Проект в доу здоровый малыш

Обновлено: 08.07.2024

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Реализация проекта: Долгосрочный.

2013 – 2014 учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта: дети старшей группы, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, медсестра, воспитатели.

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В реализации поставленной задачи особое место отводится туристской–краеведческой деятельности, которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет отношение родителей к тому что, что окружает человека.

Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача инструктора по физкультуре – помочь родителям в физическом воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок: его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На наш взгляд краеведо-туристические походы будут этому способствовать.

Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

Постановка проблемы

В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью туристических походов, физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Данные показатели обусловили актуальность выбранной темы, целью которой явилось сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста через туристические прогулки.

Для достижения поставленной цели были определены задачи проекта:

1. Создать условия для физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ с использованием нетрадиционного оборудования.

2. Развивать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие эмоциональному самовыражению и раскрепощения детей в процессе туристических походов

3. Совершенствовать осознанное отношение детей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

4. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами туристических походов

Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению инструктора по физкультуре совместно с родителями дошкольников.

  • комплектация оборудования физкультурного зала и спортивной площадки: гимнастическая стенка, гимнастический уголок, гимнастические скамейки и доски, кубы, навесные лестницы и канаты, дуги разной высоты.
  • пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки, веревки, кубики, султанчики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые (разных размеров), мячи массажные, обручи (разного диаметра).
  • обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
  • повышение интереса к жизни детского сада;
  • повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение уровня физической подготовленности;
  • осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

Этапы реализации проекта:

  • I этап – организационный;
  • II этап – подготовительный;
  • III этап – основной - практический;
  • IV этап – итоговый.

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Анализ литературных источников, материалов;

Анализ уровня физического развития и здоровья детей;

Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;

Подбор методической литературы, видеокассет, СД;

Постановка цели и формулирование задач;

Создание проекта модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей

2013 учебного года

Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду;

Составление планов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности;

Разработка конспектов физкультурных мероприятий;

Изготовление необходимых атрибутов и оборудования

2013 учебного года

- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;

- проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, выставок рисунков, поделок, фотовыставок;

- родительские собрания, беседы, встречи, консультации с родителями и воспитателями;

- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки;

2013-2014 учебного года

Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;

Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;

- помощь родителей в подготовке, организации и проведении праздника;

организация выставки совместного детско-родительского творчества

-2014 учебного года

В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, развития двигательных навыков.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

Функции родителей в организации физического воспитания детей:

Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:

  • создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
  • контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
  • непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд.

Принципы реализации проекта:

  • принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками);
  • принцип активности и сознательности (участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей);
  • принцип комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса всех видов деятельности);
  • принцип адресованности и преемственности (поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья);
  • принцип результативности и гарантированности (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей);
  • принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
  • принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
  • принцип индивидуальности (обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки);
  • принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности);
  • принцип оздоровительный (обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности);
  • принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка).

Формы и методы реализации проекта

  • тематические консультации по вопросам приобщения детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни
  • рекомендации по организации физкультурных уголков дома, использовании спортивного инвентаря
  • использование комплексов оздоровительной гимнастики в семье
  • использование специального комплекса упражнений для сохранения осанки здоровой, по профилактике плоскостопия
  • памятки по организации подвижных игр дома и на прогулке

Картотеки подвижных игр

Выпуск валеологических газет

Консультации и беседы по физкультурно-оздоровительной тематике:

День открытых дверей:

Изготовление спортивного инвентаря и атрибутики

Выставки поделок и рисунков

Интеграция образовательных областей

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для решения проблемы и применять их на практике.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. Создавать мотивацию к сохранению и зарождению семейных спортивных традиций, привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия. Рекомендовать использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом которого могут стать достижения и трудности ребенка в физическом развитии. Побуждать помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и форме сотрудничеству - участие в деятельности родительского клуба, подготовке к спортивным мероприятиям. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми посредством совместных физкультурных мероприятий.

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, посредством чтения художественной литературы о спорте. Показывать пользу прогулок и экскурсий, вызывающих положительные эмоции. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры.

Рекомендовать и ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие интереса к спорту. Привлекать родителей к проектной деятельности (оформление альбомов и коллажей, проиллюстрированных вместе с детьми на спортивную тематику).

Участники – воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, их родители.

Актуальность.

Тема для разговора во все времена - это состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Проблема охраны здоровья детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе залогом хорошего здоровья детей являются физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребёнка интенсивно растёт и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.

Формирование здоровья ребёнка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведётся в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную радостную обстановку, занимательную физкультуру, т. к. физическое здоровье во многом зависит от психического состояния детей. Нужно больше внимания уделять закаливанию, гигиеническим процедурам, профилактике заболеваемости. Дети в процессе дня должны получать положительные эмоции, радостное настроение от общения со сверстниками, воспитателем. Большое значение имеет организация пространства в группе, на участке для занятий физкультурой. Правильно организованная развивающая среда представляет ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны.

В условиях реализации ФГОС расширить и разнообразить формы работы по взаимодействию детского сада, родителей и сообщества в контексте укрепление здоровья дошкольников.

Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья.

Задачи проекта:

- создание развивающей среды, обеспечивающей охрану здоровья детей, предупреждение травматизма,

- создание условий для организации двигательной активности детей,

- создание условий для организации закаливания детей,

- формирование культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом,

- обеспечение эмоционального настроя детей,

- сохранение психического здоровья детей,

- осуществление просвещения родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы,

- наблюдение положительной динамики оздоровления,

- активная помощь родителей в организации работы по оздоровлению детей,

- пополнение физкультурного уголка оборудованием для овладения физкультурными движениями.

Виды детской деятельности по ФГОС:

восприятие художественной литературы и фольклора,

Формы и методы реализации проекта.

Формы:

занятия, досуги, закаливание, массаж, консультативная работа.

Методы:

наблюдения, рассказы, игры, показ.

Режим реализации проекта

Утренняя гимнастика – ежедневно.

Физкультурные занятия – 2 раза в неделю.

Физкультурные досуги - 1 раз в месяц.

Гимнастика пробуждения – ежедневно.

Закаливание – ежедневно.

Ходьба босиком, водные процедуры – ежедневно.

Работа с дорожками здоровья – ежедневно.

Дыхательная гимнастика – 3 раза в неделю.

Пальчиковые игры – 2 раза в неделю (понедельник, среда);

Профилактика ОРВИ, гриппа – по необходимости.

Консультативные работы с родителями.

Этапы проекта

1 этап (Подготовительный)

Выявление проблемы: сбор информации, первое общение с родителями воспитанников, беседы, наблюдения.

Изучение методической литературы по данной теме.

Подготовка методического и демонстрационного материала, оборудования.

Формирование проблемы, определение целей и задач.

Анализ состояния оборудования физкультурных уголков в группах, дома на наличие спортивного инвентаря.

2 этап (Основной)

3 этап (Заключительный)

Мониторинг уровня заболеваемости.

Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья.

Блочное планирование

Задачи: использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.

(образовательная деятельность по развитию представлений о мире и о себе)

Задачи: дать детям представление о себе: о своём теле, здоровье, безопасности и эмоциях. Планирование занятий.

Задачи: проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.

1. Пополнение уголка здоровья в группе;

2. Коллективные и индивидуальные работы детей;

3. Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук;

4. Изготовление уголка здоровья для родителей;

5. Планирование занятий по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

(чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).

Задачи: воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы, использовать русских народные потешки, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам, заучить стихотворения о здоровье.

1. Чтение детской литературы;

2. Заучивание потешек, приговорок, пестушек;

3. Заучивание стихотворений;

4. Рассматривание иллюстраций.

Задачи: воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью, развивать двигательную активность детей, создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.

2. Тематические прогулки.

3. Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические.

4. Оздоровительные минутки (пальчиковые игры, физкультминутки).

Задачи: знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома,

привлекать родителей к работе по оздоровлению детей.

3. Родительское собрание тема: Здоровье в ваших руках (начало проекта).

Ожидаемые результаты:

Положительная динамика по оздоровлению (переход детей из групп часто болеющих, в группу эпизодически болеющих).

Активная помощь родителей по оздоровлению детей.

Систематизация работы по оздоровлению.

Изменение отношении детей с младшего возраста к сохранению своего здоровья.

Вывод

В результате проделанной работы на данном этапе у детей младшего дошкольного возраста возникли предпосылки формирования знаний об изменении отношений к собственному здоровью и его сохранению.

Сотрудничество с родителями позволило нам добиться положительной динамики снижения уровня заболеваемости и повышения уровня физической подготовленности малышей.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы” .
В.А.Сухомлинский

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ “Об образовании” (ст.51), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, а также Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации” и др.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей первой группы здоровья (с 23% до 15%), увеличилось - детей второй группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 61% до 68%) и третьей группы здоровья - с хроническими заболеваниями (с 16% до 17%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронических заболеваний у детей.

Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению здоровья детей, к снижению их физического и умственного потенциала. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических процессов и наличии тесной связи между показателями физических, психических и умственных качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997).

Наши воспитанники живут в районе Среднего Приобья, который является типичным примером природной экстремальной зоны (низкая температура воздуха, выраженные колебания атмосферного давления, высокая скорость ветра, аномальное солнечное излучение, укороченный световой день в зимний период). Эти климатические условия предъявляют к организму повышенные требования, не только вынуждая его использовать дополнительные биологические и социальные средства защиты от неблагоприятного воздействия, но и вызывают многочисленную патологию среди различных слоёв населения, в том числе и у детей.

В условиях современности большое внимание уделяется качеству образования, которое зависит от здоровья детей, именно здоровый ребенок способен полноценно усваивать учебный материал. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни у детей с раннего возраста.

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки малыша. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И.А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Стремление снизить повреждающее влияние на здоровье детей погодно-климатическими факторами, которые ведут к гиподинамии, снижению умственной и физической работоспособности, обострению заболеваний у детей, проживающих в сложных природно-климатических условиях в сравнении с их сверстниками из более благоприятных районов, заставляет отнестись к проблеме серьёзно.

Поэтому мы проанализировали данные посещения детьми группы “Зайчики” (всего 15 детей) за октябрь 2012 года, установили, что 53% детей в течение этого периода не посещали детский сад (с диагнозом ОРВИ).

Так же мы выявили несколько актуальных для нашей группы причин.

    В семьях наших воспитанников часто нарушается режим дня (в выходные и праздничные дни большинство детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон, в связи с просмотром телепередач), что создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и нервно-псхическое развитие.
  • Родители одевают детей не учитывая погодные условия, что также плохо сказывается на здоровье организма малышей.
  • По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 69% родителей не знают, как укреплять здоровье детей в домашних условиях.

Вышеперечисленные причины, показывают актуальность проблемы в укреплении здоровья детей в группе, а, также, активизации работы по взаимодействию с родителями в данном направлении.

Для решения выявленных проблем мы разработали долгосрочный проект “Здоровый малыш - основа качества образования”.

Участники: воспитатель – разработчик проекта “Здоровый малыш – основа качества образования” с последующей реализацией; педагог – психолог - предоставила комплекс авторских игровых развивающих упражнений; медицинская сестра – контролирует уровень здоровья и физическое развитие детей; дети второй ранней группы – оздоравливаются, развиваются; родители - повышают педагогическую компетентность в вопросах укрепления здоровья детей, их развития.

Цель: создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.

- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей в адаптационный период;

- создание здоровьесберегающей среды (оборудование для двигательной активности детей (физического и психического развития; игровые развивающие зоны).

- интерес к физической культуре и закаливанию;

- жизненно необходимые двигательные умения и навыки каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития;

- начальные представления о здоровом образе жизни;

- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.

Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.

- показ действий (пример воспитателя);

- использование художественного слова;

- словесные указания (поручения);

Основные педагогические принципы: научности, последовательности, систематичности, принцип личностной ориентации и преемственности, наглядности, индивидуальности, гуманизации, позитивности.

  • Принцип фасцинации – это специально организованное воздействие, умение очаровать ребенка своим видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям.
  • Принцип синкретичности (соединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических упражнений, природу их внедрения.
  • Принцип творческой направленности – самостоятельное создание ребенком движений на основе его двигательного опыта.

А также программу “Здоровье” В.Г. Алямовской (разделы “Группы здоровья” и “Комфорт”). Учет этих принципов позволяет сформировать у детей целостную систему умений, навыков.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный / 15.10.12 – 31.10.12/

- изучить потребности родителей и возможные ресурсы группы в оздоровлении детей;

- определение проблемы, цели и задач проекта;

- анализ научно-методической литературы;

- разработка плана для реализации проекта;

- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

2 этап - Практический (основной) /01.11.12. – 30.04.13./

- практическая работа с детьми по плану реализации проекта;

- использование здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности детей раннего возраста;

- работа с родителями.

3 этап – Аналитический (заключительный) /май 2013/

Задачи: подведение итогов, анализ деятельности по результатам реализации проекта “Здоровый малыш – основа качества образования”; подбор новых эффективных форм работы по укреплению здоровья детей. Трансляция данного педагогического опыта в СМИ и педагогических сообществах района, региона и РФ.

Содержание моей работы по плану реализации проекта

Все формы работы с детьми проходят в игровой деятельности.

1. Адаптация к условиям ДОУ.

Одной из причин высокой заболеваемости является адаптация детей к условиям детского сада. В этот период возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Цель: сохранение психического и физического здоровья детей посредством создания благоприятных условий способствующих их комфортной адаптации.

Задачи: создание психологического и эмоционального комфорта в группе.

  • игры с детьми в адаптационный период;
  • работа с родителями.

В процессе всего проекта работа с детьми проводилась в режиме адаптации.

2. Формирование культурно-гигиенических навыков.

Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Цель: укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста.

Задачи: повышение сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; снижение уровня заболеваемости детей.

4. Совместная работа с педагогом- психологом

Комплексные игровые упражнения.

Цель: улучшение физического и психического здоровья ребенка.

Задачи: развитие коммуникативных навыков, понимание сущности принятой на себя роли, при сопровождении движений речью. Развитие умений регулировать свои движения (сначала по указанию педагога). Формирование навыков игровой деятельности.

Игры и упражнения в сенсорной комнате.

Цель: создание психологического комфорта, оздоровление через индивидуальный подход к каждому ребенку, формирование у детей навыков здорового образа жизни с учетом регионального компонента.

Задачи: создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере; улучшение физического и психического здоровья ребенка; укрепление взаимосвязей: “Дети – Воспитатель – Семья”; активизация творческой мыслительной деятельности и развития речи, развитие психических процессов, интеллекта; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

5. Совместная работа с медицинской сестрой.

Цель: профилактика простудных заболеваний, снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.

Формы работы: контроль за развитием и здоровьем детей; отслеживание заболеваемости; витаминизация; фитотерапия; профилактические прививки; назначение различных профилактических мероприятий и рекомендации; прохождение медосмотра детей ежегодно.

6. Работа с родителями

Цель: изучить потребности родителей по вопросу оздоровления детей.

  • Анкетирование родителей “Береги здоровье смолоду”.
  • Родительское собрание “Давайте познакомимся”.

Один из вопросов на повестке - изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.

  • - "Как пойти в садик и не заболеть?";
  • Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?
  • “Меры облегчающие адаптацию”;
  • “Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?”;
  • - “А что же делать, если ребенок не спит днем?”

Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей раннего возраста.

  • Родительские собрания темы: “Основы здорового образа жизни” (декабрь); “Здоровый ребенок – счастливые родители” (март); “Мы здоровью скажем – да!” (май).
  • Круглый стол “Делимся опытом оздоровления детей”.
  • Мастер-класс “Пальчиковая гимнастика”.
  • Консультации:
  • Посещение семьи.
  • Индивидуальные беседы.
  • Изготовление плаката.
  • Изготовление памяток.

- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

- повышение качества образования;

- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

- сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни, полезных привычек.

- необходимый запас знаний, который поможет в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие;

- повышение активности родителей в использовании профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей.

В результате реализации проекта у детей наблюдается улучшение аппетита, качества сна, настроения, повысился познавательный интерес, появились зачатки осознанного отношения к физической культуре, повысилась самостоятельная двигательная активность (особенно в игровой деятельности), сформировались первоначальные культурно-гигиенические навыки, появилось стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Повысилась активность родителей в использовании профилактических мероприятий по оздоровлению детей.

Наблюдается снижение частоты случаев заболеваемости на 20 % (в октябре 2012 г. было 53% детей, в мае 2013 г. - 33%), повышение сопротивляемости организма инфекциям, следовательно повысилась посещаемость. У воспитанников повысился интерес к непосредственно образовательной деятельности.

Выявлены эффективные формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья малышей, снижению заболеваемости и как следствие повышению качества образования.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии детей на протяжении года позволяют считать, что использованные в проекте формы работы с детьми и родителями были достаточно эффективными.

Практическая значимость проекта очевидна – наблюдается снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи. Учитывая положительные результаты, планируем продолжить данное направление педагогической деятельности.

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176 с. ил.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. – 304 с.

3. Алямовская В.Г. “Как воспитать здорового ребенка”.- М.: Linkapress, 1993.

4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006, - 236 с.

6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003. -№3. -104 с, ил

7. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009.

8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2000.

9. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 304 с.

10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2000. – 270 с.

11. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 – 2009.

12. Кочетова Н.П. “Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста”, - М.: “Просвещение”, 2005. - 109 с.

13. Лайзане С.Я. “Физическая культура для малышей”, - М.: Просвещение, 1978.

14. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

15. Печора. К.Л. “Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста”. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2006. – 96 с.

16. “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 304с.

Данный проект разработан для воспитанников второй группы раннего возраста и их родителей. Цель проекта - и укрепление здоровья детей, приобщение воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.

Содержимое публикации

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №10

e - mail : 10_ mdou @ mail . ru

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста

подготовила:

воспитатель МДОУ

детский сад №10

Г.о. Подольск 2017 г.

Составил воспитатель МДОУ д/c №10 Светлана Казаева

Г.о. Подольск 2017 год.

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: информационно-игровой

Срок проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитанники II младшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Расширять представление детей о предметах личной гигиены, о правилах

2. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

3. Воспитывать у детей аккуратности, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

4. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относится к себе.

5. Формировать желание вести здоровый образ жизни, дать представления о ценности здоровья.

Предполагаемые результаты проекта:

- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;

- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;

- Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;

- Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.

- Формирование у детей и родителей желания и стремления вести здоровый образ жизни.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с предметами

личной гигиены, создание игровых ситуаций по пользованию предметами личной гигиены, чтение литературных произведений о гигиене, отгадывание загадок.

Актуальность проекта

Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа.

Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента физического и психического здоровья.

В раннем дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Задача педагога-дошкольника – сформировать у ребенка навыки самообслуживания, привить культурно-гигиенические навыки, сформировать желание быть чистым и здоровым. И если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От ее решения зависит будущее нации и государства.

Ежедневная работа с детьми:

Воспитание культурно-гигиенических навыков;

Воспитание культуры и поведения за столом.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I этап - подготовительный

1. Изучение передового опыта по данной теме.

2. Подбор дидактического материала.

3. Оформление картотек:

-комплексов бодрящей гимнастики.

Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдение

принципов здорового образа жизни в семье.

6. Создание условий для двигательной активности детей в группе и на прогулке.

II этап – практический

Содержание работы по образовательным областям:

Ситуационный разговор о пользе утренней гимнастики.

Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивание одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Цель: формировать представление о своем теле.

Цель: формировать привычку мыть руки перед едой.

Подвижные игры, физкультминутки, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.

Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный‚ опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.

Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.

Цель: закреплять правила безопасного поведения на прогулке.

Цель: учить детей в Игре отражать знание о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни, учить

следить за своим здоровьем.

Цель: закрепить знания о труде дворника, помощника воспитателя, рабочего по стирке белья.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Цель: формировать знания о том, что для удобства и безопасности все

предметы нужно убирать на место; закреплять представление о том, что

содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Цель: уточнить знание о работе сотрудников детского сада, закрепить название профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.

Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья‚ уточнить знание детей о полезных продуктах, их значения для

Цель: закрепить знание об овощах и фруктах умение определить их на вкус.

Цель: учить детей выбирать полезные продукты, формировать негативное

отношение к вредным.

Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.

Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знание о пользе тех или иных продуктов.

Цель: закреплять знание о полезных продуктах, закреплять приемы лепки.

Цель: учить рисовать ватной палочкой.

Работа с родителями

Цель: формировать Представление у родителей о том, как правильно одевать

ребенка в холодное время года.

Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.

III этап - заключительный

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в

физкультурно-оздоровительных мероприятиях‚ закреплять двигательные навыки детей, создавать атмосферу дружелюбия и радости.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Ежедневная работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика

Содержание работы по образовательным областям:










III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итоговое мероприятие
• Выставка семейных фотогазет "Мы за здоровый образ жизни".
Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.

Заключение
Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

Читайте также: