Проектирование педагогического процесса в доу уровни принципы

Обновлено: 05.07.2024

Проектирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

При проектировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Задача педагога — спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогическое проектирование — проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

С технологической точки зрения, педагогическое проектирование — это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех факторов, способствующих развитию детей и педагогов в их взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной подсистемы. Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Технология проектирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств.

Педагогические цели, налагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи.

Образовательные программы ДО

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

• ОПДО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Автор: Н.В. Нищева.

• ОПДО для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Л. В. Лопатиной.

Цель реализацииосновной образовательной программы ДО в соответствии с ФГОС ДО: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

— на создание развивающей образовательной среды, представляющей систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ОП ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

ОП ДОУ позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Наталья Крючкова

Семинар-практикум

Тема: «Проектирование педагогического процесса

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи семинара:

1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.

3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.

5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

Содержание семинара:

Доклад с использованием презентации

Подготовила: старш. воспитатель Крючкова Н. П.

Ход семинара.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Предлагаю педагогам составить типологию проектов в доу (воспитателям дана классификация проектов, к данной классификации надо подобрать тип проекта) .

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

* по составу участников;

8 по целевой установке;

* по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

* исследовательско-творческие — осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;

* ролево-игровые — проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

* информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

Другими признаками классификации являются:

1. состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) ;

4. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

* развитие познавательных способностей;

* развитие творческого воображения;

* развитие творческого мышления;

* развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

* формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

* формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он — основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

* комплексные блочно-тематические занятия;

* интеграция: частичная или полная;

* метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают:

— Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

— Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

* в каких источниках можно найти информацию;

* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

* с какими предметами научиться работать для достижения цели.

— Выполнение проекта — практическая часть.

— Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

ВложениеРазмер
kamaltdinova_gulfiya_ildusovna_novaya_statya.docx 25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Камалтдинова Гульфия Илдусовна

Особенности педагогического проектирования в развитии воспитанников ДОУ.

Ключевые слова: Педагогическое проектирование, проект, проектный метод, метод проектов, проектные задачи.

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач дошкольного учреждения считается метод педагогического проектирования, как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Идеи проектного обучения возникли в России под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году, когда была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В образовательной практике проектный метод обучения начал применяться с 80-х годов прошлого века и уже накоплен достаточно большой опыт его реализации [2].

В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:

- индивидуальное представление педагога о своей

будущей деятельности, в то время как план, по мнению В.В. Краевского, — форма фиксации проекта.

- как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта[4].

Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.

Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [3].

Разновидностью проектной деятельности являются проектные задачи.

Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.) [1].

Возможности использования проектной деятельности в дошкольном образовании исследованы в меньшей степени. Есть работы И.В. Штанько (Москва). Н. Комратова (Н. Новгород), но больше - это публикации практиков. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

И.В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных направлений, способствующих повышению качества дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В практике дошкольной педагогики Л.Морозова условно выделяет четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. В дошкольном учреждении метод проектов традиционно используется в рамках занятий по:

экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н.А. Рыжовой): чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский характер;

развитию изобразительного творчества (в частности, в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей): данные проекты, в основном, имеют исследовательский и творческий характер;

развитию театрализованной деятельности детей и в процессе подготовки к праздникам: проекты данного рода относятся к ролево-игровым.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок –взрослый или соучастии на партнерских правах.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

-учет интересов ребенка;

-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть:

-изготовление макета по русским сказкам;

Как происходит освоение проектной деятельности дошкольником?

-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;

-реализации потребностей в активной деятельности;

-увлеченности совместной деятельности со взрослым.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата. [5].

В этом возрасте активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Таким образом, целью педагогического проектирования является решение некоторой актуальной проблемы, основанное на принципиально новом способе. Как правило, педагогическая проблема находит концентрированное выражение в противоречии между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью педагогической науки своевременно их удовлетворить. Поэтому основополагающая цель педагогического проектирования видится в выявлении, интерпретации и выполнении социального заказа. Но последний выступает лишь основой, предпосылкой педагогического проектирования и требует конкретизации, целей проектировочной деятельности педагога.

Список цитируемой литературы:

2. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

5. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Педагогическое проектирование образовательного

Заведующий МДОУ №117 г. Макеевка

Огнева Лариса Борисовна

Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений. В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит, что они занимаются нововведениями. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, профили и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно - образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, педагогический коллектив должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.

Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Сущность понятия инновация.

В словаре иностранных слов инновация трактуется как нововведение [8].

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике [1].

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [5,С.381].

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей [6, С.30].

Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом [6, С.198]. Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, образовательные программы и т.п.

Проблемы педагогической инноватики: проектирования образовательного пространства, развивающей образовательной среды, управления инновационными процессами, мотивационного управления образовательными системами и другие, исследовались в трудах российских ученых: Загвязинского В.И., Сластенина В.А., Подымовой Л.С., Ильиной Н.Ф., Шамовой Т.И., Поташника М.М., Струценко Л.А., Пригожина А.И.

Внедрение любой инновации проходит путь от осознания необходимости изменений до преобразования новшества в норму.

Этапы инновационных изменений:

осознание потребности в изменениях;

выбор новшеств (разработка, доработка);

перевод новшеств в норму.

Упрaвлять инновациoнным процессом – значит познавать и выявлять закономерности и прoгрессивные тенденции в воспитательно-образовательном процессе, помогать его развитию и изменению, в конечном счете, работать на будущее.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Причины нововведений могут быть разными. К основным можно отнести следующие:

1. Необходимость решения определенной образовательной проблемы.

2. Стремление повысить качество образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым повысить престиж учреждения.

3. Подражание другим учреждениям, уже опробовавшим инновацию и получившим позитивный результат.

4. Поддержка инициативных, творческих педагогов в их стремлении к профессиональному росту.

Какова бы ни была причина, если инновация приведет к улучшению качества образования, она оправдана.

При организации инновационной деятельности педагоги ориентируются на уровень образовательной подготовки, профессиональные интересы, мотивационную готовность к восприятию новой информации, и в какой-то мере к дополнительной нагрузке. Очень хорошо, если все перечисленное сопровождается осознанным стремлением к повышению профессионализма.

Намечая план инновационных действий, необходимо стимулировать чувство ответственности каждого педагога за общий результат, искреннее желание решить проблему. Пущенный в ход инновационный процесс всегда требует дополнительных усилий со стороны педколлектива – нравственных, интеллектуальных, материальных.

2. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность.

К числу современных образовательных технологий, внедряемых в нашем ДОУ - игровые технологии, а именно, использование модуля КВ (куб вкладыш).

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов:

-результат игры [2, стр.157].

Перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

• Необходимость объяснения родителям важности игры;

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий);

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру;

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

Использование модуля КВ (куб вкладыш) полностью отвечает определению развивающей предметной среды и является:

-универсальным (можно использовать с младшего до старшего дошкольного возраста);

-предназначен не только для самодеятельных (самостоятельных) игр детей, а также для совместных игр взрослых с детьми;

-отдельные элементы модуля могут стать мебелью-игрушкой для кукол и самих детей в сюжетных и отобразительных играх;

-незаменим для творческих игр. Дети могут сами создавать себе любую, отвечающую их игровому замыслу среду и гибко менять её по ходу игры;

-в тематических сюжетных играх воспитатель вместе с детьми может легко создать ту предметную ситуацию, которая нужна с темой игры (прилавок магазина, приёмная врача, библиотека, и т.д.);

-удобен для режиссерских игр, позволяет создавать фантастически разнообразные ситуации для развёртывания игр с куколками, фигурками, различной игровой атрибутикой;

-даёт новые возможности детского конструирования, позволяет осваивать всё пространство групповой комнаты.

-предоставляет возможность действовать не только снаружи, а и внутри постройки;

-делает реальной возможность строительства очень крупных построек, соразмерных не только росту детей, но и взрослых;

-является дидактическим материалом для сенсорного и сенсомоторного развития;

-цветовая гамма отдельных элементов позволяет их группировать, классифицировать и композиционно объединять с учётом цвета и формы, цвета и конструкции и т.д.

-служит практическому развитию проектного мышления [4, стр.34-35].

Составляющей частью инновационных изменений является мониторинг, который позволяет нам своевременно оценить результаты инновационной деятельности, вносить оперативные коррективы, если в этом возникает необходимость. Мониторинг обеспечивает все звенья педагогического процесса: качество образования детей, качество педагогической деятельности воспитателей, качество материально-технического и дидактического оснащения образовательного процесса.

Дети, получившие в своё распоряжение модуль КВ не нуждаются в указаниях взрослого об использовании этой игровой среды. В ней они сами находят источник своих игровых ассоциаций и опору своего игрового воображения. Дети его настолько любят, что возвращаются к нему все время. И возвращают нас к тем формам, которые кажутся нам уже изученными вдоль и поперек.

Приятно видеть, что в самых обычных наших условиях, в ежедневных обычных делах заключены огромные возможности делать детство более радостным, более наполненным, более разнообразным. По-моему, это прекрасно. При всех трудностях жизни это внушает оптимизм. Вряд ли мы создадим идеальную игровую среду для наших детей. Но мы можем сделать её существенно лучше, можем помочь детям весьма во многом. Мы просто можем постараться сделать все, что можно – в данных конкретных условиях.

Успех любого дела в конечном счете определяется двумя обстоятельствами: наличием компетентной личности руководителя и тем, какие ценности он транслирует педагогам и детям. Напряженный поиск ориентиров в сфере инновационного развития образовательного учреждения требует от руководителя огромного терпения, такта, эрудиции, осознан своей особой миссии, умения натолкнуть педагогов на размышление, привить вкус к анализу, расширить сознание.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций в дошкольных образовательных организациях:

Требования гуманизации образовательного процесса.

Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ГОС ДО.

Ориентация на культурно-нравственные ценности.

Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.

Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии. При этом основополагающим принципом инновационного подхода для дошкольного образовательного учреждения должна оставаться гуманитарная сущность образования, направленность его на воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Список использованной литературы

Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л. В., Николина В. В. – М.: Высш. шк., 2004.

Лазарев В. С . Управление развитием школы. М., 1995.

Новеселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 2001.

Ожегов С.И . Толковый словарь русского языка. М., 1978.

Полонский В.М . Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.

Сачкова Л.Ю. Развитие инновационной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.

Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.

Педагогическое проектирование и его приложения исследовались В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.Н. Суртаевой, Н.О. Яковлевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсуповым и др. Однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Н.О. Яковлева так рассматривает определение педагогического проектирования “исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование” [2].

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации. Ее результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования.

В современных условиях в дошкольном учреждении уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как проектирование развития. И это не случайно, так как главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений.

Назначение проектирования состоит в исследование целей, выявление основных противоречий обучения и постановка проблемы. Исследование условий реализации вырабатываемой технологии обучения. Разработка дидактических средств технологии обучения, реализация проекта, исследование эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию.

  • Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
  • Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
  • Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.

Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Отсюда можно сделать вывод, что активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.

Рассмотрим вариант механизма проектирования предложенный Евдокимова Е.С., который может быть применен в дошкольном образовательном учреждении.

Механизм проектирования в ДОУ

Разработка проектов

Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят спои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.

Роль педагога

Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.

Развитие мотивации

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

Организация предметно-познавательного пространства группы (автономно оборудованной детской мсдиатеки – библио-аудио-видеотеки)

Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

Совместная деятельность

  • совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом:
  • совместная деятельность детей;
  • совместная деятельность детей с родителями. Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальнои и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).

Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.

Контроль и оценка деятельности дошкольников

Контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.

Результаты проектирования:

1. Полученный продукт

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.

2. Культурное развитие ребенка

3. Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми

В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.

4. Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры

Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. [1]

Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности. Педагоги, проектируя развитие дошкольника, должны уделять внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной жизни, но и обучению его через проблематизацию, совместный поиск решений, моделирование гуманитарных и естественнонаучных отношений; предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры.

  • Передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
  • Развитие способностей, которые соответствуют, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
  • Создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, т.е. формирование субъекта своего социального, интеллектуального, физического, личностного развития

Одним из вариантов проектирования может выступать разработанная нами модель развития воспитанников детского сада. Она имеет следующую структуру:

Читайте также: