Проект вышивка в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Помазанова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 10 "Ивушка"
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Королева иголочка"
Раздел: дошкольное образование

1-2 неделя
Беседа по ознакомлению с видами вышивки - познакомить детей с народными промыслами, развивать любовь к прекрасному, показать красоту вышитых изделий. (Образцы вышивки)
Сентябрь

По методу: совместно-творческий.

По числу участников: коллективный.

По типу нашего проекта – общекультурный.

По времени: долгосрочный.

По характеру контактов: в контакте с семьей и воспитателем от зарождения идеи до получения результата

По характеру участия ребенка:

Участники от зарождения идеи до получения результата.

Участники проекта :

Родители и дети и воспитатель подготовительной группы и педагог дополнительного образования.

Помощь родителей и участие детей.

Цель проекта :

Активизация творческого потенциала детей и родителей.

Возрождение и сохранение национальной культуры народов Сибири, через русское-народное творчество всех участников проекта.

Задачи проекта :

Раскрыть творческий потенциал детей и родителей.

Привлечь всех участников проекта, к общекультурной и продуктивно - творческой деятельности.

Создать условия для привлечения детей в продуктивную деятельность.

Создать условия для совместного оформления выставки родителей, детей и педагогов.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :

Принимают участие в познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Обеспечение проектной деятельности

Предполагаемый результат проекта :

• Появится желание заниматься ковровой вышивкой в дальнейшем. Быстро дети научаться правильной техники, расширяется знание детей о методах и способах вышивки

• Произойдет привлечение к процессу совместной деятельности с детьми и как следствие, сближение между ними и педагогами группы.

• Творческая деятельность станет основным показателем в нравственном и эстетическом воспитании детей, как компонент полноценного формирования личности.

• Сформируются знания о русской народной культуре и ее прикладного творчества у детей.

Содержание проекта :

Семья Харченко Егора

Уникальность деятельности заключается в том, что учащиеся выбирают творческий проект, используя богатый материал декоративно-прикладного искусства нашей области.

Следует отметить, что народное творчество Сибири корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь.

Традиционно русскими коврами называются тюменские махровые ковры сибирских татар из Ишима и Тобольска, которые производятся промышленным способом и имеют своих поклонников. Длина ворса таких ковров достигает 12 мм, а плотность не превышает 50 000 узлов на 1 кв. м. В орнаментации ковров преобладают весьма условные растительные мотивы с обобщенными расплывчатыми очертаниями и яркой расцветкой.

Художественные промыслы и ремесла – важная составная часть народной культуры, основанная на коллективном творчестве, развивающая местную культурную традицию. На основе данной деятельности будет создана коллекция работ по возрождению и сохранению национальной культуры народов Сибири. Самая эффективная, и наиболее

результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства –практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий, что позволяет им ощутить радость от того, что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и художниками.

Оказывается, делать коврики очень просто и интересно, мамы с увлечением включались в работу.

Выставка в детском саду МАДОУ д. с. 153

План реализации проекта

1. Знакомство детей с русскими народными промыслами через чтение художественной литературы, дидактических игр, рассматривание иллюстраций, посещение выставок и музеев с родителями

Рассматривание с детьми готовых работ других детей.

3. Беседы с детьми о предстоящей работе, о мотивации успеха в их деятельности, их впечатлениях и представлении своего будущего коврика.

4. Продуктивная деятельность совместно с детьми и участниками проекта (Изготовление экспонатов)

5. Оповещение родителей о предстоящей выставке.

6. Индивидуальные консультации родителей по этапам изготовления поделок.

7. Оформление выставки.

8. Фиксирование выставки (фотографирование).

№ Мероприятия Ответственные Ожидаемый результат

Родители, дети. Родители и дети могут презентовать экспонат

3 Оформление портфолио проекта Воспитатель Дополнение в портфолио.

Оценка результатов деятельности участников проекта в диаграмме на 2013-2014г. г.

1кв –начало года

Оценка результатов проекта для :

• Вырос интерес к различным видам русского –народного промысла.

• Появилась заинтересованность детей быть творчески развитыми детьми.

• Стали самостоятельно пользоваться оборудованием.

• Научились оценивать свои работы, выбирать оптимальный вариант для решения проблемы.

• Научились внимательно смотреть и выполнять свои работы.

• С помощью родителей в уголке творчества появились новые работы.

• Произошло сближение с детьми и педагогам группы, появился интерес к

• Событиям, происходящим в детском саду и за её пределами.

• После проведенного проекта желание продолжать работу в данном направлении, появилась не только у педагога данной группы, но и у родителей группы.

• Появились новые знания о гендерном воспитаний детей дошкольного возраста.

• Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

• Интерес и реализаций планов участников проектной деятельности, выросла в два раза. Главным результатом проектной деятельности является то, что дети научились самостоятельно добывать новую интересную информацию, планировать свою деятельность, используя полученные знания.

Для детей данный вид работы стал любимым делом, и увлечением в их творческой деятельности. Даже несмотря на то что некоторым из них пришлось потрудиться над самим собой, так как у детей развились их личностные качества, которые им пригодятся в будущем и техникой вышивки.

От 10 апреля 2014 года

Жюри в составе: председателя доцента кафедры прикладного искусства и этнодизайна ТГАКИиСТ Фахретдиновой Г. З., членов жюри – специалисты Тюменского Центра прикладного творчества и ремёсел Шатохиной Л. Н. и Вайцель Л. В. распределило следующие Дипломы победителей:

Мастер-класс по изготовлению открытки — вышивки Каждый год наша страна отмечает праздник День Победы. Ни одна семья пострадала в те страшные годы. Мой дед Демура Анатолий Иванович был.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический проект на тему:

Автор проекта: Макарова Валерия Андреевна

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По содержанию : ребёнка и рукотворный мир.

По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов : групповой (воспитанники группы в количестве 8 человек) .

По продолжительности : продолжительный рассчитан на год.

Создание вышитых работ сделанные детьми на дисках (картоне) становится в последние годы все более интересным занятием. При этом используются самые разнообразные техники вышивки: крест, тамбур и художественная гладь, изящная графика изонити и др.

Достоинство изонити в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных сувениров, картинок, поэтому возникла идея разработки и реализации проекта.

Вышивание – это украшение ткани цветным орнаментом и к тому же это увлекательный процесс, хотя и кропотливый.

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Проблема готовности к школьному обучению была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс не готовыми к обучению. Что же мы понимаем под готовностью детей к обучению в школе? Это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению. Она обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т. д.

При подготовке детей к школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Проблема :

педагоги ведут работу по развитию мелкой моторики у дошкольников, дают результаты интеллектуального развития, познавательной активности, но она не всегда бывает достаточно эффективной.

создание условий для эффективного развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

• подобрать и изучить литературу по этому виду искусства;

• развивать технические навыки, обеспечивающие процесс вышивания

• воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от творчества.

• по проекту изготовить изделие;

Предполагаемые результаты:

• повышение уровня развития мелкой моторики.

• обогащение предметно-развивающей среды группы.

• повышение уровня развития психических процессов : внимание, мышление, воображение.

Сентябрь 2016-май 2017 учебный год

Изготовление праздничных подарков и сувениров.

Предоставление и анализ информации по развитию мелкой моторики рук через наглядно – информационный стенд.

Беседа, анализ продуктов деятельности,

Логические методы (анализ, сравнение, обобщение и др.) ; словесные, наглядные;

Анализ и оценка результатов диагностики

Оформление педагогического проекта

Трансляция педагогического опыта

2017 учебный год

Анализ результативности реализации проекта:

Структурной особенностью проекта является тематическое планирование. Это способствует хорошему усвоению приёмов работы с различными материалами, развитию навыков ручного труда. Мною были разработаны занятия, дидактические игры по ручному труду для закрепления полученных навыков и умений.

Навыки детей в художественном труде и рукоделии формировались в процессе систематической образовательной деятельностью, постепенно, с постоянной сменой разных видов техник (с нитками) . Такой подход даёт возможность заинтересовать ребёнка и создать мотивацию к продолжению занятий : вышивки на дисках, и ткани.

Все темы, входящие в проект, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что даёт возможность ребёнку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Данная мною работа дала позитивные результаты в развитии детей. Дети научились работать с нитью в различных техниках (изготавливать игрушки; работать в технике изонити, создались условия для развития у детей сенсомоторных навыков, воображения, мышления, творчества, так же ребята освоили работу с нитками, бисером, проволокой, развились навыки коллективного труда, что так необходимо при поступлении ребёнка в школу. Дети овладели универсальными предпосылками учебной деятельности (могут подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану, внося в него некоторые коррективы; развивать собственный замысел, экспериментировать с новыми материалами, повысился интерес к культуре декоративно – прикладного искусства. Техника изонити не только выполняет функцию украшательства, но и несёт в себе определённый блок задач :

Техника ниточного дизайна требует ловких действий в процессе систематических занятий. Рука приобретает уверенность, твёрдость, точность.

В процессе обучения ручному труду для творческих способностей детей использую разные методы и приемы :

• словесные методы : объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.

• использование художественное слово : загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки;

• упражнения в работе со схемами разных видов элементов;

• взаимосвязь видов деятельности (лепке, аппликации, рисование, математике, ручного труда) .

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики через кружковую работу по обучению детей старшего дошкольного возраста навыкам вышивания.

Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность проблемы: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Пояснительная записка: В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.

Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.

Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.

Цель: Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.

Задачи:

♦ Познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для вышивания.

♦ Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

♦ Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.

♦ Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.

Этапы воспитательно-образовательного процесса:

Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.

Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.

Третий этап: Подражания и творчества. Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам

Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.

Режим образовательной деятельности: При наполняемости группы 20 детей образовательная деятельность кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день –другие 2 подгруппы по 5 детей.

Дни образовательной деятельности кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Техническое оснащение:

2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).

3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).7.Нитки мулине.

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.

9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.

Предполагаемый результат: К концу 2-го года реализации проекта ожидается процентное увеличение числа воспитанников с хорошо развитой мелкой моторикой.

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.

Работа с родителями:

‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.

‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.

‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

Перспективно-тематический план

Старшая группа

Сентябрь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Знакомство с

народными

промыслами

Образцы вышивки, наборы игл для вышивания.

Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов.

Техника безопасность

Беседа по технике безопасности. Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой.

Наборы игл, ножницы, игольница, напёрсток.

Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

Карандаши, рисунки, бумага.

Шнуровка

Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Шнурки, картон с отверстиями.

Диагностика

Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка).

Нитки, иголки, ткань.

Октябрь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Ткань

Ткани разные по фактуре.

Иголочка

Иголки, нитки, картон.

Профессия

швея

Работа с родителями.

Ноябрь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Разные

дорожки

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки.

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки.

Декабрь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Круги

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки.

Новогодние игрушки

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветной картон с отверстиями.

Январь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Силуэты

Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями.

Февраль

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Фигуры

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.

Натюрморт

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.

Март

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Подарок маме

Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.

Рыбки в аквариуме

Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями аквариума.

Салфетка

Иголки, нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.

Апрель

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Космос

Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.

Закладка

Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.

Май

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Диагностика

Диагностика. Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков.

Иголки, нитки, игольница, ножницы, картон с отверстиями.

Вышивание по замыслу

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница.

Выставка работ

Подготовительная группа

Сентябрь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Разные иголки

Работа с родителями.

Разные иголки, познавательная литература.

История вещей

Предметы для вышивания.

Цветные полоски

Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

Октябрь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Веселые пуговички

Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, картон, ножницы.

Разные пуговицы с четырьмя отверстиями, нитки, фетр, ножницы.

Ноябрь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Подарок

ко дню

матери

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная.

Декабрь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Нитяная графика

Познавательная литература, иллюстрации, линейки узорные.

Узоры

Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы.

Снежинка

Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы.

Январь

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Ёлочка

Иголки, цветные нитки, цветной картон, схема ёлки.

Зимняя одежда

Цветные выкройки ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

Февраль

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Мешочки

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань.

Салфетка

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная.

Март

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Салфетка

Одежда

Ателье

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань.

Апрель

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Дорожки

Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

Радуга

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая.

Май

Неделя

Задачи

Оборудование и

материал

Вышивание по замыслу

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница.

Наша

выставка

Диагностика: Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.

По мнению родителей, дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.

Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.

1. Торгашова В.Н. Рисуем нитью. 2005.

2. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

3. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой.

5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб: Детство-Пресс, 2003. -160с.

6. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 1997. - 96с.

7. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2000. -240с.

8. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. - Ярославль: Академия развития, 1998. -287с.

9. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1986. – 288с.

10. И. В. Новикова, И. В. Новикова. Обучение вышивке в детском саду Академия Развития , Харвест , Харвест , Академия Развития , 2010 г.

11. Иванова А.А. Вышивка ажуром, 2004.

Приложение:

Правила техники безопасности, которые были придуманы совместно с детьми.

Кружковая работа вышивание

Было интересно наблюдать за детьми во время вышивания, особенно, когда они вышли на высокий уровень осознанности этого дела. Ребятки вышивали и тихонько разговаривали между собой. Вот некоторые рассуждения, подслушанные и записанные:

Кружковая работа вышивание

Дети научились не бояться иглы, а аккуратно ею пользоваться.

Кружковая работа вышивание

Готовые вышивки оформлялись в соответствии с темой и помещались на выставки.

Читайте также: