Проект в доу сенсорная комната

Обновлено: 02.07.2024

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Педагогический проект

Харитонова Любовь Сергеевна,

Паспорт

Структура:

Содержание:

1.

2.

Харитонова Любовь Сергеевна, педагог-психолог

3.

Возрастная группа учащихся

Дети от 3 до 7 лет

4.

Особенности типа проекта

По характеру: практико-ориентированный

По количеству детей: групповой/индивидуальный

5.

Сохранение, укрепление, развитие и коррекция психофизического, эмоционального здоровья детей дошкольного возраста

6.

◄ Создать максимально безопасную и комфортную среду, наполненную разнообразными стимулирующими материалами и предметами, вызывающими у ребенка желание исследовать окружающее пространство;

◄ Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности;

◄ Обеспечить успешную адаптацию детей к дошкольному учреждению;

◄ Обеспечить эмоциональное благополучие по средствам взаимодействия с ребенком (уважение у его индивидуальности, чуткость к эмоциональным состояниям, обеспечение поддержки и др.);

◄ Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции для формирования способности управлять своим психоэмоциональным состоянием;

◄ Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;

◄ Корректироватьэмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ для последующего включения саморегуляции в деятельность ребенка.

7.

Наглядные пособия (иллюстрации, фотографии, рисунки, образцы, готовые изделия мастеров).

8.

Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией

Введение.

Сенсорной комнатой обычно называют особым образом оборудованную комнату, в которой создана максимально безопасная и комфортная среда, наполненная разнообразными стимулирующими материалами и предметами, вызывающими у ребенка желание исследовать окружающее пространство.

Благодаря, своей мобильности, полифункциональности и видоизменяемости, комната чудес в нашем детском саду обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие ребенка по всем образовательным областям: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

- создание условий для прохождения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению;

- развитие психических процессов ребенка дошкольного возраста;

- коррекция эмоционально-волевой сферы.

Дошкольный возраст всегда характеризовался бурным развитием личностных, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, в которой ребенок учится самостоятельно познавать мир, проигрывать роли и позиции общения, развивать свои способности. Наша задача, как специалистов, создать для ребенка такую игру, в которой он захочет развивать свои личностные качества, познавательные процессы и эмоционально-волевые функции.

Стратегия достижения цели:

1. Составление перспективного планирования по основным направлениям:

-создание условий для прохождения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению;

- развитие психических процессов ребенка дошкольного возраста;

- коррекция эмоционально-волевой сферы.

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогами

Ожидаемые результаты:

1.Прохождение успешной адаптации к дошкольному учреждению;

2. Повышение уровня развития психических процессов ребенка дошкольного возраста;

3. Коррекцияи развитие эмоционально-волевой сферы.

1.Повышение родительской компетентности;

2. Укрепление детско-родительских отношений;

3.Формирование доверительных, партнерских отношений между воспитателями, воспитанниками и их родителями.

1. Повышение профессиональной компетенции через самореализацию;

2. Проявление профессиональной активности;

3. Организация вариативных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

Прохождение успешной адаптации к дошкольному учреждению

Развить педагогическую компетентность в области адаптации детей к дошкольному учреждению, поиску вариативных форм взаимодействия с семьей

Развить родительскую компетентность через формирование партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения

Сохранить и укрепить эмоциональное здоровье ребенка дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Повышение уровня развития психических процессов ребенка дошкольного возраста

Повысить профессиональную активность педагогов через формирование развивающего взаимодействия с ребенком и партнерских отношений с родителями

Укрепить детско-родительские отношения, сформировать умения родителей развивать своего ребенка

Развить психические процессы ребенка дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы

Повысить уровень взаимодействия с родителями и детьми через применение вариативных способов взаимодействия с семьей

Развить родительскую компетентность в коррекции (развитии) ЭВС ребенка дошкольного возраста через успешное взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

- Индивидуальные и групповые консультации;

-Проведение родительских собраний;

- Проведение мастер-классов, круглых столов;

- Совершенствование предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

- Создание картотек игр;

- Организация информационных стендов;

-Оформление выставок детских работ.

- Индивидуальные и групповые консультации;

- Организация информационных стендов;

- Проведение родительских собраний;

- Проведение мастер-классов, круглых столов;

-Совместные занятия с детьми;

-Совместные занятия с педагогами дошкольного учреждения.

-Совместные занятия с родителями;

-Наблюдение за ребенком во время ОДД;

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

- Выставка педагогических идей;

-Метод создания проблемных ситуаций.

-Метод создания проблемных ситуаций;

-Игровые обучающие ситуации.

На подготовительном этапе реализации проекта нами осуществлялась методическая работа по оснащению сенсорной комнаты новыми материалами и возможностями. Мы так же занимались отбором и подбором методической литературы, разработкой буклетов, консультаций и планов проведения мероприятий по работе с детьми, родителями, педагогами дошкольного учреждения. Так же на этом этапе мы осуществляли подбор форм, методов и средств взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Реализовывали методическую работу по поиску новых форм взаимодействия с семьей. В соответствии с целью и задачами проекта, мы составили перспективное планирование по ведущим направлениям работы сенсорной комнаты.

На основном этапе мы занялись реализацией проекта. Реализация проекта осуществлялась по трем направлениям (см. таблицы 4,5,6).

На заключительном этапе реализации проекта, мы занялись подведением итогов, обобщением и систематизацией опыта, презентацией проекта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Продолжительность проекта: декабрь 2018г – апрель 2019г

Тип проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Участники проекта: воспитатели ДОУ, родители, психолог.

Актуальность проекта:

Сенсорная комната является важным инструментом в работе психолога, логопеда, педагогов с детьми, имеющими проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, а также с детьми с ОВЗ. Наличие сенсорной комнаты в нашем учреждении является необходимой инновационной моделью для реализации комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольников для оказания им всесторонней помощи.

Сенсорной комнаты является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.

Создать сенсорную комнату для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Это удивительное место стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, психические процессы, положительные эмоциональные реакции и, конечно, уравновешивает психику ребенка.

Успешность умственного, физического, эстетического, эмоционального воспитания данной категории дошкольников в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Из всего вышесказанного следует, что сенсорная комната как инновационная модель необходима в нашем учреждении для более качественного воспитания и образования дошкольников, сохранения и укрепления психофизического здоровья, познавательного и эмоционального развития, как обычных детей, так и детей с ОВЗ.

Цель проекта:

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей.

создать и оформить сенсорную комнату в детском саду;

разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях сенсорной комнаты;

познакомить педагогов и родителей с работой сенсорной комнаты;

развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты;

развивать психические процессы у детей посредствам стимуляции мозговой активности.

Ожидаемый результат:

1. Создана современная инновационная предметно – развивающая среда в специально подготовленном помещении (сенсорная комната со специальным оборудованием).

2. Разработана система работы в сенсорной комнате, направленная на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных способностей, регуляцию психоэмоционального состояния ребенка, развитие познавательной сферы.

3. В ходе реализации проекта у воспитанников повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени дошкольного обучения; педагоги повысят свой профессиональный уровень.

Этапы проекта

I этап: подготовительный

изучение, методической литературы по созданию в ДОУ предметно-развивающей среды в сенсорной комнате

II этап: основной

создание и оборудование сенсорной комнаты;

разработка перспективного планирования, программы психолого-педагогического процесс в условиях сенсорной комнаты;

III этап: итоговый

отчет о реализации проекта;

оформление материалов проекта.

План мероприятий

1.установка оборудования в 2019 г

Оформление релаксационной зоны сенсорной комнаты.

Создание релаксационной зоны сенсорной комнаты.

Оформление зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности

Создание зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности

Оформление зоны развития мелкой моторики и моторных функций руки шнуровки, настенное тактильное панно, сенсорная тропа

Отличные варианты для создания комплекса сенсорных игр.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Сенсорная комната в детском саду Рекомендации для педагогов и специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты. Сенсорная комната – это специально-организованное пространство, которое наполнено различными стимуляторами, воздействующими на разные органы чувств ребенка. Специалисты не случайно.

Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития - Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в.

Уголок сенсорного воспитания в младшей группе

Уголок сенсорного воспитания в младшей группе Уголок сенсорного развития своими руками в группе раннего возраста. Сенсорное развитие маленького ребенка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него.

Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития - Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с помощью игровых сеансов в сенсорной комнате

Зона сенсорно-моторного развития

Зона сенсорно-моторного развития Зонирование группы детского сада это и есть создание развивающей среды вокруг ребёнка. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с.

Опыт использования учителем-логопедом игровых коррекционных технологий в световой сенсорной комнате

Опыт использования учителем-логопедом игровых коррекционных технологий в световой сенсорной комнате Опыт использования учителем-логопедом игровых коррекционных технологий в световой сенсорной комнате. Золотова Л. М, Подгаецкая И. А, Хихол Л. Б. ГБДОУ №68 Невского района, г. Санкт-Петербург. Россия Вопрос полноценного развития речи дошкольников по-прежнему остается актуальным.

Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.

Цель: создание организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку воспитанникам и сотрудникам детского дома через оформления сенсорной комнаты.

Задачи:

  1. Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.
  2. Укрепить чувство сотрудничества взрослых и детей при совместной работе над реализацией проекта.
  3. Обучить детей работать самостоятельно по принятым правилам, согласовывая свои действия с действиями остальных, доводить начатое дело до конца.
  4. Способствовать формированию дружеских отношений при совместной работе, закрепить у детей трудовые навыки, желание помогать друг другу и достигать нужного результата.
  5. Применять в психолого-педагогической деятельности детского дома новые формы и методы коррекционной работы, с детьми используя оборудование сенсорной комнаты.

Краткое описание проекта.

Проблемы:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из кровной семьи и помещения для проживания в государственные учреждения, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников и, как правило, делают это не всегда мирным путем. Ребенок, живущий в учреждении, находится постоянно в ситуации "вынужденного контроля" окружающей действительности, и это в дополнение к уже пережитой травме утраты семьи. А значит – в ситуации чрезмерного беспокойства и тревоги.
  • К тому же, ситуация усложняется наличием у детей ограничений по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость - они не могут проявить себя в группе, держатся несколько обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности.
  • Кроме того, с недавних пор особенностью нашего детского дома стало то, что в нем проживают несовершеннолетние воспитанницы, ставшие молодыми мамами. Ситуация, связанная с незапланированной беременностью, родами и воспитанием ребенка без поддержки близких родных, влияет на психику несовершеннолетних мам не лучшим образом. Их эмоциональное состояние часто неустойчиво, и поэтому нужна внешняя поддержка.
  • Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ребёнка зависит от личности воспитателя: его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгораниепедагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно. Специалисты, работающие в детском доме, подвержены эмоциональному выгоранию. Но хотя универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания - нет, вполне возможно существенно уменьшить разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Даже с позиций классической экономической теории всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности.

Чтобы компетентно помочь ребенку, нужен ряд условий. И в первую очередь, таких как:

Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и темные. Оба вида положительно воздействуют на психику человека: развивают моторику, обостряют чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние человека в равновесие.

Занятия в светлых сенсорных комнатах носят элемент игры, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Занятия в светлых сенсорных комнатах – прекрасный вариант занять ребенка.

Темная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутренне равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии и учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся в полной темноте, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом темная сенсорная комната напоминает волшебный мир.

Таким образом, темная сенсорная комната как инновационная модель необходима нашему учреждению для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и взрослых, познавательного и эмоционального развития, детей обычных и с ограниченными возможностями; для более качественного воспитания и образования воспитанников.

Оборудование

Наименование оборудования

Описание оборудования, эффект использования

Пуфик-кресло с гранулами

-удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

Маты напольные

Детская сенсорная дорожка

Сухой душ

-разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке.

Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной.

  • прозрачной колонне высотой 150 см, Æ10 см, выполненной из прочного пластика и заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

-россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.

Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации

-техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты.

Фонтан водный настольный

-источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Конструктивно настольный водный фонтан выполнен в форме дерева.

  • цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен

Этапы и механизмы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Результаты изучения эмоционального состояния участников образовательного процесса, необходимость поиска новых форм и методов коррекционной работы.

Изучение литературы/информации в Интернете по целесообразности и эффективности использования технологий сенсорной комнаты.

Подбор оборудования, исходя из его назначения и эффективности использования, для сенсорной комнаты нашего детского дома.

2 этап. Основной

Выбор помещения в здании детского дома/вспомогательного блока.

Ремонт/подготовка помещения, определенного под организацию сенсорной комнаты.

Закупка оборудования/материалов для сенсорной комнаты.

3 этап. Итоговый

Оформление сенсорной комнаты.

План реализации проекта

  1. Проведение диагностического исследования психоэмоционального состояния по методикам:

“Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер); “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк); тест смысложизненных ориентаций;Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);

Читайте также: