Проект в доу речь и движение

Обновлено: 02.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Объект проекта - здоровьесберегающие технологии и приемы нейростимуляции в работе учителя-логопеда по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста вусловиях ДОУ. Предмет исследования - использование здоровьесберегающих технологий и приемов нейростимуляции в работе учителя-логопеда по коррекции речи детей старшего дошкольного озраста в условиях ДОУ. Цель проекта - создание условий для развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.

Представленный проект долгосрочный, практико-ориентированный, направленный на развитие музыкально-ритмических способностей с использованием логопедической ритмики.

Разработка данного проекта ориентируется на его эффективное практическое применение в педагогическом процессе с детьми тяжелыми нарушениями речи.

Применение методического комплекса в практике позволяет совершенствовать коррекционный образовательный процесс в целом при взаимодействии педагогов и узких специалистов по реализации задач. Направление в работе по созданию и реализации проекта осуществляется через систематическую коррекционную работу с детьми.

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

664528, Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова,

(I квалификационная категория)

Представленный проект долгосрочный, практико-ориентированный, направленный на развитие музыкально-ритмических способностей с использованием логопедической ритмики.

Разработка данного проекта ориентируется на его эффективное практическое применение в педагогическом процессе с детьми тяжелыми нарушениями речи.

Применение методического комплекса в практике позволяет совершенствовать коррекционный образовательный процесс в целом при взаимодействии педагогов и узких специалистов по реализации задач. Направление в работе по созданию и реализации проекта осуществляется через систематическую коррекционную работу с детьми.

2.Актуальность педагогического проекта

Дошкольный возраст главный этап в развитии ребенка. Практика показывает, что детей с тяжелыми нарушениями речи с каждым годом становится больше. Прослеживается не только нарушение всех сторон речи, но и нарушение фонематического слуха, просодической стороны речи (дыхание, темп, ритм, сила голоса, выразительность), нарушение общей и мелкой моторики. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности на музыкальных занятиях: разучивание песен (ритмический рисунок, память, восприятие музыки), танцев (координация движений, внимание), в игре на детских шумовых инструментах (слуховое восприятие, контроль исполнения). При нарушении данного характера дети испытывают неуверенность, замкнутость, стеснительность.

Огромная роль в воспитании и развитии детей отводится родителям. Многие родители закрывают глаза на проблемы (речевые, двигательные) своего ребенка. Испытывают не удобства, стеснение в присутствие других людей за своего ребенка, следует вывод, что родитель не уверен в нем. Не уверенность родителей передается ребенку, и ведет к снижению самооценки.

Родители глубоко заблуждаются думая, что проблемы могут пройти сами по себе с течением определенного времени. При этом не принимают участия в его развитии, предполагая, что достаточного того, что ребенок посещает группу компенсирующей направленности.

3.Цель и задачи проекта.

Цель проекта: развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением элементов логоритмических игровых упражнений.

Для достижения данной цели определены задачи :

- разработать комплекс логоритмических игровых упражнений в коррекционно-развивающем образовательном процессе, направленных на развитие музыкально-ритмическую двигательную сферу.

- использовать элементы логоритмических игровых упражнений в музыкальной образовательной деятельности.

- поощрять инициативу, самостоятельность воспитанников в совместной образовательной деятельности.

  1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с логоритмическими игровыми упражнениями;
  2. Развитие координации движений в сочетании с музыкой и речью;
  3. Активизация укрепления мышц артикуляционного аппарата;
  4. Проявление творческой активности и чувства
    непосредственности в повседневной самостоятельной деятельности.
  1. Повышение уровня компетентности музыкальной деятельности.
  2. Творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности.
  3. Целостное воздействие на речевую систему ребенка.
  4. Речевое раскрепощение ребенка, с учетом речевых возможностей.
  1. Повышение заинтересованности в росте уровня развития правильного произношения слов и звуков в речи.
  2. Повышение музыкальной культуры.
  3. Мотивация родителей на активное сотрудничество.
  4. Повышение статуса семейного воспитания

Объект – процесс развития музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет – комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, направленный на развитие музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей работы.
Ресурсное обеспечение проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год. В работу включены субъекты образовательного процесса: педагоги, дети группы компенсирующей направленности, родители (законные представители).

Информационные ресурсы (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении, знакомство педагогов по реализации проекта).

Кадровые ресурсы (музыкальный руководитель, воспитатели группы, профильные специалисты (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя начальной школы, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе).

Материально-технические ресурсы (развивающая предметно-пространственная среда группы, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов, аудио и видео материалы, мультимедийное оборудование, интерактивный комплекс, наглядное обеспечение, пособия)

Методические ресурсы реализации проекта (разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, создание единого учебно-методического обеспечения реализации проекта, методических рекомендаций, проведение обучающих семинаров, практикумов, мастер классов.

Финансовые ресурсы. Работа по реализации проекта не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного учреждения.

4. Основное содержание педагогического проекта

Обучение и развитие детей в группе компенсирующей направленности осуществляется:

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, прослеживаются трудности в развитии музыкально-ритмических способностей. Образовательная деятельность в сфере музыки обеспечивает преодоление трудностей в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи и повышает эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Содержание проекта направлено на всех участников педагогического процесса:

  • на детей - через использование форм, методов и приёмов для развития музыкально-ритмических способностей;
  • на педагогов - через методическо-просветительскую работу;
  • на родителей - через консультирование, открытые просмотры, совместную деятельность.

Основная форма работы – организованная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная), совместная и самостоятельная деятельность. Музыкально-двигательные и речевые навыки дают возможность детям проявить свою индивидуальность в различных формах художественной деятельности в меру своих возможностей: развлечения, праздники, конкурсы, концерты.

Достичь положительных результатов с детьми с тяжелыми нарушениями речи можно лишь при создании совместной коррекционно-образовательной среды в образовательном учреждении. Комплексный подход обеспечивает взаимодействие узких специалистов, работающими с детьми: учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физическому развитию.

  1. Подготовительный.
  2. Основной
  3. Заключительный
  1. Выявление музыкально-ритмических способностей, уровня развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (метод диагностики).
  2. Создание условий для развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (развивающая предметно-пространственная среда, индивидуальный подход к каждому ребенку, взаимодействие ребенок-педагог-родитель).

3. Разработка учебно-методического комплекса:

  • перспективный план (с педагогами, узкими специалистами, родителями);
  • комплекс логоритмических игровых упражнений;
  • сборник фонотеки (ауди-видео записи)

Образовательная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Проведение музыкальных занятий. (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные с содержанием логоритмических и игровых упражнений (направленные на коррекцию моторных, музыкальных и речевых процессов);
  2. Интегрированные занятии при взаимодействии с узкими специалистами;
  3. Досуговая деятельность в ДОУ;

Взаимодействие с педагогами образовательного учреждения в коррекционно-педагогической работе по развитию музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. Педагогический час направленный на ознакомления педагогов ДОУ с понятием и элементами логоритмики.
  2. Мастер класс
  3. Консультация
  4. Оформление информационного стенда
  5. Открытый показ образовательной деятельности

Взаимодействие с родителями в организации коррекционно-развивающего деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип проекта: практико-ориентированный, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный , с октября 2018 года по январь 2019 года.

инструктор по ф/к Бускина Е.А.

Тема проекта:

Физическое развитие, развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Инструктор по физической культуре

Долгосрочный (октябрь 2018 - январь 2019гг.)

Дети старшей - подготовительной к школе группы, инструктор по физической культуре, воспитатель группы, семьи воспитанников.

Проблема проекта.

Анализируя общее развитие воспитанников нашего дошкольного учреждения, отмечено, что с каждым годом растет число детей с нарушением речи . Активный словарь дошкольников крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но никак ни словесным выражением потребностей и просто общением. В большинстве случаев это дети, которые вновь поступают в детский сад. У большинства детей дефекты речи, а это ведет к недоразвитию монологической и диалогической речи, к трудностям в обучении чтению и письму, влечёт за собой низкую успеваемость ребёнка в школе, а также проблемы в общении с окружающими, и как следствие, проявление негативных качеств личности (раздражительность, замкнутость).

Актуальность .

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни.

Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Следовательно, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути развития речевых и двигательных функций детей.

Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, где двигательная деятельность выступала бы как средство развития речи дошкольника.

Цель: развивать речевые навыки детей через подвижные игры, игровые упражнения.

Задачи проекта:

- создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника;

- формировать двигательную сферу ребенка и навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением;

- привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм работы по физическому воспитанию.

- вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в логоритмических и подвижных играх по координации речи с движением, а также в игровых упражнениях на развитие мелкой моторики; способствовать развитию выразительности речи и движений

- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений;

- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

- формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

Для педагогов:

- создать информационную базу: по ознакомлению с методическими разработками по данной теме; по реализации практического опыта в условиях ДОУ;

- создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях, пополнить развивающую среду детского сада новым дидактическим материалом.

Для родителей:

- повысить компетентность родителей;

- установить единство в подходе к оздоровлению детей в ДОУ и дома с целью формирования ЗОЖ у детей и их родителей;

- вовлечь родителей в образовательное пространство с целью непосредственного их участия в жизни дошкольников и преобразования развивающей среды.

Формы речевой работы с детьми:

Цель использования, в каких случаях используется

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

Слова–заклички в подвижных играх

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

Стихи на спортивную тематику

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

Обговаривание правил игры

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

«Жил на свете пес лохматый,

Очень важный был.

Ранним утром спозаранку

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

Различные виды расчета при построении

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

Стихи и песни тематического содержания

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.

Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика : логопедическая ритмика. Совершая определённые движения, ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.

Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

Упражнения на развитие координации речи и движения

Стоит в лесу избушка, Руки над головой изображают крышу дома.

А в ней живет Петрушка. Движение, имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Олени, носороги, Скрещивание рук над головой.

Медведи из берлоги Переступание с ноги на ногу.

Приходят друг за дружкой Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Идут после охоты Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Малиновка, овсянка,живая обезьянка, Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть.

У всех одно и то же-

Стоит в лесу избушка,

А в ней живет Петрушка.

К нему идут зверушки

Мы лопатки взяли, Движения, имитирующие носку лопаты на плече.

Вот как раскопали, Выполнять движения в соответствии с текстом.

Грабли в руки взяли, Движения, имитирующие носку лопаты на плече.

Семена рядами в землю мы сажали.

Вот как мы сажали. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два-

Вот как поливали. Движения, имитирующие полив грядок из лейки.

Урожай богатый дружно собирали. Полуприседания влево-вправо с отводом руки.

Хоровод и песни Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Сами затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Раз-два, раз-два- Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Вот как затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Вместе с солнцем ярки

Мамам, бабушкам и детям

Вкусные подарки. Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки.

Мы в лесу гуляли,

Мы грибы искали.

Раз грибочек, два грибочек-

Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок.

Рвали мы малинку.

Раз малинка, два малинка-

Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.

Яблочками мы рвали.

Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок.

Принесем мы маме

Кузовок с грибами,

Красных яблок и малинки

Полную корзинку. Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То зароются в песке. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три-

Морская фигура, замри. Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз.

Кто это? Что это?

Куа угадать? Кто это? Что это?

Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.

Это рыбацкая лодка, Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону.

А это морская звезда, Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз.

Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполнять круговые движения.

Всех разгадаю вас я. Руки развести в стороны.

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине: Широко развести руки в стороны.

Куколки и мячики,

Матрешки, медвежата- Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Все на полочках сидят, Присесть.

С нами поиграть хотят. Прыжки.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад! Исходное положение-стойка смирно.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать. Дети маршируют друг за другом.

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные-

Все такие разные. Дробно топают с продвижением вперед. Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.

Барабан гремит с утра- Дети имитируют игру на барабане.

Лапкой ударяют. Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге.

Логоритмика — это движение, движение — это здоровье Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Движение — это жизнь!

Движение — это жизнь! дним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее.

Нежелательное поведение ребенка с РАС в группе кратковременного пребывания и методы его коррекции НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАС В ГРУППЕ КП И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КЛИНОВА В. В. В качестве основных поведенческих.

Читайте также: