Проект в доу дымковская игрушка

Обновлено: 08.07.2024

азработала: Старший воспитатель МБДОУ детский сад №5 Герасименко Ю. Е.

Актуальность: Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

ВЫВОД: Знание детей о русской народной культуре, музыкальных традициях и о народных промыслах России - недостаточно.

Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.

Тип проекта: творческий проект.

Задачи проекта:

• учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;

• познакомить с предметами разных промыслов;

• учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);

• учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия;

• развивать умения и навыки рисования элементов росписи;

• развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;

• формировать основы эстетического вкуса;

• воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству,

уважение к работе народных мастеров.

Период: краткосрочный проект.

Для педагогов:

• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• знание детьми декоративно-прикладного искусства - дымковской росписи;

• умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

• обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

Для воспитанников:

• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

• появление интереса к истории России;

• формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;

• ознакомление с историей создания дымковской росписи, игрушки и конструктивными особенностями;

• развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;• активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;

• повышение нравственно - патриотического воспитания детей;

• усиление интереса и внимания к народному искусству;

• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

• повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, семьи воспитанников.

Планирование:

- упражнять в рисовании растительного орнамента легкими круговыми движениями руки;

- закреплять знания о назначении старинной русской посуды.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

• Поисковая работа о дымковской росписи.

• Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла.

• Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.

• Подбор музыкальных произведений для разучивания песен.

Основной этап:

Заключительный этап:

• Выставка поделок в стиле дымковской;


Список литературы:

1. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль академия развития. Академия холдинг, 2001. – 1995 с. ;

3. Орлова Л. В. Дымковская роспись, - М. ; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.

4. Дорожкин Ю. Т. Простые узоры и орнаменты Рабочая тетрадь по основам

народного творчества. - М. ; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.

5. Петрушина О. Русский праздничный народный костюм. -М. ; Мозаика-Синтез, 1999

6. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. – М. : Просвещение, 1985.- 128 с.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково,.

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

(В. А. Сухомлинский)

Наименование проекта: Дымковская игрушка.

Разработчики проекта: воспитатель Давыденко О. И.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

  1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
  2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

  1. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

  • беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
  • рассматривание элементов росписи
  • рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
  • занятия
  • познавательные рассказы воспитателя
  • просмотр слайдов
  • дидактические игры
  • чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
  • раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
  • рассматривание иллюстраций и др.

Взаимодействие с родителями:

Продукт проектной деятельности:

Ресурсное обеспечение проекта:

  • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
  • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
  • кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный.
  • Основной (этап непосредственной реализации).
  • Итоговый (результативный, рефлексивный).

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

ознакомление с историей промысла;

- ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;

- роспись бумажных силуэтов игрушек.

- обобщение результатов работы;

дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;

лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры.

Актуальность проекта:

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

- Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Образовательные:

- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.

- Формировать навык использования материалов для рисования.

- Учить видеть красоту дымковской игрушки.

- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,

- Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.

- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.

- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,

диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, а так же к народному

- Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный .

Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.


Этапы проекта:

I этап –подготовительный

- Изучение материала, об истории дымковского промысла.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Поиск и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

- Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий.

II этап – практический

План реализации проекта

Образовательная область

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками; продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

(Приобщение к художественной литературе)

«Стихи, загадки русские потешки о Дымке,

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

Продукт проектной деятельности:

-Создание папки образцов дымковских узоров

-Изготовление дидактических игр

Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

Планы на будущее: В свободной деятельности продолжать закреплять полученные знания о Дымковской росписи. Осенью планируется расширять знания детей о народном промысле Хохлома.

Информационно-методическое обеспечение

1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.


Описание: данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садов
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Формировать навык использования материалов для рисования.
- Учить видеть красоту дымковской игрушки.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Развивающие:
-Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки
общения.

Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, родители, дети средней группы.

Актуальность: Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

План реализации проекта:
1. Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой.
2. Подготовительный этап:
- Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла, современного его состояния.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

3. Основной этап (практический):
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.
- Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.

НОД.
Познание.
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

2) Повысить стремление родителей, дать своим детям необходимые знания о русском народном творчестве.

Задачи проекта.

1) Развивать интерес у детей и их родителей к истории возникновения народной игрушки.

2) Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушки.

3) Формировать желание и умение детей и их родителей изготавливать игрушки своими руками.

4) Продолжаем воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.

5) Заинтересовать родителей необходимостью получения и расширения знания о народной игрушке.

6) Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

7) Развивать декоративное творчество детей.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий.

Сроки проведения: март 20 15– май2015

Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.

Форма проведения: групповая.

Возраст детей: 6-7 лет

Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративно-прикладным искусством могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Актуальность: приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем селе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре. Так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Участие детей в проекте поможет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, развить познавательный интерес, сформировать навыки сотрудничества.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Интеграция образовательных областей в реализации проекта:

познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром,

художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка).

Оборудование: глина, синтетические кисточки, стеки, карандаш, ластик, емкость для воды, влажная и сухая салфетки, губка, деревянная дощечка, гуашь, иллюстрации и сами дымковские игрушки.

Предполагаемые результаты:

Развитие познавательной активности дошкольников в ходе совместной деятельности с воспитателем и родителями;

- умение отличать дымковскую игрушку от других игрушек,

- знание темы и умение рассказать о происхождении дымковской игрушки,

- создание итогового альбома с отражением поэтапной практической части работы над проектом.

I. Подготовительный, теоретический.

История происхождения дымковской игрушки.

II. Практический этап.

1. Рисование дымковской игрушки.

2. Лепка из глины дымковской игрушки.

3. Роспись дымковской игрушки.

Содержание проектной деятельности.

I этап. История происхождения дымковской игрушки.

Воспитатель: На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка. Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно ребята. Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.

Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.

кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу); далее следуют предполагаемые ответы детей:

гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;

столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;

портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.

Воспитатель: молодцы ребята.

Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?

Дети: клеточки, кружочки, точечки, пятна, волнистые полосочки.

Воспитатель: правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.

Посчитайте, сколько цветов вы видите на этой игрушке.

Дети: десять цветов.

Воспитатель: правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими, красочными и даже пестрыми.

Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.

Чтобы погрузить детей в быт, обычаи, колорит того времени, познакомить с деятельностью простого люда, ремеслами, которыми они занимались, педагог обращается к сказке "Хозяйка медной горы".

Воспитатель: Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?

Ответы детей.

Просматривание и обсуждение видеофильма о работе мастеров по созданию дымковской игрушки.

II этап. Практический.

1. Рисование и раскрашивание дымковской игрушки на бумаге и

Выводы: 1. Для росписи дымковской игрушки используется обширная цветовая гамма: красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета.

2. Орнамент самой росписи в основном носит геометрический характер: в самых разных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии.

3. В росписи используются и различные растительные атрибуты — ростки, зерна, листы, ягоды, цветы.

3. Лепка дымковской игрушки из глины.

Выводы: 1. Глина должна храниться во влажном состоянии, при этом, чем дольше она лежит, тем лучше ее качество.

2. Чем глина жирнее, тем легче она поддается лепке.

3. Сначала лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают эти части и "долепливают" целую фигуру, используя жидкую глину в качестве связующего материала. Следы лепки сглаживаются.

4. Роспись и обсуждение получившихся игрушек.

5. Изготовление альбома (одним ребёнком, отображающего основные этапы проекта.

В данном этапе могут принимать участие 1-2 ребёнка, которые впоследствии и будут защищать свой проект.

Читайте также: