Что такое самодурство в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом – как раз напротив Кремли, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы и тем более для театра оставалась она тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землей.

Родное Замоскворечье… Глухие длинные заборы, одноэтажные домики в пять окон с густыми садами и огородами, герань на подоконниках, а в окнах – чиновник с гитарой или купец в красной рубашке, пьющий чай “до третьей тоски”…

Жизнь сонная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.

Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой. Здесь степенно беседовали о своих плутнях за стаканом “пунштика” бородатые купцы, здесь их молодые жены и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о “галантерейных” кавалерах. Здесь почта была великой редкостью, и солдата-инвалида, разносившего письма, пугались, как нежданной беды.

Здесь люди добродетельные чай

пили с изюмом, экономя дорогой сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом “ерофеича”. Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко дремали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали “туго-натуго”, рано ложились спать.

Здесь одни презирали моду “из принципа”, другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.

На Пятницкой, на Зацепе, на Болвановке, в путанице замоскворецких переулочков, коленец и тупиков – каких только было не увидеть картин, каких разговоров не наслушаться!

Островского считали летописцем этой жизни, называли “Колумбом Замоскворечья”. Но общественное значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытописания. За лицами возникали типы, за бытовыми картинками – социальные явления.

Островский стал наследником реализма Гоголя на русской сцене.

Еще издали, обычно где-то из-за кулис раздается наводящий трепет на домашних грозный голос купца-самодура. Будь то Самсон Силыч Большое, Тит Титыч Брусков или Ахов, главная для них сласть – нагнать страху, покуражиться над ближними. Островский ввел в литературу само слово “самодур” и так объяснил его в одной из своих пьес:

“Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…”

Упоение своей властью, презрение ко всякому праву и законности, насмешка над чужой мыслью и чувством и особое удовольствие поломаться над людьми, з силу обстоятельств жизни зависимыми и подчиненными,- все это вобрало в себя емкое понятие “самодурство” – настоящее открытие великого комедиографа, в ряду тех же ключевых слов эпохи, как “нигилизм” у Тургенева или “обломовщина” у Гончарова.

И как неизменный спутник грубого насилия – обман. В первой комедии Островского “Банкрот”, или “Свои люди – сочтемся!” (1849) обман начинается с малого – с умения приказчика материю потуже натянуть или “шмыгнуть” через руку аршин ситца перед носом зазевавшегося покупателя; продолжается крупной и рискованной аферой купца Большова, а завершается тем, что более молодой и ловкий подлец обводит вокруг пальца своего хозяина – старого плута и пройдоху. Вся эта жизнь основана на механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут тебя – вот что сумел показать Островский.

К как просто, без обличительного надрыва, с каким лукавым юмором и художественным изяществом он это сделал!

Зритель с первых реплик должен был почувствовать тупое самодурство Большова, в голове которого тяжело, как мельничные жернова, перекатываются мысли и который одним “мнением” извелся, как лучше кредиторов надуть; и фальшь Подхалюзина, изъявления коего в преданности хозяину подозрительно приторны и косноязьгчвы: “Уж коли того, а либо что, так останетесь довольны…”; и развязную капризность Липочки, мечтающей выскочить замуж за военного и стесняющейся своих неотесанных родителей.

Всего более заботился Островский о верности купеческого быта. Но что такое быт? Вещи? Язык?

Отношения людей? И как запечатлеть в пьесе этот быт – самое устойчивое и самое ускользающее? История закрепляет события в документе, факте, летописи деяний. Быт – неуловим.

Приметы времени и среды утекают как вода сквозь пальцы. Только художник с его особым зрением способен воспроизвести устойчивость быта целых людских слоев. Купеческий быт – это не мертвая бутафория самоваров, гераней, чаепитий.

Быт интересен, если проникнуть в его “душу”, изучить его поэзию и жестокость, тайно руководящие им законы.

Купец Островского груб, простодушен, дик, наивен, самоволен, отходчив, нагл, робок, безобразен… И из этого пестрого спектра душевных качеств рождаются отношения в доме, имеющие видимость патриархальной простоты, но отравленные принуждением и обманом.

Сейчас трудно, пожалуй, даже вообразить, какой смелой правдой прозвучала для современников первая пьеса Островского, каким дерзким нападением на официально охраняемые правы и понятия она была. С внешней, казовой стороны православное купечество являло собой пример законопослушания и патриархальной совестливости и, как таковое, было признано надежной опорой отечества и престола. “Честное купеческое слово” служило благовидной вывеской корпоративной морали. Но молодой драматург посмел приподнять завесу над внутренней жизнью купеческого сословия. И обнаружилась такая бездна грубости, насилия и обмана, что сам Николай I, возмутившись столь нелестным изображением своих подданных, собственноручно начертал на донесении цензурного комитета: “Напрасно печатано, играть же запретить во всяком случае…”

Запрет пьесы для сцены продержался десять лег, а когда в 1859 году она все-таки была поставлена, хоть и с испорченным, искусственно благополучным финалом, и речи не было уже о том, чтобы вернуть комедии первоначальное ее название. Короткое, энергичное, как удар бича, название “Банкрот”, приводившее на память название другой комедии – “Ревизор”, было заменено Островским в журнальной публикации отнюдь не но творческим соображениям. На этом в свое время настаивал, по-видимому, осторожный издатель М. П. Погодин, и начинающий драматург подверг себя автоцензуре.

Так или иначе, но, ставя недавно эту комедию на сцене Московского театра им. Маяковского, режиссер А. А, Гончаров имел все основания вместо привычного и стершегося названия “Свои люди – сочтемся!” вынести в афишу своего спектакля одно слово: “Банкрот”.

А.Н. Островский, Д.И. Фонвизин и А.С. Пушкин демонстрируют, что самодуры считают себя главными в обществе, что они привыкли к тому, что все окружающие люди подчиняются им и никогда не бунтуют против них. Почти все деспоты из приведенных произведений думают лишь о собственном существовании, не задумываясь о чувствах других людей, включая и близких. Самодурам из всех трех произведений характерно пользование своим положением ради корыстных целей, жестокое обращение к слугам и осознание своей вседозволенности. Герои-деспоты привыкли к безнаказанности, поэтому их действия становится более грубыми и жестокими с каждым днем. И если госпожа Простакова проявляет любовь к сыну Митрофанушке, то Кабаниха, Дикой и Троекуров проявляют жестокость не только к слугам, но и к членам своей семьи и к близким людям.

Согласно толковому словарю, данное слово имеет два значения:

  1. Самодур – это человек, действующий под влиянием исключительно своей прихоти, часто унижая достоинство других людей.
  2. Самодур – рыболовная снасть.

Если второе определение знакомо больше рыбакам, то в первом значении слово используется в более широких кругах.

Когда какого-либо человека называют самодуром, это значит, что ему наплевать на мнение других людей, ему важно лишь то, что он ощущает, а на чувства окружающих он не обращает никакого внимания. Самодур делает только то, что считает нужным, даже если его действия вредят другим. Им движет эгоизм, невоспитанность, отсутствие такта, закомплексованность и психическая незрелость.

самодур это

Самодур: синонимы слова

Типы начальников-самодуров

Всего существует три типа руководителей-самодуров:

  • Директор-отец. Этот тип имеет неуравновешенный темперамент и вспыльчивый характер. Такой начальник подвержен частым неконтролируемым вспышкам гнева. Однако есть у него и положительные черты. Его уважают как неоспоримого лидера. Директор-отец способен решает проблемы своих подчиненных, наказывает и поощряет их по своему усмотрению. За это ему многое прощают, считая его благодетелем.
  • Психопат-садист. Этот тип начальников гораздо опаснее первого. Это классические самодуры, измывающиеся над своими подчиненными. Психопаты-садисты унижают своих подчиненных не только в порыве гнева. Они делают это целенаправленно, систематично, получая от этого истинное наслаждение. Такой начальник-самодур – это самый настоящий деспот и тиран.

значение слова самодур

самодур синонимы

Как уберечься от начальника-самодура

Если ваш начальник – самодур, можно попробовать применить в отношении него некоторые тактики манипуляции. Во-первых, нужно понаблюдать за ним, чтобы определить, какие явления вызывают в нем вспышки гнева, а которые, наоборот, успокаивают. Поняв его сложный характер, вы сможете избежать негативных ситуаций. Подходить с просьбами нужно в те моменты, когда начальник в хорошем настроении, а если он в плохом расположении духа, лучше держаться от него подальше.

Можно научиться переключать его внимание, когда вспышка гнева случилась в вашем присутствии. Отвлекающим маневром может стать любое действие, которое прервет цепочку, например, жалоба на резкое ухудшение самочувствия. Можно уронить ручку и долго её искать, или придумать что-то другое - по ситуации.

Если же никакие методы не действуют, а ваше психическое и физическое здоровье начинает страдать, лучше все-таки сменить работу.

Судьба некоторых народных слов в русском литературном языке тесно связана с именами великих русских писателей. На таких словах лежит неизгладимая печать индивидуального тво рческого гения. Многим даже кажется, что то или другое из этих слов изобретено самим писателем, а не взято им у народа. К числу таких слов относится слово самодур, которое тесно ассоциировано с литературным творчеством А. Н. Островского. Морфологический состав этого слова ясен. Он однороден со структурой таких слов, как самотек, самострел, самогон, самокат и т. п.

«[Аграфена Платоновна:] . Отец-то у него такой дикий, влас тный человек, крутой сердцем.

[Иван Ксенофонтыч:] Что такое: крутой сердцем?

[Аграфена Платоновна:] Самодур.

[Иван Ксенофонтыч:] Самодур! Это чорт знает, что такое! Это слово не употребительное, я его не знаю. Это lingua barbara, варварский язык.

То обстоятельство, что А. Н. Островский нашел необходимым при первом употреблении этого слова сопроводить его семант ическим комментарием, толкованием, хотя бы от лица персонажей пьесы, свидетельствует о малораспространенности этого слова, об отсутствии его в составе ходячего литературного словаря. Островский был не уверен в том, что глубокий смысл этого слова будет понят и оценен без соответствующего пояснения.

Очевидно, что здесь слово самодур употребляется в значении орудия и способа действия: `собственная прихоть, произвол, немотивированное неожиданное побуждение'.

« Самодурить, гл. ср. и самодурствовать, гл. ср. Упрямиться. Псков. Твер. Осташ.

Самодурство, а, с. ср. Упрямство. Псков. Твер. Осташ.

Самодур, а, с. м. Упрямец. Псков. Твер. Осташ.

Печатается по машинописи, сверенной с рукописью, с внесением ряда н еобходимых поправок и уточнений.

347 Фонвизин Д. И. Сочинения, письма и избранные переводы. СПб., 1866. С. 318.


САМОДУ́РСТВО, -а, ср. Образ действий, поведение самодура, поступок самодура. В отношениях своих к Зинаиде Федоровне он почему-то даже в мелочах проявлял упрямство, доходившее подчас до самодурства. Чехов, Рассказ неизвестного человека. Мне было обидно, что мать немела и тряслась перед дедом, что отец с трусливым озлоблением сносил его самодурство. Гладков, Повесть о детстве.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

САМОДУ'РСТВО, а, ср. (неодобрит.). 1. только ед. Образ действия, поведение самодура. 2. Поступок самодура.

самоду́рство

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова амнион (существительное):

Синонимы к слову «самодурство»

Предложения со словом «самодурство»

  • По какому принципу, неужели спортивной подготовки, выносливости и готовности терпеть самодурство начальника?
  • Они деятельно подчинились самодурству, растлили свой ум, сделались сами участниками гадостей, порождаемых деспотическим гнетом.

Сочетаемость слова «самодурство»

Квасной патриотизм (лапотный патриотизм, ура-патриотизм) — ироничное выражение в русском языке, обозначающее безусловное восхваление всего отечественного. Противопоставляется подлинному патриотизму, допускающему признание и неприятие отрицательных черт своего государства, а также борьбу с ними.

Ха́нжество — форма благочестия и набожности. Разновидность морального формализма. Как пишет Ноам Хомский, ханжа — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах.

Читайте также: