Проект вышивка в доу
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Помазанова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 10 "Ивушка"
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Королева иголочка"
Раздел: дошкольное образование
1-2 неделя
Беседа по ознакомлению с видами вышивки - познакомить детей с народными промыслами, развивать любовь к прекрасному, показать красоту вышитых изделий. (Образцы вышивки)
Сентябрь
По методу: совместно-творческий.
По числу участников: коллективный.
По типу нашего проекта – общекультурный.
По времени: долгосрочный.
По характеру контактов: в контакте с семьей и воспитателем от зарождения идеи до получения результата
По характеру участия ребенка:
Участники от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта :
Родители и дети и воспитатель подготовительной группы и педагог дополнительного образования.
Помощь родителей и участие детей.
Цель проекта :
Активизация творческого потенциала детей и родителей.
Возрождение и сохранение национальной культуры народов Сибири, через русское-народное творчество всех участников проекта.
Задачи проекта :
Раскрыть творческий потенциал детей и родителей.
Привлечь всех участников проекта, к общекультурной и продуктивно - творческой деятельности.
Создать условия для привлечения детей в продуктивную деятельность.
Создать условия для совместного оформления выставки родителей, детей и педагогов.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Принимают участие в познавательной, продуктивной и творческой деятельности.
Обеспечение проектной деятельности
Предполагаемый результат проекта :
• Появится желание заниматься ковровой вышивкой в дальнейшем. Быстро дети научаться правильной техники, расширяется знание детей о методах и способах вышивки
• Произойдет привлечение к процессу совместной деятельности с детьми и как следствие, сближение между ними и педагогами группы.
• Творческая деятельность станет основным показателем в нравственном и эстетическом воспитании детей, как компонент полноценного формирования личности.
• Сформируются знания о русской народной культуре и ее прикладного творчества у детей.
Содержание проекта :
Семья Харченко Егора
Уникальность деятельности заключается в том, что учащиеся выбирают творческий проект, используя богатый материал декоративно-прикладного искусства нашей области.
Следует отметить, что народное творчество Сибири корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь.
Традиционно русскими коврами называются тюменские махровые ковры сибирских татар из Ишима и Тобольска, которые производятся промышленным способом и имеют своих поклонников. Длина ворса таких ковров достигает 12 мм, а плотность не превышает 50 000 узлов на 1 кв. м. В орнаментации ковров преобладают весьма условные растительные мотивы с обобщенными расплывчатыми очертаниями и яркой расцветкой.
Художественные промыслы и ремесла – важная составная часть народной культуры, основанная на коллективном творчестве, развивающая местную культурную традицию. На основе данной деятельности будет создана коллекция работ по возрождению и сохранению национальной культуры народов Сибири. Самая эффективная, и наиболее
результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства –практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий, что позволяет им ощутить радость от того, что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и художниками.
Оказывается, делать коврики очень просто и интересно, мамы с увлечением включались в работу.
Выставка в детском саду МАДОУ д. с. 153
План реализации проекта
1. Знакомство детей с русскими народными промыслами через чтение художественной литературы, дидактических игр, рассматривание иллюстраций, посещение выставок и музеев с родителями
Рассматривание с детьми готовых работ других детей.
3. Беседы с детьми о предстоящей работе, о мотивации успеха в их деятельности, их впечатлениях и представлении своего будущего коврика.
4. Продуктивная деятельность совместно с детьми и участниками проекта (Изготовление экспонатов)
5. Оповещение родителей о предстоящей выставке.
6. Индивидуальные консультации родителей по этапам изготовления поделок.
7. Оформление выставки.
8. Фиксирование выставки (фотографирование).
№ Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат
Родители, дети. Родители и дети могут презентовать экспонат
3 Оформление портфолио проекта Воспитатель Дополнение в портфолио.
Оценка результатов деятельности участников проекта в диаграмме на 2013-2014г. г.
1кв –начало года
Оценка результатов проекта для :
• Вырос интерес к различным видам русского –народного промысла.
• Появилась заинтересованность детей быть творчески развитыми детьми.
• Стали самостоятельно пользоваться оборудованием.
• Научились оценивать свои работы, выбирать оптимальный вариант для решения проблемы.
• Научились внимательно смотреть и выполнять свои работы.
• С помощью родителей в уголке творчества появились новые работы.
• Произошло сближение с детьми и педагогам группы, появился интерес к
• Событиям, происходящим в детском саду и за её пределами.
• После проведенного проекта желание продолжать работу в данном направлении, появилась не только у педагога данной группы, но и у родителей группы.
• Появились новые знания о гендерном воспитаний детей дошкольного возраста.
• Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.
• Интерес и реализаций планов участников проектной деятельности, выросла в два раза. Главным результатом проектной деятельности является то, что дети научились самостоятельно добывать новую интересную информацию, планировать свою деятельность, используя полученные знания.
Для детей данный вид работы стал любимым делом, и увлечением в их творческой деятельности. Даже несмотря на то что некоторым из них пришлось потрудиться над самим собой, так как у детей развились их личностные качества, которые им пригодятся в будущем и техникой вышивки.
От 10 апреля 2014 года
Жюри в составе: председателя доцента кафедры прикладного искусства и этнодизайна ТГАКИиСТ Фахретдиновой Г. З., членов жюри – специалисты Тюменского Центра прикладного творчества и ремёсел Шатохиной Л. Н. и Вайцель Л. В. распределило следующие Дипломы победителей:
Мастер-класс по изготовлению открытки — вышивки Каждый год наша страна отмечает праздник День Победы. Ни одна семья пострадала в те страшные годы. Мой дед Демура Анатолий Иванович был.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Педагогический проект на тему:
Автор проекта: Макарова Валерия Андреевна
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию : ребёнка и рукотворный мир.
По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов : групповой (воспитанники группы в количестве 8 человек) .
По продолжительности : продолжительный рассчитан на год.
Создание вышитых работ сделанные детьми на дисках (картоне) становится в последние годы все более интересным занятием. При этом используются самые разнообразные техники вышивки: крест, тамбур и художественная гладь, изящная графика изонити и др.
Достоинство изонити в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных сувениров, картинок, поэтому возникла идея разработки и реализации проекта.
Вышивание – это украшение ткани цветным орнаментом и к тому же это увлекательный процесс, хотя и кропотливый.
Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Проблема готовности к школьному обучению была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс не готовыми к обучению. Что же мы понимаем под готовностью детей к обучению в школе? Это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению. Она обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т. д.
При подготовке детей к школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Проблема :
педагоги ведут работу по развитию мелкой моторики у дошкольников, дают результаты интеллектуального развития, познавательной активности, но она не всегда бывает достаточно эффективной.
создание условий для эффективного развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
• подобрать и изучить литературу по этому виду искусства;
• развивать технические навыки, обеспечивающие процесс вышивания
• воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от творчества.
• по проекту изготовить изделие;
Предполагаемые результаты:
• повышение уровня развития мелкой моторики.
• обогащение предметно-развивающей среды группы.
• повышение уровня развития психических процессов : внимание, мышление, воображение.
Сентябрь 2016-май 2017 учебный год
Изготовление праздничных подарков и сувениров.
Предоставление и анализ информации по развитию мелкой моторики рук через наглядно – информационный стенд.
Беседа, анализ продуктов деятельности,
Логические методы (анализ, сравнение, обобщение и др.) ; словесные, наглядные;
Анализ и оценка результатов диагностики
Оформление педагогического проекта
Трансляция педагогического опыта
2017 учебный год
Анализ результативности реализации проекта:
Структурной особенностью проекта является тематическое планирование. Это способствует хорошему усвоению приёмов работы с различными материалами, развитию навыков ручного труда. Мною были разработаны занятия, дидактические игры по ручному труду для закрепления полученных навыков и умений.
Навыки детей в художественном труде и рукоделии формировались в процессе систематической образовательной деятельностью, постепенно, с постоянной сменой разных видов техник (с нитками) . Такой подход даёт возможность заинтересовать ребёнка и создать мотивацию к продолжению занятий : вышивки на дисках, и ткани.
Все темы, входящие в проект, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что даёт возможность ребёнку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Данная мною работа дала позитивные результаты в развитии детей. Дети научились работать с нитью в различных техниках (изготавливать игрушки; работать в технике изонити, создались условия для развития у детей сенсомоторных навыков, воображения, мышления, творчества, так же ребята освоили работу с нитками, бисером, проволокой, развились навыки коллективного труда, что так необходимо при поступлении ребёнка в школу. Дети овладели универсальными предпосылками учебной деятельности (могут подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану, внося в него некоторые коррективы; развивать собственный замысел, экспериментировать с новыми материалами, повысился интерес к культуре декоративно – прикладного искусства. Техника изонити не только выполняет функцию украшательства, но и несёт в себе определённый блок задач :
Техника ниточного дизайна требует ловких действий в процессе систематических занятий. Рука приобретает уверенность, твёрдость, точность.
В процессе обучения ручному труду для творческих способностей детей использую разные методы и приемы :
• словесные методы : объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.
• использование художественное слово : загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки;
• упражнения в работе со схемами разных видов элементов;
• взаимосвязь видов деятельности (лепке, аппликации, рисование, математике, ручного труда) .
Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики через кружковую работу по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам вышивания.
Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность проблемы: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Пояснительная записка: В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.
Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.
Цель: Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.
Задачи:
♦ Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для вышивания.
♦ Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
♦ Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.
♦ Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.
Этапы воспитательно-образовательного процесса:
Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.
Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.
Третий этап: Подражания и творчества. Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам
Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.
Режим образовательной деятельности: При наполняемости группы 20 детей образовательная деятельность кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день –другие 2 подгруппы по 5 детей.
Дни образовательной деятельности кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Техническое оснащение:
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).7.Нитки мулине.
6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
Предполагаемый результат: К концу 2-го года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.
В результате работы кружка предполагается овладение детьми:
‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
Работа с родителями:
‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.
‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.
‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
Перспективно-тематический план
Старшая группа
Сентябрь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Знакомство с
народными
промыслами
Образцы вышивки, наборы игл для вышивания.
Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов.
Техника безопасность
Беседа по технике безопасности. Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой.
Наборы игл, ножницы, игольница, напёрсток.
Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Карандаши, рисунки, бумага.
Шнуровка
Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.
Шнурки, картон с отверстиями.
Диагностика
Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка).
Нитки, иголки, ткань.
Октябрь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Ткань
Ткани разные по фактуре.
Иголочка
Иголки, нитки, картон.
Профессия
швея
Работа с родителями.
Ноябрь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Разные
дорожки
Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки.
Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки.
Декабрь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Круги
Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки.
Новогодние игрушки
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветной картон с отверстиями.
Январь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Силуэты
Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями.
Февраль
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Фигуры
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.
Натюрморт
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.
Март
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Подарок маме
Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.
Рыбки в аквариуме
Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями аквариума.
Салфетка
Иголки, нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.
Апрель
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Космос
Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.
Закладка
Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.
Май
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Диагностика
Диагностика. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков.
Иголки, нитки, игольница, ножницы, картон с отверстиями.
Вышивание по замыслу
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница.
Выставка работ
Подготовительная группа
Сентябрь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Разные иголки
Работа с родителями.
Разные иголки, познавательная литература.
История вещей
Предметы для вышивания.
Цветные полоски
Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.
Октябрь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Веселые пуговички
Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, картон, ножницы.
Разные пуговицы с четырьмя отверстиями, нитки, фетр, ножницы.
Ноябрь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Подарок
ко дню
матери
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная.
Декабрь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Нитяная графика
Познавательная литература, иллюстрации, линейки узорные.
Узоры
Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы.
Снежинка
Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы.
Январь
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Ёлочка
Иголки, цветные нитки, цветной картон, схема ёлки.
Зимняя одежда
Цветные выкройки ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.
Февраль
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Мешочки
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань.
Салфетка
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная.
Март
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Салфетка
Одежда
Ателье
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань.
Апрель
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Дорожки
Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.
Радуга
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая.
Май
Неделя
Задачи
Оборудование и
материал
Вышивание по замыслу
Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница.
Наша
выставка
Диагностика: Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.
По мнению родителей, дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.
Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.
1. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.
2. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
3. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой.
5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.
6. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997. - 96с.
7. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2000. -240с.
8. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. - Ярославль: Академия развития, 1998. -287с.
9. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1986. – 288с.
10. И. В. Новикова, И. В. Новикова. Обучение вышивке в детском саду Академия Развития , Харвест , Харвест , Академия Развития , 2010 г.
11. Иванова А.А. Вышивка ажуром, 2004.
Приложение:
Правила техники безопасности, которые были придуманы совместно с детьми.
Было интересно наблюдать за детьми во время вышивания, особенно, когда они вышли на высокий уровень осознанности этого дела. Ребятки вышивали и тихонько разговаривали между собой. Вот некоторые рассуждения, подслушанные и записанные:
Дети научились не бояться иглы, а аккуратно ею пользоваться.
Готовые вышивки оформлялись в соответствии с темой и помещались на выставки.
Читайте также:
- В чем заключается пищевое и диетическое значение молочнокислых продуктов кратко
- Обязательно ли вызывать врача на дом если заболел ребенок для справки в школу
- Почему карамзин возвышение москвы называет чудом кратко
- Какое значение имеет способность хрусталика менять свою кривизну кратко 8 класс биология
- Отрасль детского сада как называется