Проект в доу загадки

Обновлено: 06.07.2024

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, развлечение. Но это далеко от истины. Загадки представляют большую ценность, так как развивают мышление, воображение, сообразительность; расширяют кругозор, развивают речь, любознательность; тренируют память, внимание. Загадка, являясь одной из форм устного народного творчества, приобщает детей к истокам русской культуры, закладывает основу любви к своему народу. Загадка умна, поэтична, часто несёт в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребёнка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание детей. Загадка учит ребёнка думать и анализировать. Загадки применяются в детских играх с образовательными целями, входят в методические пособия. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира.

Идея проекта

Если я смогу в течение 3-х недель заинтересовать детей, пробудить у них желание отгадывать загадки, разработаю систему подходов, то к концу проекта дети с удовольствием будут использовать загадки в свободной и учебной деятельности. Если систематически упражнять детей в отгадывании загадок, и их составлении, то к концу проекта у детей разовьётся творческое отношение к учебной деятельности. Ведь дети дошкольного возраста обладают особым языковым чутьём, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребёнка, позволяет усвоить новые формы сотрудничества с окружающими.

Новизна проекта

Участники проекта

Цель проекта

  • Познакомить детей с историей возникновения загадок.
  • Научить классифицировать загадки по темам.
  • Научить детей отгадывать загадки и придумывать их самостоятельно с использованием эпитетов, сравнений, метафор.
  • Развить логическое мышление, память, речь и творческие способности.
  • Обогатить словарный запас у детей подготовительной к школе группы.

Задачи проекта

  • Создать условия для саморазвития, развития творческой активности и самовыражения каждого ребёнка.
  • Создать условия для развития речи, логического мышления, смекалки, положительных эмоций у детей.
  • Способствовать социальной активности детей.
  • Найти наиболее эффективные способы взаимодействия с семьёй.
  • Организовать взаимодействие участников проекта: детей, воспитателей группы, родителей.

Сроки реализации проекта

Среднесрочный – 3 недели

с 1 февраля по 28 февраля 2017 года.

Описание проекта

Тип проекта

Ожидаемый результат

  • Повышение компетентности родителей в понимании того, как загадки влияют на развитие ребёнка.

План работы

Сроки

Содержание работы

Ответственные

с 1 по 3 февраля

Поиск загадок разных народов Мира

Отгадывание загадок разных народов

с 6 по 10 февраля

Подборка картотеки загадок, придуманных детьми.

родители, дети, воспитатели

воспитатели, родители, дети

13, 14, 27, 28 февраля

Игра «Кто где живёт?

Чтение стихотворений Э. Успенского, басен И. Крылова, Л. Толстого

Придумывание загадок по иллюстрациям

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети подготовител.

Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников. Вид проекта: творческий, групповой

Цель проекта: Формирование умений у детей отгадывать и составлять загадки.

Цель проекта: Формирование умений у детей отгадывать и составлять загадки. Задачи проекта: Учить узнавать загадку среди произведений других жанров. Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки. Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре. Развивать навыки описательной речи, активизировать словарь детей, автоматизировать звуки в речи. Учить детей активно мыслить, наблюдать, сравнивать, обобщать. Развивать память. Создать сборник загадок, в который собрать народные загадки русского народа и загадки, придуманные детьми, нарисовать иллюстрации. Воспитывать любовь к родному языку.

Актуальность проекта: Коррекционно-развивающие возможности загадки многообра.

Актуальность проекта: Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять собственные.

Предполагаемый результат: 1. Повышение интереса к устному народному творчест.

Предполагаемый результат: 1. Повышение интереса к устному народному творчеству. 2. Расширение знаний об окружающем мире, расширение кругозора детей. 3. Совершенствование диалогической и монологической речи. 4. Пополнение картотеки народными загадками. 5. Проведение конкурса загадок 6. Создание сборника загадок

Продукт проектной деятельности: - Создание картотеки загадок. - Создание сбо.

Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный 2 этап. Основной 3 этап.

Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный 2 этап. Основной 3 этап. Заключительный

Происхождение загадки Первые загадки появились у первобытных племен. Люди в п.

Классификация загадок По темам. По времени происхождения Старинные Современны.

Классификация загадок По темам. По времени происхождения Старинные Современные По наличию автора Народные Литературные (авторские) По способу создания образа Сравнение Вопрос Описание Звукоподражательные Загадки, структурно не оконченные и связанные с отысканием отгадки путем подбора рифмы По уровню сложности

Причины ошибок детей при отгадывании загадок - невнимательно слушают загадку;.

Причины ошибок детей при отгадывании загадок - невнимательно слушают загадку; - не запоминают полностью содержание загадки; - при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке; - не имеют достаточных знаний о загаданном; - не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке

Виды деятельности 1. Отгадывание загадок. 2. Загадывание загадок. 3. Доказате.

Виды деятельности 1. Отгадывание загадок. 2. Загадывание загадок. 3. Доказательство правильности отгадок. 4. Сравнение загадок об одном и том же. 5. Разгадыванию загадок в виде игры "да-нет"-ки 6. Выбор отгадки среди картинок, рисование отгадки 7. Составление загадок.

Памятка для ребёнка, отгадывающего загадку Дослушай загадку до конца, т. к.

Памятка для ребёнка, отгадывающего загадку Дослушай загадку до конца, т. к. в ней важно каждое слово. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке. Не торопись с объявлением отгадки. Рассуждай про себя, мысля последовательно, принимая во внимание все найденные в загадке признаки. Докажи себе, что ты прав. Скажи отгадку громко.

Последовательность работы по обучению детей составлению загадок 1. Накопление.

3. Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей пре.

3. Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, материал и т. д.) 4. Перечисление действий предмета без его называния


6. Составление загадок по схемам

6. Составление загадок по схемам

Правила для ребенка при составлении загадки 1. Выбери предмет. 2. Выбери спос.

Правила для ребенка при составлении загадки 1. Выбери предмет. 2. Выбери способ, модель составления загадки. 3. Подбери признаки, действия и сравни с другим похожим предметом. 4. Выразительно загадай загадку.

мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

В этом учебном году в нашей группе реализуется опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению дошкольников с традициями русской народной культуры. Было выбрано направление - речевое развитие. Дети совместно с родителями и воспитателями знакомятся с русским народным фольклором: потешками, сказками, прибаутками, былинами, пословицами, поговорками, а также загадками. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.

Загадки широко используются педагогами в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста : на непосредственно образовательной деятельности, в экспериментальной, свободной, игровой и совместной со взрослым деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок содействует развитию способности анализировать, обобщать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

Загадки содействуют развитию речи детей. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, содействуют развитию логики, психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

Каждая новая загадка, которую разгадал ребенок, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию речи, мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Цель проекта : формирование представлений детей о загадке, как жанре устного народного творчества.

Задачи проекта :

1. Содействовать развитию познавательной активности, любознательности через формирование представлений детей об истории возникновения загадок, их видов.

2. Способствовать формированию умений отгадывать загадки и доказывать верность отгадки, умения составлять загадки, разнообразные по структуре.

3. Совершенствовать грамматический строй речи, содействовать развитию связной речи, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти, логического мышления.

4. Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок.

5. Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников, организовав мастерскую совместно с родителями по изготовлению альбома на основе собранного материала, поделок из пластилина.

Вид проекта : творческий.

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители).

- Повышение интереса детей к устному народному творчеству.

- У детей сформируется представление об истории возникновения загадок.

- Дети различают виды загадок (загадка – описание, загадка – рифма, загадка – сравнение, загадка – отрицание, загадка – задача, загадка – шутка и т. д.)

- Дети умеют отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

- Проявляют интерес к составлению загадок.

- Каждый ребенок знает несколько русских народных загадок наизусть, может их загадать; может придумать и составить собственную загадку.

- Развитие грамматического строя и связной речи у детей, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти, логического мышления.

- Обогащение речи детей эпитетами и сравнениями.

- Привлечение родителей к непосредственному участию в реализации проекта через выполнение творческого задания – создание альбома русских народных сказок.

- Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

- Повышение уровня самообразования педагога.

Продукт проектной деятельности :

- Создание картотеки русских народных загадок.

- Создание альбома русских народных загадок.

- Создание альбома загадок, составленных детьми.

Этапы работы над проектом :

Подготовительный этап :

1. Определение темы проекта.

2. Постановка цели и задач.

3. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.

4. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.

5. Составление плана основного этапа проекта.

6. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности.

7. Привлечение родителей к совместной работе над проектом :

- предложить родителям вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал;

- предложить родителям совместно с детьми составить и оформить собственную загадку.

1. НОД согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе :

4. Разучивание русских народных загадок по различным лексическим темам.

5. Чтение художественной литературы:

- русские народные загадки;

6. Лепка и рисование отгадок к загадкам в режимных моментах, в свободной и совместной с воспитателем деятельности ребенка.

2. Оформление альбома загадок, созданных детьми.

3. Оформление картотеки русских народных загадок.

5. Составление презентации проекта.

Ход проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе мы подобрали иллюстративный материал, методическую и художественную литературу, дидактические игры, составили план основного этапа реализации проекта, разработали конспекты непосредственной образовательной деятельности. Родители были активными участниками с самого начала реализации проекта : они помогли подобрать художественную литературу по теме проекта. Также родителям было дано творческое задание: вместе с детьми найти и выучить русские народные загадки по различным лексическим темам, красочно оформить найденный материал.

1 этап. Подготовительный
Деятельность учителя-логопеда:
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Составление перспективного плана мероприятий по формированию умений отгадывать и составлять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
- Изготовление наглядных карточек-схем для составления загадок.
- Изучение методической литературы.
Деятельность детей и родителей:
- Вникание в проблему.
- Принятие задач.

3 этап. Заключительный
- Презентация сборника загадок.
- Проведение конкурса загадок.

Причины ошибок детей при отгадывании загадок:
- невнимательно слушают загадку;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном предмете;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Правила для ребёнка при отгадывании загадки:
1. Дослушай загадку до конца, так как в ней важно каждое слово.
2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
3. Проверь про себя отгадку, учитывая все найденные в загадке признаки.
4. Скажи отгадку громко.


3. Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, материал и т. д.).



Ребенок перечисляет признаки предмета, не называя его, а дети узнают его по описанию. В таких загадках дети учатся образовывать сложные прилагательные.
Белый, большой, длинношеий, красноклювый. (Лебедь) (Федя Г., 6 лет)



Оранжевый, как лиса;
Круглый, как мяч;
Сладкий, как конфета;
С семечками, как лимон. (Апельсин)

(Саша М., 6 лет)


Правила для ребенка при составлении загадки:
1. Выбери предмет.
2. Выбери способ, модель составления загадки.
3. Подбери признаки, действия и сравни с другим похожим предметом.
4. Выразительно загадай загадку.

Создание и презентация сборника загадок
В сборник загадок вошли загадки, разученные детьми по лексическим темам, а также, составленные детьми.








Используемая литература:
1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. - М.: Издательство ГНОМ, 2011
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
4. ГурэвичЛ. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1981.

Читайте также: