Проект технопарк в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Малева Светлана Ивановна

Организация: МБДОУ ДСКВ № 34

Населенный пункт: Краснодарский край, ст–ца Ленинградская

В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. Технопарк детского сада делает акцент именно на познавательно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение новых и объективных знаний. Одним из значимых направлений данной деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.

Преимущества технопарка в детском саду состоит в том, что это оптимальная площадка для развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество, направленное на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни. Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде. Кроме того, в процессе коллективной деятельности в лабораториях технопарка воспитывается ценностное отношение как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого.

Общаясь с воспитанниками, мы слышим разные истории о том, в какие игры играют дети в выходные дни. Чаще всего это игры с конструктором, игрушки персонажи из известных современных мультфильмов, компьютерные игры. Такие ответы дают дети чаще всего. Чем же можно увлечь современного ребенка?

Проект, реализуемый в нашем детском саду, решает задачи формирования предпосылок инженерного мышления через использование современного технического оборудования и формирует информационно – технических компетенции, которые будут востребованы в высокотехнологическом обществе в будущем и могут оказать помощь в профессиональном определении воспитанников.

На первом этапе понятие о последовательности формируется на примерах окружающего мира и жизненного опыта ребенка: временные (год, месяц, дни недели), деятельностные (порядок выполнения каких - либо действий, обозначенных символом). Дети понимают, что любое понятие и действие можно обозначить символами. Уже на данном этапе показывается линейность.

Это режим игры для развития эмоционального интеллекта детей и режим программирования. Ребенок с помощью следов-карточек выкладывает программу, а потом программирует питомца, используя кнопки-стрелки на его спинке. С этим набором лучше всего играть на полу, так как он требует большого пространства, у Скампер большой радиус движения в этих режимах работы.

Фабричный вариант ковриков для робота BEE BOT уже с готовым нанесенным изображением имеют разные сюжеты.

Второй вариант – это самостоятельно изготовленный коврик. Работая в детском саду компенсирующего вида, в группе с детьми с ОВЗ, мы используем карточки для данного коврика, согласно лексической теме недели.

Один ход пчелки – это одна клетка. Сначала надо посмотреть на коврик и выбрать путь, по которому робот придет к своей цели. Выложить путь стрелками рядом с ковриком. Перед началом работы нужно стереть кнопкой предыдущие команды. Стрелки обозначают направление: вперед, назад, вправо, влево.

Далее при помощи стрелок необходимо выложить нужный маршрут рядом с ковриком. Отвести пчелку к заданной цели. Отлично помогают загадки для определения начальной и конечной точки маршрута. Таким примером может послужить загадка, отгадав которую, дети определяют к какой геометрической фигуре можно привести робота.

Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. (Треугольник)

Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)

А использование цикла позволяет сократить линейную программу. В игровой форме не заучивая понятия, ребенок на уровне действия понимает принцип ветвления и цикличности программы. И может на своем уровне объяснить, зачем это необходимо сделать.

Овладев предыдущими правилами программирования, ребенок составляет несколько алгоритмов и включает выполнение одного в другой.

Таким образом само оборудование помогает нам идти в работе с детьми от простого к сложному и это касается не только самого процесса программирования.

Дети осваивают разные системы управления и связи.

Мини-роботы вводятся в работу с детьми с не большим разрывом во времени, подключая их друг к другу. Работа с ними идет параллельно с чередованием.

Играя, закрепляют полученные ранее знания, закрепляют знание программы. Идет объединение в малые группы. Первый ребенок составляет лабиринт и ставит цель. Второй ребенок пишет программу ее достижения. Третий ребенок управляет роботом, озвучивая, составленную программу. Четвертый выполняет команду, беря на себя роль робота.

  • цели – это успех всей команды. Ребенок встает на позицию робота. Пропускает ее через себя.

Все наши мини-роботы имеют возможность составления простых линейных программ. Дальнейшее усложнение идет по мере усвоения материала детьми. Это объясняет поддержку постоянного интереса к программированию роботов. Принцип, заложенный в них одинаков - путь по лабиринту к цели. Но за счет разнообразия используемого оборудования, разных принципов его работы управления и имеющихся действий функционального усложнения детский интерес всегда остается на высоком уровне.

Популярность робототехники среди наших воспитанников с каждым годом растет. Она позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление, логику, учиться работать сообща в команде, вовлекает ребенка в мир творчества, является стимулом для получения новых знаний.

  • Способствует развитию умения планировать этапы и время своей деятельности;
  • Формирует умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;
  • Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие "функция";
  • Способствует развитию физической активности, снижает дефицит движений у современных детей;
  • Способствует повышению мотивации к познанию окружающего мира.

Таким образом, игра в IT-граде погружает детей, казалось бы, во взрослую деятельность создания программ, но на достигнутом ими уровне и в игровой форме, а на выходе позволяет иметь большой интерес к программированию.

Список литературы

1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК: ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Сенцова Н.А., заведующий МАДОУ «Центр

Суворова Т.А., заместитель заведующего по

ВМР МАДОУ «Центр развития ребенка –

Сардарова Е.В., воспитатель МАДОУ «Центр

Всё ускоряющийся технический прогресс ставит перед обществом совершенно новые и сложные научно-технические задачи. Необходимо создавать оригинальные конструкции сложнейших машин и приборов, внедрять автоматику во все отрасли народного хозяйства. А это предполагает не только наличие подготовленных и инициативных кадров, умеющих их использовать, но и широкое развитие технического творчества. Формирование глубокого, подлинно творческого отношения к технике у дошкольников, которые лишь со временем будут ею заниматься, — важная общеобразовательная и воспитательная задача.

В этой связи ключевыми задачами образовательного учреждения являются формирование технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров в системе общего и дополнительного образования, создание условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук, занятий научно-техническим творчеством, организация тематического отдыха и сетевого проектного взаимодействия. В условиях низкой мотивации дошкольников к познанию и научно-техническому творчеству особую актуальность приобретает задача по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию особых пространств и форм для интеллектуального развития детей, их подготовки по программам инженерной направленности.

Адекватным ответом на это требование является разработка и реализация комплексной системы мер, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, укрепление в их социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание условий для творческого общения, развитие научной и экономической базы для работы над исследовательскими проектами.

В 2017 году "Центр развития ребёнка - детский сад № 4" вошёл в число победителей областного конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами проекта "Уральская инженерная школа" и получил грант на создание детского технопарка. Благодаря гранту была расширена материально-техническая база образовательного учреждения, были созданы лаборатории для осуществления практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ.

Детский технопарк представляет собой структуру, состоящую из лабораторий, на базе которых создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей исследовательских, конструкторских, творческих способностей детей: техническая лаборатория, естественно – научная лаборатория, оранжерея, детская метеостанция, детский планетарий, анимационная студия, шахматная студия.

В рамках занятий анимационной студии дошкольники получают первый опыт создания мультфильмов, анимационных фильмов, учатся ориентироваться в приложениях и программах для создания мультфильмов, закрепляют навыки работы с разнообразными изобразительными средствами и инструментами, приобретают первые навыки профессии мультипликатора.

Деятельность естественно – научной лаборатории направлена на раннее знакомство с основами физики, экологии на примере простейших экспериментов с предметами, окружающими детей в обычной жизни, и способствует формированию мотивации к обучению, познанию, стимулирует интерес к исследовательской деятельности. Умения и навыки исследователя, полученные на специально разработанных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего образовательного учреждения является метеостанция . Метеостанция дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами , с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов , обеспечивает проведение наблюдений , практических работ , помогает организовать систематические наблюдения за погодой , сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучить микроклимат территории детского сада и познакомить детей с профессией метеоролога.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Продуманная организация обучения, специальных наблюдений в оранжерее детского сада развивает, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Детский планетарий способствует развитию у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях, для знакомства с планетами, вращающимися вокруг Солнца, созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмениями.

Сегодня любой воспитанник нашего детского сада может попробовать свои силы в инженерном деле и прикоснуться к современным технологиям. Таким образом, предоставлен равный доступ детей к интересным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и концентрации на ранней профориентации с последующим построением индивидуальной образовательной траектории, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстро меняющихся условиях современности.

Детский технопарк – это инновационный подход к работе новой системы дополнительного образования. Благодаря технопарку дети от 2-до 7-ми лет получают начальные профессиональные знания и навыки по техническим дисциплинам на самом высоком уровне. Созданная инновационная структура Технопарка позволила вывести научно-техническое творчество детей дошкольного возраста на более высокий качественный уровень развития. Анализируя результаты деятельности структурных подразделений Технопарка можно с уверенностью сказать, что такая форма организации научно-технической деятельности обучающихся как Технопарк является одной из перспективных и оптимальных форм организации научно-технического творчества детей по программам дополнительного образования.

Технопарк - это не место работы, это состояние ума! Это образовательное поле деятельности креативно мыслящих людей, людей нового поколения.

Матяш Н.В., Мезенцева И.А., Матюхина П.В. Развитие технических способностей учащихся всистеме дополнительного образования детей: Учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей. - Брянск: БИПКРО, 2014. - 148 с.

Емельянова И.Е. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов – Челябинск: Рекпол, 2011. – 131 с.

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

ВложениеРазмер
proekt_tehnopark1.doc 813 КБ

Предварительный просмотр:

Проект технопарка "КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Проект в стадии долгосрочной разработки

• Развивать познавательную инициативу и интеллектуальные способности детей;
• Побуждать детей принимать активное участие в элементарном безопасном экспериментировании, анализировать полученный результат;
• Познакомить детей с разнообразием источников знаний (взрослые, книги, интернет) и побуждать к самостоятельному поиску информации;
• Обогатить и систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах;
• Обогащать представления родителей о вариантах интересной партнерской деятельности с детьми;
• Привлекать семьи наших воспитанников к совместной партнерской деятельности дома и в стенах детского сада в содружестве с педагогами;
• Побуждать родителей продолжать и развивать темы, затронутые в детском саду.

Социальная значимость проекта:

Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Понимая, что дошкольные учреждения, - первая ступень в образовании, особую актуальность приобретает проблема развития познавательной инициативы дошкольников. Проект "Космическая лаборатория" направлен на поддержку детской инициативы, так как именно она является стержнем, вокруг которого формируется активная, стремящаяся к познанию личность, которая достойно представит Россию на международной арене. Наши дети - наше будущее!

Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда, педагогическое взаимодействие, кадровый потенциал.

3.2.2. Название проекта

3.2.3. Срок реализации проекта: 2021-2023гг.

3.2.4. Ключевые слова: интерактивная предметно-пространственная среда, технопарк, исследовательский проект, воспитательно-образовательный проект, моделирование, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ПДДТТ), безопасность дорожного движения – БДД.

3.2.5. Основная идея проекта

3.2.6.Актуальность проблемы

Анализ потребностей заинтересованных сторон:

1. Государство заинтересовано в реализации ФГОС ДО, обеспечении надлежащего качества образовательного процесса, формировании культуры безопасного поведения, снижении показателей детского травматизма на дорогах. При этом, существующие в ДОУ среды и методики не обеспечивают надлежащего качества образования, не соответствуют современным требованиям.

2. Анализ статистических данных о состоянии детского травматизма по Московской области показал необходимость акцентирования внимания всех заинтересованных сторон на главной ценности – жизни и здоровье ребенка. В Раменском районе отсутствуют интерактивные оборудованные игровые среды для работы с детьми по вопросам безопасности на дорогах. Существующие условия не обеспечивают надлежащего качества образовательных услуг.

3. ОГИБДД района заинтересовано в сотрудничестве с ДОУ с целью доведении до сведения родителей и общественности информации, касающейся культуры безопасного поведения на дорогах, снижение показателей детского травматизма в районе. При этом, у ОГИБДД отсутствуют ресурсы для проведения мероприятий по профилактике ДТП с участием детей.

4. Родители заинтересованы во всестороннем развитии детей, их здоровье и безопасности. При этом, существует потребность в повышении педагогическая компетентность родителей.

5. Педагоги ДОУ района и области имеют потребность в развитии и повышении профессионального уровня, освоении современных технологий работы с детьми. Существующие программы повышения квалификации не охватывают в достаточной степени вопросы работы с детьми по развитию культуры безопасного поведения на дорогах. Отсутствуют современные интерактивные материально-технические условия и среды, учитывающие особенности современных дошкольников, позволяющие организовать работу с использованием современных образовательных технологий.

7. Вместе с тем, существуют определенные ограничения в реализации подобных мероприятий, связанные с несовершенством предметно-пространственной среды, а именно: отсутствии оборудованной интерактивной площадки; современных действующих стендов по профилактике ДДТТ; интерактивных столов и досок, программного оборудования.

Анализ существующих противоречий между потребностями заинтересованных сторон и возможностями ДОУ по удовлетворению этих потребностей позволил сформулировать проблему: какой должна быть современная интерактивная развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая обеспечить высокое качество образования, организовать работу с детьми с использованием современных технологий, объединить усилия заинтересованных сторон в деле развития у дошкольников культуры безопасного поведения.

3.2.7. Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации:

Анализ запросов заинтересованных сторон и опыта ДОУ по их удовлетворению позволил выявить определенные ограничения: отсутствие современных материально-технических условий, учебно-методического обеспечения, недостаточной подготовки педагогов ДОУ района. Оценка исходного состояния определила необходимость совершенствования предметно-пространственной среды ДОУ для повышения качества образовательного процесса. Проект нацелен на развитие муниципальной системы дошкольного образования Раменского района, повышение качества образовательных услуг в части формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах . Интерактивная среда технопарка позволит обеспечить организацию работы с детьми с использованием современных педагогических технологий, привлечь к совместной работе заинтересованных социальных партнеров, обеспечить высокое качество образовательного процесса, решить приоритетную задачу по охране жизни и здоровья детей.

3.2.8. Новизна проекта заключается в следующем:

1. Анализ существующей практики ДОУ района и области позволил сделать выводы об отсутствии современной интерактивной, технологичной среды, позволяющей организовать качественный образовательный процесс с использованием современных технических средств и с использованием современных педагогических технологий.

2. На базе ДОУ будет создана уникальная для района предметно-пространственная среда, включающая в себя технически оборудованные лаборатории для реализации программ проектной деятельности, получению дошкольниками первичных представлений об устройстве и особенностях работы транспортных средств, развитию культуры безопасного поведения на дорогах, создающая условия для внедрения в педагогическую практику современных инновационных педагогических технологий.

4. Реализация проекта обеспечит научное и методическое сопровождение деятельности специалистов системы образования, а также взаимодействие учреждений сферы образования с общественными институтами в рамках социального партнерства.

6. Будут созданы условия для распространения продуктов инновационной деятельности, разработанных в ДОУ №12: нормативных, методических документов, обновлённого содержания дошкольного образования, новых педагогических инновационных технологий и учебно-методических материалов по теме проекта.

3.2.9. Цель проекта

3.2.10.Ключевые задачи проекта

1. Разработка развивающей интерактивной предметно-пространственной среды, включающей в себя специально организованное пространство, лаборатории для занятий с детьми, материалы, оборудование и инвентарь, интерактивный автогородок для реализации программ занятий с дошкольниками в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

3. Разработка пакета нормативных и учебно-методических материалов: программы проектной деятельности, тематических планов учебных занятий, игр, соревнований, семинаров, планов работы кружков на базе детского технопарка.

6. Подготовить и провести комплекс мероприятий для ДОУ района и области по распространению опыта.

3.2.11.Ожидаемые результаты проекта

1. Повышение качества образовательного процесса за счет внедрения современных инновационных форм работы с дошкольниками, снижение детского травматизма на дорогах.

2. Развивающая интерактивная предметно-пространственная среда, включающая в себя: технически оборудованное пространство для проведения занятий в рамках лабораторий, интерактивный автогородок, комплекты методических материалов, инвентарь, компьютерные программы, интерактивные доски и стенды, разработанные планы занятий и проектной деятельности.

4. Расширение спектра образовательных услуг для воспитанников и их родителей с учётом потребностей, возраста. Планы занятий в учебно-игровых лабораториях, планы семинаров, круглых столов, консультаций.

5. Комплексная программа взаимодействия с учреждениями, органами ГИБДД, специалистами в области охраны жизнедеятельности и безопасного поведения детей на дорогах.

6. Программа повышения квалификации педагогов и руководителей МДОУ по формированию культуры безопасного поведения детей на дорогах и профилактику ДДТТ.

7. комплекс мероприятий для ДОУ района и области по распространению опыта.

3.2.12. Ожидаемые эффекты проекта

1. Повышение рейтинга ДОУ в районе.

2. Увеличение количества дошкольников, стремящихся обучаться в ДОУ в рамках дополнительного образования на базе детского технопарка.

3. Удовлетворенность администрации и родителей работой ДОУ.

4. Создание единых подходов в районе по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.

5. Увеличение количества социальных партнеров и образовательных организаций, заинтересованных в проведении совместных мероприятий

3.2.13. Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области

Опыт ДОУ по реализации проекта может быть перенесен и использован образовательными учреждениями Московской области в рамках работы по формированию у дошкольников культуры безопасного поведения на дорогах. Инновационные продукты для распространения опыта ДОУ: модель развивающей предметно-пространственной среды, структурно-функциональная модель Детского технопарка, программы занятий для разных возрастных групп, программа повышения квалификации для педагогов ДОУ. Распространение опыта ДОУ будет реализации интересов государства и общества, с истематизации и технологизации современных программ и методик, объединённых в технопарке, реализации их в практической деятельности, а также созданию эффективной системы обобщения и распространения педагогического и управленческого опыта по решению проблемы детской безопасности на дорогах.

Читайте также: