Олжас сулейменов земля поклонись человеку план урока

Обновлено: 05.07.2024

Ты, Земля, / Поклонись Человеку, /Твой бог – Я.

Вы совершили свой первый подвиг,

Преодолели земную тягость,

Чтобы потомки это запомнили,

Преодолейте земные тяжбы!

Слава и широчайшая известность к поэту пришли в одночасье. Звездный старт первого космонавта потряс молодого казахстанского поэта и Олжас совершает невозможное. Буквально, в считанные дни, на едином вздохе он создает Гимн Человечеству. и человеку.

Цель: углубить знания о жизни и творчестве О.О.Сулейменова как человеке, общественном и политическом деятеле; проанализировать содержание поэмы и сформулировать ее идею.

Ответить на проблемные вопросы: Чему посвящена поэма? Почему для описания эпохального события – полета человека в космос – события планетарного масштаба избран жанр поэмы? Организовать межпредметные связи: с астрологией, физикой, географией, историей, лингвистикой.

Объявляется тема урока, его цель.

- Мы начнем урок с такого понятия, как астрология. Дается определение: жизнь по звёздам.

- Что же означает имя Олжас и под каким знаком зодиака родился О.О.Сулейменов. (Слайд 2)

(Портрет О.О. Сулейменова – Слайд 3)

С казахского языка:

1) Ол – он, жас – молодой;

2) Олжа – самый отважный, богатырь, храбрец, сильный, мощный.

-Олжас Омарович Сулейменов родился 19 мая 1936 года.

Он родился под знаком Тельца (Слайд 5)

Телец изображается соответствующим животным, прочно стоящим на Земле.

Люди, рожденные под этим знаком, чувствительны и сентиментальны. Обладают повышенной потребностью к гармонии, отличной памятью, держат данное слово. Тельцы очень терпеливы, могут добиваться своего в течение длительного времени. Всем Тельцам обычно свойственно трудолюбие, настойчивость в достижении цели. К необычным качествам можно отнести повышенную чувствительность.

-Давайте вспомним жизненный и творческий путь О.О.Сулейменова.

По азимуту кочевых родов,

по карте, предначертанной

Карьера – высокая скала, ползком на нее может подняться и змея, взмахнув крыльями, – сокол. А. Кунанбаев

- География жизни О.Сулейменова.

Кочую по черно-белому свету.

Мне дом двухэтажный построить советуют,

А я, как удастся какая оказия,

мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям [9].

Домашнее задание (проверка)

Синквейн. Творческая мастерская.

Правила составления ( пример)

1.Тема, проблема выражена существительным (одно слово)

2.Прилагательное (два слова)

3.Действия. Глаголы (три слова)

4.Предложение состоит из 4 слов.

В предложении выражена суть темы.

- А сейчас мы переходим ко второй части нашего урока.

(Слайд 7) – Юрий Алексеевич Гагарин.

Посвящена первому человеку, покорившему космос, – Юрию Алексеевичу Гагарину.

История полета (космический корабль)

(Слайд 9) – Ученица Д. (Связь с физикой)

Закон земного притяжения (Слайд – фотографии казахских космонавтов.)

О Байконуре – (10 слайд) Стихотворение

Лингвистическая работа. (11 слайд)

Космос, поэма, поклон, вселенная, пионер, геолог.

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную тему.

Поклон – знак приветствия, благодарности, покорности.

(Поклонение – повелительное наклонение – просьба, приказ)

Пионер – человек, который положил начало чему-нибудь новому в области науки, культуры.

Геология – комплекс наукf о строении, составе и истории земной коры и земли, о методах изыскания полезных ископаемых.

(12 слайд демонстрация звездного неба.)

Музыка о космосе.

Слово учителя (о поэме, о времени, о названии).

3.Каким представляется прошлое в изображении О.Сулейменов?

Работа с текстом.

Ассоциация – 60-ые годы?

Раскрепощение, свобода ,космический порыв, свобода.

Домашнее задание. Составить хронику жизни и творчества.

Эссе «Космос в моей жизни.

Актуальны ли слова Горького для нашего времени?

Закон притяжения( формула) (по выбору учащихся) [10].

При составлении поурочного плана нами была изучена литература, в которой описана специфика жанра поэмы, а также четко выделены ориентиры на проведение воспитательной работы по духовно-нравственному, экологическому и патриотическому воспитанию школьников.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, видели ли вы О.Сулейменова по телевизору, слышали ли вы его выступления?

- В какой семье он родился и воспитывался?

- Какое он получил образование?

- В чём особенности лирики О.Сулейменова? Может, кто-нибудь расскажет понравившееся стихотворение?

- Что вы можете сказать о масштабности мыслей?

- Мешает ли политика поэту?

III . Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя (слайд-презентация).

Сулейменов – казахстанский поэт и писатель, представитель литературы Востока, создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своём творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным и экологическим.

Начиная с 60-х годов прошлого века, имя Олжаса становится всё более известным не только у нас в Казахстане, но и далеко за его пределами. Он в ряду таких поэтов времени, как Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский.

Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии.

Изучение новой темы.

Почему люди тянутся к звёздам?

Почему в наших песнях

Герой – это сокол?

Почему всё прекрасное,

Мы начали урок строками гражданина, политика, который был во многих странах мира и всегда остаётся верным сыном родной земли, но думает обо всей планете.

Композиционно поэма построена, как симфония, где основная мелодия усложняется и обогащается, раскрывая все новые и новые горизонты.

Как прекрасны лирические отступления в поэме: о влюблённых под звёздами, о женщинах, о жене и подруге первого космонавта Вале, о верности, о Западе и Востоке, о Циолковском и Эйнштейне, о скорости.

О подвиге Гагарина написано много стихов и поэм на всех языках планеты. У Сулейменова свой голос, щедрая палитра, мужественная интонация, гражданственность, патриотизм.

Граждане всей вселенной!

Вы не хотите пропасть

Москва встречала космонавта, а над Алма-Атой реяли розовые листовки со стихами Сулейменова. (слайд)

IV . Работа в тетрадях

Какие художественные средства использует О.Сулейменов в своей поэме?

(слайд-презентация)

VI . Подведение итогов урока.

- Что нового узнали сегодня?

- Что хотели бы узнать о жизни и общественной деятельности О.Сулейменова?

Оборудование: - Портреты 1. Абая Кунанбаева
2. Олжаса Сулейменова
3. Юрия Гагарина
- Музыкальное сопровождение (домбра).
- Звукозапись с голосом Ю. Гагарина.
- Высказывания поэтов Абая и Пушкина.
- Схема, таблицы, тексты, ключевые слова и фразы.

Алгоритм схемы работы над текстом
1 2 3 4
Чтение и знакомство с содержанием текста Деление текста на смысловые части (абзац) Поиск ключевых слов и ключевых фраз. Опираясь на ключевые слова и фразы, передаем содержание текста.

Абай Кунанбаев Олжас Сулейменов Юрий Гагарин
(1845-1904) Род. 1936 году (1934-1968)

Цель:углубить знания о жизни и творчестве О.О.Сулейменова как человеке, общественном и политическом деятеле; проанализировать (ответить на вопрос), о чем поэма, почему посвятил полету в космос – событию планетарного масштаба.

Задачи урока:

в) воспитательная — воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, любовь и уважение к национальной культуре, корням и традициям;воспитывать патриотические чувства и гражданский долг учащихся

Оборудование: портрет О.О.Сулейменова, выставка книг, фотографии и иллюстрации о политической и общественной деятельности поэта, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Ход урока.

I Оргмомент

—Здравствуйте, ребята!

Учитель:-Итак, начинаем наш урок. Сегодняшний наш урок будет необычным. Я надеюсь ,он будет плодотворным и интересным. Мы сегодня гостям покажем наши знания в области русской литературы.

II.Определение темы сегодняшнего урока

— Это Олжас Сулейменов.

III.Проверка домашнего задания:

Учитель:-Что мы знаем о биографии Олжаса Сулейменова?

-Олжас Сулейменов родился 1936 году в Алма-Ате.

— Олжас Сулейменов родился в семье военнослужащего.

-Отец был репрессирован и расстрелян.

-Он закончил два института. Окончил геологический факультет КазГУ (1959г.) и Литературный институт имени А. М. Горького (1961г.).

Учитель: -А какие его произведения вам знакомы?

Демонстрация слайдов.

Учитель: -Кто является первым космонавтом?

-Юрий Алексеевич Гагарин

-12 января 1961 года стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космическое пространство.

— В космосе он пробыл 108 минут.

IV.Дальнейшее усвоение новой темы.

Вы не хотите пропасть бесследно!
Живите!
Живите!
Живите с жаром!

Учитель:…Разгадай:
Почему люди тянутся к звездам!
Почему в наших песнях
Герой — это сокол!
Почему все прекрасное,
Что он создал
Человек, помолчав.
Называет — Высоким!

Учитель:-По мнению Олжаса Сулейменова герой у нас ассоциируется с соколом? Согласны ли вы с ним? Есть ли другие символы героя?

Учитель: Я люблю тебя, жизнь.
За весну,
И за страх,
И за ярость.
Я люблю тебя, жизнь,
И за крупное,
И за малость,
За свободу движений.
За скованность
И за риск.
Я люблю тебя, жизнь.
За солёность каспийских брызг.

Учитель:Я прошу:
Человечество, не забудь,
Что ты стало сегодня
Значительно старше.
Мир,
Земля,
Шар земной —
Сочетание слов,
Сочетанье народов.
Мечей
И судеб.
Сколько твёрдых копыт
Над тобой пронесло!
Все пустыни твои
Нас, безжалостных, судят.
Мы — железные карлы, топтали тебя.

Учитель:-Мы ведь тоже верим,
что:
Нет Востока,
И Запада нет.
Нет у неба конца.
Нет Востока,
И Запада нет,
Два сына есть у отца.
Нет Востока,
И Запада нет.
Есть
Восход и закат,
Есть большое слово —
ЗЕМЛЯ!

Учитель:Смотрите —
Земля!
Я смягчил тяготение к ней
Парашютом.
И спустился на луг.
Человек на Земле!
В сфере сил дорогого навек
притяженья
Я вернулся с победой
К любимой Земле,
Потерпевшей счастливое пораженье.
Я упал в траву…
Сбросил шлем…
Горьковатый цветочный сок…
Погоди,
Я чехол парашютный сорву.
Пригляжусь
И узнаю тебя,
цветок.
Ну-ка, дай лепестки…

Белая шляпа – факты, события в тексте.

Желтая шляпа— позитив, сильные стороны текста.

Черная шляпа-критика, трудности в тексте.

Красная шляпа— эмоции, чувства при чтении текста.

Зеленая шляпа— идеи , творческий подход.

Синяя шляпа— контроль , выводы.

Класс слушает ответы учеников

Жанар на русском языке

Алтынбек на казахском языке

Аяжан на французском языке

Учитель: С книжной выставкой познакомит нас библиотекарь школы Максимова Э.

Читайте также: