Проектная деятельность в школе по биологии

Обновлено: 05.07.2024

Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

С помощью метода проектов возможно научить детей:

выявлять и формулировать проблемы;

проводить их анализ;

находить пути их решения;

работать с различными источниками информации;

находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

По мнению И.С. Сергеева проект - это “пять П”:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Возможно выделение и «Шестого “П” проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Действия учителя, выбравшего методику проектной деятельности учащихся:

Составить план работы.

Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.

Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.

Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.

Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.

Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.

Составить нормы и требования по оформлению работы.

Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.

Составить положения методического подхода к проектной деятельности.

Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

Для организации проектной деятельности я предъявляю определенные требования, например, примерные критерии оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению проекта, оформлению проекта и защите проекта.

Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования.

Учащийся, работающий над исследовательским проектом по биологии, должен понимать, что эта работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.

Учащийся должен овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от учащегося потребуются умения выстраивать графики, составлять таблицы, диаграммы, карты, схемы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, составлять коллекции различной тематики, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.

Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Объектом изучения может быть не только отдельный организм или вещество, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, пруд, речка, заповедник, промышленный объект, даже собственная квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды.

Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.

Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые, будут, по сути носить реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.

Важной характеристикой, влияющей на организацию проектной деятельности обуающихся является типология проектов. Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:

доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.

предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) и межпредметный проект

характер координации проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.

характер контактов: (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний или региональный, или международный.

количество участников проекта (личностные, парные, групповые)

продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико­ориентированные.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснований актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию или полностью совпадающую с ним аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования, определение методов исследования , источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определения путей её решения, обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное выше, разумеется, должно полностью соответствовать уровню предметной подготовки школьников определённого этапа обучения

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. д.)это могут быть проблемы, связанные с содержанием или образом жизни какого- то живого организма , статьи, фильма, посвященного животному, растению и пр.

Такие проекты часто интегрируются исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них, чёткие результаты совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

По признаку предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

Межпредметные проекты. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а так же достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную задачу, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. По характеру координации это могут быть проекты с открытой, явной координацией и со скрытой координацией( это относится в основном к телекоммуникационным проектам).

Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников , организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников, например, если нужно договориться о встрече в каком- то официальном заведении, провести анкетирование, взять интервью.

Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними, или региональными международными.

Внутренние или региональные. Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, ли между школами , классами внутри региона, одной страны.

Международные проекты. Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

Так же проекты могут быть личные, групповые и парные; краткосрочными и продолжительными. Таким образом, следует заметить, что к какому типу не относился бы проект, любой из них требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно назвать творческим.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Любая работа требует оценивания. Для этого необходимо предъявить требования к проектной деятельности.

Общие требования к оформлению проектной работы: представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;

обзор литературы, научных статей, работ, уже выполненных ранее по решению аналогичных проблем;

место и время выполнения работы;

краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);

систематизированные, обработанные результаты исследований;

выводы, сделанные после завершения работы над проектом;

практическое использование результатов проекта;

социальная значимость проекта;

приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов по биологии

четкость поставленной цели и задач;

тематическая актуальность и объем использованной литературы;

обоснованность выбранных методик для проведения исследований;

полнота раскрытия выбранной темы проекта;

обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);

наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

качество оформления работы (наличие таблиц, схем, графиков, фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления при защите проекта:

обоснованность структуры доклада;

полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

использование наглядно-иллюстративного материала;

компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопрос, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения способ здоровьесберегающего подхода к обучению.

Постепенное усложнение проектов от творческих, игро-ролевых до исследовательских способствует развитию исследовательских умений и навыков.

7. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций),которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

В педагогике слово “проект” известно уже около 300 лет. Это слово происходит от итальянского глагола ‘‘projicere’’, что означает “разрабатывать”, “планировать”, “браться за что-либо”.

Таким образом, проектной метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то.

Занимаясь образовательной деятельностью, которую она планирует, осуществляет, доводит до конца или прерывает, проектная группа выполняет проект.

Если же деятельность основывается только на двух или трёх элементах проектного метода, то мы можем говорить о проектном обучении.

Не нужно сильно напрягаться, чтобы заменить, что школа оторвана от жизни во многих отношениях. Это оторванность во многих отношениях давно уже превратилась в пропасть. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть “мостики” через эту пропасть.

  • Содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему/ соревновательному поведению;
  • Принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают вне школы;
  • Ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;
  • Стараться учитывать личные потребности учащихся;
  • Усилить мотивацию для достижения целей обучения;
  • Содействовать соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных областей;
  • Создать связующие звенья между отдельными предметами;
  • Способствовать постоянному внутреннему обновлению школы, принимая во внимание актуальные потребности и вопросы.

Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами , помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков. Ведь на обычном уроке, который учитель практикует каждый день, отсутствует деятельность учащихся. Здесь учитель структурирует происходящее, цитирует, объясняет, дает указания, задает вопросы, оценивает. При этом он находится в центре внимания. Проектный метод, напротив, предлагает участие учителя в уроке в новой роли- “ фигуры на заднем плане”.

  • постепенно уходит в тень;
  • вмешивается, если есть необходимость; - включается в процесс на правах участника;
  • проявляет выдержку и не вмешивается.
  • самостоятельность учащихся;
  • связь с реальным миром;
  • активизация разных форм самовыражения;
  • принятие во внимание мнения других при выполнении действий.

Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта:

Разработка: плана действия.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

  1. Наличие значимой проблемы в исследовательском, творческом плане.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Более 17 лет работаю в сельской школе учителем биологии. Оглядываюсь назад… Сколько реформ, нововведений, методических приемов, технологий! И, конечно же, поиск… Творческий поиск именно своих путей и дорог. Думаю, внедрять даже совершеннейшие технологии в свой педагогический процесс полностью невозможно. Ведь у меня “свои” дети, “свои” коммуникативные ситуации, “своя” среда. Разумеется, речь не идет об основных тенденциях, приемах, принципах существующих технологий. Все они интересны, познавательны! Особо близки мне в последние годы своей деятельности коммуникативно-развивающие, интегральные, личностно- ориентированные модели обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии. Но наиболее эффективным и приемлимым для себя считаю применение проектных технологий в процессе обучения биологии.

Урок-обобщение “Закономерности наследственности”

  1. Закрепить прочность знаний генетических терминов:
  2. Наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, доминантность, рецессивность, моно-, ди- гибридное скрещивание.
  3. Обратить внимание учащихся на взаимосвязь генетических понятий с цитологическими.
  4. Добиваться понимания учащимися дискретности наследственных факторов – дискретности генов.
  5. Научить учащихся разбираться в научно - популярной литературе, самостоятельно изучать научные закономерности, термины.

Метод проектов: монопроект.

Ход урока

I. Обобщение изученного материала по разделу “Генетика”.

Работа в группах с заданиями разной степени сложности.

I. слабая группа с “3” на “4”

II. средняя группа с “4” на “5”

III. сильная группа на “5”

1. Повторение I, II, III законов Менделя по моно-, ди-, гибридному скрещиванию

Работа с таблицей “Моногибридное и дигибридное скрещивание”.

а) “Немое кино”. У доски отвечает один ученик со слабой группы. Он просто показывает. А другие задают вопросы:

- покажи доминантный признак;

- где здесь чистая линия;

- покажи гибридный организм;

- покажи 1-й закон Менделя и т.д.

б) “Звуковое кино”. У доски отвечает ученик со средней группы, показывает и дает определение терминам.

- Что означает дигибридное скрещивание;

- Что такое фенотип;

- Что такое генотип и т.д.

- Что означает аллельные гены.

в) Решение задач. (задачи уже заранее написаны на доске)

№35 стр.34 №9 стр.13

Остальные решают в тетрадях.

Итог: Объяснения учащихся.

I. Статистический характер законов Г. Менделя:

Точное выполнение соотношений 3:1 , 9:3:3:1 возможно лишь при большом количестве изучаемых гибридных особей.

Когда Мендель ставил свои опыты, науки ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Несмотря на это Мендель понял , что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором и формы эти передаются из поколения в поколение по законам Менделя.

Законы Менделя носят всеобщий характер. Это было подтверждено и другими исследователями. Но были некоторые исключения. Стало ясно, что принцип независимого распределения в потомстве и свободного комбинирования распространяются не на все гены. Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов. И так мы дошли до сцепленного наследования признаков.

II. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности.

Выступление учеников. Нам знакомо, как ведут себя аллельные гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом. Они расходятся в мейозе независимо от других пар. Но число генов у каждого организма гораздо больше числа хромосом. Как наследуются гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом?

Вопрос к классу:

“Что такое сцепленное наследование и

что означают группы сцепления?”

1 гр. По основному учебнику Беляева 26,стр.106

2 гр. По учебнику Сонина, гл.9.4, стр.282.

3 гр. Кемп, Армса стр.415, гл.167

а) Отвечают ученики.

Итак: Чем ближе расположены друг к другу гены в хромосоме, тем реже происходит их расхождение при перекресте – кроссинговере. И

Наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем чаще возможно нарушение сцепления. Следовательно, при полном сцеплении образуется два типа гамет в равных количествах. А при неполном – четыре типа, два из них сцепленные, два – новообразованиями, кроссинговерными.

1. - серое тело – нормальные крылья,

2. – черное тело – зачаточные крылья.

Частота расхождения признаков при кроссинговере прямо пропорциональна расстоянию между генами ( оно измеряется в моргоноидах ).

б) Решение задач №21 стр.23.

В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом, может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе единственном числе. Например: Х У.

Генетика – это очень сложная наука, это не просто наследование какого-то признака. Это есть взаимодействующие между собой гены, которые приводят к различным закономерностям изменчивости.

III. Множественное действие генов.

Взаимодействие неаллельных генов.

  • генотип – это механическая совокупность генов,
  • фенотип - мозаика отдельных признаков.

На самом деле это не так. Генотип – это система взаимодействующих генов. Взаимодействуют друг с другом и аллельные гены, и неаллельные гены, расположенные в разных локусах.

Выделяют 3 типа взаимодействия неаллельных генов:

Учащиеся по учебнику самостоятельно изучают эти термины. Раздел 9.5.2.

2. Решение задач по этой тематике. Рабочая тетрадь стр. 87 – 93.

Итог: Выражение “Ген определяет развитие признака” в значительной степени условно, так как действие гена зависит от других генов – от генотипической среды.

По методу проектов: Монопроект.

  • Продолжить и углубить изучение темы “ Кровь” , базируясь на занятиях по зоологии.
  • Анализировать и обобщить исследовательскую работу при изучении данной темы.
  • Повысить заинтересованность учащихся к изучению учебного материала.
  • Привить умения и навыки оформительской работы.

План урока.

Ребята 5-й урок работают по группам. В группах работают:

В течение этого периода посещали библиотеку школьную, искали дополнительную литературу.

1. Вступительное слово учителя.

Подведение итогов и еще раз вспомнили проблему всего монопроекта:

- Роль крови и кровеносной системы для обеспечения целостности и сохранения гомеостаза человеческого организма.

2. Выступление библиотекаря.

Она анализирует работу групп. Дает краткий анализ рефератов групп, оценивает их работу, дает рекомендации по исследовательской работе. Знакомит всех учащихся списком литературы, использованной при изучении данной темы.

Журнал “Древо познания”.

3. Работа по группам.

1 группа:

Цель исследования: Кровь. Ее состав, функции.

Проблема: Почему состав крови называют “зеркалом организма”?

Демонстрация: Таблица “Кровь. Ее состав”.

  • “Состав крови. Форменные элементы”.
  • “Функции крови”. (Работа оформителя).

Выступает докладчик. Знакомит всех учащихся содержанием реферата. Дает только дополнительные факты, наблюдения и схемы. Исключено изложение учебного материала.

Т.к. всегда можно найти в учебниках материал по данной теме.

Обязательно подводит итог работы всей группы:

“О состоянии здоровья человека судят прежде всего по состоянию состава его крови.

Для этого берут анализ крови и с помощью микроскопа подсчитывают количество красных и белых кровяных клеток в мм куб. крови, изучают форму. Посредством химических и физических методов определяют количество гемоглобина в крови, количество и состав белков плазмы, количество сахара в крови. Вот поэтому посещая любую поликлинику мы сдаем анализ крови.

1. Почему в таблице “Состав крови” указана скорость оседания эритроцитов?

2. Объясните, пожалуйста, какую функцию выполняют эритроциты?

Оппоненты участвуют при обсуждении данной проблемы.

Учитель оценивает реферат, дает несколько интересных данных для внесения в реферат.

Задает вопрос: Исходя из данных таблицы — по сравнению количества эритроцитов у разных типов животных, объясните, почему кол-во эритроцитов в 1мм куб. больше у млекопитающих в сравнении с пресмыкающимися.

Ответ даёт докладчик II группы (сильная ученица).

2 группа:

Цель исследования: Болезни крови.

Проблема: Связь между изменением состава крови и состоянием организма.

Демонстрация: Самодельная таблица “Болезни крови” и “Родословная английской королевой Виктория по передачи наследственного заболевания гемофилии”.

Выступает докладчик. По ходу объясняет причины возникновения различных заболеваний: кровь, оспа, дифтерия, малокровие, болезнь Дауна.

И учащиеся решают несколько типовых задач по генетике. Они уже имеют навыки решения задач, т.к. в течение нескольких уроков решали эти задачи. Хотя это материал 11-го класса.

Эксперт из 3 группы задает вопрос:

“Если женщина носительница гена гемофилии, а мужчина гемофилик, то какое потомство ожидается.

Все решают задачу, находят ответ.

Еще один вопрос оппонента 1 группы:

Из истории мы знаем, что царевиц Алексей был гемофиликом.

От кого он унаследовал эту болезнь.

При ответе докладчик использует родословную таблицу английской королевы, и ребята находят ответ.

Докладчик подводит итог.

Учитель подводим итог работы данной группы.

3 группа:

Цель исследования: Иммунитет.

Проблема: “ Какими защитными силами владеет человеческий организм”.

Демонстрация: Таблица “Иммунитет”. Схема “ Работа Т и Б клеток”.

Выступление докладчика. Знакомит всех с видами иммунитета, дает анализ схемы, которая раскрывает работу Т и Б клеток по захвату чужеродных клеток.

Раскрывает значение терминов: вакцина, лечебная сыворотка, СПИД.

1) На какой срок вырабатывается врожденный иммунитет

2) Чем отличаются лечебная сыворотка и вакцина

Итог: Каждый человек должен знать, что в земле длительное время сохраняются возбудители некоторых болезней. Предупреждение и ликвидация инфекционных заболеваний осуществляется специальной системой противоэпидемиологических мероприятий. Прежде всего, выявляются источники и пути распространения инфекции.

Заболевание помещаются в специальные больницы или объявляются карантин.

IV. Встреча с медработником.

Рассказ о значении группы крови и Rr фактора для человеческого организма.

Практическая работа в лаборантской по отделению группы крови.

V. Решение тестов по теме “Кровь” - сильным учащимся.

Конкретные задания - слабым учащимся.

VI. Оценки.

Обобщающий проектный урок по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”

  • обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных частей и органоидов цитоплазмы клетки, их взаимосвязях как основе целостности клетки;
  • о взаимосвязях строения и функций органоидов и частей клетки, особенностях ее строения функций эукариотических и прокариотических клеток.

Оборудование: таблицы, учебники, компьютер, мультимидеопроектор.

  1. Прокариотическая клетка.
  2. Эукариотическая клетка.
  3. Деление клетки.
  4. Особенности строения и отличительные особенности растительной клетки.
  5. Клеточная теория.
  6. Неклеточные формы жизни – вирусы.

Учащиеся делятся на группы: 1-4.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Практическая направленность
I этап урока: Прокариоты.
Дает задания по группам. 1 гр. Чем отличаются прокариоты и эукариоты?

2 гр. Работа с компьютером. Интерактивный рисунок (7 доп. материалы).

3 гр. Строение клетки прокариот.

Демонстрация: текст 8.и доп. материалы: “Строение клеток эукариот”.

2 гр. Строение растительной клетки.

3 гр. Чем отличаются растительная и животная клетки?

И так, мы выяснили, что все эукариоты состоят из цитоплазматической мембраны, цитоплазмы и ядра.

1 гр. Рассказывает о строении и функциях: ядра, рибосом, кл. центра. Демонстрация “Строение клеток эукариот”.

3 гр. Рассказывает о строении и функциях: митохондрий, лизосом, клеточной стенки.

Демонстрация “Образование пищеварительной вакуоли”.

2 гр. Как происходит непрямое деление?

3 гр. Что такое клеточный цикл?

Демонстрация: Клеточный цикл.

2 гр. Сравните первоначальные и современные положения клеточной теории, отметьте принципиально новые открытия цитологии.


Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы ивозможности

Токарева Мария Игоревна, магистрант

Марина Антонина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент;

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Ключевые слова: проектная деятельность, учитель биологии, сложности и проблемы при организации проектной деятельности, тематика проектных работ, подходы к ее разработке.

Рассматривая проектную деятельность в качестве важнейшего средства достижения образовательных результатов изучения школьной биологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основным препятствием к ее широкому использованию в опыте школьных учителей мы видим сложившиеся стереотипы мышления педагогов, традиционно относящие проектную деятельность к одной из форм внеурочной исследовательской работы, носящей, как правило, групповой характер и объединяющей мотивированных учащихся [1–4, 6].

Требования ФГОС к организации проектной деятельности, особенно четко сформулированные в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения [5] в виде защиты индивидуального проекта, выступающего в качестве итоговой формы аттестации выпускника основной школы, заставляют школьного учителя существенным образом менять свое отношение к данному виду работы. Это требует от педагога переосмысления роли, места, формы реализации, этапов организации, вариантов представления проектной деятельности в целостном учебно-воспитательном процессе, изменения подходов к ее планированию, организации и реализации и, как следствие, изменению мышления педагога.

Так, если ранее проектная деятельность рассматривалась как добровольная форма работы учащихся с достаточно высоким уровнем учебных возможностей, то сегодня она приобретает массовый характер. Если ранее работа над проектом (в подавляющем большинстве случаев) носила длительный характер, то в настоящее время проект может (и должен!) быть реализован непосредственно на уроке, занимая незначительную по продолжительности, но не по значению, его часть. Если ранее конечным продуктом проектной деятельности выступали чаще всего разработанные рекомендации по изменению или улучшению чего-либо, то в современных условиях ими могут быть и творческие работы учащихся (стихи, эссе, буклеты, рисунки, фотографии, поделки…), научные работы учеников (доклады, рефераты, презентации, решенные задачи, кейсы и др.) и многие другие формы представления. Если ранее проектная деятельность затрагивала практически всегда (особенно в области естественнонаучных дисциплин) научно- исследовательскую проблематику, то в условиях обязательности реализации проектной деятельности всеми учениками (смотри требования метапредметных образовательных результатов!) она может приобретать и частично-исследовательский и даже реферативный характер.

Выбор проблематики и связанная с ним разработка тематики, по нашему мнению, и вызывает основные затруднения в деятельности многих учителей биологии.

№урока

Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы

Варианты названия проектов

Форма возможной отчетности

Место человека в системе органического мира

- Человек как часть органического мира

- Этапы эволюции человека

- Различные теории эволюции человека

- Теория возникновения рас

История развития знаний о строении и функциях организма человека

- Как устроен организм человека

- Как древние познавали свое тело

- модель из подручных средств

Клеточное строение организма

- Структурная единица всего живого

Не просто клетка, а целая Вселенная

- Что такое группа клеток?

- Ткань не для платья

- модель органа из подручных средств

- Один за всех, и все за одного

Координация ирегуляция.

- Невидимая организация нашего организма

- Гормоны в черном

Строение и значение нервной системы.

- Нервные клетки не восстанавливаются?

- Кто такой нейрон?

Строение и функции спинного мозга

- Что за бабочка в спинном мозге?

Строение и функции головного мозга

- Люди будущего или возможна ли пересадка головного мозга?

Полушария большого мозга

- Зачем человеку два полушария?

- Сможет ли человек прожить без одного полушария?

Анализаторы.

- Что такое человеческий анализатор?

- Можно ли верить своим глазам?

- Фотоаппарат нашего организма

Анализаторы слуха и равновесия.

- Для чего действительно нужны уши.

- Скрытые возможности слуховой системы.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

- Что такой органолептический метод?

- Нарушения восприятия вкуса

- Почему язык в сосочках?

Опора идвижение.

- Широкая кость, правда или вымысел?

- Вешалка для мышц и кожи

- Почему кости ломаются?

- Аномалии человеческого скелета

- фотовыставка рентгеновских снимков

Мышцы. Общий обзор.

- Двигательная система организма

- Устают ли мышцы

Внутренняя среда организма.

- Что такое сатурация?

Как наш организм защищается от инфекции

- Невидимые стражи организма?

- Сказка про инфекции…

Транспорт веществ.

- Путешествие крови по организму

- Вечно ли наше сердце?

- Древо дыхательной системы

- Легкие и сигарета, друзья или враги?

- модель из подручных средств

Движение крови по сосудам.

Дыхание.

Строение органов дыхания.

Газообмен в легких и тканях.

Пищеварение.

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

- Для чего же мы едим?

- Для чего нам слюни?

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке и кишечнике

Обмен веществ иэнергии.

- Откуда у нас энергия?

- Где прячутся витамины?

Выделение.

Покровы тела.

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции организма.

- Почему кожа меняет цвет?

- Что такое родинки?

- Как не замерзнуть зимой и не сгореть летом?

Размножение.

- Две клетки, дающие жизнь

- Жизнь в пробирке

Развитие человека. Возрастные процессы.

- Почему мы стареем?

- Путешествие длиною 9 месяцев

Высшая нервная деятельность

Рефлекторная деятельность нервной системы

- Нужен ли нам сон?

- Что такое сознание?

- Можно ли вспомнить то, что забыл?

- Возможности нашей памяти

- Как темперамент влияет на человека?

- Такие разные эмоции

- созданный тест на IQ

Бодрствование и сон

Сознание и мышление. Речь.

Познавательные процессы и интеллект.

Память. Эмоции и темперамент

Человек иего здоровье Высшая нервная деятельность

Здоровье и влияющие на него факторы

Оказание первой доврачебной помощи

- Береги честь смолоду, а здоровье — снову.

- Болезни 21 века

- Кто такие люди-моржи?

- Почему нужно мыть руки?

Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека

Как видно из данных таблицы, большая часть предлагаемых проектов может быть реализована на уроке, что позволяет учащимся попробовать свои силы в самых разных амплуа: актера, режиссера, чтеца, оратора, сочинителя, исследователя, художника-оформителя и т. д. Все это, по нашему мнению, обеспечивает личностный рост учеников, позволяет более эффективно обеспечить достижение образовательных результатов, изменяет отношение самого учителя к собственной педагогической деятельности.

  1. Марина А. В. Готовность школьных педагогов к реализации ФГОС общего образования как социальная проблема /А. В. Марина, Е. В. Баранова //Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы международной заочной научно-практической конференции. 25 февраля 2015г. / Под ред. Т. Т. Щелиной, Ю. Е. Болотина; Арзамасский филиал ННГУ. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. –С. 247–252.
  2. Марина А. В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС / А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Новаева // Биология в школе. — 2014. — № 5.- С. 16–23.
  3. Марина А. В. Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования / А. В. Марина, М. А. Кадетова // Молодой ученый. –2015. –№ 23.2 (103.2). — С. 29–34.
  4. Марина А. В. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения / А. В. Марина, Е. А. Галкина, О. Б. Макарова // Биология в школе. — 2016. –№ 1. –С. 17–24.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Составитель Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. — (Стандарты второго поколения).
  6. Токарева М. И. Алгоритм организации проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования./ М. И. Токарева //Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред.И. В. Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. — Нижний Новгород — Арзамас: 2015.– С 673–676.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, доклад, презентация, реферат, Высшая нервная деятельность, головной мозг, нервная система, органический мир, основная школа, основное общее образование.

Ключевые слова

проектная деятельность, учитель биологии, сложности и проблемы при организации проектной деятельности, тематика проектных работ, подходы к ее разработке

проектная деятельность, учитель биологии, сложности и проблемы при организации проектной деятельности, тематика проектных работ, подходы к ее разработке

Похожие статьи

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной.

Основные термины (генерируются автоматически): нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Методы: эвристическая беседа, наблюдение над текстом, индивидуальные выступления, создание проблемной ситуации, мозговой штурм, проектная деятельность, метод Интеллект- карт.

Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высшая школа, 1990.

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Рубрика: 3. Система образования.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, процесс познания, учебный материал, органическая химия, интерактивное

Институциональная экономика: вопросы преподавания в современной высшей школе.

Проектная деятельность со школьниками по экологической.

Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.

Основные термины (генерируются автоматически): III, экологическая безопасность

экологическая безопасность, проектная деятельность, проект, экология человека, экология питания.

Инновационные методы преподавания в начальной школе

Основные направления инновационной деятельности в начальной школе

Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы происходят после четвертого

В книге: Полевые практики в системе высшего профессионального образования.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе на основе метода проектов.

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках работы.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, здоровье, здоровый образ жизни, симпатическая и парасимпатическая нервная система

Современное образование организует обучение по 2 ступеням: основное общее образование и среднее (полное) общее образование.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей

5. Работа над рефератом. 6. Участие в экскурсии. 7. Изготовление приборов.

На основании вышесказанного основной результат проектной деятельности – это ключевые.

Проектная деятельность: составление презентаций.

Одной из самых уязвимых систем организма является нервная система.

Проектная деятельность: составление презентаций, моделирование сайтов, конструирование

В результате дестабилизирующей деятельности по развалу образования имеем.


Изучив готовые исследовательские работы по биологии учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса, вы сможете ознакомиться с историей появления и развития биологии как науки, получить интересные сведения о вегетарианстве и правилах здорового питания, о причинах кислотных дождей, о проявлении аллергии и ее предпосылках, найти определение и биологические характеристики основных классов биологии: растения, животные, грибы, бактерии.

Выполненные учащимися исследовательские проекты по биологии в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах включают готовые теоретические сведения и практические исследования в области ботаники, рассматривая условия и качество жизни комнатных растений; в области зоологии, где в качестве проекта может быть выбрано изучение теории и наблюдение за жизнедеятельностью животных, птиц и насекомых; в области анатомии, направленные на изучение процессов работы органов человека.

Читайте также: