Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества кратко

Обновлено: 06.07.2024


Прогресс и регресс - это характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо выраженный оценочный подтекст. Под прогрессом понимают тип направления развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понимается как нечто противоположное прогрессу. Деление процессов на прогрессивные и регрессивные возможно на основе определения, что такое "низшее и высшее", "более и менее совершенное" и с учетом, что прогресс и регресс связаны с определенной целью развития.
Прогресс - это развитие по пути приближения объекта к своему идеальному состоянию, а регресс - удаление от него. Так, врачи употребляют выражения "прогресс" или "регресс" болезни исходя из того, что существует строго установленная и описанная в теории динамика протекания заболевания, включающая все фазы - от его зарождения до прекращения. Когда врач говорит: "Болезнь прогрессирует", это означает, что она закономерно развивается в соответствии со своей клинической картиной. А когда говорят о регрессе болезни, это следует понимать так, что болезнь отступает и больной выздоравливает.
Особую значимость идея прогресса имеет в социальной области. Человечество всегда было одержимо целью сделать жизнь лучше, чем она есть. Если бы люди считали, что та жизнь, которой они живут, является единственно возможной, они впали бы в отчаяние от безысходности. Истоки идеи прогресса можно обнаружить уже в греческой античности. Платон в "Законах" рассуждает об эволюции социальной организации, которая продвигается от зародышевого состояния к более совершенным формам. Прогресс государства, по Аристотелю, есть развитие от семьи и первобытной общины к греческому полису-государству. Другим источником идеи прогресса является иудейская и христианская эсхатология. В библейских сказаниях история человечества рассматривается как неуклонное и постепенное исправление и искупление первородного греха.
Интересный поворот идея прогресса пережила в эпоху великих географических открытий, когда выяснилось, что человеческие общества, культуры, политические и экономические системы не составляют единого целого. Чтобы объяснить существующее разнообразие, французский историк Жак Бусе в XVIII веке предложил концепцию всеобщей истории, в которой выделил 12 эпох, располагающихся друг за другом по мере роста индивидуальной свободы и нравственности людей.
В XIX столетии идея прогресса стала своеобразной "религией" европейской цивилизации. Она восторжествовала в науке, философии, социологии, искусстве. Поводом для такого оптимизма явилось видимое улучшение жизни в Европе в течение короткого промежутка времени. Тогда же концепция прогресса становится и предметом специального философского осмысления. В ней выделяют такие основополагающие аспекты прогресса, как:

* Необратимость времени, которое течет линейно и обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего;
* Направленность движения, в котором ни одна стадия не повторяется, а каждая последующая ступень находится ближе к предполагаемому конечному состоянию, чем предыдущая;
* Кумулятивность развития, которое протекает либо революционно, либо эволюционно;
* Дифференциация фаз процесса развития;
* Неуклонное совершенствование развивающегося объекта: каждая последующая ступень лучше предыдущей.

Критерием социального прогресса, начиная с Нового времени, считается мера человеческой свободы, а в качестве универсального средства прогресса - рационализация всех сфер человеческой жизни. Выражением прогресса традиционно считались такие процессы, как индустриализация, урбанизация, модернизация. И только совсем недавно человечество осознало, что обратной стороной всего этого является ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство, рост напряженности между развитыми и развивающимися странами. Непрерывный экономический рост привел к исчерпанию многих видов природных ресурсов и поставил человечество перед необходимостью регулирования развития, вплоть до "нулевого роста". И поэтому одной из главных задач является пересмотр оснований прогресса, поиск его оптимального критерия.

Прогресс и регресс

В любом современном обществе можно найти признаки и прогресса, и регресса

Понятия прогресса и регресса в обществе противоположны по своему значению. Первое означает стремление вперёд, улучшение, развитие от простых социальных форм к более сложным, а второе, соответственно, откат назад, от сложных форм к примитивным. Примеров социального прогресса и регресса хватает как в истории, так и в современном нам мире. В рамках школьный программы эту тему проходят на уроках естествознания, чтобы дать ученикам возможность оценивать то, что они видят собственными глазами. Что интересно, сама идея прогресса появилась в человеческой истории относительно поздно, в эпоху Просвещения. Ни в античном мире, ни в Средневековье о ней никто не не задумывался даже в рамках философской концепции. При этом понятия прогресса и регресса в обществе неразрывно связаны, и одного не бывает от другого, потому что социум, развиваясь в одном направлении (то есть прогрессируя), закрывает себе тем самым альтернативные пути развития, что уже попадает под определение регресса.

Прогресс и регресс в современном обществе

Социальный прогресс и регресс

Рост численности населения без снижения среднего уровня жизни – один из признаков прогресса в обществе

Если оценивать Новое время, то тут всё неоднозначно. Темпы прогресса общества значительно усилились после первой промышленной революции, и мир развивался скачкообразно, то есть очень быстро и неравномерно. Но значительный ущерб ему нанесла Первая Мировая война, ставшая причиной сильного регресса, а затем и Вторая Мировая. Позднее в современном обществе, особенно в постиндустриальных странах, лишь укрепилась идея о том, что прогресс сам по себе никак не гарантирован, и за него надо бороться всеми силами. Тогда же пришло и осознание того, что прогресс не бывает однозначным, и у него всегда есть как положительные социальные эффекты, так и отрицательные. Например, автоматизация в разных промышленных сферах удешевляет производство и делает его эффективнее (положительная сторона), но одновременно лишает работы множество людей, что приводит к росту безработицы, бедности и криминала (отрицательная сторона).

Примеры прогресса в обществе

Прогресс в обществе

Развитие технологий и социальных структур неразрывно связаны с прогрессом в обществе

Примеры регресса в обществе

Регресс в обществе

Во многих неблагополучных странах Африки, Азии и Южной Америки наблюдается ярко выраженный регресс общества

Общественный прогресс. Поделитесь со своими бабушками и дедушками, родителями, старшими братьями и сёстрами знанием, что такое общественный прогресс и общественный регресс. Спросите их, что они считают в жизни современного общества прогрессивным явлением, а что — регрессивным. По итогам обсуждения составьте и запишите в тетрадь перечень прогрессивных и регрессивных явлений современного общества.

Прогрессивные явления: Рост производительности труда, Расширение торговых и культурных связей, Рост численности населения, Развитие рыночных отношений.

Регрессивные явления: Рост плотности населения, неудовлетворительные последствия научных достижений, политика, не совпадающая с интересами народа.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед) . Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума.

Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.

Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую "информацию к размышлению" о прогрессе и регрессе в жизни общества.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.) , который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".

Читайте также: