Проектирование во внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста

Обновлено: 08.07.2024

2 ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТ ( лат. projectus – брошенный вперёд) имеет несколько близких по смыслу значений. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. устройства. Предварительный текст какого-нибудь документа. Предварительный текст какого-нибудь документа. Замысел, план. Замысел, план. Толковый словарь Ожегова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области. Толковый словарь Ушакова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Занятие, труд. 2.Работа каких-нибудь органов, а также сил 2.Работа каких-нибудь органов, а также сил природы. природы. Толковый словарь Ожегова

5 В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, ТАК КАК ЦЕЛЬ – ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ. ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ, ТАК КАК ЦЕЛЬ – ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

6 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ особенно способствует развитию коммуникативной компетент- особенно способствует развитию коммуникативной компетент- ности у младших школьников: дети учатся общаться друг с дру- гом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и дока- зывать свою точку зрения. ности у младших школьников: дети учатся общаться друг с дру- гом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и дока- зывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учат оценивать результат своей деятельности и деятельности других; Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учат оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учат выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средст- ва наглядности.

7 ЛЮБОЙ ПРОЕКТ ИМЕЕТ ДВА АСПЕКТА: для ученика – это возможность творческой деятельности, направ- ленной на решение интересной для себя или группы ленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно предста- детей проблемы, результаты которой можно предста- вить в любой самостоятельно выбранной форме; вить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребёнка в ходе познания. влиять на развитие ребёнка в ходе познания.

8 ОСНОВНЫМИ ЭТАПАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ: определение тематического поля и темы проекта, поиск и ана- определение тематического поля и темы проекта, поиск и ана- лиз проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; лиз проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требования к продукту, составление плана работы, распределение обязан- ностей; обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требования к продукту, составление плана работы, распределение обязан- ностей; выполнение запланированных технологических операций, вне- сение необходимых изменений; выполнение запланированных технологических операций, вне- сение необходимых изменений; подготовка и защита презентации; подготовка и защита презентации; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

9 СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ, что большинство детей ещё не имеют постоянных увлечений. что большинство детей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, при- ступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, при- ступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Учитывая их возрастные и психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновремен- но несколько направлений деятельности. Учитывая их возрастные и психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновремен- но несколько направлений деятельности.

10 В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Авторы – составители Авторы – составители М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова, Ю.А. Родионова, Е.И. Самохвалова, Ю.А. Родионова, О.Ю. Эктова, Т.А. Гордиенко, О.Ю. Эктова, Т.А. Гордиенко, Т.Е. Силаева Т.Е. Силаева Пособие знакомит с опытом работы учителей начальных классов по организации проектной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время. Пособие содержит рекомендации, разработки проектов, сценарии мероприятий, ставшие итогом выполнения проектов. Пособие содержит рекомендации, разработки проектов, сценарии мероприятий, ставшие итогом выполнения проектов.

12 УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧЕНИКА Автор Савенков Александр Ильин Автор Савенков Александр Ильин

16 II. Поисково-исследовательский: определение источников инфор- мации, письмо-обращение к родителям с просьбой включиться мации, письмо-обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта, проведение поисково-исследовательской деятельности. в работу проекта, проведение поисково-исследовательской деятельности. III. Трансляционно-оформительский: работа над презентацией. IV. Заключительный этап: защита проекта. V. Результат и оценка. V. Результат и оценка.


Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.ФГОС нового поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа.А данной программе для 1 класса образовательной школы реализованы актуальные подходы:компетентностный,личностно-ориентированный и деятельностный.Мы пытались создать условия для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности, получение социального опыта.Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического.

Содержимое разработки

тематическая программа внеурочной деятельности

Конкурсная работа

ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возрастная группа : 1 класс общеобразовательной школы

Выполнила: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 20 г.Твери

Луценко Марина Евгеньевна

ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации образовательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.

Задачи программы:

Формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать решения;

Формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.

Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.

Этапы работы над проектом

Характеристика видов деятельности

Моделирование искомой ситуации

Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

Постановка цели проекта

Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Сбор и изучение информации

Выполнение плана работ

Предварительная оценка продукта

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Анализ результатов выполнения проекта

Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе включает в себя 5 разделов: 5 проектов.

Автор: Гурьева Вера Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 27"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Раздел: начальное образование

В настоящее время

все более актуальным в образовательном процессе становится

применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода

является проектная деятельность.

ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Умеющий

услышанное, глубже вникает в суть происходящего через личностное восприятие, а значит –

научится действовать не по шаблону.Осуществление проекта в начальной школе обусловлено

готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность у

учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать

деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как

коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.

Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий

для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во

Изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности,

этапов его организации)

Изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Определить тематику проектов по программе

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

разработать рекомендации по применению учебного проекта.

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих

способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно

реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает

поиск новых форм и методов обучения.

Виды проектов

Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы

участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть

достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где

целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в

реальности использования продукта на практике.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он

включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи

исследования, обязательное выдвижение гипотезы , обсуждение и анализ полученных

результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под

названием "Зачем растениям нужна вода". В ходе проекта можно провести мини-

исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды,

а затем оценить результат.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или

явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и

представить её ребятам на уроке.

Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и

других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте

"Семейные праздники и традиции". В ходе проекта каждый ребенок не только провел

мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи,

плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Классификация проектов по продолжительности.

а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,

тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки

презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение

занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь

годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во

Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Цели проектной деятельности:

воспитывать гражданскую позицию учащихся;

способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развивать значимые личностные качества младших школьников;

воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

вооружение детей методами научного познания;

ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

по количеству детей;

по времени проведения проекта;

по месту проведения;

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

Читайте также: