Проект зеленая школа в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Как научить детей любить и беречь природу? Как объяснить, что мусор нужно сортировать, а кран выключать, чтобы вода не уходила в трубу? На эти и другие вопросы дает ответы проект "Зеленые школы", в рамках которого больше 300 учебных заведений по всей Беларуси занимаются экообразованием. А детский сад в Пудовне делает это еще и успешно, за что получил диплом второй степени с присвоением статуса "Зеленая школа" по итогам работы за год! Как проходят занятия для малышей и зачем это вообще нужно? Вот что нам удалось узнать.

ГУО "Пудовнянский ясли-сад" – участник образовательного проекта "Зеленые школы" и областной ресурсный центр по реализации этого проекта в учреждениях дошкольного образования Могилевщины. "Зеленые школы" – комплексный образовательный проект, который направлен на то, чтобы дети ценили природу, знали больше об охране окружающей среды и о рациональном использовании природных ресурсов. Среди более 300 зеленых школ по стране есть и детские сады.

Узнают погоду на собственной метеоплощадке!

Заместитель заведующей ГУО "Пудовнянский ясли-сад" Лилия Федоровна Половцова рассказала, что приобщение детей к миру природы, развитие у них познавательной активности и стремления к исследовательской деятельности, а также к экспериментированию – неотъемлемая часть работы учреждения. Оно год назад присоединилось к "Зеленым школам" в рамках реализации проекта "Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне". Его финансирует Европейский союз, а реализует Программа развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Местные педагоги с детьми и их родителями на протяжении ряда лет активно работали над созданием детских исследовательских экологических проектов, принимали активное участие в различных конкурсах на экологическую тематику, организовывали и проводили экологические акции. И вот в 2019 году коллектив решил присоединиться к проекту "Зеленые школы". Тут все и началось.Появилась вкладка на сайте учреждения, был издан приказ, разработан план реализации проекта, отправлена анкета-заявка в Могилевский областной ресурсный центр, и эта же заявка размещена на сайте учреждения. И вот Пудовнянский ясли-сад в проекте. Одно из групповых помещений стало специальным центром, где разместили наглядные и дидактические пособия, модели бытовой техники, интерактивный стол, микроскопы и многое другое. Здесь проходят игры, занятия, викторины, исследования, эксперименты.

Одно из направлений проекта – биоразнообразие. Как же дети пятилетнего возраста изучают растения и животных, которые нас окружают? Во время прогулок ребята путешествуют по участку, ведут наблюдения на "Клумбе для бабочек" и в "Отеле для насекомых". Рассматривают деревья, кустарники, животных и растения на нескошенном лугу. Позже результаты своих наблюдений помещают на картосхемах здания и прилегающей территории.

Еще каждый день после прогулок ребята заполняют календарь погоды. Узнать о ней больше помогает специальная метеоплощадка. Она устроена так, чтобы ее могли понимать даже маленькие. Но как отмечает заведующая садом Ольга Иосифовна Гаценко, некоторые учебные заведения в рамках проекта оборудованы серьезными метеостанциями

Пользуются микроскопами и проводят эксперименты

У детей есть специальные контейнеры с лупами. Например, возьмут муравья, поместят внутрь – и могут благодаря увеличению его хорошо рассмотреть.

Ежегодно в июне "Зеленые школы" сдают отчет, где подробно описывают свою работу по шести направлениям:

биоразнообразие (изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения);

энергосбережение (изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения);

водосбережение (изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования);

обращение с отходами (анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования);

информационно-экологические мероприятия (акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения);

качество атмосферного воздуха (изучение степени загрязнения атмосферного воздуха и осуществление действий по минимизации этого загрязнения в микрорайоне, где находится учреждение образования).

Школы должны выполнить задания по всем направлениям, а сады – по пяти (кроме анализа качества воздуха).

У юных ученых даже полупрофессиональные микроскопы есть! Можно на улице или внутри в зимнем саду взять листочек и разглядеть его во всех подробностях.

Для детей проводят опыты и эксперименты с водой, песком и другими материалами. Дома с родителями малыши выполняли исследовательские проекты "Вырастим тюльпан", "Откуда пришла вода", "Раздели мусор" и другие. А еще дети со своими родителями делали многоразовые экосумки!

Конечно, очень сильно в изучении природы помогает специальная литература, с которой саду помогли организаторы проекта.

Вместо мусора поставили лавочки и посадили деревья

Также малыши активно участвовали в посадке деревьев на пустыре вокруг детского сада. Там появилось 47 новых деревьев, а чуть позже будет еще больше. В акции "Чистый двор – чистый агрогородок" дети собирали мусор во дворах своих домов. Кстати, ребята учатся сортировать отходы, помещая их в специальные контейнеры.

Ольга Иосифовна рассказала о двух крупных акциях: "Летят перелетные птицы" и создание зеленой зоны на месте бывшей столовой. В первой нужно было не только следить за пернатыми, но и подготовить фотоотчет! Что же касается второй, то это еще одна победа над пустырем. Здание столовой захоронили, на его месте было много мусора, а теперь – деревья и лавочки. С ними, кстати, помогли местные предприниматели Владимир Маркевич и Юрий Бачкаров.

В каждой области и Минске есть ресурсный центр, который занимается общей координацией "Зеленых школ". В Могилевской области это государственное учреждение дополнительного образования "Областной центр творчества" (отдел экологического воспитания).

Статус "Зеленая школа" присваивается на три года, после нужно его подтвердить. Еще до первых действий школа или сад должны пройти несколько административных шагов.

Делают замечания родителям

Малыши активно участвуют в сбережении воды и энергии. Вместе с воспитателем Анастасией Дмитриевной Кравцовой пишут проекты, участвуют в конкурсах. Например, путь воды изучали на экскурсии в ЖКХ и проводили эксперименты по очистке. А проект по энергосбережению не обошелся без посещения ветряков, которых достаточно много в Дрибинском районе, а часть видна прямо из окон детского сада!

"Ребята помогают буклеты делать и со взрослыми создают проекты, плакаты на экологическую тему. Например, как экономить воду или электроэнергию дома. Родители иногда приходят и благодарят, что на открытый без пользы кран дети обращают внимание", – рассказывает Лилия Федоровна.

Готовы помочь другим садам

Пудовнянский детсад не только участвует в проекте "Зеленые школы", но еще стал ресурсным центром по реализации этого проекта в дошкольных учреждениях по всей Могилевской области! Что это означает?

Ольга Иосифовна объясняет, что ресурсный центр распространяет саму идею "зеленых школ" среди других детских садов региона.

"Мы, например, оказываем методическую поддержку тем учреждениям, которые хотят вступить в этот проект, рассказываем, как это сделать, какие там есть направления деятельности, как это можно связать с учебной программой дошкольников и как это пошагово реализовать на практике", – говорит заведующая.

Так Пудовнянский ясли-сад как участник проекта "Зеленые школы" работает в экообразовании, а как ресурсный центр распространяет саму идею таких школ среди садов региона (сотрудники готовят методические материалы и буклеты), популяризует идеи экологического и природоохранного направления. К примеру, организовывает акции в агрогородке. Конечно, без помощи сельсовета, лесхоза и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды в такой работе не обойтись.

Планами на будущее здесь делятся очень осторожно. Конечно, завершат то, что начали в прошлом учебном году. К примеру, досадят деревья к тем 47, что уже есть, закончат благоустройство зоны отдыха в центре поселка. Еще педагоги сада стараются к старшим дошкольникам, которые участвуют в проекте, присоединить и младших. Но в будущем, как рассказала Ольга Иосифовна, они к своей работе собираются привлечь и школьников. Те в рамках своих проектов по биологии смогут воспользоваться их оборудованием.

В ноябре пройдет выставка материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов по организации деятельности учреждений дошкольного образования по реализации образовательного проекта "Зеленые школы" для садов.

Бюджет проекта "Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне" – 3,5 миллиона евро.Он направлен на эффективное и инклюзивное управление окружающей средой на местном уровне, мониторинг экологических рисков, обмен экологической информацией, в частности, в области качества атмосферного воздуха.Проект поддерживает приоритеты Национальной стратегии устойчивого развития нашей страны до 2030 года, а также выполнение международных обязательств Беларуси в области охраны окружающей среды.

"Даже для украшения окон теперь не будем бумагу использовать"

Сотрудники детсада не только учат детей, но и сами узнают новое. Например, как ежедневно делать свою жизнь более экологичной. Человек, который хочет купить себе новую одежду, должен еще раз подумать, так ли она ему необходима. Ведь спрос стимулирует работу предприятий легкой промышленности, а это увеличивает и вредные выбросы, и потребление ресурсов (тех же электричества и воды).

Еще пример: чтобы сделать туалетную бумагу белоснежной, ее хлорируют. Хлор вреден как для бактерий, которые перерабатывают отходы, так и для людей. Так что лучше брать бумагу более темную, еще и для кожи полезнее будет.

"Мы даже для украшения окон теперь не будем бумагу использовать, а выберем экоматериалы. Шишечки, к примеру", – объясняет Ольга Иосифовна.

Заведующая детсадом говорит, что "Зеленые школы" нужны для формирования у детей правильного отношения к природе. Плюс ко всему, новое поколение будет понимать, что ничего не бывает бесконечным и что нужно беречь планету, а выйти из экологического кризиса можно только сформировав культуру экологического поведения каждого. Такая культура должна стать внутренней мотивацией, а ее проще всего формировать именно у дошкольников.

Дошкольное детство – это самый важный период развития и становления человека, именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает основные правила и нормы, формирует собственную систему ценностей. У детей старшего дошкольного возраста формируется представление о предметах, событиях и явлениях мира (природы, социума, человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия; о разнообразии форм, цветов, пропорций предметов при восприятии окружающего; о различных природных зонах; о взаимодействии человека и природы; об особенностях жизнедеятельности птиц, животных и растений. Одним из направлений работы с дошкольниками является формирование экологического мировоззрения. Начиная с дошкольного детства необходимо формировать у детей понимание того, что к природе надо относиться бережно.

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества.

Неконтролируемый вывоз отходов приводит к загрязнению подземных и поверхностных вод, Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель.

Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, чем вызывают неотвратимое загрязнение почвенного покрова земли. При загрязнении почв самоочищение практически не происходит или происходит очень медленно. Отходы накапливаются на санкционированных свалках (мусорные урны, контейнеры, полигоны) и несанкционированных (куда попало).

Утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире.

Решить проблему отходов можно при определенном уровне экологической культуры общества. Эту культуру надо формировать с раннего возраста хотя бы элементарными знаниями о ней.

Цель проекта :

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта :

— расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

— формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

— развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Тип проекта : информационно-познавательно-исследовательски, творческий

Особенности реализации проекта :

Проект рассчитан на 1 месяц 01.09.2021 30.09 2021 г

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, узкие специалисты, социальные партнеры.

Кадровые: воспитатели, узкие специалисты, социальные партнеры.

Материально- техническая база: ноутбук, проектор, экран, методические пособия, дидактические игры и материалы, художественная литература.

Проект охватывает образовательные области: социально-коммукативное, позновательно- речевое, художественно –речевое, художественно- эстетическое.

Этапы проекта :

1 этап: Подготовительный этап (определение целей и задач проекта, создание необходимых условий для реализации проекта)

2 этап: Реализация плана проекта.

3 этап: Оценочный

План график реализации проекта

Мероприятие срок ответственные

Подготовительный этап сентябрь 01.09- 03.09 2021

Разработка плана реализации проекта.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта

Подбор иллюстративного материала, чтение экологических сказок, беседы, НОД Знакомство детей с героями Чистота, Аккуратность, Порядок. 01.09-03.09 Воспитатель, социальные партнеры.

Основной 06.09-10.09 2021г.

Закрепить с детьми знания о загрязнении окружающей среды, способах её защиты.

Тематические игр и наблюдения.

1 неделя Воспитатель, родители.

(дети выносят мусор)

Чтение экологических сказок+беседа по их содержанию

Чтение экологических стихов

Сочинение экологических сказок (по литературному началу)

Изготовление природоохранных экологических знаков

Подбор материала и оформление папок «Экологические сказки для детей (о мусоре)

Стихи и частушки (о мусоре)

Заключительный этап27.09 – 30.09

Итоговая диагностика. Показ мод.

3 неделя Воспитатель,узкие специалисты. родители

Результаты проекта :

1. У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

2. расширились знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

3. сформировались представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

4. Дети приобщились к исследовательской деятельности

Продукт проекта :

Конспекты НОД, беседы, развлечений, викторины

Приказ ГУО "Ясли-сад г.п. Мир" о реализации проекта "Зелёные школы"


Анкета-заявка ГУО "Ясли-сад г.п. Мир"

1. Полное официальное название

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

Куприенко Наталья Николаевна

3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)

ул. Сташевской, д.2В, 231444, г.п. Мир, Кореличский район, Гродненская область, Республика Беларусь

4. Телефон (с кодом)

6. Адрес электронной почты,

сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)

Петриман Светлана Викторовна

тел. раб. 80159673557

тел. моб. 80293312181

10. Общая численность работников в учреждении образования (ином учреждении, организации)

11. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)

Приказ от 30.09.2019 №111

13. Другие дополнительные сведения об учреждении образования (иной организации учреждении), которые бы вы хотели сообщить

членами педагогического коллектива осознаются задачи бережного отношения к окружающей среде, что подтверждается результативным участием в областных и районных мероприятиях по данному направлению;

План работы по реализации образовательного проекта

Цель: формирование экологически грамотной личности, ответственно относящейся к окружающей среде, демонстрирующей практические навыки в экологическом и природоохранном направлении.

Направление

Формы работы

Время проведения

Ответственные

Цель: организация деятельности воспитанников, направленной на изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования, изучение способов сохранения и увеличения видового разнообразия.

Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.

Ответственный педагогический работник

Знакомимся с деревьями и кустарниками на территории учреждения дошкольного образования

Сбережем зелёный мир

Разработка и оформление буклетов

Трудовой десант (посадка деревьев и кустарников)

Путешествие по экологической тропе

Работа по станциям тропы

Осенние дары природы

Экскурсия-наблюдение, заготовка семян деревьев для познавательно-практической деятельности

Схема размещения деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (с паспортом-описанием).

Разработка паспорта-описания видового разнообразия деревьев и кустарников

Изготовление поделок-ёлочек из подручного материала

Воспитатели дошкольного образования

Зимний сон: деревья и кустарники зимой

Узнай по описанию (деревья и кустарники)

Как помочь дереву (решение проблемных ситуаций)

Эколята – друзья природы

Весенний букет на окошке

Наблюдение за появлением и ростом почек деревьев и кустарников в помещении

  • актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения;
  • формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии);
  • формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;
  • вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
  • создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей воспитанников;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

Протокол №1 от 12 сентября 2019 года

АДДЗЕЛ ПА АДУКАЦЫІ

ІВАЦЭВІЦКАГА РАЙВЫКАНКАМА

ЗАГАД

12.09.2019 № 187

г.Івацэвічы, Брэсцкая вобласць

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЯ

ИВАЦЕВИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД №4

ПРИКАЗ

г.Ивацевичи, Брестская область

Об участии в реализации

С целью формирования экономически и экологически грамотной личности, имеющей ценностное отношение к природе, практические навыки в вопросах защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

Планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности

по реализации проекта "Зеленые школы"

"Сортируем мусор - бережем природу!"

Анкета-заявка

государственного учреждения образования

1. Полное официальное название

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования

Наумчик Елена Ивановна

3. Почтовый адрес учреждения образования

225295 г.Ивацевичи, ул.Депутатская, 40Б

4. Телефон (с кодом)

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования

Наумчик Елена Ивановна

+375 33 327 42 41

10. Общая численность работников в учреждении образования

11. Общая численность учащихся в учреждении образования

С 12 сентября 2019 года

16. Другие дополнительные сведения об учреждении образования, которые бы вы хотели сообщить

1. Полное официальное название учреждения дошкольного образования

2. Ф.И.О. руководителя учреждения дошкольного образования

Наумчик Елена Ивановна

3. Почтовый адрес учреждения дошкольного образования

225295, г.Ивацевичи, ул.Депутатская, 40Б

4. Телефон (с кодом)

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения дошкольного образования

sad 4@ rooivace vichi. gov .by

7. Ф.И.О. педагогического работника,

Наумчик Елена Ивановна, заведующий

8. Контактный телефон педагогического работника,

9. Адрес электронной почты педагогического работника,

sad 4@ rooivace vichi. gov .by

10. Общая численность педагогических работников

учреждения дошкольного образования

11. Количество педагогических работников

12. Общая численность обучающихся

в учреждении дошкольного образования

13. Количество обучающихся 5-7 лет учреждения дошкольного образования, принимающих

68 – (100%из числа детей 5-7 лет)

Через регламентированную и нерегламентированную деятельность

в учреждении дошкольного образования

16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта Зелёные школы:

§ Обращение с отходами

§ Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

Общее количество выполненных заданий

17. На диплом какого уровня претендует учреждение дошкольного образования

Анализ ситуации.

Задачи:

1. Создать условия для реализации проекта "Зеленые школы".

2. Актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения.

3. Формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии).

4. Формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.

5. Вовлекать обучающихся и их родителей в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к ее ресурсам.

6. Создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей обучающихся.

7. Формировать желание сохранить окружающую среду, осознание обучающимися взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.

Уровень результативности деятельности оцениваем как высокий, так как достигнуты цели по каждому направлению проекта, все задания выполнены на 100%, работой в данном направлении довольны как воспитанники, так и их родители. Педагоги достигли поставленных задач, подготовили много материала и смогли заинтересовать детей и родителей в данном направлении.

Результаты выполнения мероприятий по проекту "Зелёные школы" оценивались через анкетирование, наблюдение, проведение конкурсов, выставок, акций.

Перспективный план действий : продолжать дальнейшую работу по экологическому образованию и воспитанию детей; закончить работу по созданию пруда и дикого луга; вовлекать больше родителей в работу по данному направлению и разработать мероприятия для работы с общественностью.

Выполнение заданий

1. Направление "Биоразнообразие"

Цель: актуализировать знания воспитанников о видовом разнообразии растений, насекомых, птиц , животных ближайшего окружения.

Задачи:

1) Формировать представления о разнообразии растений и животных в природном окружении учреждения дошкольного образования.

2) Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и обучающихся поведения.

3) Совершенствовать знания о способах привлечения птиц на территорию учреждения дошкольного образования и прилегающую территорию.

4) Совершенствовать умения и навыки в разнообразной деятельности в природе (посадка деревьев, выращивание рассады, увеличение количества кормушек и скворечников).


В государственном учреждении образования "Детский сад № 23 г.Витебска" издан приказ по учреждению образования "Об организации работы по реализации Республиканского роекта "Зелёные школы"".

Анкета-заявка учреждения образования для участия в проекте "Зелёные школы"



Что такое "Зелёные школы"


Цель — формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении.

Основные задачи:

  • актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения;
  • формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии);
  • формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;
  • вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
  • создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей воспитанников;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
  • ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ
  • ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
  • БИОРАЗНООБРАЗИЕ
  • ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
  • ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения;

Энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;

Водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;

Обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;

Информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

Читайте также: