Проект звуки в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

По виду: музыкально -исследовательский. По длительности : краткосрочный Участники проекта : дети старшей группы .

Детям для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.

Актуальность проблемы:

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого ,наряду с исследованием звуков окружающего мира , необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов ,как традиционных, так и необычных.

Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К.Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

- Развитие и поддержка познавательной активности.

- Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей.

- Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

-Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

-Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.

-Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей. -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Ожидаемые результаты:

- Повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности. - Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. - Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности
- Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.

Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

2 этап –разработка проекта(составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов )

3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)

4 этап –подведение итогов( повторение, подготовка и обобщение)

Формы реализации проекта:

Исследование звуков окружающего мира.

Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.

Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.

Звуковая иллюстрация стихов.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

Итог проекта

Режим реализации проекта:

-музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

- в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры для закрепления результатов;

Приложение№1

Планирование музыкально-игровой деятельности:

оборудование.

Дидактические задачи

Звуки вокруг нас.

Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.

Звучащее дерево

Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель.

Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами.

Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков.

Учить различать тембры разных деревянных инструментов.

Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива.

Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов ( баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и.т.д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и.т.д.)

Продемонстрировать разное звучание разных погремушек.

Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации,

исполнительских навыков, желания творить, импровизировать.

Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива.

Бумажный карнавал.

Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и.т.д.

Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха.

Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации.

Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.

Звуки дружат.

Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов.

Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива.

Список используемой литературы:

5.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М.2005г)

Приложение№2

Сценарий развлечения

Погрузить детей в сказочный мир музыкальных звуков , продуктивно разнообразить их досуг, стимулировать познавательную активность.

Программные задачи:

-развитие у детей коммуникативных навыков посредством взаимодействия со сверстниками в совместных играх ,музыкально-ритмической деятельности, музицировании;

-формирование уважительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;

-объединение детей и педагогов в единый дружный коллектив в процессе совместного проживания одного музыкального образа, настроения.

-развитие разговорной речи посредством рассуждения о музыкальных инструментах;

-расширение словарного запаса детей;

- формирование и развитие эстетического вкуса и расширение кругозора;

-обогащение слухового, двигательного и эмоционального опыта посредством использования лучших образцов русского музыкального фольклора и шедевров классической музыки;

- демонстрация детьми умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях;

- стимулирование эмоциональной отзывчивости , повышение интереса у детей к музыкально-ритмической деятельности, к игре на музыкальных инструментах.

- развитие метроритмического чувства у детей;

- развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах;

- формирование и развитие чувства ансамбля;

- развитие основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

- создание условий, побуждающих детей к двигательной активности;

- развитие мелкой и общей моторики у детей;

- оздоровление детей посредством использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, логоритмика, активная релаксация).

Оборудование и атрибуты:

- ноутбук, колонки, аудиозаписи для оркестра-импровизации и путешествий;

- игрушка- Мыщка би-ба-бо;

- сумка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, шурупы, гайки, крышки от кастрюль и др.) и неметаллическими (носки, пластмассовые игрушки и.т.д.);

- металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, металлофоны, треугольники;

- деревянные музыкальные инструменты: ложки, хлопушки, трещотки, ксилофоны, деревянные маракасы;

- бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадный лист, упаковочная бумага, гофре;

- большая корзина для уборки инструментов.

Дети под музыку входят в зал. (возможно проведение развлечения на улице)

Путешествие

Музыкальный руководитель: Где же мы оказались? Давайте закроем глаза и послушаем ( играет за ширмой на деревянных инструментах, дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что оказались мы в Деревянном городе страны Волшебных звуков)

Музыкальный руководитель:

Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой

Теплый и трескучий, тихий и гремучий…

А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных инструментах?

Оркестр-импровизация(детям раздают деревянные инструменты, попутно вспоминая их названия, им предлагают также деревянные стул и столик)

Путешествие

Музыкальный руководитель: Послушайте внимательно, куда мы на этот раз попали! (играет за ширмой на металлических инструментах; дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что мы оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков)

Звучит музыка, появляется Мышка с тяжелой сумкой.

Музыкальный руководитель: Ой, здравствуй, Мышка, ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты несешь в сумочке?

Мышка: Да, я живу в металлическом городе. У нас сегодня праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Ах, как тяжело, неужели опоздаю!

Мышка: Конечно, давайте участвовать вместе.(детям раздают металлические инструменты, попутно вспоминая их названия)

Мышка: Спасибо вам, ребята, вы устроили настоящий праздник! А можно, я ваш музыкальный инструмент покажу всем жителям Металлического города!

Музыкальный руководитель: Конечно, мы дарим его тебе, приходи к нам в детский сад на праздник!

Мышка: До свидания, ребята, счастливого вам пути! (уносит и убирает музыкальные инструменты)

Путешествие

Музыкальный руководитель: А на что похож этот звук? (дети угадывают; рассуждая, подходят к тому , что звук похож на шум крыльев) Это над Гремящим городом пролетают жители Бумажного королевства! Хотите встретиться и поиграть с ними?

(девочки берут бумажных бабочек, мальчики –бумагу разной текстуры, садятся вокруг девочек и шуршат, девочки исполняют танец-импровизацию

Музыкальный руководитель:(собирает бумагу и бабочек) Ну что, друзья, нравится вам в Стране волшебных звуков? Однако нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы еще не путешествовали (дети выбирают вид транспорта, возможно, не один)

Путешествие

Подведение итогов(дети и педагоги вспоминают, где они были, кого встречали, что делали, какие звуки слышали)

Музыкальный руководитель: Что ж , Страна волшебных звуков для нас всегда открыта! Ведь звуки окружают нас повсюду, надо только услышать их, и сразу окажетесь в волшебной стране!

Дети под музыку покидают зал.(Если развлечение проводилось на улице, можно включить любую веселую музыку и дать детям возможность поиграть на музыкальных инструментах по выбору)

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Развитие интереса к исследовательской деятельности. Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, о их возникновении.

1. Расширять представление детей о мире окружающих нас звуков.

2. при помощи исследовательской деятельности научить определять происхождение звуков, учиться их классифицировать – музыкальные, речевые, звуки природы (звуки окружающие нас).

3. Подвести детей к пониманию причин возникновения звуков – дрожание, колебание предметов, дать представление, что такое звуковые волны.

4. При помощи экспериментирования понять, как звук попадает в ухо, самостоятельно составить макет и учиться делать выводы.

5. Активизировать воображение, познавательную активность детей в процессе их исследовательской деятельности.

6. Создать новые условия образовательной и развивающей среды в группе, повышающей интерес к экспериментированию.

Использование дидактических игры: (см. приложение)

- появление интереса к экспериментальной деятельности;

- возникновение желания к самостоятельной исследовательской деятельности в познании мира звуков;

- проявление творческого самовыражения;

- умение логически мыслить и делать выводы;

-книги и энциклопедии;

- сотрудничество с родителями, педагогами по музыке, изо.

Конечный ожидаемый результат проекта :

- выделение выводов изучаемого материала.

Содержание проекта :

1. Создание развивающей среды для развития творческой активности.

2. Поиск информации по теме в книгах, телепередачах, в интернете.

3. Разработка перспективного плана по систематизации звуков окружающего мира.

5. Совершенствование системы работы по ознакомлению со звуками, подведение к изучению звуков речи.

Реализация проекта :

1-й этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЙ (предварительный план работы)

2-й этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ (реализация намеченных планов)

3-й этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (обобщение опыта работы по теме, итоговое занятие).

НОД – развитие познавательной и речевой активности методом практической деятельности (экспериментирование, опыты, исследования).

1. В процессе исследовательской деятельности уточнить и расширить знания детей о звуках.

2. Способствовать развитию слухового восприятия, речевого слуха.

3. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

4. Использовать в речи разные виды предложений, активировать речевые возможности детей.

5. Побуждать к построению модели по теме. Развивать фантазию, стремление творчески подходить к решению поставленных задач.

6. Продолжать совершенствовать правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы других детей, ждать своей очереди в ходе выполнения экспериментов, исследований. Делиться полученными знаниями, умению радоваться достигнутым результатам.

7. Воспитывать интерес к окружающему миру, миру звуков.

Результат проекта :

- в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта;

- прошло открытое мероприятие для воспитателей ДОУ;

В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности у детей укрепился интерес к экспериментированию, развились творческая активность, самостоятельность, любознательность.

Ход итогового мероприятия (НОД)

Дети играют, воспитатель предлагает:

Вос-ль: - Ребята, посмотрите, как интересно: я бросила в воду коробочку и на воде появились круги. Хотите попробовать?

(Во время опыта, воспитатель задает вопросы)

- как вы можете назвать эти круги? (Ответы детей – волны)

- отчего они появляются? (От удара об воду, от броска и т. п.)

Раздается стук в раздевалке.

Вос-ль: Ребята слышите, какой-то звук? Откуда он доносится? Из спальни? Из кухни?

Дети: Из раздевалки.

Вос-ль: Из раздевалки? Почему мы его услышали? (ответы детей) Как звук попадает в уши?

Дети: По воздуху; Его передает звуковая волна и другие ответы детей.

Вос-ль: Совершенно верно. Делаем вывод: ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ ТАКИЕ ЖЕ КАК ВОЛНЫ НА ВОДЕ, ТОЛЬКО ВОЗДУШНЫЕ, ИХ НЕ ВИДЯТ НАШИ ГЛАЗА, ЗАТО ПРЕКРАСНО СЛЫШАТ УШИ.

А теперь послушайте загадку:

Мы слышим их ушами,

Не видим их глазами,

Повсюду окружают нас,

И в тишине звучат.

Дети: Звуки.

Вос-ль: А какие бывают звуки?

Дети: музыкальные, речевые и звуки природы.

Вос-ль: Молодцы. (Включаем видеоролик о звуках)

Вос-ль: А если стукнуть ложкой по стеклянному стакану, возникнет звук?

Давайте попробуем (опыт)

- Что вы слышите? (звук, стук, звон)

- Откуда же он взялся?

Оказывается, когда мы касаемся ложкой стакана, он дрожит незаметно для нас и воздух вокруг него тоже дрожит – получается звуковая волна и мы слышим ЗВУК.

Да, жалко, что мы не видим, как дрожит стакан.

2-ой вос-ль: А я знаю, как увидеть. Я предлагаю провести опыт с линейками.

Прижмите один конец линейки к столу рукой, и дерните за другой. Что вы видите? (линейка дрожит).

2-ой вос-ль: Да, возникает звуковая волна, и мы слышим звук. И указка может дрожать. Давайте попробуем. (Дети показывают).

2-ой вос-ль: А струна может дрожать? (пробуют дети) Мы слышим звук? (Да)

2-ой вос-ль: Ребята, сделаем вывод:

ДРОЖИТ – ЗНАЧИТ (дети) ЗВУЧИТ.

Логопед: Какие вы молодцы! А как вы думаете, картина может звучать? Предлагаю обсудить. Давайте превратимся в маленьких человечков.

И в картине очутиться,

Кто услышит звуки,

(вхождение в картину)

- Какие звуки вы слышите? (ответы детей)

Кто-то тихо пошуршит,

Кто-то громко постучит,

Кто-то дунет, кто-то щелкнет

И картина зазвучит!

А сейчас ВНИМАНИЕ! Всего один раз в группе РАДУГА - звучащая картина! Я буду читать рассказ, а вы с помощью этих предметов озвучите его!

(логопед читает рассказ по картине, дети озвучивают, используя различные предметы: бумага, линейка, пенопласт и т. п.).

Морозный зимний день. Дети вышли гулять. Под ногами хрустит снег. Одни затеяли игру в снежки, а другие взяли лыжи и санки и помчались с горы. Девочки лепят снеговика и лопатками прихлопывают снег. На пруду слышится звон коньков – это фигуристы скользят по льду, да так, что даже лед трещит. Можно просто поваляться в пушистом снегу. Дети смеются, а Дружок звонко лает. Какая веселая зима!

- Замечательно у нас получилось!

Жизнь была бы страшно скучной

Если б жизнь была беззвучной,

Как прекрасно слышать звук,

Шум дождя и сердца стук.

Мир без звуков был бы грустный,

Вос-ль: Ребята, для вас сюрприз!

К нам в окошко прилетела птичка,

А зовут ее синичка,

На коврик села, песенку запела (песенка синички – запись)

Вос-ль: (показывает выложенную модель уха) Что это? Давайте попробуем показать как песенка синички попадает к нам в ухо.

(составление модели передачи звука).

(гостям заранее раздаются колокольчики, дети закрывают глаза, им нужно повернуться в ту сторону, откуда раздался звук колокольчика).

Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?

Дети: высказывают свое мнение.

А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? Какие звуки нас окружают?

Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.

После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:

- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…

- обозначила цель проекта:

Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.

- тема, цель проекта позволили определить задачи :

• воспитывать интерес к звучащему миру;

• развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).

Сбор, систематизация и хранение информации

В процессе II этапа работы над проектом шла работа с детьми:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь

(дети выполняют действия по тексту).

Что мы сейчас делали?

Топали, хлопали, шумели.

Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Они называются – шумы.

Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?

(дети минуту слушают)

Итак, что вы услышали?

Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.

Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий.

Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.

Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома.

Исследовательская деятельность детей.

Дети, вы попали в страну чудес, где живут необычные жители – звуки.

Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.

Выберите среди лежащих на столе предметов:

• определите свойства звука (сухой, теплый),

• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Деревянные звуки.

• постучите ими друг о друга,

• постучите по ним ложкой,

• определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый, Тонкий),

• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Стеклянные звуки (окно, зеркало).

• определите свойства звука (яркий, призывный),

• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать металлические звуки. 8

• найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать Шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят Щеткой),

• определите свойства звука (тихие, незаметные).

Цель: определение предмета по издаваемому звуку.

В аудиозаписи слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).

Музыкальный руководитель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи, цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).

Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.

Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку.

Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.

Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.

• Пение мальчика (муз.)

• Скрип двери (не муз.)

• Звучание женского хора (муз.)

• Шум моря (не муз.)

• Подметание пола щеткой (не муз.)

• Стук мяча (не муз.)

• Игра на скрипке (муз.)

• Игра на фортепиано (муз.)

• Шум трактора (не муз.)

• Звучание симфонического оркестра (муз.)

Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

Из предложенного набора картинок выбрать шумы природы, и шумы, которые производит человек.

Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.

Деревянные связка ключей

Найдите наиболее точные определения шумов.

Набор карточек – шумов: Деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Набор карточек : скрип, звон, шелест, скрежет.

Картинки: лестница, колокол, ноготь, пирамидка. 11

Дети, что такое звуки? Как они получились? Почему их целое море.

Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду?

Дети делятся воспоминаниями.

Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.

А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?

Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.

Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.

А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается.

Значит, если дрожит – то звучит.

Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много – целое море.

(Конспект музыкального занятия)

Материалы: лейка, сделанная по типу душа, две одинаковые бутылки с узким горлышком, таз, воронка, воронки, сделанные из плотной бумаги.

  1. Дети сидят на стульях. Музыкальный руководитель беседует с детьми:

• Где у человека расположена макушка?

• Что у человека находится на макушке?

• Где у человека расположены уши?

• Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Музыкальный руководитель предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:

• Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

• В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

• Что ответил Красной Шапочке волк?

Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?

2. Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.

Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, ели ухо большое.

3. Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка. Музыкальный руководитель продолжает беседу:

• Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?

• Зачем она нужна?

( Музыкальный руководитель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки).

• Сколько воды набралось в бутылку?

• Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?

После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки воды сравнивается.

Музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова музыкального руководителя можно было отчетливо услышать.

- Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

4. Музыкальный руководитель продолжает беседу:

- Как же образуется звук?

Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески по количеству детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

• Что происходит с линейкой? Она дрожит.

• Заставьте звучать гитару. Что вы для этого сделали?

• Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.

Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.

1. Войдем в волшебный мир звуков.

Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

… Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тихо позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

2. Слушаем и воображаем.

Музыкальный руководитель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и резинки. Предлагает детям подумать, как можно из этих двух предметов сделать музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта). Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент.

Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий.

Предложить детям украсить музыкальные инструменты, просунув снизу под резинку 2-3 ленточки из разноцветной гофрированной бумаги. В таком виде у инструмента появляется еще один звук: если взяться за резинку сверху и помахать коробочкой, то ленточками можно шуршать. Дети сами должны догадаться, какой новый звук появился?

4 . Играем и танцуем.

произвольным партнером, здороваются с ним, дергая за резинку и ритмично

5. Музыкальная мастерская - 2

Дети берут по расческе.

Музыкальный руководитель беседует с детьми.

- Попробуйте извлечь звук из расчесок. Почему ваши расчески звучали? Что у расчесок дрожит? Какой звук у расчески – тихий или громкий?

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям начать отходить назад от звучащих расчесок до тех пор, пока звук их будет совсем не слышен. Затем спрашивает:

- А что мы можем сделать, чтобы звук было вам слышно гораздо лучше? (использовать бумажные воронки).

6. Парикмахерская полька.

Музыкальный руководитель предлагает детям представить, что расческа – это вовсе не расческа, а музыкальный инструмент, на котором умеют играть все парикмахеры. Перед тем как постричь или причесать детей, они веселят их своей игрой.

Музыкальный руководитель раздает всем детям расчески и предлагает попробовать извлечь из них звуки, послушать, какие они, сравнить разные, выяснить, от чего это зависит.

В партии ножниц должно быть слышно ритмичное щелканье ими.

части польки дети играют на расческах с помощью медиатора или кусочка плотной бумаги, сложенной уголком.

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям взять бумажные воронки, отойти на 2-3 метра от играющих и послушать, как усиливается звучание с помощью воронки (дети то прикладывают ее к уху, то убирают).

Тогда предлагает нескольким детям сделать прическу одной из девочек под музыку польки (используя при этом маленькие заколочки, разноцветные резиночки). Парикмахерам надо расположиться за спинами играющих или за ширмой, чтобы можно было удивить музыкантов невиданной прической. Оркестр исполняет польку еще раз, за это время парикмахеры стараются прикрепить к волосам девочки как можно больше украшений.

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.

В результате выполнения проекта у детей произошло:

• развитие познавательных способностей,

• развитие творческого мышления,

• развитие коммуникативных навыков,

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.

2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

4. Оценка эффективности своей деятельности

Внедрение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность требует дальнейшего более глубокого внедрения. В центре внимания у нас находится ребенок, оригинально мыслящий, предлагающий неожиданные ответы и решения на все вопросы, наблюдательный быстро реагирующий на все новое, неожиданное.

Я уверенна, что музыкальное воспитание должно идти через метод проектов, который бы затрагивал знания и умения детей. Внедрять в работу метод проектов надо на определенном промежутке времени. Проводить мониторинг, вносить элемент творчества в последующей разработке. Именно через метод проектов ребенок приобретает те знания, которые пригодятся ему в будущем изобретать, понимать и осваивать новое.

Видя результаты своего труда, наблюдая за детьми, я получала моральное удовлетворение. Дети научились выражать свои знания, впечатления, в самостоятельной творческой деятельности, у них сформировалось представление о том, откуда берется звук, они узнали, какие предметы могут извлекать звуки. Многим детям метод проектов помог повысить самооценку, воспитать волю, характер, развить творческие способности, творческую активность, черты лидера. Использование метода проектов способствовало ускорению процесса музыкального воспитания, повысило качество творческих проявлений детей (Гистограмма).

Практика показала, что суть успеха реализации проекта заключается во взаимной работе музыкального руководителя, детей, воспитателей и родителей. На будущее я наметила пути дальнейшего внедрения метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность. Для чего я это делаю? Я хочу развить у детей устойчивый интерес к методу проектов в музыкально – педагогической деятельности:

• Расширить знания детей о музыке, музыкальных инструментах, музыкальных произведениях, о композиторах.

• Развить представление об эмоциональном восприятии музыки.

Занимаясь с детьми, я чувствую и в себе позитивные перемены. Уча детей, учись сама.

Презентация и защита проекта проходила в формате тематического развития. 22

1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002

3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?

Дети: высказывают свое мнение.

Музыкальный руководитель:

А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? Какие звуки нас окружают?

Музыкальный руководитель:

Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью.

После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:

проблемные вопросы:

- выдвинула гипотезу – дрожит, значит звучит…

- обозначила цель проекта:

Познакомить детей с принципами образования и улавливания звуков.

- тема, цель проекта позволили определить задачи:

воспитывать интерес к звучащему миру;

развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).

II этап

Сбор, систематизация и хранение информации

В процессе II этапа работы над проектом шла работа с детьми:

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь

(дети выполняют действия по тексту).

Музыкальный руководитель:

Что мы сейчас делали?

Топали, хлопали, шумели.

Музыкальный руководитель:

Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Они называются – шумы.

Давайте минуту помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет?

(дети минуту слушают)

Музыкальный руководитель:

Итак, что вы услышали?

Шаги и речь людей за спиной, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.

Музыкальный руководитель:

Мы все время что – то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий.

Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.

Дети угадывают.

Музыкальный руководитель:

Я попрошу вас послушать и дома нарисовать мальчикам – шумы, которые вы услышали на улице; девочкам – шумы, которые вы услышали дома. (приложение 3).

Исследовательская деятельность детей.

Музыкальный руководитель:

Дети, вы попали в страну чудес, где живут необычные жители – звуки.

Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.

Выберите среди лежащих на столе предметов:

определите свойства звука (сухой, теплый),

найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Деревянные звуки.

постучите ими друг о друга,

постучите по ним ложкой,

определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый, Тонкий),

найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Стеклянные звуки (окно, зеркало).

определите свойства звука (яркий, призывный),

найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать Металлические звуки.

найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать Шуршащие звуки (шторы, одежда, когда ее чистят Щеткой),

определите свойства звука (тихие, незаметные).

Цель: определение предмета по издаваемому звуку.

Ход игры:

В аудиозаписи слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).

Музыкальный руководитель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи, цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).

Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.

Ход игры:

Музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку.

Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.

Музыкальный руководитель:

Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.

Пение мальчика (муз.)

Скрип двери (не муз.)

Звучание женского хора (муз.)

Шум моря (не муз.)

Подметание пола щеткой (не муз.)

Стук мяча (не муз.)

Игра на скрипке (муз.)

Игра на фортепиано (муз.)

Шум трактора (не муз.)

Звучание симфонического оркестра (муз.)

Музыкальный руководитель:

Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Многие шумы существуют сами по себе и никак не зависят от человека. Обычно это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

Задание 1 .

Из предложенного набора картинок выбрать шумы природы, и шумы, которые производит человек.

Задание 2.

Подобрать названия предметов, которые способны издавать указанные шумы и расположите их в правильном порядке.

Деревянные связка ключей

Задание 3.

Найдите наиболее точные определения шумов.

Набор карточек – шумов: Деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Набор карточек: скрип, звон, шелест, скрежет.

Картинки: лестница, колокол, ноготь, пирамидка.

Музыкальный руководитель:

Дети, что такое звуки? Как они получились? Почему их целое море.

Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду?

Дети делятся воспоминаниями.

Музыкальный руководитель:

Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.

А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?

Дети: Звук.

Музыкальный руководитель:

Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.

Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.

А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается.

Значит, если дрожит – то звучит.

Вывод: Из проведенного исследования детям стало известно, какие шумы, звуки нас окружают, почему их так много – целое море.

1.5 III этап

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

(Конспект музыкального занятия)

1 – я часть

Материалы: лейка, сделанная по типу душа, две одинаковые бутылки с узким горлышком, таз, воронка, воронки, сделанные из плотной бумаги.

Ход занятия

Дети сидят на стульях. Музыкальный руководитель беседует с детьми:

Где у человека расположена макушка?

Что у человека находится на макушке?

Где у человека расположены уши?

Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Музыкальный руководитель предлагает сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:

Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

Что ответил Красной Шапочке волк?

Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши?

Музыкальный руководитель отходит подальше от детей и что – то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.

Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Музыкальный руководитель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, ели ухо большое.

Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка. Музыкальный руководитель продолжает беседу:

Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?

Зачем она нужна?

(Музыкальный руководитель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки).

Сколько воды набралось в бутылку?

Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?

После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку. Количество налитой в обе бутылки воды сравнивается.

Музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова музыкального руководителя можно было отчетливо услышать.

- Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому, что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

4. Музыкальный руководитель продолжает беседу:

- Как же образуется звук?

Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, гитара, расчески по количеству детей.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

Что происходит с линейкой? Она дрожит.

Заставьте звучать гитару. Что вы для этого сделали?

Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.

Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.

2 часть

Творческое музицирование

Войдем в волшебный мир звуков.

Музыкальный руководитель:

Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

… Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тихо позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Дети: (хором)

Мир без звуков был бы грустный,

2. Слушаем и воображаем.

Музыкальный руководитель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и резинки. Предлагает детям подумать, как можно из этих двух предметов сделать музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта). Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент.

Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий.

Предложить детям украсить музыкальные инструменты, просунув снизу под резинку 2-3 ленточки из разноцветной гофрированной бумаги. В таком виде у инструмента появляется еще один звук: если взяться за резинку сверху и помахать коробочкой, то ленточками можно шуршать. Дети сами должны догадаться, какой новый звук появился?

4 . Играем и танцуем.

5. Музыкальная мастерская – 2

Дети берут по расческе.

Музыкальный руководитель беседует с детьми.

- Попробуйте извлечь звук из расчесок. Почему ваши расчески звучали? Что у расчесок дрожит? Какой звук у расчески – тихий или громкий?

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям начать отходить назад от звучащих расчесок до тех пор, пока звук их будет совсем не слышен. Затем спрашивает:

- А что мы можем сделать, чтобы звук было вам слышно гораздо лучше? (использовать бумажные воронки).

6. Парикмахерская полька.

Музыкальный руководитель предлагает детям представить, что расческа – это вовсе не расческа, а музыкальный инструмент, на котором умеют играть все парикмахеры. Перед тем как постричь, или причесать детей, они веселят их своей игрой.

Музыкальный руководитель раздает всем детям расчески и предлагает попробовать извлечь из них звуки, послушать, какие они, сравнить разные, выяснить, от чего это зависит.

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям взять бумажные воронки, отойти на 2-3 метра от играющих и послушать, как усиливается звучание с помощью воронки (дети то прикладывают ее к уху, то убирают).

Тогда предлагает нескольким детям сделать прическу одной из девочек под музыку польки (используя при этом маленькие заколочки, разноцветные резиночки). Парикмахерам надо расположиться за спинами играющих или за ширмой, чтобы можно было удивить музыкантов невиданной прической. Оркестр исполняет польку еще раз, за это время парикмахеры стараются прикрепить к волосам девочки как можно больше украшений.

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезу проекта.

В результате выполнения проекта у детей произошло:

развитие познавательных способностей,

развитие творческого мышления,

развитие коммуникативных навыков,

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

2. Выводы.

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.

2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

4. Оценка эффективности своей деятельности.

Внедрение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность требует дальнейшего более глубокого внедрения. В центре внимания у нас находится ребенок, оригинально мыслящий, предлагающий неожиданные ответы и решения на все вопросы, наблюдательный быстро реагирующий на все новое, неожиданное.

Я уверенна, что музыкальное воспитание должно идти через метод проектов, который бы затрагивал знания и умения детей. Внедрять в работу метод проектов надо на определенном промежутке времени. Проводить мониторинг, вносить элемент творчества в последующей разработке. Именно через метод проектов ребенок приобретает те знания, которые пригодятся ему в будущем изобретать, понимать и осваивать новое.

Видя результаты своего труда, наблюдая за детьми, я получала моральное удовлетворение. Дети научились выражать свои знания, впечатления, в самостоятельной творческой деятельности, у них сформировалось представление о том, откуда берется звук, они узнали, какие предметы могут извлекать звуки. Многим детям метод проектов помог повысить самооценку, воспитать волю, характер, развить творческие способности, творческую активность, черты лидера. Использование метода проектов способствовало ускорению процесса музыкального воспитания, повысило качество творческих проявлений детей (Гистограмма).

Практика показала, что суть успеха реализации проекта заключается во взаимной работе музыкального руководителя, детей, воспитателей и родителей. На будущее я наметила пути дальнейшего внедрения метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность. Для чего я это делаю? Я хочу развить у детей устойчивый интерес к методу проектов в музыкально – педагогической деятельности:

Подвести детей к самостоятельному созданию вместе с родителями проектов.

Расширить знания детей о музыке, музыкальных инструментах, музыкальных произведениях, о композиторах.

Развить представление об эмоциональном восприятии музыки.

Занимаясь с детьми, я чувствую и в себе позитивные перемены. Уча детей, учись сама.

Презентация и защита проекта проходила в формате тематического развлечения.

Читайте также: