Парциальная программа по изобразительной деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных техниках рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства

Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, набрызг, граттаж, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природных материалов, техника по сырому, рисование ладошками, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование по точкам. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений.

Распространение материала

Программа может быть использована в дошкольных группах детского сада, учреждениях дополнительного образования, для организации художественно-творческой работы детей дошкольного возраста в семье.

Целевой раздел

Актуальность парциальной образовательной программы.

Цель и задачи парциальной образовательной программы.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………

Возрастные характеристики развития детей……………………..

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы……………

Обоснование выбора содержания парциальной программы ….

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы………………………………………

Содержательный раздел

Тематическое планирование образовательной деятельности…..

Содержание парциальной образовательной программы………..

Организационный раздел

Кадровое обеспечение программы……………………………….

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы………………………………….

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания……………………………..

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы…………………………………………………………..

Организация развивающей предметно-пространственной среды……

Дополнительный раздел

Презентация парциальной образовательной программы

Приложение 1 Карта наблюдения

I . Целевой раздел

1.1 Актуальность

Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.

Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: развитие художественно-творческой деятельности детей старшего возраста в процессе ознакомления с различными техниками рисования.

- Сформировать представления о различных техниках рисования.

- Вызвать потребность детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

-Развивать умения и навыки изображения окружающей действительности и с помощью различных изобразительных техник.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы:

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6) сотрудничество Организации с семьей;

7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности:

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

- системно-деятельный подход как принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- гуманитарный подход как обращенность к личности через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей;

- культурологический подход как организация развивающей среды в рамках ФГОС.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа . Программа рассчитана на старший возраст.

К пяти-шести годам наступает новая фаза эстетического развития, характеризующаяся большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формирующийся на этом этапе эстетический опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки.

Ребенок совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения , украшения .

Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

- овладеет различными техниками рисования, может изображать с их помощью предметы окружающей действительности и воображаемые образы;

- воплощает в художественной форме свои переживания, чувства, мысли. Творчески активен.

- применяет опыт изображения окружающей действительности с помощью различных изобразительных техник.

В приложении 1 (с.20) отражена карта наблюдения за эффективностью реализации программы

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

-выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные) ;

-художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба);дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

-составление альбома лучших работ.

-наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования, заполнение Карты наблюдения.

II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

(техника рисования кисточкой, техника кляксография)

Коллективная деятельность: знакомство с новыми способами использования акварельных красок (примакивание, кляксография)

Индивидуальная выполнение рисунка с помощью акварельных красок способом примакивания

(рисование тонким картоном)

Групповая деятельность : наблюденияна прогулках, экскурсиях; показ иллюстрации с изображением старых и новых домов.

Подгрупповая (в парах, в микрогруппах) рисование тонким картоном.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьмио доме в котором живет ребенок

Групповая деятельность беседа, какие сказочные домики они знают. Просмотр иллюстрации сказочных домиков.

Индивидуальная Уточнение формы домиков, части, их расположение

. Подгрупповая (в парах, в микрогруппах)

Показ приема техники монотипии.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми о различных видах домов.

(техника выдувания, пальчиковая техника )

Групповая деятельность беседа об осенних явлениях природы. Просмотр картины осеннего пейзажа. Чтение стихотворения об осени. Классификация деревьевпо месту произрастания (лес, парк).Самостоятельное рисование.

Подгрупповая (в парах, в микрогруппах)

Показ приема техники выдувания и пальчиковой техники.

Взаимодействие с родителями и детьми

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми о осени.

Чтение художественной литературы - чтение стихотворений об осени.

Групповая деятельность чтение стихотворения об осени. Рисование дождика красками, анализ работы.

Индивидуальная . У точнение последовательности изображения

Чтение художественной литературы - чтение стихотворений об осени.

(техника рисования ладошками)

Групповая деятельность Показ картинки с изображением грибов (или муляжи). Уточнение формы шляпок, ножек. Показ приема техники рисования. Индивидуальная Вызвать желание добиваться получения характерной формы.

( техника фотокопия – рисование свечой)

Групповая деятельность беседа с детьми, что они видели во время прогулки (дома, деревья, снег). Знакомство с техникой, показ, способы рисования.

Наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время. Знакомство детей с техникой фотокопия.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми о зиме.

Групповая деятельность Обобщение представления детей о зимних явлениях в природе. Рассмотреть игрушку – Снеговика. Подгрупповая (в парах, в микрогруппах) Уточнение, его формы; частей тела; их величину и расположение. Показ приема техники рисования манной крупой.

Индивидуальная. Уточнение последовательности выполнения работы.

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми по картине.

( техника рисования тычком и печатками)

Групповая деятельность Слушание стихотворения

Рассматривание искусственной елочки и новогодних шаров. Беседа о новогоднем празднике. Подгрупповая (в парах, в микрогруппах)

Взаимодействие с детьми подготовка материала к занятию

Коммуникативная деятельность - беседа с детьми о елочке.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Мороз как природное явление. М орозные узоры на окнах в зимнее время. С войства гуашевых красок.

Формы, способы, методы

Групповая деятельностьфронтально со всей группой .

Продумывание содержания будущего узора.

Рисование снежинки. Выполнение рисунка при помощи свечи, соблюдение правил заполнения листа узором.

Покрытие поверхности акварельной краской.

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисование фотокопий)

эвристический (развитие находчивости и активности);

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе;

мотивационный (убеждение, поощрение);

Средства образования и развития

Материалы и оборудование: Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Виды деятельности детей: выставка

Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровоеобеспечение

Заведующая ДОУ -способствует созданию изостудии в группе.

Воспитатели- совместно организуют образовательную деятельность с детьми. Оформляют уголок по изодеятельности, оснащают необходимыми материалами.

Музыкальный руководитель -подбирает музыку по теме НОД.

Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации программы имеется мультимедиа, видео-аудио-библиотека.

Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.

Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.

Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.

Научно-методическое обеспечение Программы

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения, принятая на заседании педагогического совета, протокол № 2 от 18.10.2014г.

Сроки реализации дополнительной образовательной Программы

Организационно-образовательная деятельность по освоению содержания программы организуется 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность не превышает – 20-25 минут. Важным условием является наличие интереса каждого ребёнка к деятельности, в которую педагог вовлекает, самостоятельность выбора и самореализации в художественно – творческой деятельности

Организация развивающей предметно-пространственной среды

В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный уголок объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности.

Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Бумага для рисования, шаблоны и раскраски ( по разным лексическим темам с учетом интересов девочек и мальчиков); карандаши, фломастеры, краски, кисти разного размера жесткие мягкие, тряпочки, губки, катушки, ватные тампоны и.т.д

5. Список использованной литературы

1.Баранова Е, В. От навыков к творчеству: обучение де тей 2-7 лет технике рисования/ Е.В. Баранова ., А.М. Савельева — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

3.Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством/ О.А. Голоменникова — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий/ Т.С. Комарова — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

5.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

6.Комарова Т. С. Детское художественное творчество/ Т.С. Комарова — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

7.Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания/ Т.С. Комарова.— М.: Мозаика-Синтез,

8.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников/ Т.С. Комарова, А.И. Савенков..М., 2005.

9.Комарова Т. С, Фил л ипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда/ Т.С. Комарова, О.Ю. Фил л ипс. — М., 2005

10. Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

11. Казаковой. Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками/Под ред. Р.Г.Казаковой-М.:ТЦ Сфера,2008.

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учтом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

4.2 Программа "Природа и художник" Автор: Т. А. Копцева.

Цель программы : формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме. Программа сочетает в себе формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:

• передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;

• приобщать к мировой художественной культуре.

• Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях :

• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;

• готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;

• стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;

• способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

• готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.

Антонова, М. В. Зацепина

Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.

Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.

Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.

Автор: Д. И. Воробьева

Возрастной контингент – от 2 до 6 лет.

Основная идея программы предполагает :

• всестороннее, гармоничное развитие ребенка 2—7 лет;

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

• равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности;

• создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

Возрастной контингент – от 3 до 10 лет.

Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.

Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.

Возрастной контингент – от 4 до 7 лет.

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются веди ном комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

1. Специальный подбор музыкального репертуара;

2. Использование синтеза искусств;

3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Возрастной контингент – от 2 до 3 лет.

Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей тре тьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способ ствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы состав ляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предпо лагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

Задачи: - Воспитывать интерес к музыке, желание слушать её и подпевать. - Выполнять простейшие танцевальные движения. По программе "Малыш" с детьми 3-его года жизни проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 12-15 минут; 2 развлечения в месяц и слушание классической музыки в свободной деятельности детей. Музыкальное развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни (в режимных моментах и в работе с родителями). Ведущей формой обучения являются занятия с использованием игровых технологий

К концу года дети 1 мл. гр. могут: - Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий-низкий) - Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. - Двигаться в соответствии с характером музыки. - Начинать движения с первыми звуками музыки. - Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук). - Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен).

Художественно-эстетическое развитие в разновозрастной группе Художественно-эстетическое развитие (рисование) в разновозрастной группе Тема/дата Тема и программное содержание онод День знаний (1. Рисование.

Рябиновые гроздья. Художественно-эстетическое развитие.

Рябиновые гроздья. Художественно-эстетическое развитие. Ягоды - не сладость, зато глазу радость, Лесам украшение - птицам угощение! (Рябина) Для развития детского творчества и овладения изобразительной.

ВложениеРазмер
partsialnaya_programma_volshebnye_ladoshki_2021.docx 111.05 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Оби Новосибирской области

Парциальная образовательная программа

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Менглиева Наталья Олеговна,

Воспитатель первой квалификационной

Раздел 1. Комплекс основных характеристик рабочей программы.

1.1.1. Концепция, направленность, актуальность и новизна программы.

1.1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы.

1.1.3. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет и 6-7 лет)

1.2.Цели, основные задачи, и структурно-содержательная модель организации образовательного процесса.

1.2.1. Цели и основные задачи, принципы реализации программы.

1.2.2. Структурно-содержательная модель организации образовательного процесса.

1.3. Содержание программы.

1.3.1.Учебно-тематический план первого года обучения

1.3.2. Учебно-тематический план второго года обучения

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

1.5. Взаимодействие с семьями воспитанников

1.6. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) воспитанников

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение программы

2.3. Список литературы.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик рабочей программы

1.1.1.Концепция, направленность, актуальность и новизна программы

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе образования: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Они и составляют концептуальную основу данной программы . Б.М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.

В работах Л.А. Венгера, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Юркевич, Н.В. Гросул, О.И. Чехониной, О.М. Дьяченко доказано, что одаренность ребенка в изобразительной деятельности проявляется на ранних этапах развития, и детский рисунок может рассматриваться как показатель развития художественной одаренности.

Изобразительная деятельность детей привлекает внимание педагогов и психологов. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, В. Вунд, Г. Кершенштейнер, Ф.И. Шмит, B.C. Мухина, Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина.

В психологии и педагогике проблема детского изобразительного творчества становится одной из центральных. Рисунок как продукт изобразительной деятельности несет в себе отпечаток личности ребенка, его настроения, чувств и состояний. Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь изобразительной деятельности с различными сферами психического и личностного развития ребенка.

Программа поможет одаренному ребенку раскрыть свои способности и таланты в изобразительной деятельности.

В основу Программы положены следующие концептуальные положения :

  • возможность существования разрыва между потенциальными возможностями (способностями) ребёнка и тем конкретным, актуальным уровнем развития его способностей, который достигается к определённому моменту времени.
  • существование некоторого (возможно, весьма длительного) временного интервала, по истечении которого одарённый ребёнок начинает обнаруживать и проявлять свои способности.
  • необходимость специальных форм работы с одарёнными детьми и помощи им, выходящие за рамки традиционного обучения.

Актуальность программы заключается в том, что в современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, умеющие адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельные и конкурентоспособные. Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной среды для развития каждого ребенка.

Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.

Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. В настоящий момент растет количество специализированных школ, студий как государственных, так и частных для одаренных детей. Реализация названных задач требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Все это подчеркивает важность данной программы.

Волна возрастной одарённости в течении нескольких лет несёт на своём гребне маленьких художников. Но она уйдёт, и большинство взрослеющих детей найдёт другие предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. Однако приобретённый опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.

Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной.

Прежде всего, надо увлечь ребёнка творческой природой искусства, а потом давать ему технические средства, чтобы он мог воплощать замыслы, которые сам порождает и хочет воплотить. Нужно развивать руку маленького художника и знакомить его с приёмами изображениями. Для этого эффективнее и психологически вернее будет прибегнуть в непроизвольному обучению в игровой форме. Программа направлена на такое обучение, когда ребёнок овладевает знаниями, развивает качество, не в результате специальных усилий, а в результате деятельности, направленной на цель, незаметно для самого себя.

В настоящее время формируется система выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуально-творческой одаренности, которая включает в себя пять основных направлений, тесно связанных и интегрирующихся между собой:

1.Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала.

2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов.

3. Выявление и отслеживание динамики развития детей с признаками одаренности.

3. Дальнейшее развитие у детей творческой одаренности.

4. Работа с родителями одаренных детей.

5. Разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития (совместные педагогические объединения, совместные праздничные мероприятия, творческие выставки, театрализованные представления, интеллектуальные марафоны, состязания различной направленности и т.д.)

1.1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы

Реализация программы осуществляется в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014г. и плана мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ №729-р от 24.04.2015).

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

-Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

-Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

-Приказ от 24 февраля 2016 года N 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей.

1.1.3. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет и 6-7 лет)

Шестой год жизни (старшая группа)

Данный возраст характеризуется проявлением активности, инициативы и самостоятельности в обогащении способов действий в целом, и изобразительных в частности, дополнениями известных образов деталями на основе новых впечатлений. Дошкольник в этом возрасте активно интересуется предметами живой и неживой природы, проявляет исследовательскую любознательность. Он внимательно рассматривает окружающие ею объекты, стремится узнать у взрослого больше новых интересных сведений о них.

Дети старшего дошкольного возраста могут устанавливать взаимосвязи между природными явлениями, переход объекта из одного состояния в другое: почему желтеют листья и зеленеет трава, почему плывут облака и т.п.

Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами художественной изобразительной деятельности и проявлением художественных способностей. Формируется восприятие ритма в рисунке, развивается зрительная память детей, воображение и творческое мышление.

В рисунках дети свободно могут передавать характерные признаки предметов: форму, цвет, части и детали, пропорции. Движения руки становятся более уверенными, точными и осмысленными.

Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа)

Изобразительная деятельность детей 6-7 лет характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми изобразительно-выразительными и техническими умениями, повышением требовательности дошкольников к результату. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении,

эстетически оценивать изображение, дошкольники начинают проявлять интерес к посещению музеев искусству и творчеству. Понимают

ценность произведений изобразительного искусства

1.2.Цели, основные задачи, принципы реализации и структурно-содержательная модель организации образовательного процесса

1.2.1. Цели, основные задачи, принципы реализации программы.

Цель Программы : создать условия для самореализации и развития творческих способностей одаренных детей дошкольного возраста, в различных видах изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники рисования.

  • Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров (живописью, графикой, росписью, дизайном) и жанров;
  • Формировать умение различать виды и жанры живописи;
  • Формировать умение выполнять работу в различных техниках нетрадиционного рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, воздушные фломастеры, уголь.
  • Формировать навыки сотрудничества и умение работать в коллективе.
  • Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира;
  • Развивать творческие способности детей, художественно – эстетический вкус;
  • Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций и произведений выдающихся художников;
  • Воспитывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
  • Воспитывать нравственные качества (любовь, доброту, трудолюбие, ответственность, уважение к взрослым, женщинам, пожилым людям) и личностные качества (усидчивость, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца);
  • Повышать самооценку, уверенность в своих силах.

Принципы реализации Программы:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип доступности предполагает построение непосредственно образовательной деятельности дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.

4. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

1.2.2. Структурно-содержательная модель организации образовательного процесса

Режим занятий и объем учебной нагрузки

для детей 5-6 лет до 25 мин (1 академический час равен 25 минутам);

для детей 6-7 лет до 30 мин (1 академический час равен 30 минутам).

По итогам диагностики дети зачисляются в группу двухгодичного обучения по данной программе.

Программа рассчитана на два года обучения – 129 учебных часа, для детей в возрасте 5-7 лет.

Парциальные программы.

4. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Программа обучения дошкольников иностранному языку “Little by Little”.

5. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. Программа экологического образования до- школьников.

Другие парциальные программы:

Наталия Нищева: Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС.

В соответствии с ФГОС ДО, дошкольные образовательные организации при составлении основной образовательной программы могут использовать кроме примерной образовательной программы дошкольного образования и парциальные программы. Одной из таких программ является парциальная программа "Обучение грамоте детей дошкольного возраста". Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы дошкольников и членов их семей и предназначена для обучения грамоте детей дошкольного возраста в различных подразделениях ДОО, в учреждениях дополнительного образования, в семье. Парциальная программа может использоваться при составлении основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе любой примерной образовательной программы. Рекомендована учителям-логопедам и воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, родителям дошкольников.

При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов
Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.
Рекомендована Министерством образования РФ.

Программы экологического воспитания

Программы художественно-эстетического цикла

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. ФГОС ДО Автор Коломийченко Л.В.

В книге представлены концепция, программа и педагогическая диагностика социально- коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. В концепции рассматриваются теоретические основы социально-коммуникативного развития как одной из образовательных областей ФГОС ДО. В программе представлены задачи социального воспитания по разным сферам социально-коммуникативного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой) и содержание работы педагога с детьми. Также даются показатели социально-коммуникативного развития детей в разные возрастные периоды дошкольного детства.

Пособие предназначено педагогам и психологам ДОО, преподавателям педагогических вузов и колледжей

Программы физического развития и здоровья дошкольников

Читайте также: