и в жизни современного человека, о физике вокруг нас, на кухне и в игрушках, которая подкреплена практическими опытами.
Некоторые готовые исследовательские проекты по физике включают в себя справочные сведения и практические опыты в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах с электричеством, энергией, иллюзией и диффузией, оптикой, силой трения, волнами и архимедовой силой, кристаллами, атмосферным давлением, молнией и другими природными и бытовыми явлениями, а также устанавливают межпредметные связи физики и музыки, физики и астрономии и др.
В статье описывается опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Приведены темы учебных и внеурочных проектов для 7-9 классов , которые выполняли учащиеся в период с 2015 по 2020 год. Приведены примеры различных методов и форм организации исследовательской деятельности на уроках физики, и конечно же перечислены работы учащихся, которые они выполняли в течение года, так называемые долгосрочные работы.Думаю, эта статья будет интересной не только учителям физики, но и другим педагогам-предметникам, а также учителям наальных классов, так как я начинаю работать над исследованиями с ребятами именно начальных классов и довожу некоторых из них до 9 класса. А там можно идти и дальше.
Из опыта организации проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС ООО.
Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности. Современный специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникабельность.
Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся помогают педагоу в решении этих непростых задач, потому что они относятся к личностно – ориентированным технологиям, обеспечивают проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Эти методы обеспечивают самостоятельность и свободу действий, предоставляют возможность учащимся реализовывать свои творческие замыслы.
Актуальность опыта.
Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Учитывая это, мною поставлены следующие цели и задачи:
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
Развивать активную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.
Ведущая идея опыта.
Как показывает собственный опыт работы в школе, в последние годы существенно упал интерес школьников к фундаментальным наукам, в частности к физике. Это обстоятельство повлияло и на получение фундаментального образования в школе. Понизился интерес учащихся к физике, математике и в то же самое время наблюдается скачок интереса детей к информатике, компьютерам, Интернету. Даже способные, высоко мотивированные учащиеся склонны пренебрегать занятиями фундаментальными науками. Такое состояние приводит к нарушению равновесия в учебном процессе и узкому доминированию определенного типа мышления.
Исходя из этого, на своих уроках я не стремлюсь всех научить физике. Значительно более важно научить подростка мыслить самостоятельно, творчески, через систему соответствующих поисковых, проблемных, исследовательских заданий. Именно проектная и исследовательская деятельность способствуют реализации этих замыслов.
Новизна опыта.
Я сторонник личностно-ориентированного подхода в обучении. Так как этот подход уже не раз был описан отечественными и зарубежными педагогами, я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствие с целями и задачами моей методической темы.
Также новизна моего опыта выражается в составлении мною системы уроков по темам, составление списка тем для учебных проектов и исследований, примеры разработанных проектов, которые уже получили высокую оценку на различных конкурсах.
Содержание педагогического опыта.
Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по физике является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
На протяжении работы учителем физики главным для меня является не процесс преподавания, а процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую и проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся. Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:
технология проблемного обучения,
В своей работе я использую технические средства кабинета физики: компьютер, мультимедийный проектор и экран, Интернет. Наиболее распространенные формы урока с применением ИКТ - комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:
уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
уроки лекции с просмотром различных сюжетов;
уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.
Из всего вышеперечисленного я остановлюсь на организации проектной и исследовательской деятельности учащихся во время урока и во внеурочное время.
Проектная деятельность.
Проектная деятельность обеспечивает обучающимся самостоятельность и свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Проектная деятельность представляет собой творческую работу по решению практических задач. Цели и содержание ее определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.
Далее происходит распределение задач по группам, обсуждаются возможные подходы к решению проблемы, поиск информации, выдвижение творческих решений.
Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым проектным задачам. Этот этап может включать в себя и промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
Представление проведенной работы осуществляется на этапе защиты проекта. Завершающий этап проектной деятельности – коллективное обсуждение, экспертиза, получение результата внешней оценки, делаются выводы.
Грамотно выстроенный и справедливо оцененный учебный проект стимулирует всякую учебную деятельность самих учеников, так как учебное проектирование , как считает В.В.Гузеев, отличается тем, что оно
допускает использование множества дидактических подходов,
самомотивировано, что означает возрастание интереса и вовлечение учащихся в работу по мере ее выполнения,
поддерживает педагогические цели в конгнитивной, аффективной и психомоторной области на всех уроках.
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретной ситуации,
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
В течении года я, обычно, провожу 2 - 3 крупных проекта, каждый из которых занимает примерно от 3 до 6 уроков. Я подметила, что учебные темы, выбранные для проектов, всегда прорабатываются и усваиваются учениками гораздо глубже, чем темы, изучение которых происходит на обычных уроках.
Представляю тематику проектов, которые мои учащиеся выполняли на уроках физики и во внеурочной деятельности в период с 2015 по 2020 учебные годы.
Тема проекта
Тип проекта
Где реализуется.
1.Изготовление мзмерительного цилиндра с разной ценой деления.
На уроках и во внеурочное время.
2.Где искать диффузию?
3.Изготовление модели молекулы различных веществ.
Во внеурочное время.
4.Измерение скорости движения из школы до дома.
Во внеурочное время
5.Определение в домашних условиях плотности вещества (мыла, плитки шоколада, кусочка сахара-рафинада и т.д)
Данная разработка обобщает опыт проектной деятельности по предмету "Физика" в основной школе,указаны основные проблемы и положительные стороны работы над проектами, указана классификация проектов,приведен фрагмент ученического проекта,приведен пример графика работы,дана информация о проведении творческого экзамена в МБОУ СОШ №4 г.Ленска,в разработке указана ссылка на сайт учителя
Содержимое разработки
Проектная деятельность при изучении физики
учитель физики высшей категории
МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением
Современная модель образования не может быть реализована без проектной деятельности
Метод проектов позволяет
- формировать информационную компетентность
- утвердить деятельностный подход в обучении
- индивидуализировать учебный процесс
- обеспечить практико-ориентированное обучение
- формировать коммуникативные компетентности
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
В основе методики лежат личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на личность учащегося при мотивации, выборе направления и темы работы, формы её представления, оказание помощи в становлении обучаемого как субъекта деятельности.
Системно-деятельностный подход заключается в том, чтобы организовать работу самих учащихся по поиску, изучению, переработке информации и представлению её в заданном виде.
Целью проектной деятельности при изучении физики является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данного предмета.
При организации проектной деятельности учащихся я ставлю следующие задачи
обучение планированию деятельности
формирование навыков сбора и обработки информации
умение анализировать и обобщать
развитие внимания, памяти;
формирование навыков публичного выступления
формирование навыков работы с ИКТ.
Под формированием навыков работы с ИКТ подразумевается приобретение навыков работы с различными компьютерными программами, умение работать в сети Интернет
В нашей школе в течение ряда лет в конце марта проводится творческий экзамен в виде защиты проектов различной тематики , в том числе и по физике. Данный экзамен обязателен для всех учащихся и является допуском к переводным экзаменам
Проект по физике выбирают учащиеся 7 и 8 классов, при чем выбирают как дети проявляющие повышенный интерес к физике , так и учащиеся имеющие определенные проблемы при изучении предмета
Временные сроки работы над проектом -с начала ноября по конец марта
Работа начинается с выбора темы
Проект может быть монопредметный, межпредметный и надпредметный.
По согласованию учащийся может выбрать тему и не из списка рекомендуемых тем.
Примеры тем проектов:
Проекты могут быть:
Так же на сайте учащиеся знакомятся с требованиями к содержанию, оформлению, защите проекта
Конечным продуктом является доклад (текст должен быть напечатан) и электронная презентация по теме. Учащемуся предоставляется 10 минут на защиту проекта
Комиссия учитывает следующие критерии:
Полнота раскрытия темы
При наличии экспериментальной части-правильность постановки эксперимента
Качество текста доклада
Ответы на вопросы
1 этап – постановка цели (выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи).
2 этап – обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
3 этап - самообразование и актуализация знаний.
4 этап – продумывание хода деятельности
5 этап – исследование: решение отдельных задач, компоновка проекта
6 этап – обобщение результатов и выводы.
7 этап – анализ успехов и ошибок, коррекция
Перед началом работы составляется график работы
Проект выполняется во внеурочное время
План проекта, текст работы в электронном виде
Устранение замечаний по тексту проекта, презентация в электронном виде
Устранение замечаний, словарь
Сдача готового проекта
(текст в напечатанном виде, презентация )
Особое внимание я уделяю научной терминологии. В конце работы обязателен словарь терминов
Примеры проектов по физике 7-8 класс
1.Давление в технике
2.Гидравлические устройства в технике
4.Ультразвуки и инфразвуки
5.Жидкости в физике
6.Физика в Древней Греции
9.Физика на кухне
10.Низкие температуры в физике
11.Физика и жилища народов мира
Отрывок из проекта Калинина Евгения ,ученика 7Б класса, проект рекомендован на районную научно-практическую конференцию
Жилища народов Севера с точки зрения физики.
(эксперимент проводился на открытом балконе многоэтажного дома )
Описание подготовки к эксперименту.
Как нам показалось, чум было построить немного легче. Мы подобрали коробку, вставили туда несколько палок и получился шалаш в виде конуса, который мы обвернули двумя слоями искусственного меха. Внутренний слой мехом внутрь, наружный – мехом наружу. Мы оставили дырочку сверху, которая играла роль дымохода.
Гипотеза: опыт проживания в суровых условиях Севера помог коренным жителям создать такое жилище, конструкция которого (его форма и функции) объясняется строгими научными законами.
Мы взяли четыре свечки и положили по две в каждой жилище.
Температура наружного воздуха -33.
Сначала мы измерили температуру чума и иглу без свечек. Температура оказалась ровно -31 градус у обоих.
Данная разработка обобщает опыт проектной деятельности по предмету "Физика" в основной школе,указаны основные проблемы и положительные стороны работы над проектами, указана классификация проектов,приведен фрагмент ученического проекта,приведен пример графика работы,дана информация о проведении творческого экзамена в МБОУ СОШ №4 г.Ленска,в разработке указана ссылка на сайт учителя
Содержимое разработки
Проектная деятельность при изучении физики
учитель физики высшей категории
МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением
Современная модель образования не может быть реализована без проектной деятельности
Метод проектов позволяет
- формировать информационную компетентность
- утвердить деятельностный подход в обучении
- индивидуализировать учебный процесс
- обеспечить практико-ориентированное обучение
- формировать коммуникативные компетентности
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
В основе методики лежат личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на личность учащегося при мотивации, выборе направления и темы работы, формы её представления, оказание помощи в становлении обучаемого как субъекта деятельности.
Системно-деятельностный подход заключается в том, чтобы организовать работу самих учащихся по поиску, изучению, переработке информации и представлению её в заданном виде.
Целью проектной деятельности при изучении физики является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении данного предмета.
При организации проектной деятельности учащихся я ставлю следующие задачи
обучение планированию деятельности
формирование навыков сбора и обработки информации
умение анализировать и обобщать
развитие внимания, памяти;
формирование навыков публичного выступления
формирование навыков работы с ИКТ.
Под формированием навыков работы с ИКТ подразумевается приобретение навыков работы с различными компьютерными программами, умение работать в сети Интернет
В нашей школе в течение ряда лет в конце марта проводится творческий экзамен в виде защиты проектов различной тематики , в том числе и по физике. Данный экзамен обязателен для всех учащихся и является допуском к переводным экзаменам
Проект по физике выбирают учащиеся 7 и 8 классов, при чем выбирают как дети проявляющие повышенный интерес к физике , так и учащиеся имеющие определенные проблемы при изучении предмета
Временные сроки работы над проектом -с начала ноября по конец марта
Работа начинается с выбора темы
Проект может быть монопредметный, межпредметный и надпредметный.
По согласованию учащийся может выбрать тему и не из списка рекомендуемых тем.
Примеры тем проектов:
Проекты могут быть:
Так же на сайте учащиеся знакомятся с требованиями к содержанию, оформлению, защите проекта
Конечным продуктом является доклад (текст должен быть напечатан) и электронная презентация по теме. Учащемуся предоставляется 10 минут на защиту проекта
Комиссия учитывает следующие критерии:
Полнота раскрытия темы
При наличии экспериментальной части-правильность постановки эксперимента
Качество текста доклада
Ответы на вопросы
1 этап – постановка цели (выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи).
2 этап – обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
3 этап - самообразование и актуализация знаний.
4 этап – продумывание хода деятельности
5 этап – исследование: решение отдельных задач, компоновка проекта
6 этап – обобщение результатов и выводы.
7 этап – анализ успехов и ошибок, коррекция
Перед началом работы составляется график работы
Проект выполняется во внеурочное время
План проекта, текст работы в электронном виде
Устранение замечаний по тексту проекта, презентация в электронном виде
Устранение замечаний, словарь
Сдача готового проекта
(текст в напечатанном виде, презентация )
Особое внимание я уделяю научной терминологии. В конце работы обязателен словарь терминов
Примеры проектов по физике 7-8 класс
1.Давление в технике
2.Гидравлические устройства в технике
4.Ультразвуки и инфразвуки
5.Жидкости в физике
6.Физика в Древней Греции
9.Физика на кухне
10.Низкие температуры в физике
11.Физика и жилища народов мира
Отрывок из проекта Калинина Евгения ,ученика 7Б класса, проект рекомендован на районную научно-практическую конференцию
Жилища народов Севера с точки зрения физики.
(эксперимент проводился на открытом балконе многоэтажного дома )
Описание подготовки к эксперименту.
Как нам показалось, чум было построить немного легче. Мы подобрали коробку, вставили туда несколько палок и получился шалаш в виде конуса, который мы обвернули двумя слоями искусственного меха. Внутренний слой мехом внутрь, наружный – мехом наружу. Мы оставили дырочку сверху, которая играла роль дымохода.
Гипотеза: опыт проживания в суровых условиях Севера помог коренным жителям создать такое жилище, конструкция которого (его форма и функции) объясняется строгими научными законами.
Мы взяли четыре свечки и положили по две в каждой жилище.
Температура наружного воздуха -33.
Сначала мы измерили температуру чума и иглу без свечек. Температура оказалась ровно -31 градус у обоих.
Читайте также: