Проект в доу волшебница вода в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

2 Актуальность По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде. Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины.

3 Цели проекта: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес и познавательно – исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к воде, как источнику жизни на земле, расширять кругозор детей.

4 Задачи проекта: Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов. Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека, кому вода – дом родной. Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь её. Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

5 Вопросы проекта: Что было бы, если бы на Земле исчезла вода? Что такое круговорот воды в природе? Почему так говорят? А ты знаешь, что водоемы тоже могут болеть, как люди? Чем же они болеют и почему?

13 Какая бывает вода?

16 Воду можно очищать

25 Экскурсия к реке Оредеж

28 Вот с таким настроением мы работал над проектом.

29 Итоги работы над проектом В ходе работы над проектом у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

30 Используемые источники Использованы фотографии детей ( фотографии размещены с разрешения родителей) из личного архива

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Необходимые условия реализации проект:

1. Интерес детей и родителей.

2. Методические разработки

3. Интеграция со специалистами детского сада.

4. Анализ и обобщение результатов.

Теоретическая база опыта.

1. Закон об образовании.

2. Семейный кодекс Российской Федерации.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Извлечение из Письма Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2011 г. «90/30-16.

Тема Волшебница -- вода

Объект исследования Вода

Вид проекта Исследовательско-творческий

Сроки реализации Среднесрочный, 1 месяц

с 02.04.18 по 27.04.18

Участники проект Воспитатели, дети 6-7 лет, родители.

Образовательная область Познание

Цель проекта Расширение знаний о свойствах воды и ее значении в живой природе.

Задачи проекта 1. Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований, опытов.

3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

4. Воспитывать интерес к живой природе и бережное отношение к водным ресурсам.

Интеграция Познавательно-речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Продукт проекта Выставка-конкурс продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.

Этапы проекта Подготовительный этап:

• определение актуальности темы,

• предложение идеи детям о предстоящем проекте,

• обозначение цели и задач,

• обзор методической литературы, поиск пособий для детей,

• определение предполагаемых результатов проекта.

Проведение мероприятий по работе с детьми:

• Чтение художественной литературы.

• НОД по аппликации, рисованию.

• Рассматривание альбомов и картин.

• Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Мероприятия по работе с родителями:

Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.

Ожидаемые результаты • расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

• развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

• воспитать бережное отношение к воде.

Направление Виды детской деятельности

и другие произведения, а также загадки о воде, пословицы, скороговорки, поговорки.

ематическое планирование в процессе реализации проекта

реализации Запланированные мероприятия

02.03-02.04 Предварительная работа по подготовке проекта

1 .Подбор необходимой литературы по теме.

2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.

3. Информирование родителей о реализации проекта.

4. Разработка плана проекта.

5. Диагностика знаний детей о свойствах воды и способах ее сбережения.

6. Анкетирование родителей.

7. Родительское собрание

02.04 -26.04 Реализационный (практический)

-Эксперименты с водой:

и другие произведения, а также загадки о воде, пословицы, скороговорки, поговорки.

знакомство с картинами художников с водной тематикой.

23.04-26.04 Заключительный этап Подведение итогов, оформление выставки.

27.04 Продукт проекта

Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.

Приложения

- Познакомить с разными свойствами воды.

- Прививать бережное отношение к воде.

- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

- Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.

- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование.

- Способствовать развитию мышления, любознательности

- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща; сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

- Осуществить патриотическое воспитание.

- Воспитывать любовь к природе.

- Продолжать учить принимать правильную позу при опытах за столом.

-формирование представление о свойствах воды;

-развитие наблюдательности; сравнивать, анализировать и делать выводы;

-воспитание чувства восхищения явлениями природы;

-воспитание уважительного отношения к воде как удивительному веществу.

• Беседа с детьми о значении воды

Материал для занятий

- вода, глобус, прозрачные стаканчики, схема круговорота воды, кубик, шарик, узкая и широкая баночки, молоко, соль, сахар, лимонная кислота, песок, таз с водой, иллюстрации с изображением воды в разных агрегатных состояниях, зеркало.

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

(Воспитатель показывает круг, который разделен на 4 части, из которых 3 части раскрашены голубым цветом – вода, а 1 часть зеленым цветом – земля)

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по четыре человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и растительное масло. Двое детей выполняют это задание.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.

- Что же мы видим? (ответы детей).Песок не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде пихтовое масло. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт 5. Тонет, не тонет.

- Перед нами два мандарина. Один из них положим в миску с водой. Что происходит с мандарином? (плавает). Как вы думаете, почему он плавает? (ответы детей)

-Очищенный второй мандарин и тоже положим его в воду. Что происходит со вторым мандарином? (он утонул). Как вы думаете, почему он утонул?

-Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? (потому что у него кожура и она не дает ему утонуть).

Потому что в кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Почему второй мандарин утонул? Потому что без кожуры мандарин тонет, так как тяжелее воды, которую вытесняет".

Вывод: -Значит можно утверждать, что воздух легче воды.

- Как вы думаете, где еще человек применяет то что воздух легче воды (ответы детей). (картинки надувные круги, лодки)

Опыт с мандарином.

Дети читают стихи.

О земля, муравейник людской,

Дом родной без конца и без края.

Ты нас кормишь и поишь водой,

Как тебя не беречь, дорогая?

- Сохраним моря и воздух,

Недра, лес и тишину,

- Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим!

- Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.

- Как мы должны относиться к пресной воде?

- Что такое круговорот воды в природе?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 г. Липецка

в подготовительной группе

Актуальность : Мы живем в эру потребительского отношения к природным богатствам, но необходимо задумываться о бережном отношении к окружающему миру, который очень хрупкий. Дети искренне воспринимают проблемы нашего века, в том числе и экологические.

Переживая проблемные ситуации в игре, ребенок не останется равнодушным, когда вырастет. В предложенном проекте в самых разнообразных видах деятельности мы исследовали главное наше богатство – воду, ее интересные свойства; говорили о необходимости бережного отношения к воде.

Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.

Участники : дети 6-7 лет, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта : однодневный.

Взаимодействие с родителями : помощь в сборе материалов для реализации проекта, проведение опытов по испарению воды во время кипения в кастрюле; по превращению воды в лед (замораживание) и превращение льда в воду (таяние льда).

Цель : закрепление представлений о свойствах и состояниях воды; развитие экологического сознания.

1. Углублять знания детей о свойствах воды, о ее разных состояниях (роса, лужа, дождь, река, пруд) .

2. Учить проводить опыты с водой: растворение сахарного и речного песка, очищение воды, испарение воды.

3. Формировать представления об агрегатных состояниях воды, наблюдать испарение воды на солнце.

5. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках.

6. Формировать бережное отношение к воде.

Этапы проекта :

1 этап. Выявление проблемы.

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей, родителей и педагогов над проектом) .

Реализация проекта.

Первая половина дня

Загадывание загадок, пословиц и поговорок о воде.

Цель : создание проблемной ситуации, высказывание идей по поводу предстоящей деятельности в течение дня. Развивать мышление, воображение; повышать интерес к родному языку.

Воспитатель:

«Что за чудо рядом с нами?

Его точно каждый знает!

Волною берег омывает,

В туче по небу летает,

Ну а если наскучит ей – с тучи

Летит на землю с грозой гремучей! … (Вода)

Воспитатель:

- Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

- Дождь вымочит, а красно солнце высушит.

- Вода - сама себе царь.

- Мир силен, как вода.

- Будет дождь - будут и грибы.

- Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

- Идет дождь, даст он рожь.

Воспитатель: Мы сегодня будем исследователями, и узнаем, почему вода - это чудо, почему вода является волшебницей.

Утренняя гимнастика

Рано утром солнце спит, ( Ладони к левой щеке )

Тишина вокруг стоит. ( Ладони к правой щеке .)

Вот и солнышко проснулось ( Подняли руки вверх, потянулись .)

И ребятам улыбнулось. ( Руки в стороны, улыбнулись. )

Вдруг поднялся вихрь могучий, ( Руки вверх, качаем руками .)

Появились в небе тучи, ( Закрыли лицо руками .)

Дождь по крышам побежал, ( Прыжки на месте .)

Барабаном застучал. ( Хлопаем в ладоши. )

Ветер тише, тише, тише. ( Наклоны вперед. )

Солнышко на небе выше. ( Потянулись вверх. )

Вот цветок дождем умылся, ( Присесть .)

Шмель над ним уж покружился. ( Покружиться вокруг себя .)

С неба капает водица ( Руки на пояс .) .

Надо под зонтом укрыться ( Дети встали в круг .)

Вместе встали мы в кружок

Сделали вперед прыжок,

Так мы весело и дружно

Перепрыгнем через лужу! ( Движения по тексту. )

Чтение. Малые фольклорные жанры.

Цель : развивать интерес к литературе; развивать речь, внимание.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций с водоемами, их обитателями.

Дидактические игры.

Цель: закрепление знаний о воде, ее разных состояниях.

Совместная деятельность детей воспитателя

Наблюдения и опыты .

Цель : развитие практических действий в процессе экспериментов и опытов.

- Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода, сахар растворится). Сахар остался в воде, но его не видно.

- Если высыпать в воду речной песок, растворится он или нет? (Нет) .

Формирование представления о плавании разных предметов: камень, кусок дерева, железная кнопка и ракушка из металла, бумага, пластмассовая пробка.

- Вот разные предметы. Кладите их в миску с водой и смотрите, плавают они или нет. Что плавает? ( Дерево, бумага, металлическая ракушка, пластмассовая пробка ) .

- Что утонуло? ( Кнопка, камушек ) .

- Почему кнопка утонула, а металлическая ракушка нет? Ведь они обе из металла. ( Разные ответы, идеи ). А из чего сделаны корабли? ( Из железа ). Они тоже не тонут, хотя тяжелые и железные. Но особая форма корабля не дает ему утонуть. Так же наша ракушка из металла – имеет бортики и форму кораблика и поэтому не тонет.

Очищение воды от песка способом фильтрования.

Формирование представлений об испарении воды на солнце - превращение воды в пар.

Наблюдение за испарением воды с асфальта при воздействии солнечного тепла.

Подвижные игры.

Цель : развивать умение действовать по сигналу, внимание, выдержку, ловкость и быстроту.

Трудовая деятельность. Полив комнатных растений очищенной водой.

Цель: Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе. Расширение кругозора детей, их знаний о важности воды для жизни растения.

Образовательная область : познавательное развитие.

Цель:
Закрепить знания детей о свойствах воды (жидкое, твёрдое, парообразное) .
Задачи:
Образовательные:
вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, парообразное) ;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, умение делать выводы, умозаключения;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, мнемотаблицы о свойствах воды, прозрачные пластиковые стаканы,, электрочайник, салфетки, губки, ватные диски, кувшин с водой, тарелки одноразовые, фартуки.
Словарная работа: исследователи, лаборатория, жидкость, безвкусная, прозрачная, морская, океаническая, болотная, озёрная, родниковая, дождевая, питьевая, твердая, парообразная, соленая, пресная.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о воде, дожде, облаке, опыты по плотности воды.

Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны).

Вторая половина дня

Цель: углублять знания детей о разных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном; развивать воображение.

Воспитатель:

Зимой все искрится недаром -

На солнце сияют кристаллы.

Как только мороз настает

Вода превращается в … ( лед )

-А при чем же тут лед, если сегодня день воды? ( Вода может превращаться в лед ). А как вода может превратиться в лед? ( замерзнуть ). А можно ли сделать наоборот - превратить лед в воду? ( растопить лед ) .

Мы как пушистая вата

Плывем по небу куда-то.

Прячем в себе дождинки,

Иногда – снежинки и льдинки.

И знают нас все наверняка,

Потому что мы … .( облака )

- Мы же сегодня говорим о воде, причем же здесь облачко? ( облако состоит из пара, а вода может превращаться в пар )

Словесные игры.

Цель : развивать умение составлять рассказ, добавляя в предложение нужное по смыслу слово. Закреплять знания о круговороте воды в природе.

Воспитатель : Если мы подумаем, то рассказ придумаем!

Капелька жила в море.

Было душно и жарко.

Ярко светило …. ( солнце ) .

Подул легкий … .( ветерок , подхватил капельку и понес ее вверх.

Ветерок принес капельку на белое пушистое … ( облако ) .

Облако становилось все больше и больше, и превратилось в большую ( тучу )

Вдруг ярко блеснула ( молния ) .

Раздался оглушительный … ( гром ) .

Началась ( гроза ) .

Пошел сильный … ( дождь ) .

Капелька упала с дождем на землю.

На земле после дождя появились глубокие ( лужи ) .

А на небе сияла разноцветная ( радуга ) .

Все рады воде - ( растения, животные, птицы, люди ) .

Составление модели круговорота воды в природе (водоем, пар, облако, осадки, водоем) .

Чтение стихотворений:

Вода – самое загадочное вещество на нашей планете. Ее мы пьем, ею умываемся, ее боимся, если это буря или шторм, ею любуемся – когда смотрим на море или на каплю росы. Наши бабушки и дедушки пили воду прямо из водоемов, а сегодня воду надо обязательно кипятить или употреблять очищенную. Почему? ( Вода может быть грязной ). Кто загрязняет воду? ( Люди ) .

- А как люди загрязняют воду? ( Разные ответы детей; засоряют водоёмы, выливается нефть из танкеров ) .

- А могут люди не загрязнять воду? ( Да, убирать мусор, очищать водоемы, аккуратно перевозить нефть ) .

- В воде и рядом с ней обитает много животных. Они загрязняют воду? ( Нет )

- Если бы люди не будут беречь воду, то тогда все живое на планете подвергнется опасности. В грязной воде не могут жить животные и растения, грязная вода не пригодна для жизни. Поэтому вода – это жизнь, ее надо беречь и охранять.

Цель: закреплять умения выбирать сюжет рисунка, технику выполнения работы (грибной дождь, с градом, ливень, осенний дождь и др.) .

Цель : закрепить и систематизировать знания детей, полученные за день; активизировать память.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Продуктивные виды деятельности: конструирование фигурок для макета из отдельных деталей; лепка и рисование по замыслу.

Сочинение стихов, загадок.

Настольные игры.

Домашнее задание для родителей.

Понаблюдать вместе с ребенком за испарением воды во время кипения в кастрюле; превращением воды в лед (замораживание) и превращением льда в воду (таяние льда) .

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (одна неделя). Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.

Актуальность темы: Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Цель проекта: Обогащение у детей подготовительной группы представлений о значении воды и ее свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи проекта:

- Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды.

- Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

- Создать условия для развития навыков проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности.

- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде и ее формах: снег, лед.

Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность

Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Воспитание экологической культуры.

Бережное отношение к водным ресурсам.

• подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;

• пополнить развивающую среду;

• подбор художественной литературы по теме;

• подбор энциклопедий, карт;

• разработка плана реализации проекта;

• составление картотек загадок, стихов, поговорок;

• составление картотеки опытов с водой;

• подготовка оборудования для опытов с водой.

Наблюдения на прогулках;

Чтение художественной литературы;

Наблюдения на прогулках.

Подведение итогов проделанной работы.

Опыты к проекту

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (Квадратной.) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду

4. Пар - это тоже вода.

Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды

Вывод: пар - тоже вода.

Испарение влаги с листьев растений (наблюдение).

Цель: Проверить, куда исчезает вода.

Оборудование: Растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход. Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от коней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

Цель: показать образование облака.

Оборудование: банка, крышка металлическая или противень, лед.

Ход. Наливаем в банку горячей воды 3см. на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. Этот опыт моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Лед легче воды (опыт).

Цель: Выяснить с детьми, что лед легче воды и не тонет в ней, а начинает таять.

Ход. Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем с ним произойдет.

Список используемой литературы:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.

2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. саду. - М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2006 г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – М.: Владос, 2001г.

5. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005.

Читайте также: