Проектная деятельность социального педагога в школе

Обновлено: 08.07.2024

На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Социально-педагогическое проектирование

Социально-педагогическое проектирование
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Социально-педагогическое проектирование
Проект: "Я - экоконцепция"
Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога
Все страницы

Социально-педагогическое проектирование: опыт участников республиканского конкурса "Социальный педагог – 2003"

Введение

В 2003 году состоялся первый республиканский конкурс "Социальный педагог года". Целью конкурса было повышение значимости социально-педагогической деятельности, пропаганда передового педагогического опыта. Активное участие в конкурсе "Социальный педагог года" приняла команда Витебской области.
Одним из конкурсных заданий была разработка и презентация социально-педагогического проекта. Предоставленные на конкурсе проекты членов команды Витебской области получили вторую оценку жюри. Предлагаем Вашему вниманию проект участников финала конкурса.

Метод проектов, впервые появившийся в начале ХХ века, стал характерной особенностью современного общества. Проектный метод как способ системной организации деятельности, направленный на достижение определенного результата, активно внедряется в различные сферы жизнедеятельности человека. Применение этого метода в социальной педагогике приводит к повышению эффективности воспитательного процесса, включению в него большего количества участников и превращению их в активных субъектов социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность находится на этапе становления, опыт использования проектного метода в профессиональной деятельности социального педагога только начинает зарождаться. Проектный подход требует наличия у разработчиков определенного уровня квалификации, умения системно подходить к решению актуальных вопросов профессиональной деятельности.
Необходимо обратить внимание на то, что представленные проекты имеют определенные недочеты, они недостаточно проработаны, схематичны. Это связано с тем, что по условию конкурса объем представляемых проектов был ограничен – не более 10 страниц печатного текста, разработчики проектов не имели достаточного опыта проектной деятельности. В то же время обращаем внимание на находки авторов проектов, своеобразие и оригинальности идей. Проект "Я - экоконцепция" направлен на формирование экологической культуры личности, позитивной "Я – концепции": "от экологии природы – к экологии души". Автор проекта предлагает использовать для осуществления поставленной цели спецкурсы, кружки экологической направленности, экотренинги, интеллектуально-познавательные игры, экологические акции и операции.
Проект "Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога в системе социально-психологической службы (СПС) средней общеобразовательной школы" имеет практическую направленность; содержит план совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога, экспертную оценку. При незначительном изменении он может быть реализован в большинстве школ.
Социально-педагогический проект "Семья" имеет четко разработанную структуру, в нем определен ожидаемый результат, предлагаются разнообразные организационные формы взаимодействия школы и семьи. Отличительная особенность проекта в том, что разработчики предлагают список использованных литературных источников.
Социально-педагогический проект создания сельского центра досуга является результатом многолетней работы социального педагога, педагогического коллектива по превращению сельской малокомплектной школы в центр досуга, культурный центр на селе. Автор проекта четко выделил особенности и проблемы сельской школы, условия и возможности достижения поставленной цели, разработал мониторинг и рабочий план реализации проекта. Проект успешно реализуется на протяжении ряда лет и будет полезен для тех, кто занимается разработкой открытой воспитательной системы в условиях малокомплектной сельской школы.
Проект "Содружество" ориентирован на организацию конструктивного взаимодействия социума, школы, семьи и общественности, создание социально-педагогического комплекса. К данному проекту прилагается экспертная оценка, в которой достаточно полно отражены достоинства и недостатки проекта. Социально-педагогический проект "Содружество" интересен своими приложениями, содержащими схему социально-педагогического комплекса, структуру управления школой и структуру органов детского самоуправления.
Представленные проекты различаются по содержанию, структуре, оформлению. Часть проектов находится на начальной стадии реализации, другие уже реализованы. Автор-составитель умышленно сохранил форму и содержание представленных проектов для того, чтобы показать многообразие решаемых проблем, вариативность подходов способов достижения целей, сохранить атмосферу поиска путей развития социально-педагогической деятельности.
Материалы адресованы социальным педагогам, заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, всем, кто активно занимается вопросами социально-педагогического проектирования в сфере образования. С ними целесообразно ознакомиться методистам УМК, членам экспертных групп РОО(ГОО) для пополнения опыта организации, анализа и оценки проектной деятельности в школе.

Проект "Я - экоконцепция"

  • Вводный раздел.
    • Обоснование актуальности проблемы
    • Цели и задачи проекта
    • Прогнозируемые результаты
    • Участники проекта

    Цели и задачи проекта
    ЦЕЛЬ:обеспечение формирования гуманной, духовно-нравственной, экологически образованной личности средствами организации активной творческой деятельности.
    ЗАДАЧИ:

    • Создание необходимых условий для целостного восприятия учеником окружающего мира, человека в этом мире и человечности в самом себе.
    • Овладение технологиями успешного обучения и воспитания, позволяющими решать основную цель проекта.
    • Создание оптимальных условий для развития каждого участника проекта.

    Предполагаемые результаты – изменения в личности и субъектном опыте учащихся

    Младшие школьники

    • Стремление руководствоваться в своих поступках такими моральными категориями, как чуткость, гуманность, воспитание "ответственности за тех, кого приручил".
    • Накопление опыта любви и заботы о родной природе.

    Подростковый возраст

    • Осознание универсальной ценности природы для человека и общества.
    • Понимание важнейших взаимосвязей в системе "Человек - Общество - Природа".
    • Включение в практическую деятельность.
    • Формирование мотивов необходимости научно-исследовательской работы.

    Старший возраст

    • Сформированность ответственного отношения к окружающей среде.
    • Наличие системы научных знаний, ценностных экологических ориентаций.
    • Способность к самоанализу и самовоспитанию.
    • Включение в практическую и научно-исследовательскую работу.

    Участники проекта:

    • Учащиеся 0 - 11 классов
    • Социальный педагог
    • Педагогический коллектив
    • Население микрорайона, экологические организации.

    Предполагаемое количество участников,
    охваченное проектом

    • Младшие школьники – 160 человек
    • Подростковый возраст – 130 человек
    • Старший возраст – 160 человек
    • Педагогический коллектив -- 50 человек
    • Население микрорайона -- 4 000 человек.

    Блок "Познаю природу и себя в ней"

    Отношение человека к природе, в конечном счёте, является выражением его отношения к людям, поскольку отрицательные последствия воздействия человека на природу распространяются во времени и пространстве, представляя собой угрозу как для ныне живущих, так и для будущих поколений. Становление экологической культуры, в первую очередь, требует познания природы и себя на психологическом и эмоциональном уровнях.

    Средства реализации
    1.Спецкурс "Экология души"
    Для проведения спецкурса "Экология души" (5-9 кл.) используются часы школьного компонента учебного плана.

    Понятие об общении.
    Умеем ли мы общаться?
    Общение в мире людей и природы.
    Уроки творчества

    Уроки творчества.
    Общение в мире людей и природы.
    Проблемы общения

    "Жить в мире с собой и другими".
    Научись владеть собой.
    Любовь и дружба.
    Уроки творчества

    Межличностное взаимодействие.
    Невербальное общение.
    Проблема эмоционального самовыражения.
    Вербальное общение

    Этапы коммуникативного процесса.
    Личное обаяние и общение.
    Общение в конфликте.
    Научись владеть собой

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Социально-педагогический проект

    Пояснительная записка.

    Актуальность.

    Педагоги, психологи, социологи, медики, юристы отмечают сегодня значительный рост социальной дезадаптации молодого поколения, которая проявляется в утрате социальной связи с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении психического здоровья, ростом подростковой алкоголизации, суицидального поведения, возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей.

    Причины дезадаптации несовершеннолетних, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности, объясняются, прежде всего, особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысливания своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия: неблагополучным положением детей в семьях, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с сохранным интеллектом, конкретным восприятием и пониманием безнравственных сюжетов средств массовой информации, отсутствием современной общественно-значимой детской организации.

    Противостоять негативным факторам, влияющим на уровень социальной дезадаптации, а значит и уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, школа может через укрепление социальных связей между ней и ее социальным окружением, созданием в образовательном учреждении специальной коррекционно-развивающей среды, позволяющей влиять на поведение личности.

    Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов ОУ, ведь большую половину своего времени они проводят именно в школе. Формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня.

    Цель проекта:

    - подготовка детей и подростков к жизни;

    - обеспечение социальной помощи и защищенности;

    - поддержка и укрепление психологического здоровья;

    - оказание помощи в преодолении озлобленности и недоверия к людям;

    - создание благоприятных социально-педагогических условий для воспитания детей и подростков;

    - профилактика беспризорности, асоциального поведения, социального сиротства, преступности.

    Отличительные особенности данной программы:

    - рост правонарушений и преступности;

    - распространение алкоголизма и наркомании;

    - неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья.

    В основу проекта положены следующие принципы:

    - комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

    - единства образования и воспитания, организации досуга, индивидуальной помощи и поддержки подростков;

    - природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка.

    Кадровое обеспечение проекта:

    - инспектор ПДН ОВД;

    - руководители кружков и спортивных секций;

    Основные направления реализации проекта:

    - организация досуговой деятельности;

    - работа по социальной защите прав детей и подростков.

    Категория и возраст детей:

    Проект предполагает работу с 10-17 - летними обучающимися и воспитанниками школы-интерната.

    Первый этап – диагностико – проектировочный.

    Цели и задачи:

    Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.

    Анализ деятельности по профилактике правонарушений, преступлений и негативных зависимостей среди учащихся.

    Разработка проекта по профилактике правонарушений среди воспитанников школы-интерната с ограниченными возможностями здоровья.

    Прогнозируемые результаты:

    Аналитический обзор педагогической и социально-психологической литературы по проблеме профилактики правонарушений.

    Второй этап – этап реализации проекта.

    Деятельность по реализации проекта предполагает:

    1. Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

    4. Организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся.

    5. Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев.

    6. Помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних.

    7. Выявление и постановку на учёт неблагополучных семей.

    8. Социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи.

    КООРДИНАЦИОННЫЙ ПЛАН

    С ДЕТЬМИ, СОСТОЯЩИМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УЧЕТА
    на 2016-2017 учебный год

    воспитатели

    Администрация школы

    Инспектор ПДН

    I . Организационные мероприятия

    Составление социального паспорта классов, школы

    Сентябрь 2016 г.

    Организация досуга и кружковой деятельности

    Сентябрь 2016 г.

    Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

    Журнал обращений и консультаций

    Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

    Организация работы Совета по профилактике школы

    Сентябрь 2016 г.

    Постановка на ВШУ, составление картотеки на учащихся, состоящих на различных формах учета

    Личные дела учащихся, состоящих на ВШУ

    Составление характеристик на детей, состоящих на ВШУ

    Составление административных писем, ходатайств, направление документации в КДН, ОПДН и др.

    Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

    Май – июнь 2017г.

    II . Работа с учащимися

    Контроль посещаемости занятий

    Личные дела учащихся, состоящих на ВШУ

    Контроль текущей успеваемости

    1 раз в четверть

    Вовлечение учащихся в кружки и секции

    Привлечение учащихся к участию в мероприятиях школы, ОПТ

    Проведение профилактических бесед:

    - профилактика вредных привычек;

    - профилактика суицидального поведения

    1 раз в четверть

    Посещение уроков, внеклассных мероприятий с целью наблюдения за учащимися

    Педагогический проект социального педагога

    Взаимосотрудничество с родителями и взаимодействие с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Организация досуга обучающихся, приобщение к полезной деятельности, развитие коммуникативной культуры, повышение уровня самосознания, коррекционная работа с подростками и семьей – важные и лучшее средства профилактики и предупреждения правонарушений.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Взаимосотрудничество с родителями и взаимодействие с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Организация досуга обучающихся, приобщение к полезной деятельности, развитие коммуникативной культуры, повышение уровня самосознания, коррекционная работа с подростками и семьей – важные и лучшее средства профилактики и предупреждения правонарушений.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Гипотезой исследования служит предположение, что реализация проекта направлена на подростков определенной категории, и позволяет реализовать как комплексный, так и индивидуальный подход и является эффективной технологией при работе с подростками с девиантным поведением.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Задачи: •вовлечение родителей в решении проблем ребенка; •выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально – реабилитационные центры (приюты); •создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности контроля со стороны родителей.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Работа в школьном коллективе предполагает • Участие в мероприятиях по воспитанию, обучению, профилактики и разрешении конфликтов; • Установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых; • Выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций, помощь в их устранении. • Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Работа в школьном коллективе предполагает •Прогнозирование процесса коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка; •Привлечение к воспитанию подростков общественных и социальных институтов •Профилактика жестокого обращения с •Участие в профессиональной ориентации общества. детьми. подростков.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Работа с семьей: Социальный педагог при работе с семьёй выступает в трех основных ролях:  Советник­ рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.  Консультант ­ консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.  Защитник ­ защищает права ребенка.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Формы социально ­ педагогической помощи семье  Социальный патронаж ­ посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно ­ реабилитационными целями.  Консультационные беседы (индивидуальные и групповые)  Социально ­ педагогический мониторинг семьи ­ это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, а т.ж. принятие на этой основе важных решений.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Работа в социуме:  Изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала;  Налаживание взаимодействия государственных организаций в интересах воспитания ребенка.  Выявление и работа с беспризорными и безнадзорными детьми в микрорайоне школы

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

     диагностическая (изучение личности учащихся, их семей и степени влияния микросреды);  прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);  организационно­коммуникативная (психолого­педагогическое просвещение родителей);  правозащитная (поддержка учащихся их семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);  предупредительно­профилактическая (профилактика девиантного поведения учащихся);  социально­бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);  социально­психологическая (осуществление неотложной социально­ психологической помощи);  организаторская (обеспечение культурно­досуговой, спортивно­ оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для учащихся и их семей).

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Диагностика деятельности: Привлечение к диагностической работе педагогов – психологов, классных руководителей; Организация педагогически направленного наблюдения, анкетирования, собеседований; Проведение мониторинговых исследований; Анализ и принятие решений (планирование социально­педагогической поддержки).

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Организационная деятельность:  Организация содержательного досуга учащихся через систему творческих объединений дополнительного образования;  Помощь в организации каникулярного отдыха детей;  Организация рабочих мест для подростков;  Профориентационная работа .

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога

    Охранно­защитная деятельность:  Организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;  Изучение нормативно­правовых документов о правах ребенка;  Проведение дней и неделей правовых знаний;  Принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимся с детьми.

    Педагогический проект социального педагога

    Педагогический проект социального педагога


    Основная задача деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения — формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, умению отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности, создании общественных объединений и т. п. Почему именно социальное проектирование? Это объясняется рядом причин:

    Во-первых, в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего, мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи), приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащегося в будущем.

    Во-вторых, современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. Для того, чтобы такая личность воспитывалась, следует создавать условия, необходимые для ее развития. Наряду с этим, необходимо помнить о том, что вне реального коллектива полноценная личность сформироваться не может.

    В-третьих, воспитание во многом означает изменение социальных установок человека: знаний, эмоций и действий. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим действия в связи с объектом установки).

    Известно, что организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, что участие в проекте можно эффективно использовать в целях воспитания самосознания обучающихся, поэтому, знакомившись с основными характеристиками работы над социальным проектом, выделили следующие моменты:

    Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.

    В проекте обязательна работа не одного, а целой команды.

    Участие в проекте способствует социализации и социальному творчеству детей и юношества, включает в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу.

    Роль педагога становится координирующей (консультант — советник).

    Информационная — анализ и обобщение информации и предоставление для широкой аудитории.

    Исследовательская — решение исследовательской задачи, с наличием основных этапов.

    Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих приемов.

    Формирование сильного актива класса.

    Качественное изменение личностных характеристик лидеров класса.

    Положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни.

    Происходит смена внутренней позиции учащихся.

    Мониторинг использования классными руководителями проектного подхода показывает, что 29 из31 (90 %) работают по инновационной технологии в 2011–2012 учебном году.

    Мудрик, А. В. Что такое социализация? /А. В. Мудрик //Классный руководитель.- 2009.-№ 8.-С.29–34

    Созонов, В. П. Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания /В. П. Созонов //Классный руководитель.-2009.-№ 8.-С.35–46

    Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, проектная деятельность, педагогический коллектив, проект, участие, формирование.

    Похожие статьи

    Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике.

    Проектная деятельность педагога. Авторы: Закиева Лариса Рамилевна, Хадиева Фарида Ильдусовна.

    Проект (от лат. рrojectus) — 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо.

    Социальное проектирование в условиях общеобразовательной.

    Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, метод проектов, проект, проектная деятельность

    Развитие личности учащегося посредством проектной. формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся.

    Социально-педагогическое проектирование как технология.

    проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект

    Ключевые слова: проект, проектирование, социализация, социально-педагогическое проектирование, исследование.

    Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

    Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов. С какой целью преподаватель создает проект?

    Социальное проектирование как средство формирования.

    Библиографическое описание: Бобылева М. Н. Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников

    Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале. – презентация. В начальной школе можно выделить следующие виды проектов.

    Особенности профессионального развития педагогов в процессе.

    Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональное развитие, педагогическая компетентность, инновационные технологии, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение.

    Анализ деятельности и развитие команды проекта в проектной.

    Организация проектного обучения предполагает формирование и развитие команды учебного проекта.

    сетевой проект, проект, проектная деятельность, команда, сайт, VIII, COOGL, предварительная работа, безопасная работа, опыт участия.

    Социальное проектирование как средство профессионального.

    Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых

    Одним из педагогических условий формирования готовности обучающихся к

    профессиональное самоопределение, проектная технология, социальное проектирование.

    Значение проектной деятельности при организации.

    проектная деятельность, детский сад, образовательный процесс, педагогическое проектирование, проектный совет, метод проектов, проект, воспитательно-образовательный процесс

    Читайте также: