Проектирование педагогических технологий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагог в отличие от инженера, конструктора не является профессиональным проектировщиком и в большинстве случаев не знаком с основами проектировочной деятельности. Я полностью согласна с высказыванием Локтионовой Т. Е, что на всех этапах педагогического проектирования возникает ряд проблем, как профессионального, так и личностного характера.

Подготовительная стадия педагогического проектирования не содержит проектных материалов и поэтому в исследованиях часто называется предпроектной. На предпроектной стадии возрастает процесс связанных с саморазвитием человека с преобразованием его сознания.

Одна из проблем педагогического проектирования связана с необходимостью изменений в отношении педагогов к собственной профессиональной деятельности к собственному педагогическому опыту к сформировавшимся годами стереотипам и традициям. По мнению К. Джонса на этом этапе задача проектировщика заключается в сознательном увеличении своей неуверенности в освобождении от заранее заданных решений в изменении стратегии мыслительной деятельности на основе массива данных, которые могут иметь отношение к решению задач.

Перед педагогом проектировщиком встает весьма нелегкая задача, анализируя психолого – педагогический аспект организации процесса профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений.

Другая проблема исследуемого процесса заключается в необходимости учиться для того, чтобы в дальнейшем успешно осуществлять педагогическую проектировочную деятельность. Проектировщик, как субъект создающий нечто новое это всегда человек учащийся и прежде всего учащий себя сам. Безусловно, мы понимаем, что сознательно учиться столь же трудно, как и сознательно создавать новое сознательно творить.

Проблемы педагогического проектирования, которая связана с необходимостью изменения отношения научно-педагогического персонала к

собственной профессиональной деятельности, к собственному педагогическому опыту, к сформировавшимся годами стереотипам и традициям.

Сущность педагогического проектирования.

-выявление и анализ педагогических проблем и причин их возникновения;

- построение ценностных основ и стратегий проектирования;

- определение целей и задач;

- поиск методов и средств реализации педагогического проекта.

Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий. Нормативный — потому что строго регламентирован. Он имеет этапы, формы, принципы, приёмы реализации, отражается в определённых педагогических теориях. Таким образом, он совершается целенаправленно и результативно.

Проектирование — это наука. Науку проектирования нужно освоить, а умение проектировать — сформировать, в этой области можно накопить опыт, понять скрытые процессы.

Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

Педагогическое проектирование -компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.

Педагогическое проектирование – компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития. Педагогическое проектирование позволяет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование позволяет рационально использовать все средства образовательного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога.

Функции педагогического проектирования :

1. повышение эффективности педагогического процесса;

2. технологизация образовательного процесса;

3. связующее звено между педагогической теорией и практикой;

4. прогнозирование развития образования;

5. средство научного исследования.

Обьект педагогического проектирования

педагогический процесс педагогические ситуации.

Педагогический процесс состоит из отдельных педагогических ситуаций, возникающих внутри него. Педагогические ситуации характеризует переход педагогического процесса из одного состояния в другое.

Педагогическая ситуация-составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве взаимодействия

Также объектам педагогического проектирования относятся :

- педагогические системы,

- педагогические технологи,

Также существуют вида педагогических систем :

- малые ( подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.);

- средние (деятельность образовательного учреждения в целом);

- большие (система образования города, района, области); супер большие (системы образования регионов, республик, стран).

Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника. Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их

Педагогические технологии, являясь объектом проектирования, определяют последовательность действий педагога с использованием различных методов, форм и средств.

Проектирование образовательно-пространственной среды осуществляется для создания новых типов учебных помещений, их оборудования и оформления.

Педагогическое проектирование- это сложный, многоступенчатый

процесс, поэтому необходимо выделить последовательность отдельных этапов, начиная от общей цели до точного описания конкретных действий на уроке.

Выделяют три этапа педагогического проектирования : моделирование,

проектирование

Этапы педагогического проектирования :

1. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования.

2. Педагогическое проектирование (создание проекта) – на этом этапе модель доводится до уровня ее использования в педагогической деятельности.

3. Педагогическое конструирование – детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям. На этом этапе решаются в основном методические задачи.

Основные принципы педагогического проектирования :

1. Принцип личностных приоритетов, т. е. ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей;

2. Принцип саморазвития – означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям.

3. Принцип реальности – означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике.

Порядок действий при педагогическом проектировании :

1. Подготовительная работа: анализ объекта проектирования; выбор

формы проектирования; теоретическое обеспечение проектирование;

методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение проектирования; материально техническое обеспечение

3. Проектирования; правовое обеспечение проектирования.

4. Разработка проекта : выбор системообразующего фактора; установление взаимозависимости компонентов; написание проектной документации.

5. Проверка качества проекта : мысленное экспериментирование применения проекта; экспертная оценка проекта; корректировка проекта;

принятие решения об использовании проекта.

Я занимаюсь проектированием, и могла бы рассказать о том, как мобилизуются все силы и возможности для обогащения педагогического процесса или ситуации. Если педагогический процесс построен только как научный, он далеко отстаёт от истинной педагогики. Воспитывающий педагогический процесс соединяет науку с искусством. Таким образом, достоинства спроектированных систем, процессов, ситуаций не только в их научности, а в обогащении науки искусством. У многих будущих педагогов может возникнуть неверие в свои творческие способности. Но, во-первых, вы не знаете всех своих возможностей, вы не испытывали все свои качества. А во-вторых, ещё не поздно начать упорно готовиться к педагогической деятельности. Вы будете проектировать педагогические объекты, учитывая свои личные качества. Иначе проект будет не вашим, взятой из далёкой и сухой науки. Таким образом, педагогическое проектирование тесно связано с творчеством. педагогическое творчество — это почти изобретательство. Изобретательство, в свою очередь,- отход от традиций, привычек, стереотипов. Недаром педагоги-новаторы преобразуют традиционный урок, дополняют традиционные методы, развивают и обогащают традиционные принципы. Творчество в проектировании, в некотором смысле, — полёт мысли в неизведанное

Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого – либо действия (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко).

Проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. (Дж. К. Джонс)

Педагогическое проектирование – деятельность по созданию проекта образовательно – воспитательной системы, ориентированной на массовое использование. (Н. О. Яковлева)

Педагогический проект – мотивированный, целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности педагога, а также педагогического сопровождения и педагогической поддержки всей этой деятельности. (О. Г. Прикот)

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Интернет-ресурс педагогического работника Рада всем и приветствую всех, кто заглянул в гости! Хочу предоставить Вашему вниманию конкурсный материал по созданию интернет – ресурса.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Заявление об аттестации педагогического работника В аттестационную комиссию Министерства образования Тверской области по аттестации педагогических работников организаций Тверской области,.

Проектирование процесса обучения. Виды и типы педагогических технологий. Особенности проектировочной деятельности педагога. Процедура дидактического проектирования. Этапы проектировочной деятельности. Анализ исходных данных. Выбор приемлемых технологических способов обучения. Разработка технологии обучения. Определение особенностей деятельности учителя в соответствии со спроектированной технологией. Отработка практических навыков и собственные методические разработки слушателей.

Диагностичность целей обучения. Таксономия педагогических целей (Б. Блум, Д. Кратволь): когнитивные (что ?), аффективные (отношение, мотивация), психомоторные (навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением).

Другие системы описания учебных результатов. И. Я. Лернер: три уровня усвоения знаний (первичное усвоение, опознание, воспроизведение; применение в знакомой ситуации (по образцу); применение в незнакомой ситуации (творческое). В.П. Беспалько об уровнях усвоения: узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства); воспроизведение, репродуктивное действие - самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия (знания-копии): применение, продуктивное действие - поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки); творчество, творческое действие - самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-трансформации).

Способы описания конкретных целей. Основное требование конкретизации целей - максимально описать то, что ученик может сделать в результате обучения. Общий приём конкретизации целей - использовать в описании глаголы, указывающие на определённое действие. Алгоритм конкретизации целей.

Общие принципы и правила технологии преподавания: принцип педагогической целесообразности; взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения; предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся; необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой; организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся; стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего; разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.

Психологические основания педагогических технологий. Личностно-ориентированное обучение (Н.А.Алексеев, В.В.Сериков, И.А.Якиманская и др.). Внутриличностные механизмы развития и педагогические технологии. Классификация учебных предметов. Интериоризация иэкстериоризация. Авторские педагогические технологии. Поэтапное и резонансное усвоение социокультурного опыта.

Проектирование процесса обучения.

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:

  • практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
  • новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
  • прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
  • способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
  • процесс создания и реализации педагогического проекта;
  • специфический способ развития личности;
  • технология обучения.

Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества.
Оно предполагает наличие у педагога

  • совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность,
  • глубокое внимание и наблюдательность,
  • искусство нестандартно мыслить,
  • богатое воображение и интуиция,
  • исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач,
  • самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое проектирование с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются

  • высокая общая культура,
  • гуманистическая направленность,
  • профессиональные знания и умения,
  • творчество и педагогические способности,
  • технологическая компетентность.

Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности иопределяется на основе следующих основных критериев:

  • целесообразности (по направленности);
  • творчества (по содержанию деятельности);
  • технологичности (по уровню педтехники);
  • оптимальности (по выбору эффективных средств);
  • продуктивности (по результату);

Итак, педагогическое проектирование - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.

Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:

  • диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
  • формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
  • создание образа результата;
  • поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
  • обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
  • комплексная экспертиза результатов реализации проекта

( Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999).

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

Структуралюбогопроектавключает в себя четыре этапа:
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
Процедуры внутри этапа:
-исследование (диагностика),
-проблематизация,
-концептуализация,
-целеполагание,
-ценностно-смысловое самоопределение,
-форматирование проекта,
-его предварительная социализация.

2. Собственно этап проектирования (реализации проекта).
Процедуры внутри этапа:
-уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта;
-пошаговое выполнение запланированных проектных действий;
-коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи;
-получение и внутренняя оценка проектного продукта;
-презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).

3. Рефлексивный этап.
Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов:
-соответствие результата первоначальному замыслу,
-качество полученного продукта,
-качество совместной деятельности и отношений,
-перспективы использования продукта и развития проекта.

4. Послепроектный этап.
Процедуры внутри этапа:
-апробация,
-распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности;
-выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).

1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;
2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;
3. Определяем объект исследования - область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;
4. Определяем предмет исследования - элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;
5. Определяем цель исследования - знание, которое мы должны получить в ходе исследования;
6. Формируем задачи - те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;
7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза - исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.
8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)
9. Определение направления и этапов исследовательской работы, сроки.
10. Определяем участников исследования, если его коллектив или группа учителей.

Значение технологии проектирования.
1.исследовательский и практический характер проектирования позволяет формировать широкий спектр социально-ценных мотивов деятельности;
2.осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку, создает условия для творческой самореализации личности;
3.в процессе выполнения проекта формируется социальный опыт, умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;
4.расширяются социальные контакты, развивается умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;
5.технология проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения.

Технология постановки цели

Центральная проблема педагогической технологии — процесс целеобразования. Она

рассматривается, как мы подчеркнули в первом разделе, в двух аспектах:

1. диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала;

2. развитие личности в целом.

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается

повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причём таких, которые учительили какой-либо другой эксперт могут надёжно опознать. Трудности, с которыми сталкиваетсяэта идея, решаются двумя основными способами:

• построением чёткой системы целей, педагогических таксономий, внутри которой

выделены их категории и последовательные уровни (иерархия);

• созданием конкретного, ясного языка для описания целей обучения, на который

учитель может перевести недостаточно ясные формулировки.

Эта система целей получила широкую международную известность. Автором схемы

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели — формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или

иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-

мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые

физическим воспитанием, трудовым обучением.

Для чего нужно создание достоверной, надёжной системы целей?

Упорядоченная, иерархическая классификация целей важна прежде всего для педагога-практика по следующим причинам:

1. Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, учитель не только выде-

ляет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные за-

дачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.

2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретные цели да-

ют возможность разъяснить учащимся ориентиры учебной работы, обсудить их,

сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родителей, инспек-

3. Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к чётким формули-

ровкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаётся более

надёжной и объективной оценке.

М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и обще-

употребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели (см.таблицы 1 и 2).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Педагогическое проектирование – это высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в творчестве педагога, постоянном совершенствовании собственного профессионализма и мастерства.

Понятие педагогического проектирования

Большинство продуктов человеческой деятельности осуществляется через их предварительное проектирование. Проектирование предусматривает создание прототипа или проекта предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью воплощения его в реальности. В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается со следующих точек зрения:

  • практико-ориентированная деятельность, направленная на разработку новых образовательных систем и видов образовательной деятельности;
  • инновационная область знаний, направленная на трактовку существующей педагогической действительности;
  • прикладное направление педагогики, направленное на организацию практической деятельности, которая нацелена на решение основных задач развития и образования детей;
  • специфическая технология развития личности.

Технология педагогического проектирования предусматривает наличие у педагога разносторонне развитых творческих качеств.

Педагогическое творчество – это одно из состояний педагогической деятельности, в процессе которого происходит создание кардинально нового содержания воспитательно-образовательного процесса, направленного на решение разносторонних педагогических проблем.

Технология проектирования педагогического процесса представляет собой систему, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:

  • общая культура;
  • гуманизм;
  • профессионализм;
  • творческие способности;
  • профессиональные компетентности.

Эффективность технологии проектирования педагогического процесса, определяется наличием у педагога технологических компетенций, которые определяются на основании ряда критериев:

  • целесообразность (направленность);
  • творчество (содержание деятельности);
  • технологичность (уровень педагогической техники);
  • оптимальность (эффективность выбранных средств);
  • продуктивность (результативность).

Таким образом, технология проектирования педагогической деятельности представляет собой совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы реализации проектирования педагогического процесса

Этапы реализации технологии проектирования педагогического процесса (автор Н. А. Масюкова):

  1. Осуществление диагностики реального педагогического процесса.
  2. Формулировка целей, выделение ценностей и смыслов образования.
  3. Формирование желаемого результата.
  4. Планирование этапов деятельности, направленных на достижение общей цели.
  5. Коррекция действий в ходе реализации проекта.
  6. Рефлексия реализованной деятельности, анализ полученных результатов.

Предпроектный (предварительный или стартовый):

  • диагностика (исследование);
  • постановка проблемы;
  • концептуальная основа;
  • постановка цели;
  • ценностно-смысловое самоопределение;
  • общее форматирование технологии;
  • осуществление предварительной социализации.

Непосредственная реализация технологии:

  • уточнение основных аспектов технологии (цель, задачи, функции, план работы, число участников и т.д.);
  • поэтапное выполнение всех запланированных действий;
  • корректировка хода технологии (ее проекта), действий участников и т.д.;
  • внутренняя оценка полученного продукта технологии;
  • представление окончательных результатов и осуществление их внешней экспертизы.
  • выявление соответствия полученных результатов и запланированных;
  • определения качества полученного продукта технологии;
  • выявление качества совместной деятельности участников технологии и их взаимоотношений в процессе работы;
  • определение перспектив использования полученного в ходе технологии продукта.
  • апробация;
  • распространение полученных результатов и продуктов технологии;
  • определение и выбор вариантов возможного продолжения или расширения технологии.

Каждый этап технологии имеет равную значимость в педагогическом процессе. Это связано с тем, что любой из этапов выступает как часть образовательного процесса, в рамках которого формируются ценности, нормы и установки личности учащегося, осуществляется развитие коммуникативных и творческих качеств. Успешность реализации технологии во многом зависит от комплексности применения данных этапов и процедур, использования адекватных приемов и способов.

Эффективность реализации технологии проектирования педагогического процесса зависит от профессионализма и мастерства педагога. Каждый педагог должен владеть различными технологиями проектирования педагогического процесса, а также навыками научного исследования. Значимость исследования определяется тем, что оно направлено на решение определенной проблемы, имеющей место в работе педагогической системе, в воспитательно-образовательном процессе, взаимодействии между педагогом и учащимися, и т.д. Кроме того, противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (государства), между взаимодействием образовательной организации и окружающей среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.

Таким образом, технология проектирования педагогического процесса, требует от педагога профессионализма, мастерства и владения навыками реализации различного рода технологий и видов исследования.

Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Проектные технологии активно востребованы некоммерческими общественными организациями, т.к. являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

ВложениеРазмер
tehnologiya_proektirovaniya.doc 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектирования как педагогическая технология.

Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Проектные технологии активно востребованы некоммерческими общественными организациями, т.к. являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

"…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе".

Проект - это метод обучения

  • Может применяться на уроке и во внеурочное время
  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
  • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Классификация учебных проектов по Коллингсу:

  • Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.
  • Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
  • Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.
  • Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.
  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
  • Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:
  • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
  • Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
  • Консультант, помогающий организовать работу
  • Руководитель, помогающий планировать работу по времени
  • "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
  • Координатор группового процесса
  • Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Общеучебные умения и навыки, которые формируются в проектной деятельности:

  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

  • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
  • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
  • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
  • Умение находить несколько вариантов решения проблемы
  • Умение выдвигать гипотезы
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • Навыки коллективного планирования
  • Умение взаимодействовать с любым партнером
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • Навыки делового партнерского общения
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

  • Умение проектировать процесс (изделие)
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
  • Умение вести дискуссию
  • Умение отстаивать свою точку зрения
  • Умение находить компромисс
  • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

  • Навыки монологической речи
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

Проект - это "пять П":

  • Проблема,
  • Проектирование (планирование),
  • Поиск информации,
  • Продукт,
  • Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

  • Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
  • Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
  • Творческий проект - проедполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
  • Ролевой проект.

По комплексности (предметно-содержательной области):

  • Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
  • Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

  • Внутриклассные,
  • Внутришкольные,
  • Региональные (в пределаходной страны),
  • Международные.

Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:

  • Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
  • Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
  • Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных этапах:

Этапы работы над проектом.

Работа над проектом включает четыре этапа:

- этап обобщения информации;

- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:

- Выделяет наиболее удачные;

- Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;

- Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;

- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

- Ищет и собирает информацию, учитывая:

• Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;

• Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

- Анализирует и интерпретирует полученные данные.

1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

2. Поиск и сбор информации.

Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

- Личных наблюдений и экспериментирования;

- Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);

- Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

III. Этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

- Систематизируют полученные данные;

- Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

- Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).

IV. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

Деятельность на различных этапах проектирования.

В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при выполнении учебных проектов различных типов. Ниже в таблице предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя и учащихся (по В.В. Гузееву).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое педагогические технологии? Приемущества,сущность,критерии,структура,виды технологии.

Виды педогагическихтехнологий, которые можно использовать на уроках ИЗО, образовательные технологии.

Мои результаты в процессе использования педагогических технологий.

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Технология -

Образовательные технологии

Педагогическая технология

  • Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)
  • Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
  • Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)
  • Вообще словосочетание "педагагогическая технология" является неточным переводом с английского educational technology – "образовательная технология".
  • Часто в педагогической практике понятия "педагогическая технология" и образовательная технология" являются синонимами.
  • Но некоторые ученые разделяют эти понятия. Как отмечает В.В.Гузеев, под названием "педагогическая технология" в отечественной науке фигурируют работы по проблемам воспитания.
  • Вместе с тем обзор материалов, в которых фигурирует понятие "образовательная технология", показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте "технология обучения".
  • Классификации образовательных и педагогических технологий, представленные разными авторами, показывают, что границы данных понятий весьма размыты и в основе прежде всего лежат технологии обучения.
  • Система, включающая некоторое представление ПРО (планируемые результаты обучения), средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев)
  • Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образователь­ного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных усло­вий участникам. (Т.М. Давыденко)
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
  • В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Педагогическая технология -

это деятельность учителя, в которой входящие в неё действия представлены в определенной

последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Преимущества педагогической технологии

  • Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
  • Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
  • Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней.

Критерии технологичности :

1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию),

2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).

3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).

4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).

5. Воспроизводимость (возможность применения другими).

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

Читайте также: