Что такое этнокультурный компонент в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Игнатова Ирина Владимировна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это - живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира [1].

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [2]. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

  • принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
  • построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
  • принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.

Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории Забайкальского края, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе недели народной игровой культуры, прошедшей в нашем детском саду, дети смогли познакомиться и поиграть в бурятские, эвенкийские, русские народные игры.

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).

Поликультурное пространство музея. Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам. Современные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к различным культурам в условиях музей. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например русский костюм и предметы русского быта использовались на фольклорных праздниках, досугах, при разыгрывании этнографических спектаклей. И как приятно, напевая колыбельную песню, покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку.

Дети старшего возраста знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи. Дети пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников и шапок, расписывании глиняных тарелок и игрушек.

Во время посещения музея дети усваивают нехитрые правила поведения, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, русским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делятся своими впечатлениями об увиденном.

Таким образом, использование средств этнокультурного компонента (чтение художественной литературы, театральные постановки, народные праздники и игры, поликультурное пространство музея) позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям. Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют более высокий уровень обученности, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом большое внимание уделяется эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Педагоги знакомят детей с культурно-историческими знаниями, народными промыслами, произведениями изобразительного и музыкального искусства. С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к родному городу, забайкальскому краю, России. У детей, посещающих наше дошкольное учреждение довольно высокие показатели по развитию речи и игры. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание дошкольников повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

В настоящее время этнокультурный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании, имеющий широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающегося с его потребностям в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован этнокультурный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации этнокультурного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Как показывает, исторический опыт, потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России.

Этнокультурное воспитание – это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний детей о родной народной культуре: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии [1, с. 78].

Выделяют следующие принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:

• Достоверность – сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными.

• Занимательность – включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира.

• Доступность – информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;

• Вариативность – преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы.

• Комплексность – познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий.

• Полихудожественность – предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов.

• Эгоцентричность – подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию.

• Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона [2, с. 110].

Соблюдение указанных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности.

В группах детского сада созданы национальные уголки, с помощью материалов которых мы расширяем представления детей об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа в прошлом и в современности. В национальном уголке имеются национальные костюмы. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды и с особенностями мордовского костюма (эрзянского, мокшанского).

В уголках присутствуют так же российский и мордовский флаг, фотографии с достопримечательностями города Саранска, книги соответствующей тематики, с целью наглядного ознакомления детей с родным городом.

Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем путем ознакомления детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, домовой, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы.

Через экскурсии, произведения литературы продолжается знакомство с достопримечательностями родного города. Формируется первичное представление о народах, населяющих Мордовию, об их языках; закрепляется название города, в котором живут дети, знакомятся с названиями улиц, на которых они живут, с достопримечательностями, расположенными недалеко от детского сада или места жительства ребенка (памятники, школы, поликлиники, кинотеатры, магазины и пр.).

Одним из важных педагогических условий формирование этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи мы осуществляем путем включения следующих мероприятий в перспективное планирование работы с родителями :

– участие родителей (в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой);

– минута общения с ребенком;

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребенка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребенок будет любить, и по- настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.

Этнокультурный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Все говорят Родина. Но что, же мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина — это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место где человек чувствует себя частью этого места. Родина — это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место где нас ждут, где нам хорошо и свободно.

Мой родной край — это песни, игры, праздники, частушки, книги, язык, культура и история, это первые воспоминания из детства, это живописная башкирская природа, яркое солнце, бескрайнее синее небо и бесконечно красивые леса. В мире есть много красивых мест, но самое родное и красивое место для меня — это мой родной край. Каждый человек должен любить и защищать свою родину.

Мы часто не склонны знакомиться с прошлым нашего родного края, его историей, прошлым, культурой, культурой отношений. Как известно ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее.

Образованный человек интересуется историей и культурной традицией. У него сформированы культурные потребности: осмысленной деятельности, высшим духовным началам, стремление к нравственности. Он чувствует принадлежность к определенной культуре и этносу.

Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как важнейшим транслятором национальной и мировой культуры являются дошкольные образовательные учреждения.

Потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Этнокультурный исторический опыт должен определять своеобразие воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.

В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальных культур.

В дошкольных образовательных учреждениях происходит приобщение детей к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края.

Этнокультурный компонент пронизан жизнью в детском саду. Сопровождает детей с ясельной группы до подготовительной. В виде сказок, пословиц, небылиц и народных игр. Кругозор детей расширяется в обрядах, праздниках и обычаях.

В результате этой работы у детей формируется становление личности, мировоззрение, мироощущение, нравственное, социальное и эстетическое развитие.

Это интересная, насыщенная, манящая и яркая жизнь не оставит равнодушными детей.

Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа.

С помощью этнокультурного воспитания у детей формируется дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания.

Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание внедряется путем введения в образовательный процесс знаний духовно — нравственных ценностей, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей и культур, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.

У детей посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно — историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы.

Довольно высокие показатели по развитию речи и игре у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это обусловлено тем, что речевая активность таких детей выше, из — за того что дети часто участвуют в народных играх и праздниках, в театральных постановках, в работе художественных постановках.

Принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:

  • Достоверность — сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными;
  • Занимательность — включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира;
  • Доступность — информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
  • Вариативность — преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы;
  • Комплексность — познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий. В результате дети могут получать информацию в слуховом, визуальном и мышечном уровнях восприятия;
  • Полихудожественности, — предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов;
  • Эгоцентричность — подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию;
  • Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона.

Этнокультурный компонент повышает эффективность в воспитании образовательного процесса дошкольного учреждения.

По педагогическому опыту известно, что важным компонентом для создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания.

Успешные и высокие показатели воспитательного процесса зависит от сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Для успешного формирования сотрудничества важно представлять коллектив как большую сплоченную семью. Также необходимо организовать совместную деятельность.

Это способствует установлению взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, единению, созданию благоприятного климата в семье и в образовательном дошкольном учреждении.

Соответственно разумно организовать совместное часть работы с детьми и родителями, поставленные задачи и проблемы решать сообща. Объединить усилия для достижения высоких результатов не ущемляя интересов друг друга.

Партнерство родителей и педагогов дает возможность лучше подобрать подход к ребенку, посмотреть на него с разных сторон, наладить контакт в разных ситуациях, следственно помочь родителям в понимании индивидуальных характеристик ребенка, а также успешного преодоления возможных трудностей в воспитании.

Этнокультурное образование дошкольников в ДОУ статья на тему

Россия — страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов — важное достижение всех россиян.

Детство — это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащению его духовного мира. Поэтому актуальным становится вопрос об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста этнокультуры через патриотические чувства и толерантное отношение к людям других народов, живущих на территории малой Родины.

1. Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

2. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов Кавказа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

3. Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.

4. Воспитания любви и уважения к своей Родине, к своей нации, этнокультуре и толерантного отношения к представителям других национальностей, а также своей малой Родины.

Знакомство детей с культурой народов Кавказа.

Сравнение и нахождение сходства двух культур.

Воспитание уважения к собственной культуре и культуре другого народа.

Для этого необходимы:

• Беседы о достопримечательностях природы Кавказа, просмотры видеофильмов.

• Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин с изображением природы Кавказа.

•Пение песен, разучивание танцев.

•Знакомство с творчеством К. Хетагурова.

•Разучивание стихов современных поэтов Осетии.

•Целевые прогулки по городу. • Экскурсии с различной тематикой о городе. • Праздники, развлечения. • Тематические выставки. • Встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.

Побуждение детей к нахождению предмета по описанию, расширение знаний о предметах быта.

Материалы: Предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

Закрепление знаний детей о народных сказках, о национальных героях.

Расширение знаний детей о народных промыслах.

Игровые действия: Ребенок выполняет роль артиста. Он рассказывает о народной игрушке, которая ему больше всего понравилась.

Формирование представлений о национальных костюмах по его элементам (папаха, кафтан, сапоги и т. д.) и цветовой окраске.

Цель: Уточнение и расширение представлений о многообразии материальной культуры народов мира на основе их жилищ.

Учить детей соотносить представителей животного мира со средой их обитания.

Тема: Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям (Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, З. А. Богатеева, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др.). Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепциях гуманистического воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. И. Ильин и др.), на признании детства как культурно-исторического феномена (Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцева).

Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.

Этнокультурное представление – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурных представлений .

Учитывая потребность развивающейся личности, специфику социального окружения, полиэтничность общества, задачи воспитания, основополагающими принципами создания этнопедагогических технологий, являются:

культурологический, при этом подходе результат личностно-ориентированного образования – это человек культуры, который гармонично сочетает в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность (Е. В. Бондаревская);

принцип народности – развитие ребенка как личности, восходящей от родной этнической культуры к мировой через общероссийскую в системе целостного, вертикального, непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста;

принцип природосообразности – учет в образовательном процессе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, целостное развитие личности, расширение ее кругозора, формирование мировоззрения, развитие самосознания;

принцип компетентности, компетентность – базисная характеристика личности, отражающая достижения человека в развитии отношения с другими людьми .

Этнокультурная компетентность рассматривается в структуре общей социальной компетентности дошкольника, которая является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Можно определить некоторые направления, характеризующие основы этнокультурной компетентности дошкольника. Прежде всего, они связаны с навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, эмоциональными проявлениями, знаниями, характеризующимися эмоциально-побудительной направленностью, способами творческого преобразования. Для дошкольника этнокультурная компетентность характеристика развивающаяся. Говорить о полной готовности ребенка к осознанному восприятию, взаимодействию, сотрудничеству в полиэтнической действительности не приходится. В большей степени этнокультурная компетентность связана с наличием у детей представлений о своей национальной культуре, специфике поликультурного окружения, с дифференциацией основных понятий, с характером проявляемых чувств и отношений. Вполне очевидно, что данные характеристики и должны составлять основу этнокультурной компетентности дошкольников .

Таблица 1 – Технологическая карта формирования этнокультурной компетентности.

Методы формирования этнокультурной компетентности

Представление о полиэтнической действительности, об общности культурного исторического прошлого народов

Методы, направленные на развитие познавательной активности

Осознание своей этнокультурной принадлежности, положительное отношение к людям различных этнических групп

Методы, направленные на развитие чувства сопричастности к культурно-историческому наследию своего народа

Развитие социальных способностей и навыков поведения

Методы, направленные на творческое развитие и преобразование

Содержательный компонент этнопедагогической технологии конкретизирует общую цель задачами для разных возрастных групп и базируется на принципах отбора содержания: доступности и последовательности; эмоциональной насыщенности и личной заинтересованности, побудительности.

Дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом образования – вид образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного уровня образования в пределах стандарта и обеспечивающего изучение национального языка, культуры, традиций народа – носителя языка .

Современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного воспитания дошкольников. Приведем подробный анализ комплексных и парциальных программ.

Целью данной программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-эстетического, физического развития. Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении. Данный модуль программы предполагает организованную деятельность педагога с детьми, проведение режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре, быту;

формирование представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране;

воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли .

Задачи, которые ставятся авторами программы:

приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры;

воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;

развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Воспитываясь в рамках данной программы, дошкольники узнают, что:

существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т. д.);

каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать;

жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом .

1) ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью;

2) ознакомление с историей русского народа, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;

3) изучение исторических документов и классических произведений русской литературы .

Программа имеет следующие направления работы:

1) воспитание любви к родному дому: семье, малой родине - городу, краю и большой Родине – России;

2) приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;

3) развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями .

Для этого авторами были установлены следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, хороводы и т. д.).

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Обобщая сведения о программах этнокультурного воспитания дошкольников, можно сделать выводы, что современные программно­методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений этнокультурного воспитания детей:

- в процессе постижения детьми основ традиционной на родной культуре и традиций семейного воспитания дошкольников совместно с родителями (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. Н. Новицкая, Т. Я. Шпикалова и др.);

- через социализацию детей и вхождения их в общественные отношения, в том числе, характеризующиеся собранностью (коллективистской) направленностью и ориентацией на святоотеческие духовно-нравственные идеалы (В. В. Абраменкова, Н. И. Алексеева, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева и др.);

- через ознакомление детей с искусством родного народа (Л. М. Данилова, Р. Г. Казакова, Л. В. Куцакова, О. П. Радынова, Л. Л. Шевченко и др.);

- через ознакомление воспитанников с красотой родной природы и усилием краеведческого направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников (М. В. Воробьева, В. Р. Лисина, Л. В. Менджерицкая и др.). Особый интерес в связи с этим представляют исследования, в которых открытие ребенком красоты окружающего мира сочетается со знанием места и роли в нем человека творца (Т. И. Алиева, М. А. Васильева, С. А. Золочевский и др.).

знакомит детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха;

воспитывает любовь и бережное отношение к родному языку;

расширяет представление детей о разных видах и формах искусства;

формирует уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

развивает способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества .

Для реализации методики предлагается включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую; использование краеведческого опыта [24].

рассказы детям, что Россия – страна многонациональная, воспитанию у них чувства уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

знакомство детей с различными традициями русского народа, с его культурой [2].

Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Построение педагогического процесса по реализации национально­регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает преимущественное использование аутентичных образцов. Такой подход потребует создания специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять ее, отражая неповторимый колорит национальной культуры.

Эффективное формирование этнокультурных представлений зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:

  • Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную и др.
  • Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: а) жизнедеятельности детей в семье; б) наблюдений (экскурсии, досуги); в) образовательной работы.
  • Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор – дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
  • Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
  • Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
  • Целевые прогулки,экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов .

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурных представлений дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- Привлечения родителей к проведению занятий.

- Участия родителей в выставках семейного творчества.

- Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.

- Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детских садах.

- Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.

- Проведения совместных прогулок и экскурсий.

- Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.

- Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Выделяют следующие методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурных представлений детей:

4. Сюрпризные моменты.

5. Метод моделирования и конструирования.

6. Заполнение карты.

7. Метод проектов.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников .

Таким образом, современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного образования дошкольников. Имея в своем распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к национальной культуре, базу основных методов и приемов, творческий педагог-воспитатель может разработать собственные варианты, выбрать нужные средства обучения и воспитания, скорректировать, подстроить их в соответствии с возможностями конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Читайте также: