Моделирование как универсальное учебное действие в процессе обучения математики в начальной школе
Обновлено: 30.06.2024
Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Поэтому так важно, чтобы человек в любой момент был готов к поиску и переработке информации, осознанной умственной деятельности.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования должно осуществляться формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, что предполагает развитие универсальных учебных действий (УУД).
Познавательное универсальное учебное действие моделирование является неотъемлемой частью комплекса универсальных учебных действий, позволяющей создать дидактические условия для понимания и усвоения всеми обучающимися смысла изучаемых математических понятий и отношений, которые помогают понимать и изучать окружающий мир.
ФГОС НОО устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования. Среди метапредметных результатов выделяются 3 группы универсальных учебных действий: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Особую группу общеучебных (метапредметных) универсальных действий составляют знаково-символические действия:
· моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, в том числе математики.
Моделирование предполагает формирование следующих учебных действий:
· кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
· умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;
· умение строить схемы, модели и т. п.
В моделировании выделяется несколько этапов: выбор (построение) модели, работа с моделью и переход к реальности. Аналогичные этапы входят в состав учебного моделирования:
— предварительный анализ текста задачи;
— перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
— работа с моделью;
— соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Предварительный анализ включает несколько приемов. Это, прежде всего, проведение семантического анализа текста (работа над отдельными словами, терминами, перефразирование, переформулирование текста). Другими приемами анализа текста, ведущего к пониманию его смысла, являются постановка вопросов, определенный способ чтения текста. Одним из приемов анализа, который ведет к пониманию текста, является выделение смысловых опорных пунктов текста, которые способствуют построению структуры текста.
Перевод текста на знаково-символический язык делает обозримыми связи и отношения, скрытые в тексте, и способствует тем самым поиску и нахождению решения. Эффективность перевода текста определяется видом используемых знаково-символических средств.
Работу с моделью можно вести в двух направлениях: достраивание схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи; видоизменение схемы, ее переконструирование.
При создании различного типа моделей очень важно определить, какая информация должна быть включена в модель, какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику, а какие — различную. В процессе построения модели и работы с ней проводится анализ текста и его перевод на математический язык: выделяются известные и неизвестные объекты, величины, отношения между ними, основные и промежуточные вопросы.
При обучении математике используются различные способы построения моделей с опорой на определенный набор знаково-символических средств.
Моделирование позволяет рассмотреть, установить и понять те отношения между объектами, которые могут быть не понятны детям при словесном или текстовом их обозначении.
Конспект урока математики
Тема учебного занятия: число и цифра 7 (1-й урок)
Тип урока : открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: создать условия для формирования понятия числа 7 на основе действия сложения и как количественной характеристики эталонного множества и умения писать цифру 7.
Задачи урока ( деятельность учителя):
2. Способствовать формированию понятия числа 7 как результата сложения чисел 5 и 2.
3. Способствовать распознаванию учащимися эталонного множества из семи предметов.
4. Обеспечить формирование действий моделирования при знакомстве учащихся с цифрой 7.
5. Учить учащихся составлению алгоритма действий при написании цифры 7.
6. Организовать самооценку учащимися знаний о числе 7 и умения написания цифры 7.
Содержание урока:
задачи деятельности обучающихся
1.Целеполагание
Определить тему урока,
поставить цель, учебные задачи, наметить план действий
- Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Начинаем урок математики.
- Определим тему сегодняшнего урока. Как это можно сделать?
-Откройте учебник. Назовите тему сегодняшнего урока.
- Какие числа мы уже изучили?
- Чему мы будем сегодня учиться на уроке?
- Для чего мы будем изучать число 7 и учиться писать новую цифру 7?
- Обсудим и дополним предложенный план работы:
1. Выяснить, как получить число семь.
2. Выделить множества из семи предметов.
3. Обозначить число семь…
- Можно по содержанию или в самом учебнике найти тему предыдущего урока и затем определить тему следующего урока.
- Мы изучили числа от 1 до 6.
- Будем изучать число 7 и учиться писать цифру 7.
В ходе обсуждения с использованием символов дети дополняют план работы:
3.Обозначить число семь цифрой.
4.Научиться писать цифру 7.
5. Оценить свои знания и умения.
(принятие цели и постановка задач)
поиск необходимой информации)
Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)
Регулятивные (планирование действий)
Познавательные (знаково-символические действия)
Коммуникативные (высказывания детей)
2. Открытие нового знания
Учиться наблюдать, сравнивать, обобщать
наблюдения, делать умозаключения;
взаимодействовать в паре, работать по алгоритму,
уметь извлекать и представлять информацию
- Какая первая задача?
-Посмотрите на иллюстрацию к заданию №1. Кто здесь изображен?
- Что они рассматривают?
- А что такое календарь? Для чего он нужен?
- Почему некоторые дни в календаре напечатаны черным цветом?
-Сколько рабочих дней в неделе?
-А почему некоторые дни в календаре напечатаны красным цветом?
-Сколько выходных дней в неделе?
- Каким математическим действием можно найти общее число дней в неделе?
-Откройте рабочую тетрадь в клетку и запишите сумму чисел 5 и 2
- Найдите значение данной суммы с помощью схемы.
При необходимости оказывается индивидуальная помощь учащимся.
- Какое число получится в результате сложения чисел 5 и 2?
-Сколько всего дней в неделе? Назовите их.
-Посмотрите в учебнике на кубики. Сколько очков выпало на первом кубике?
-Сколько очков выпало на втором кубике?
-Сколько всего очков выпало?
-У вас на парте лежит листок, на котором изображена костяшка домино. Сейчас на ней нет точек. Нарисуйте 5 точек на левой части костяшки домино.
-Нарисуйте на правой части столько точек, чтобы всего на вашей костяшке домино было 7 точек.
- А теперь проверьте, верно ли вы справились с заданием.
Демонстрируется костяшка домино 5/2.
-Какие еще пословицы и поговорки с числом 7 вы знаете?
-Объясните их значение.
- Итак, мы выяснили, что в неделе 7 дней. А чего еще бывает 7?
- А еще на Земле 7 континентов; 7 основных звезд в созвездиях Большая и Малая медведица.
Демонстрируются на экране.
- Встречались вы с числом семь и в сказках. Вспомните их названия.
- Какие пункты плана мы уже выполнили?
-Какая следующая задача урока?
- Прочитаем в учебнике задание № 2.
- Какая цель этого задания?
- Что у вас получилось?
Экран включается для проверки.
- Сначала с помощью счётных палочек, а затем с помощью шнурка попробуйте изобразить цифру 7.
- Проверим: смогли вы используя только палочки сконструировать цифру 7? сколько палочек вам потребовалась? Удобно ли было моделировать цифру из шнурка? Почему?
Читайте также: