Проектирование тестовой работы по компонентам деятельности начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

В данный момент одним из самых важных направлений информатизации образования в нашей школе являются информационные образовательные ресурсы, которые не только приобретаются, но и создаются мной и учащимися. таким образом мы пытаемся решить задачу: формирования информационных ресурсов школы.

Уроки с информационной поддержкой, будь то презентация или видео урок были бы логически не завершены без использования компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции и тестирования.

Цель работы: создание одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля- тестовых заданий.

Однако, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по созданию и проверке бумажных тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизить фактор субъективности, на который так часто жалуются учащиеся.

Работаю по данной теме уже несколько лет. В школе создалась база тестов (около 100 по различным предметам), которая даёт возможность в любое время проверить свои знания.

Говорят, чтобы научиться хорошо плавать, необходимо плавать, чтобы хорошо и правильно составлять тесты недостаточно их составлять необходимо еще и уметь – это весьма непростое дело. Оказывается, что для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.

Этапы работы.

На первом этапе необходимо выделить достоинства и недостатки тестовой формы контроля знаний.

Следующий этап установление основных форм тестовых заданий.

На третьем этапе необходимо составить шаблон теста по выбранному предмету Эти три этапа могут занять всего пару часов ,если учесть ,что у вас есть готовые текстовые тесты.

Следующий этап выбор программы по созданию тестов. Этот этап может оказаться самым трудным. Программ очень много и выбор программы зависит от цели тестирования, содержания теста.

После того как мы определились с программой мы составляем электронный тест.

Завершающий этап – проведение тестирования.

Следует отметить что все таки многое зависит от мастерства и изобретательности разработчика теста.

Кроме задач по развитию личности обучаемого и задач по интенсификации учебно-воспитательного процесса и других целей проекта главная цель: показать что создание учебно-методических комплексов детско-взрослыми проектными группами может решить общепедагогические проблемы. Сегодня учащиеся зачастую лучше владеют ИТ, а педагоги, являясь предметными экспертами, лучше структурируют и систематизируют информацию, информация из собственности отдельного педагога может стать собственностью всей школы, что влияет на качество образования. В итоге это создание динамичного информационного представительства (сайта школы), с возможностью организации дистанционного обучения , не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников пропускающих занятия по болезни.

Результат работы.

Заключение.

Проверка и оценка знаний всегда имеет место в практике работы школы. Использование электронных тестов мощный инструмент способный привнести в школьный курс элемент новизны, позволяющий облегчить работу учителя, развить самостоятельность и навыки самооценки у учащихся.

Аннотация. Статья посвящена методике проектирования контрольно – измерительных материалов для оценки универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.

Системно-деятельностный подход является методологической основой для разработки контрольно-оценочных материалов для оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Значительную трудность для педагогов составляет проектирование деятельностно-ориентированного теста, который позволил бы оценить не только знания и умения, но и уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.

В качестве научной основы для разработки контрольно-измерительных материалов во многих образовательных организациях Свердловской области используется система оценки, основанная на анализе компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области. [1] Эта система основана на идеях отечественной теории деятельности, в которой выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая как деятельность подростка и профессиональная деятельность. [2] Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных ведущих системообразующих действий субъекта деятельности.

Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Эмоционально - психологическое развитие

Планирование и организация деятельности

Работа с информацией,

Решение творческих задач

Способность к самосовершенствованию

В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем - законом микрогенезиса Хайнца Вернера [3], каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза, рассмотренной выше. Структура деятельности остается постоянной для каждого возраста.

Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты деятельности, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности): эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования.

Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся.[4]

В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.

Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий

учебной деятельности

Универсальные учебные действия

Мотивация к учению, смыслообразование,

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Логические действия постановки

и решения проблем

Контроль, коррекция, оценка

Данный подход явился основой для суммирующей оценки деятельностных результатов в процессе преподавания математики.

Задания в тесте разрабатываются по возрастающей сложности и в соответствии с компонентами деятельности.

Эмоционально-психологическому, регулятивному, социальному компоненту деятельности соответствуют задания достаточно простые, форма заданий – тестовые задания закрытого типа, можно использовать подсказки в виде заданий с выбором ответа, с альтернативным ответом, на соответствие, на установление последовательности. Начиная с аналитического компонента, задания усложняются, используются задания закрытого типа: с кратким ответом, со свободным ответом, свободного содержания.

Представим модель – алгоритм для разработки деятельностно- ориентированного теста по компонентам деятельности. [4]

Алгоритм разработки теста по компонентам деятельности

Характеристика

тестового задания

Примерная форма тестового задания

Задание на узнавание

Задания с альтернативным ответом (да/нет)

Задания на базовые знания и умения

Задания закрытого типа с множественным выбором

Задания на знание законов и др. информации

Задание на установление последовательности, на соответствие, открытого типа на дополнение

Задания на анализ,

Задания с заданной структурой ответа, со свободным структурированным ответом

Задания со свободным ответом (обязателен модельный ответ)

Задания повышенного уровня

Задания с заданной структурой ответа

Приведем пример деятельностно-ориентированного теста по математике, разработанный совместно с учителем математики Ботнарюк Н. А.:

  1. Личностные результаты:
  • формирование ответственного отношения к учению,
  • формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
  • Овладение приемами решения неравенств,
  • Развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач,
  • Умение составить квадратное неравенство по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме.
  1. Метапредметные результаты:
  1. Предметные результаты:

Спецификация

Знание определения квадратного неравенства.

Умение выполнять вычисления с рациональными числами, сравнивать рациональные числа.

Знание алгоритма решения квадратного неравенства методом интервалов.

Знание способов решения и алгоритма решения квадратного неравенства.

Знание способов решения и алгоритма решения квадратного неравенства.

Умение выполнять разложение квадратного трехчлена на множители.

Умение изображать числа точками координатной прямой.

Умение изображать на координатной прямой множества решений неравенства.

Умение решать квадратные неравенства на основе графических представлений.

Умение составить квадратное неравенство по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме.

Решение квадратного неравенства повышенного уровня сложности (многошаговая задача).

Инструкция по выполнению работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Работа состоит из 7 заданий. Среди них 3 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (задания 1 – 3), 1 задание на соотнесение (задание 4), 1 задание с кратким ответом (задание 5), 1 задание на составление квадратного неравенства (задание 6) и 1 задание, требующее подробное аргументированное решение.

Задания 1 – 3. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Задание 4 на соотнесение. Учащиеся вписывают в приведенную в ответе таблицу под каждой цмфрой соответствующую букву. За каждую верно указанную пару начисляется 1 балл. Максимальный балл за задание 4.

Задание 5 со свободным ответом. Учащиеся представляют решение на черновике и выписывают в бланк полученный ответ. Максим. балл за задание 4.

Задание 6 на составление квадратного неравенства по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме. Максимальный балл за задание 3.

Задание 7 предусматривает подробное решение. Макс. балл за задание 5.

Максимальное количество баллов за всю работу – 19.

1. Из предложенных выражений выберите квадратное неравенство. Выпишите правильный ответ.

а) х 2 + 5х = 0 в) х 2 – 2х х + 3 г) х + 9 = 4х – 16

2. Выясните, решением какого неравенства является число 2. Выпишите правильный ответ.

а) х 2х 2 + х – 3 > 0

б) – х 2 + 4х – 5 > 0 г) х 2 – 2х 0


х 2 + 4х – 12 ≥ 0

х 2 – 4х – 12 ≤ 0

х 2 + 4х – 12 ≤ 0

х 2 – 4х – 12 ≥ 0

5. Решите квадратные неравенства и запишите полученные ответы.

а) – 2х 2 – 5х + 3 ≤ 0 б) 3х 2 – 4х + 7 > 0
______________ _____________


6. Подберите числа a и b и составьте квадратное неравенство, решение которого приведено на рисунке:
7. Запишите решение квадратного неравенства.

1. Из предложенных выражений выберите квадратное неравенство. Выпишите правильный ответ.

а) – х 2 + 3х 2 – 8х = 16

б) 4х – 9 = х + 7 г) х + 5 > 2х – 3

2 Выясните, решением какого неравенства является число 3. Выпишите правильный ответ.

а) х 2 – 4х > 0 в) х 2х > 0

б) – х 2 + 2х + 3 2 – х – 5 2 – 2х – 15 ≤ 0

х 2 + 2х – 15 ≥ 0

х 2 – 2х – 15 ≥ 0

х 2 + 2х – 15 ≤ 0

5. Решите квадратные неравенства и запишите полученные ответы.

а) – 2х 2х + 6 ≥ 0 б) 2х 2 – 5х + 6 8 Дата проведения тестовой работы: 04.04.2013.

Тестовая работа устанавливала уровень сформированности следующих метапредметных и личностных результатов:

  • · формирование ответственного отношения к учению,
  • · формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • · умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
  • · умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
  • · овладение приемами решения неравенств,
  • · развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач.

По итогам тестирования получены следующие результаты:

Предметные результаты:

На высоком уровне сформированности знания:

  • · определение квадратного неравенства,
  • · способы решения и алгоритм решения квадратного неравенства.
  • · осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

На низком уровне сформированности умения:

  • · решать квадратные неравенства на основе графических представлений,
  • · готовность и способность обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Наиболее сформированными являются следующие компоненты деятельности:

  • · эмоционально-психологический,
  • · регулятивный.

и универсальные учебные действия:

Наименее сформированными являются следующие компоненты деятельности:

и универсальные учебные действия:

Уровни достижения компонентов деятельности:

Эмоционально - психологический 92 %

Уровни сформированности универсальных учебных действий: регулятивные УУД - 59 %, Коммуникативные УУД - 73 %, Познавательные УУД - 43 %, Личностные УУД - 69% %.

1. По результатам тестирования выявлен высокий уровень сформированности теоретических знаний по предмету, умение осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения квадратных неравенств; эмоционально-психологический и регулятивный компоненты деятельности, коммуникативные УУД.

2. Выявились недостатки в подготовке обучающихся: недостаточно сформировано умение решать квадратные неравенства графически, менее сформирован творческий компонент и самосовершенствования, познавательные УУД.

В ходе учебных занятий необходимо уделить внимание формированию компонентов деятельности и универсальных учебных действий, освоению предметных и личностных результатов: повышать уровень сложности задания, включать задачи нестандартного характера, требующие творческого подхода к решению, создавать для обучающихся условия, способствующие самосовершенствованию.

Таким образом, анализ результатов проведенного теста позволил выявить проблемы в формировании компонентов деятельности и соответствующих им универсальных учебных действий.

Данная методика позволяет проводить качественную оценку деятельностных результатов по предмету, поскольку оцениваемые компоненты деятельности остаются неизменными при изменении тем по математике, наборов конкретных знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности.

Сравнение процентов достижения каждого компонента поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

2. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии. 2005. – 416 с.

3. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения.– М.:Столетие, 2004. – 192с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Институт развития образования

Проектная работа

Тесты как одно из средств контроля учебных достижений младших школьников в рамках реализации

ФГОС НОО

г. Октябрьский РБ

Основная часть

1. Важнейшие положения тестового метода контроля.

2. Классификация тестов.

3.Правила составления тестовых заданий.

4. Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся 2-3-х классов.

III . Заключение.

IV /Список литературы.

Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений обучающихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым обучающимся, является тестовый контроль.

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Эта работа воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности. Развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильный выбор.

Задача данной работы:

- осуществить мониторинг учебных достижений учащихся с применением тестов.

В процессе опытной работы использовались следующие методы :

- анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение опыта работы других учителей;

- тестирование учащихся начальных классов;

- наблюдение и сравнение;

- количественный и качественный результат эксперимента.

1. Важнейшие положения тестового метода контроля

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделим среди них:

• учетно-контрольную (информационную) , которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;

• обучающую , которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание обучающихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний обучающихся;

• воспитательную (мотивационную) , которая стимулирует обучающихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;

• аттестационную , которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

Какие же положительные стороны мы можем отвести тестированию?

Во-первых, тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания, так как стандартизирована процедура их проведения.

Во-вторых, тесты – более ёмкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерения степени, определения уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не на констатацию наличия у обучающихся определённой совокупности усвоенных знаний.

В-третьих, это более мягкий инструмент. Тестирование ставит всех обучающихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

В-четвёртых, необходимо отметить гуманизм тестирования, который заключается в тои, что всем предоставляются равные возможности, широта теста даёт возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы - раскрыть организационно-педагогические условия использования тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе. Предложенная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые педагог может использовать в своей работе: важнейшие положения тестового контроля, основные функции, виды и формы тестов и требования к их составлению.

Игиликова Алия Курманбаевна

учитель начальных классов

Тайбайской средней школы Ерейментауского района Акмолинской области

Республика Казахстан

Методические рекомендации

к осуществлению тестового контроля

в начальной школе

(материалы для брошюры)

Содержание

Что такое тестовый контроль?

Основные функции тестов

Типы заданий в тестовой форме

Задания закрытого типа

Задания открытого типа

Программированные задания

Тесты комбинированного типа

Некоторые недостатки тестирования

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

система образования должна формировать такие качества личности как инициативность, динамизм, конструктивность.

внедрение современных образовательных технологий;

воспитание социально – адаптированной личности.

Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕНТ.

Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе.

Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

Тестовая технология выступает в качестве современной здоровьесберегающей технологии контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Из выше сказанного вытекает цель данной работы - раскрыть организационно-педагогические условия использования тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе. Предложенная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые педагог может использовать в своей работе: важнейшие положения тестового контроля, основные функции, виды и формы тестов и требования к их составлению.

Проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одна из центральных проблем современного образования. Среди различных видов контроля, широко используемых в образовании, особое место занимают тесты, обладающие наибольшей объективностью, быстротой исполнения, удобством проверки, вариативностью содержания, технологичностью приготовления, простотой и скоростью получения результата.

Что такое тестовый контроль?

Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе.

Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по всем предметам необходимо начинать уже с первого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы шёл эффективнее, необходимо использовать оценочное суждение. Задача учителя на этом этапе – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников, необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения.

Основные функции тестов

Выделим основные функции тестов:

учетно-контрольную (информационную) - систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;

обучающую - помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших идеях курса, показывает на типичные ошибки;

воспитательную (мотивационную) - стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;

аттестационную - связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

Для определения по результатам тестирования полноты воспроизведения, действенности и системности знаний полезно разделить задания, включенные в тест на следующие группы:

1.Задания, требующие воспроизведения изученного материала, например

Напиши, как происходит разрушение камней.

2.Установление причинно-следственных связей, например

В тундре зимой олени переселяются в более южные районы. За оленями следуют волки, за волками – песцы. Объясни, почему?

3.Практическое использование знаний, например

Запишите числом температуру воздуха пять градусов ниже нуля.

Составь меню на завтрак.

4.Нестандартные, творческого характера задания, например

У подошвы высокой горы альпинистам было жарко. Но когда они достигли вершины горы, им пришлось одеться. Почему?

Типы заданий в тестовой форме

На уроках в начальной школе используют следующие типы заданий в тестовой форме:

закрытый

задания множественного выбора

задания на восстановление соответствия

задания на установление правильной последовательности

открытый

задания свободного изложения

Задания закрытого типа

Форма задания: утверждение.

Пример:

Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)

Вопрос. 1.Солнце- это небесное тело.
Да. Нет.

Вопрос 2.Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.

Вопрос 3.Солнце- это раскалённое тело.
Да. Нет.

Вопрос 4.Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.

Вопрос 5.Солнце вращается вокруг своей оси.
Да. Нет.

Вопрос 6.Солнце- это звезда.
Да. Нет.

Ответы. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2. Задания множественного выбора

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Пример:

Вопрос. Какие движения совершает Земля?

А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.

Ответ. А) и В).

3. Задания на восстановление соответствия

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Каждому элементу левого столбца верно соответствует хотя бы один элемент правого столбца. Для предотвращения угадывания в левом столбце элементов может быть больше, чем в правом или наоборот.

Пример:

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Вопрос.

Большая медведица Спутник

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета, Большая медведица – созвездие, Марс – планета.

4. Задания на установление правильной последовательности

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Примеры:

1. Составь цепь питания

( ) Волк ( ) жёлуди ( ) кабан

2. Подпиши названия изображенных материков и т.д.

Такого рода задания важны при проверке усвоения биологических, экологических признаков, составляющих порядковую шкалу, при восстановлении хронологии событий.

Пример:

Расположите животных в порядке их обитания с севера на юг.

В заданиях данного типа нет примитивного узнавания, требуется выполнить несколько логических операций: провести классификацию объектов по заданному признаку, сравнить объекты в парах и выбрать из списка те пары, в которых выполняется заданный критерий.

При выполнении подобных заданий требуется проявить высокий уровень внимания, без которого ошибки неизбежны.

Задания открытого типа

1. Задания свободного изложения

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Пример:

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … , когда Земля вращается вокруг своей оси - … .

Ответ. Времён года, времён суток.

2. Задания-дополнения (с ограниченным ответом)

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Пример1:

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

Вопрос. Растения, животные и человек – это ….. природа.

Ответ. Живая.

Программированные задания

Помимо вышеперечисленных видов тестовых заданий для проверки знаний учащихся удобно использовать программированные задания.

Программирование карточки с заданиями позволяют учителю за короткое время (5-15 мин) выявить усвоение учебного материала. Такой вид опроса удобно проводить на уроках, требующих больше времени на объяснение нового материала, при проведении практических работ. Вопросы в карточках должны быть ясно, четко, понятно сформулированы, без подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет.

Предлагаю следующие виды программированных заданий: графические, цифровые и задания тезисного характера.

Графические программирования включают в себя до 10 высказываний. Некоторые из них верные, другие – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см (длина отрезка равна числу вопросов). Отрезок делят на сантиметры. Под ними указывают порядковый номер вопроса. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель зачитывает высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (неверное высказывание – ставят прочерк “-“, если высказывание верное – “^”).



Пример:

Тема: Температура воздуха

Термометр – это прибор для измерения температуры воздуха, воды, почвы, тела человека.

Водяной термометр имеет шкалу от –15 о до +15 о

Знак (+) показывает число градусов тепла.

Медицинский термометр предназначен для измерения температуры почвы.

При дыхании живые существа поглощают углекислый газ.

При нагревании воздух расширяется.

Воздух плохо проводит тепло.

Растения поглощают кислород.

Воздух имеет резкий запах.

Нужно заботиться о чистоте воздуха.

Ответ:

Цифровой диктант. В программированных карточках под порядковыми номерами перечисляются объекты природы. Далее составляются группы, на которые можно разделить перечисляемые выше объекты. Можно творчески подойти к этому виду контроля: предложить ученикам самим разгруппировать эти объекты и указать названия этих групп – запись в тетрадях названия групп и номера объектов, принадлежащих к этим группам.

Пример:

Тема: Лес – природное сообщество

Этот черно-бурый рогатый великан встречается во многих лесах.

Нижний ярус леса.

Эту птицу зовут санитаром леса.

Особая группа живых веществ, состоящая из шляпки и ножки.

Народ с любовью называет это дерево лесным пионером, на празднике являются главным украшением.

Она образуется из опавших листьев других частей растений на поверхности почвы.

Этот ядовитый гриб является лекарством для лосей.

Она служит дополнительной защитой от холодов и помогает выжить животным, зимующим под снегом.

Одна из самых крупных птиц леса, поёт-токует - взята под охрану.

Ответ: грибы – 4 мхи-лишайники – 2

лесная подстилка – 6, 8 глухарь – 9

дятел – 3 мухомор – 7

лось – 1 сосна – 5

Тесты комбинированного типа

В качестве итоговых тестовых работ можно предложить учащимся тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут:

составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам;

язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);

структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена);

формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности);

должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;

процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов);

тестовые задания должны легко читаться;

если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;

тестовые задания должны быть независимыми;

формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

Некоторые недостатки тестирования

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

- в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе;

-невозможно проследить логику ученика.

В заключении следует отметить, что данная работа поможет учителям начальной школы использовать тесты на уроках, осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённым темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов.

Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному написанию диагностических работ по русскому языку, математике, познанию мира необходимо начинать уже с первого класса.

При составлении тестовых заданий необходимо учитывать достоинства и недостатки тестирования, а также чётко очерчивать требования к отдельному тесту или их системе.

Теоретические и практические результаты тестового контроля знаний учащихся дали возможность сделать следующие выводы.

Что обеспечивает использование тестовой формы контроля?

-обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;

-воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

-развивает память, логическое мышление;

-развивает умение делать правильный выбор;

-снижает уровень тревожности учащихся;

-помогает учителю своевременно осуществлять коррекцию знаний.

Следовательно, тесты - это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Литература

1. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля [Текст] / Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. // Начальная школа - 2001. № 1.

2. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся [Текст] / Воронцов А.Б. // Начальная школа -2008. № 7

3. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования / В.В. Давыдов. // Вопросы психологии. - 1999. -№ 6.

4. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности [Текст] / Полуянов Ю.А. // Начальная школа-2009. № 7.

5. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.

6. Слободчиков В. Новое образование - путь к новому сообществу // Народное образование. 2005. № 5.

Читайте также: