Проект в доу уроки доброты
Обновлено: 05.07.2024
Направленность проекта: Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.
Актуальность проекта:
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
Сроки проведения: февраль - май 2016 г.
Режим работы дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и проведения режимных моментов; в повседневной жизни).
Количество участников проекта:
Воспитатели: Леонтьева Н.В., Асадуллина Г.М., дети - 22ребёнка, родители детей.
Возраст детей: 3 - 5 лет.
Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, среднесрочный.
- Социально коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.
Основной целью этого проекта является:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Эпиграф проекта: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Гипотеза проекта: Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.
Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
- В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
- Доброта украшает наш мир, и чем ее больше тем красивее и светлей мир вокруг нас.
Работа с родителями:
- Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
- Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
- Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
- Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
- У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
- Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
- У родителей повысился интерес к жизни группы.
Формы организации проекта:
1. Образовательная деятельность:
ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Этапы осуществления проекта
Первый этап. Целеполагание.
Второй этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Подбор методической литературы.
3. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
4. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
6. Разработка нод, определение тематики бесед.
7. Подбор музыкального репертуара.
8. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
Экологическое воспитание тесно связано с нравственным. Дети не только получают знания о животном, растительном мире и человеке, но и учатся правильно вести себя в природе, освобождаясь от навязанного годами потребительного отношения к ней. Они учатся смотреть на мир другими глазами, не как хозяева и властелины планеты, а как добрые друзья и помощники .
Осуществляется проект в основном в свободное от занятий время, а также на занятиях по экологическому воспитанию , изодеятельности, развитию речи, ручному труду. В работу над проектом включаются вся группа детей и родителей. Привлечение родителей позволяет сделать их своими союзниками, а работу – более эффективной. Важно, чтобы оба воспитателя руководили проектом сглажено и предъявляли к детям одинаковые требования, чтобы не оставалось без внимания даже незначительное достижение ребенка.
формировать экологическую культуру поведения .
Учить детей состраданию, формировать активную нравственно- экологическую позицию по отношению к природе, людям и продуктам труда человека, развивать наблюдательность.
Проект состоит из трех этапов.
Идея проекта выносится на обсуждение всего педагогического персонала.
Воспитатели, которые будут над ним работать, договариваются о единых правилах и требованиях к детям, которые следует придерживаться, о сроках работы над проектом . Тех же требований должны придерживаться все педагоги. Работающие в данных группах (или одной группе): преподаватель изодеятельности, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель и другие.
Педагоги знакомят родителей с целью и задачами проекта , с предстоящей работой и стараются увлечь этой идеей.
Изготавливаются оборудование и наглядный материал для работы:
кармашек для писем,
подбирается литература для чтения детям.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому –то больно,-
Лучше добрым на свете быть ,
Злого в мире и так довольно!
Каждая иллюстрация в альбоме напоминает о работе, которую необходимо выполнить или о тех живых существах, которые нуждаются в заботе. Например, детям напоминают, что надо полить цветы, покормить животных в живом уголке, птиц на участке, помочь дома маме, малышам помочь одеться на прогулку, подклеить книги и т. п. Там же помещают рисунки, предупреждающие о том, чего делать нельзя: ловить насекомых, рвать цветы и т. д.
Беседы с детьми по содержанию прочитанных произведений. Подвести к пониманию, что равнодушное отношение к людям, животным может иметь трагические последствия.
3- этап – заключительный.
Введение
Исходящие на рубеже тысячелетий качественные изменения в характере развития современной цивилизации, связанные с общемировыми интеграционными процессами, внедрения в сферу образования различных наукоемких технологий и программ, затрагивают все сферы человеческой жизнедеятельности, ставя перед современным обществом ряд серьезных проблем, одной из которых является нравственное воспитание. Нравственное воспитание дошкольника должна решаться всеми, кто сегодня имеет отношение к детям. То, что заложим сегодня в душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений.
Работа дошкольного учреждения в этом направлении построена таким образом, чтобы заложить в ребенке те человеческие качества, которые позволяют вырастить не только интеллектуальную, но и духовно богатую личность. Интеллект плюс характер, в который заключены нравственные основы – вот цель образования сегодня.
На сегодняшний день мы имеем опыт эффективного взаимодействия в решении проблемы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых дошкольников.
Архиепископ Нафаил 1 обратил отеческое внимание на судьбу бедных и сирот и в 1862 году предложил бесплатное обучение воспитанниками семинарии.
Перечень о добродетелях Архангельска и области можно было бы продолжить, но давайте спросим себя, имеем ли мы в себе сострадание и милосердие, способность к пожертвованию, любовь к ближнему?
Многое ли изменилось за полторы тысячи лет, которые отделяют нас от этих исторических дат? Меньше ли стало нуждающихся в помощи? В какой степени они нуждаются в помощи сейчас?
Благотворительность на Руси всегда была чем – то большим, чем простая финансовая помощь. Милосердие зависит от чего угодно, но только не от достатка.
Сегодня возможность помочь другому, есть у каждого из нас. Поделись с ближним своим, если ему гораздо хуже, чем тебе. Это благодатное дело, в котором виден результат.
Будущее России закладывается в дошкольном возрасте и с утратой культурных ценностей своего региона будет потеряно наше наследие. Давайте зададимся таким вопросом: кто завтра будет созидать Россию? Духовно-нравственная нация или опустошенный народ?
Для того, чтобы человек стал добродетелем, его надо воспитать. Но, к сожалению, сегодняшняя атмосфера в нашем обществе строится не на милосердии, а на жестокости. Идет постепенное растление Российской молодежи: телеэкраны тиражируют боевиков, убийц, насильников, живущим по криминальным законам, современные мультфильмы, предназначенные для детей дошкольного возраста, ничего в себе не несут, и имеют искаженную форму о добре, любви и милосердии
Идет открытая пропаганда преступности и беззакония. Все это является формированием у ребенка социальной установки на агрессивные действия в адрес сверстника. Так как в наше время сохранить в ребенке те духовно-нравственные ценности, которые были заложены еще нашими предками? Как воспитать в ребенке милосердие, любовь к ближнему? Что значит жертвовать творчески?
Государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся, а коммерческие организации зачастую не хотят этого делать. Милосердие, говоря современным языком – это социальная работа. И здесь не все так просто. В педагогической практике нет готовых программ, разработок и методик, нет наработанного механизма действия проведения такой работы среди дошкольников.
Основные приоритеты проекта:
1. Создать условия для развития духовно-нравственной личности ребенка, родителей, всех работников детского сада.
2. Путем совместных мероприятий формировать толерантное отношение дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Сформировать осознанное социально-полезное поведение, которое в дальнейшем позволит быть духовно–нравственной личностью.
- дошкольник входит в мир социальных отношений;
- в игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Нами доказано, что внедрение инклюзивного образования детей инвалидов в дошкольную среду – доступная ступень для детей-инвалидов.
Это системная и доступная интегрированная модель для образования и воспитания не только здоровых детей, но и детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивная модель образования предоставляет возможность социализации в атмосфере равенства и социальной справедливости.
Новизна и оригинальность данного проекта состоит:
Значимость данной работы
Наш проект направлен на усиление акцентов социальной политики, а именно: мы и наши дети должны воспринимать любых инвалидов, как равных себе, обществу необходимо прививать понимание, что все люди равны, а проблемы детей инвалидов – это и наши проблемы.
В нашем проекте участвует большое количество людей: сотрудники, родители, дети, которые объединены единой целью:
1. Постановка проблемы
- Дети – инвалиды ограничены в общении со здоровыми детьми, им сложно ориентироваться в социальном мире.
- Государство не в силах помочь каждому специальному учреждению, а коммерческие и другие организации зачастую не хотят видеть этой проблемы.
- Здоровые дети имеют опасность утраты нравственных ориентиров, а детский сад является базовым звеном, где решается данная проблема.
2. Обоснование проблемы (причины)
- Недостаточная изученность влияния общения детей – инвалидов на нравственные качества здоровых детей.
- Дети детского сада испытывают трудности в общении с детьми-инвалидами, проявляют жадность, жестокосердие.
- Общественность недопонимает смысл проведения акций, большинство из них имеет духовную инертность в добродетели.
3. Цель проекта
- Воспитывать в детях – дошкольниках такие качества как милосердие, терпение, взаимопонимание, доброта.
- Объединить все подразделения: сотрудники, дети, родители для единой цели – делать добро безвозмездно.
- Введение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.
4.Задачи
- Дать детям необходимые знания о том, что людей на Земле много, но они все разные. Среди них есть нуждающиеся в нашей помощи.
- Сформировать у детей базисные основы коммуникативного общения с больными сверстниками.
- Повысить информированность родителей и общественность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
5. Действия
Составление плана работы на учебный год.
Собеседование со старшими дошкольниками по выявлению знаний духовно-нравственной направленности
на основе литературных произведений.
Анкетирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Создание благотворительного общества среди сотрудников и родителей.
Разработать цикл бесед на духовно – нравственные темы с использованием иллюстраций, картин, художественной литературы.
Введение в учебный процесс тематических занятий направленных на духовно – нравственное воспитание ребенка-дошкольника.
Разработать цикл занятий для старшего дошкольного возраста на нравственно – этические темы.
Сценарии утренников, экскурсий, совместных игр, праздников, развлечений.
Организация благотворительных акций среди родителей и сотрудников.
Подведение итогов совместной работы
6. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на учебный год
Месяц
Тема
Задачи
Нас много и мы все разные.
Расширить у детей представление об окружающей действительности. Развивать восприятие образа ровесника по внешнему виду и индивидуальным особенностям.
Что такое дружба. Встречаем гостей.
Познакомить детей с правилами гостеприимства, учить детей общаться с незнакомыми людьми. Воспитывать чувство доброжелательности. Дать определение слову дружба. Разобрать стихотворение по смыслу.
Что такое вера? Во что мы верим.
Дать детям понять, что человек должен верить в добро, в дружбу, любовь; как и во что мы верим, что помогает человеку совершать добрые поступки.
Что такое хорошо, и что такое плохо?
Чтение русских народных сказок.
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений. Уметь соотносить слова и поступки добро-зло, хорошо – плохо. На примере произведений показать детям, как происходит исцеление человеческой души добрыми поступками.
Наши добрые поступки, наши добрые дела
Закрепить представление у старших дошкольников о добре и зле. На примере доказать, что добро всегда побеждает зло.
Формировать представление о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения при общении с другими людьми.
Воспитывать у детей такие качества, как щедрость, честность.
Дать детям понять, что такое благотворительность, почему мы помогаем
Нуждающимся в помощи людям.
Дать возможность поразмышлять, чем можно помочь нуждающимся.
Учить детей сопереживать, сочувствовать другим людям.
Установить два понятия: день рождение и день Ангела. Учить детей хорошим манерам – дарить подарки. Раскрыть понятие, что такое подарок
(безвозмездное дарение чего-либо другому человеку).
Секрет хороших слов.
Раскрыть детям значение вежливых слов, формировать представление и потребность общаться с другими детьми.
Стараться делать хорошие поступки и добрые дела. Совершать поступки милые сердцу людям.
Выявить роль памяти ребенка в результате общения с другими детьми. Отразить в своем рисунке отношение к детям – инвалидам. Умение дарить рисунки на память своим друзьям и принимать их от друзей.
Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.
7. Результат.
Высокая заинтересованность сотрудников, родителей в проведении благотворительных дней, осознанность и значимость проводимых мероприятий.
Выход благотворительных мероприятий за рамки дошкольного учреждения.
Дети-инвалиды легко адаптировались в стенах дошкольного учреждения, чувствуют себя комфортно и непринужденно.
У дошкольников детского сада наблюдается стойкая динамика осознанности и значимости совершать добрые поступки и делать добрые дела.
8. Критерии эффективности.
Цель, поставленная нами в начале своей работы – достигнута.
Активность и заинтересованность родителей и сотрудников участвовать в благотворительных акциях в среднем повысилась на 42%. Выросло понимание родителями своей роли в деле формирования гражданской позиции, духовно-нравственного воспитания своего ребенка.
Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный; одна неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители детей.
Наличие междпредметных связей: интеграция образовательнх областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки );
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Есть люди, которые готовы на добрые дела и днем, и ночью.
Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить. Наш проект направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Девиз проекта: Твори добро, и оно к тебе вернется.
Задачи по работе с родителями:
- Заинтересовать родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей;
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Консультации для родителей по теме недели.
Совместно с родителями изготовили кормушки птицам.
Изготовили и подарили работникам сада, сов в знак уважения и мудрости.
Читайте также: