Проектная деятельность в гпд начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 1226 0

Проектная деятельность в начальной школе.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

-Проектирование (планирование)

-Поиск информации

-Презентация.

Цель проектной деятельности

Активизировать познавательную деятельность обучающихся

Объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности

Развивать личность ребенка

Воспитывать инициативность и самостоятельность

Метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Применяя технологию проектной деятельности в воспитании, стараюсь добиться следующих целей:

воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

развитие критического мышления.

Проблема включения проектной деятельности в воспитательный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся личности способной к самореализации.

Примерные темы проектов в ГПД:

Аппликация из бумаги

Поделки из природного материала своими руками

Наш родной край

Хлеб – всему голова

Все профессии нужны, все профессии важны

Зимующие птицы нашего села

Красная книга Саратовской области

Животный мир нашего края

Растительный мир нашего края

Вода, вода, кругом вода…

Береги природу родного края!

Мои корни- мои истоки

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым, по которой педагоги начальной школы нашего лицея работают в течении 9 лет. Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования [2].

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями – предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Попробуем ответить на данный круг вопросов на примере организации проектной деятельности в условиях ГПД, анализируя практический опыт воспитательной работы в начальных классах МАОУ МБЛ.

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети остаются в школе до самого вечера. В нашем лицее функционируют группы продленного дня. В группе продленного дня дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости - получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.

В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня наших школьников важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:

- образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации учителя, курсы по выбору: риторика, математический тренажер, исследовательская и проектная деятельность;

- содержательный и оздоровительный досуг – организация работы с детьми по интересам: беседы, интеллектуальные и развивающие игры, прогулки, кружки. Задача воспитателя - сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи.

Возникает ряд вопросов: проектная деятельность в ГПД направлена только на формирование личностных компетенций? Есть ли отличительные черты между организацией проектной деятельности или реализацией проекта во время учебной и во время внеучебной деятельности? Оказывает ли организация проектной деятельности в ГПД влияние на духовно-нравственное развитие школьника и на формирование интереса к ведению исследовательской, научной работе?

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

- использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

- во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

- привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

- сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром, общественными организациями;

- организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

- тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

В современных реалиях, когда в стране наблюдается сложная социально-политическая обстановка, есть регионы с напряженностью в межнациональных отношениях, зачастую некорректное освещение в СМИ отдельных событий, в обществе формируется предвзятое отношение к людям различных национальностей. Мы не должны закрывать на это глаза, а вместе с учениками изучать и обсуждать эти вопросы. Работая над этим проектом, дети ознакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, религией, фольклором, особенностями быта народов России, проживающих на территории г. Саратова. Тема очень актуальна. В результате дети научатся с уважением относиться к людям разных национальностей.

Целями проекта поставлены: воспитание уважительного отношения к традициям, религии, культуре разных национальностей; развитие у обучающихся гражданско-патриотического сознания; любви к Отечеству, своей земле, дому, своей семье (личностные компетенции).

Проект рассчитан на учащихся 3 - 4 классов. Как итог проекта ученики создадут презентации, сценарии народных праздников, защитят свои работы на открытых мероприятиях, примут участие в социальных акциях.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Структура проекта представляет собой поэтапное взаимосвязанное привитие мировоззренческих, коммуникативных, информационных компетенций.

Целью 1 этапа проекта было выяснить, представители каких народов проживают в г.Саратове. Какие группы наиболее многочисленные (метапредметные компетенции). В ходе этапа решались задачи:

  • собрать информацию, используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;
  • подготовить презентацию

Выяснилось, что самая многочисленная национальность – русские. Далее идут украинцы, казахи, татары, армяне, мордва, белорусы, чуваши, азербайджанцы, немцы. Также мы узнали, что в нашем классе учатся представители русского, татарского, украинского, армянского и греческого народа.

2 этап имел цель изучить культуру и традиции каждого многочисленного народа, проживающего в г. Саратове (предметные компетенции). Решаемые задачи:

В ходе 1, 2 этапов были осуществлены социальные проекты-акции:

На 3 этапе достигалась основная цель: осознание школьниками своей принадлежности к многонациональному обществу своей страны. Для достижения данной цели в ходе этапа решались задачи:

Оценка эффективности результатов проекта показала, что достигнуты основные воспитательные цели:

  • учащиеся осознали свою принадлежность к многонациональному обществу своей страны;
  • с уважением относятся к традициям, культуре и религии людей разных национальностей;

Кроме этого научились приводить основные концепции традиций, культуры, религий разных народов г.Саратова; поняли исторические корни формирования народа, населяющего г.Саратов; овладели начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации; научились работать в группе, выполнять самооценку и взаимооценку; использовать современные технологии для работы в проекте.

Все это подтверждается:

- выводами из личного общения (целостность суждений по вопросам многонациональности нашего общества, убежденность в историческом единстве нашего народа, эмоциональные реакции на социальные проблемы);

- переносом, полученных в ходе реализации проекта, знаний и навыков в учебный процесс (использование примеров из опыта проектной деятельности, и т.д.)

- информация из общения с другими педагогами и родителями учеников

Вывод: ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Дальнейшим направлением совершенствования проектной деятельности в ГПД, будет создание целостной системы долгосрочных и краткосрочных взаимосвязанных проектов, в виде рабочей программы для воспитателей ГПД.

Презентация на тему: " Проектная деятельность младших школьников в ГПД в рамках реализации ФГОС НОО." — Транскрипт:

1 Проектная деятельность младших школьников в ГПД в рамках реализации ФГОС НОО.

2 В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы. С 1 сентября 2011 года начали работать все общеобразовательные учебные заведения.

3 Проект – это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного времени в рамках имеющихся возможностей.

4 Виды проектов: Познавательный Исследовательский Творческий Игровой

5 ^ Цел и и задачи внедрения проектного метода: Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

6 Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; 3. Формирование социально адекватных способов поведения.

7 Ученик Определяет цель деятельности. Открывает новые знания. Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несет ответственность за свою деятельность. Учитель Помогает определить цель деятельности Рекомендует источник получения информации. Раскрывает возможные формы работы. Содействует прогнозированию результата. Создаёт условия для активности школьника. Партнер ученика. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

8 Главным компонентом проектной деятельности должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи.

9 Характеристика проектного метода. Личностно – ориентированный; Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; Развивающий умения самовыражения, Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

10 Этапы работы над проектом Мотивационный этап Планирующий подготовительный этап Информационно – операционный этап Рефлексивно-оценочный этап

11 Этапы работы над проектом младших школьников. Мотивационный этап или Погружение в проект. Практический или моделирующий. Прогнозируемые результаты.

12 Проектная деятельность младших школьников способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

13 Стадии работы над проектом " шесть П" Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Портфолио

14 Группы умений, формируемые проектным методом : исследовательские методы социального взаимодействия оценочные информационные презентационные рефлексивные менеджерские


В этом году я начала учиться в школе. У меня появилось много различных школьных принадлежностей и одна из самых важных и нужных – шариковая ручка. С ней школьники не расстаются на протяжении всей своей школьной жизни. Кроме того, она необходима и во взрослой жизни.

Мне стало интересно, почему ручка называется шариковой? Как она устроена? Всегда ли ручка пишет? Как вывести чернила с листа? Может ли шариковая ручка быть невидимой? Я решила провести исследование, чтобы разобраться в этих вопросах.

Я предполагаю, что ручка называется шариковой, потому что в её устройстве есть шарик.

Цель работы - изучить свойства шариковой ручки.

собрать информацию по теме работы из разных источников;

провести эксперименты с шариковой ручкой;

по результатам опытов сделать выводы;

оформить полученные сведения в единый проект;

познакомить окружающих со своей работой.

беседа с родителями.

2. Основная часть

2.1. Почему ручка называется шариковой?

Чтобы ответить на этот вопрос, я изучила строение шариковой ручки (Приложение 1). Она представляет собой стержень, заполненный густыми чернилами, на конце которого находится металлический наконечник. В центре наконечника есть полая трубочка. Одним концом наконечник вставлен в стержень, а другой конец заканчивается крохотным шариком, который и дал название шариковой ручке.

Водя ручкой по бумаге, мы вращаем шарик, он захватывает чернила, оставляя след на бумаге (Приложение 2). Чернила опускаются на шарик под воздействием собственного веса.

В одном стержне находится примерно 0,2 миллилитра чернил, но, несмотря на такое маленькое количество, одной ручки хватает на долгое время. Ей можно написать более 50.000 слов.

2.2. Всегда ли ручка пишет?

Я решила проверить, влияет ли изменение температуры на чернила шариковой ручки? Чтобы это узнать, одну ручку я отправила на пару часов в морозильник, а другую ручку положила на батарею. Ручка из холодильника перестала писать, потому что чернила замёрзли, стали густыми и не поступают к шарику, а ручка с батареи пишет жирно, потому что чернила стали жидкими и вытекают из стержня (Приложение 3). Значит, температура оказывает влияние на чернила шариковой ручки.

Потом я попробовала писать стоя, держа лист бумаги на стене (Приложение 4). Сначала буквы появлялись на бумаге, а затем ручка перестала писать, потому что находилась в горизонтальном положении и чернила не попадали на шарик. Поэтому писать лучше сидя за столом, а не стоя и не лёжа в кровати.

А смогла бы наша ручка написать в космосе? Думаю, нет: там действует закон невесомости и чернила, также как и в случае горизонтального письма, не будут поступать к пишущему шарику, а потому в космосе ручка писать не будет.

2.3. Способ удаления чернил с бумаги

С помощью интернета я нашла способ стереть чернила в домашних условиях.

Для эксперимента мне понадобилось:

70% уксусная кислота;

перчатки (Приложение 5).

На листе бумаги шариковой ручкой я написала своё имя, надела перчатки и под присмотром взрослых приступила к опыту.

Промокнув салфеткой, сушу лист бумаги на батарее (Приложение 6), также его можно прогладить утюгом. И вот он, совершенно чистый!

Таким же способом можно удалить чернила и с одежды. Главное, чтобы на форме была не огромная клякса, а небольшая черточка!

2.4. Невидимая запись

Удалять чернила мы научились. А может ли запись быть невидимой?

В наше время новых технологий появились невидимые шариковые ручки. Такая есть и у меня (Приложение 7). Написав ей на листе бумаги, мы ничего не видим, а посветив лазерным фонариком, который находится на другой стороне ручки, запись появляется (Приложение 8).

3. Заключение

Вот такую интересную и увлекательную работу мне удалось сделать в первом классе. Я узнала много интересных и удивительных вещей про самую обычную шариковую ручку.

Моя гипотеза о том, что ручка называется шариковой, потому что в её устройстве есть шарик, подтвердилась.

В ходе моего исследования я узнала:

температура влияет на чернила шариковой ручки;

писать лучше сидя за столом, чтобы ручка находилась в вертикальном положении и чернила попадали на шарик;

Я научилась аккуратно удалять ошибки, сделанные шариковой ручкой с помощью уксуса, марганцовки и перекиси водорода.

4. Список использованных источников

1. Аванта. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия М.: Аванта+, 2000. - 640 с.

2. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей.- Белый город, 2014. - 128с.

Читайте также: