Проект взаимодействия доу и школы

Обновлено: 28.06.2024

Проблемный вопрос:
Как достичь эффективности взаимодействия в работе детского сада и школы в соответствии с внедрением ФГОС?
Цель стратегическая:
Формирование жизнеспособной успешной личности ребенка, готовой к обучению в школе через проведение системных обновлений.
Цель тактическая:
Создание условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие ДОУ и школы в целях качественной подготовки детей к школе.

Задачи проекта:

1 Изучение концепции ФГОС второго поколения, направлений преемственности.
2. Обновление нормативно – правовой базы в соответствии с ФГОС.
3. Создание условий научно – методического обеспечения ФГОС.
4. Проанализировать возможность реализации нового содержания образования в условиях детского сада и школы.
5. Обновление системы повышения квалификации педагогов детского сада и школы.
6. Создание системы, обеспечивающей равные стартовые возможности детей при поступлении в школу.
7. Провести отбор УМК, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения.
8. Обновление инструментария отслеживания результатов учебно-воспитательного процесса.
9. Разработка модели выпускника детского сада.
10. Разработка ряда методических рекомендаций для педагогов детского сада и школы.
11. Провести совместную работу ДОУ и школы по формированию стимулирующих выплат.
12. Организация общественно – государственного управления, информационно – консультативной помощи родителям.
Актуальность проекта
В данном проекте первоочередное внимание уделяется организации эффективного взаимодействия ДОУ и школы, как условие формирования готовности воспитанников к обучению в школе в соответствии с введением ФГОС.

Этапы реализации проекта
1.Подготовительный сентябрь-октябрь
Сбор информации по проблеме.
1. Анализ внешней среды. Определение анализа проблемного поля:
- материально – технической базы ДОУ, финансовое, информационное, методическое обеспечение ДОУ, кадрового потенциала.
- взаимодействие ДОУ и школы.
2. Ознакомление педагогов ДОУ и школы с результатами комплексного анализа и четкое обозначение проблемных зон. Создание инициативной группы по разработке и внесению изменений в организацию и содержание деятельности
Результат
Наличие у участников образовательного процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности в соответствие с ФГОС.

2. Преобразовательный (С ноября по май.)
1. Обновление нормативно – правовой базы.
2. Обновление содержания предшкольного образования.
3. Использование эффективных технологий в рамках системно – деятельностного подхода.
4. Обновление системы оценки качества.
5. Обновления в управленческой структуре.
6. Обновление системы оплаты труда.
7. Создание внутрифирменных и региональных систем повышения квалификации педагогов. целостной структуры управления ДОУ
8. Организация взаимодействия между всеми участниками проекта (ДОУ – школа – родители - общественность).

Результат
Пакет нормативно – правовой документации.
Обновление УМК.
Создание модели выпускника ДОУ.
Введение стимулирования деятельности педагогов.

Повышение квалификации педагогов ДОУ и школы в связи с внедрением ФГОС.

Создание государственно – общественного управления.

Продукт- выпускник детского сада.
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
Любознательность, активный, интересуется новым , неизвестным в окружающем мире;
Эмоционально отзывчивый;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные, общепринятые нормы и правила поведения;
Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
Критерии эффективности проекта.

Обеспечение доступности и повышение качества предшкольного образования;
Стабильный рост личностных достижений дошкольника, готовность к обучению в школе;
Готовность учителя, воспитателя к организации учебно-воспитательного процесса в контексте ФГОС;
Повышение квалификации педагогов;
Удовлетворенность родителей достигнутыми результатами, готовность к активному сотрудничеству с ДОУ и школой;
Конкурентоспособность, востребованность ДОУ и школы.

Факторы риска и пути их предупреждения.
Риски:
Низкая информированность родителей о целях школьного и дошкольного образования;
Нежелание сотрудничать воспитателей ДОУ с учителями начальных классов;
Загруженность учебных планов;
Недостаточный уровень профессионализма педагогов;
Отсутствие заинтересованности педагогов в результатах своего труда;
Нехватка финансовых ресурсов;
Недостаток педагогов-специалистов в штате ДОУ ( логопедов и психологов );
Нарушение предельной наполняемости групп.
Предупреждения рисков
Проведение родительских собраний, круглых столов, дней открытых дверей;
Проведение совместных педагогических советов, дебатов, дискуссий, круглых столов4
Составление единых планов в соответствии с государственными стандартами СОШ и государственными требованиями ДОУ;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Обеспечение комфортных условий труда и отдыха, работа по здоровьесбережению;
Привлечение внебюджетных средств;
Установление партнерских связей с Домом творчества, приглашение специалистов;
Рациональное использование помещений детского сада.

на педагогическом совете

Тема: Организация взаимодействия ДОУ и школы, как условие формирования готовности воспитанников ДОУ к обучению в школе.
(В соответствии с внедрением ФГОС)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

на тему: «Сотрудничество детского сада и школы -

одно из условий обеспечения преемственности в

« Быть готовым к школе - не значит уметь читать,

писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему

Л.А. Венгер

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Автор проекта: старший воспитатель Шестерина Г.И.

Объект проекта: МО воспитателей ДОУ и педагогов начального звена школы.

Предмет: организация деятельности методического объединения.

Актуальность проекта:

Актуальность проекта в настоящее время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образования, подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.

Необходимость реальной преемственности между детским садом и школой - проблема давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе.

Возникает проблема, как объединить усилия воспитателей и учителей начальной школы, чтобы дети достигли такого уровня развития, который позволит детям быть успешными при обучении по программе начальной школы.

Цель проекта: обоснование педагогических условий, при которых процесс организации работы по преемственности будет осуществлён эффективно.

Основные задачи сотрудничества детского сада и школы.

- улучшение подготовки дошкольников к обучению в школе;

- обеспечение естественности перехода из детского сада в школу и обеспечение быстрой адаптации;

- углубление интереса к жизни школы;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации , возникающей при поступлении ребёнка в школу;

- установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом развитии;

- преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Основные формы реализации проекта.

- планирование и осуществление совместной практической деятельности воспитателей, учителей с детьми дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования).

- встречи родителей с будущими учителями;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе;

- посещение воспитателей детского сада уроков в школе, а учителями занятий в детском саду;

- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольного учреждения;

- проведение родительских собраний в подготовительной группе с участием учителей;

- изучение воспитателями и учителями программ детского сада и первого класса;

- совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

- проведение Дня открытых дверей.

если правильно организовать работу детского сада и школы в организации работы по преемственности, можно добиться повышения качества воспитания

Методическое объединение - поможет педагогам в решении конкретных проблем, обмену опытом, обучению методам мониторинга, самоанализу педагогической деятельности, развитию творческих способностей, профессиональному росту педагогов.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня методической осведомлённости педагогов. Создана система планирования работы. Организована предметно – пространственная среда способствующая расширению и углублению детской компетентности.

Адаптация ФГОС, для организации реализуемых программ детского сада и школы.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный: подготовка целей, определения актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы, для реализации проекта.

Подбор наглядно - дидактических материалов, создание развивающей среды в детском саду.

2. Основной этап: непосредственная реализация проекта.

План работы по преемственности

Педагогические мероприятия

Ответственные

Утверждение Положения о преемственности

Работы школы и детского сада. Заключение

договора. Планирование совместной работы.

Семинар «Изучение и анализ программы дошкольного звена и начальной школы.

заведующая детским садом.

Педагоги начальной школы, воспитатели детского сада

Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников.

Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада.

Воспитатели, ст. мед. сестра

-посещение уроков в 1 классе воспитателями детского сада.

- посещение занятий2 в дошкольной группе учителями начальных классов.

Учителя, воспитатели ДОУ

Ответственные за ведение сайта

Мониторинг готовности воспитанников дошкольной группы к школьному обучению.

Культурные мероприятия

Изготовление игрушек на конкурс новогодних поделок

Физкультурно – оздоровительные мероприятия

Учитель физкультуры, воспитатели.

Работа с детьми

Воспитатель подгот. группы

Индивидуальная работа с детьми, требующими индивидуального педагогического подхода

Экскурсия в школьную библиотеку

Работа с родителями

Презентация о школе.

День открытых дверей для родителей

Индивидуальная работа с родителями проблемных детей.

Общее родительское собрание в ДОУ

Зав. ДОУ, ст. воспитатель

Конференции для родителей (в школе)

Портрет первоклассника в системе ФГОС

Учителя нач. школы,

Оформление информационных материалов для родителей по подготовке детей к школе:

Цель проекта: обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу, путем создания социальных, развивающих, коррекционных условий, способствующих охране и сохранению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Задачи:

1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием, комфортного перехода ребенка к школьному обучению;

2. Формирование у дошкольников обобщенных представлений о мире, о себе, как системе, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Основной разработчик проекта: администрации и рабочая группа педагогов МБДОУ и МБОУ СОШ.

Исполнители проекта: администрация, педагоги, обучающиеся и родители (законные представители) МБДОУ и МБОУ СОШ.

Обоснование проектной деятельности.

Моделирование непрерывного образовательного процесса ДОУ и начальной школы как условие развития творческого потенциала педагогических коллективов, предполагает совместную систематическую работу педагогов данных учреждений. Преемственность, как непрерывный процесс развития и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, является одним из видов такой связи.

Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели же считают, что дают каждому ребенку достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители, в свою очередь, хотят все и сразу, подвергая ребенка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период.

С целью объединить всех заинтересованных участников, педагоги нашего дошкольного учреждения разработали данный проект, направленный на организацию качественной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Мероприятия реализации проекта:

В первую очередь был разработан и утвержден администрацией учреждений Договор о сотрудничестве МБДОУ и МБОУ СОШ с опорой на современные нормативные правовые документы законодательных органов Российской Федерации в области образования. В рамках Договора оговаривается модель и содержание образования преемственности МБДОУ и МБОУ СОШ . Основной целью взаимодействия ДОУ и школы становится обеспечение взаимосвязи и преемственности в развитии и обучении детей в подготовительных к школе группах и первом классе школы.

Сотрудничество осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

План реализации проекта составлен заведующим ДОУ и директором школы, при активном участии старшего воспитателя ДОУ и завуча начальных классов.

В плане указываются формы сотрудничества: совместные педагогические советы, методические объединения, взаимопосещения, совместные праздники, организационная работа, работа с родителями; их содержание, намечаются сроки выполнения и лица, ответственные за их выполнение.

Перспективно-тематический план реализации проекта

Данный проект затрагивает актуальную на данный момент проблему: преемственности ДОУ и ОО.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования.

ВложениеРазмер
proekt_gurkova.docx 65.85 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

Школа резерва управленческих кадров

в системе муниципального образования

Выполнила Гуркова В. М.

учитель начальных классов

Заслушан на заседании школьного

учителей начальной школы.

Рекомендован к использованию

в деятельности образовательного

И. о. директора школы: Зимарева Н. С.

Лесосибирск, 2019 г.

От того, как будет чувствовать

себя ребенок, поднимаясь на первую

ступеньку познания, что он будет

переживать зависит весь его дальнейший

В. А. Сухомлинский

Данный проект затрагивает актуальную на данный момент проблему: преемственности ДОУ и ОО.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственности дошкольного и начального образования. С введением федерального государственного стандарта ДО и НОО необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу приоритетов развития образования в России. Детский сад и начальная школа должны осуществлять совместную целенаправленную работу по обеспечению успешной адаптации выпускников дошкольной организации в первом классе. Для этого целесообразно использовать единые требования и подходы к образовательному процессу, которые ориентируют на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Работа по реализации проекта осуществляется через систематическую образовательную деятельность с педагогами, детьми и информационно – просветительскую работу с родителями.

В проекте принимают участие: педагоги ОО и ДОУ, дети подготовительных групп, первоклассники и члены их семей.

Обоснование необходимости проекта

Основная часть дошкольников посещают детский сад. Но, не смотря на это, каждый год мы наблюдаем, что среди первоклассников есть группа детей, которые трудно адаптируются к школе. Статистические данные за 3 года показывают:

2016 – 2017 учебный год

2017 – 2018 учебный год

2018 – 2019 учебный год

Из статистических данных видно, что количество первоклассников, которые имеют низкий уровень адаптации, увеличивается. Поэтому существует необходимость в организации совместной работы ОУ с ДОУ, чтобы процесс адаптации детей к школе протекал более успешно, и снизилось количество детей с низким уровнем адаптации.

Цель проекта : создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Выделить факторы, которые влияют на процесс адаптации.

4. Провести мониторинг процесса адаптации детей к школе.

Методы достижения поставленной цели:

- мониторинг адаптации первоклассников к школе

Деятельность по реализации проекта осуществляется по трем основным направлениям:

Методическая работа с педагогами:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Семинары-практикумы по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

Взаимопосещение занятий в ДОУ и ОО.

Разработка сопроводительной карты дошкольника.

Знакомство детей со школой, учителями.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Школа будущего первоклассника.

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Консультации логопеда и психолога.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

Временные : сентябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г.

Информационные : методическая источники.

Человеческие : педагогические кадры, родители, узкие специалисты, педагоги дополнительного образования школы.

Организационные : методисты ДОУ, заместитель директора по УВР.

Материально – технические : оснащенность образовательных организации, на базе которых происходит реализация проекта.

Работа по реализации проекта проводится поэтапно:

На этом этапе происходит изучение литературы по теме исследования, выявление факторов влияющих на успешную адаптацию к школе. Ознакомление с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Этапы и проявления социально-психологической и физиологической адаптации

Основные проблемы в поведении и деятельности ребенка

1-я группа – 1–2 месяца (56% первоклассников)

Трудности выполнения правил поведения, сложности в контактах со сверстниками и с педагогом, неадекватная оценка ситуации, трудности организации учебной деятельности, снижение учебной мотивации, повышенная тревожность

2-я группа – 3–4 месяца (30%)

3-я группа – не адаптируются (14%)

Этап 1 – "физиологическая буря" – 2–3 недели

Низкий уровень работоспособности, неустойчивость работоспособности, высокое функциональное напряжение, повышенная утомляемость, сложность концентрации внимания, низкий произвольный контроль деятельности, сложности в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т. п.), обострение хронических заболеваний, снижение сопротивляемости организма, появление неврозоподобных расстройств

Этап 2 – неустойчивое приспособление – 2–3 недели

Этап 3 – относительно устойчивое приспособление (адаптация) –

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.

Проанализировав литературу по теме исследования, были выделены факторы, которые влияют на адаптацию к школе. Среди перечисленных факторов есть те, на устранение которых мы можем повлиять и те на которые мы не можем повлиять. (данные представлены в таблице)

Читайте также: