Что проверяет росприроднадзор в школе

Обновлено: 05.07.2024

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.

В его функции входит государственный земельный надзор, лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, охотничий надзор, а также надзор за:

  • геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
  • использованием и охраной водных объектов;
  • континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
  • исключительной экономической зоной России;
  • охраной озера Байкал и т. д.

Предприятия, оказывающие воздействие на перечисленные объекты, рано или поздно столкнутся с проверкой Росприроднадзора. Она может быть плановой и внеплановой. Перед началом нового года Росприроднадзор разрабатывает план контрольных мероприятий. Ознакомиться с ним можно на сайте Росприроднадзора или Генпрокуратуры. Плановой проверки стоит ждать один раз в три года, а внеплановая проверка может проводиться чаще по следующим основаниям:

  • истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;
  • приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ;
  • обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру;
  • обращение граждан о нарушении прав потребителя.

Порядок проведения проверки отражен на схеме:


Что проверит Росприроднадзор

Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Обязательно потребуются:

  1. Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
  2. Документы о назначении на должность руководителя.
  3. Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
  4. Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
  5. Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и обучения по экологической безопасности.
  6. Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
  7. Квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
  8. Госотчетность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
  9. Первичная отчетная документация по охране атмосферного воздуха:
  10. журнал учета стационарных источников и их характеристик;
  11. журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха;
  12. журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
  13. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
  14. Разрешение на выбросы стационарными источниками.
  15. Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
  16. Паспорта на газоочистные установки.
  17. Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
  18. Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
  19. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
  20. Отчетность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  21. Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
  22. Паспорта опасных отходов.
  23. Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
  24. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
  25. Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Как подготовиться к проверке

К плановой проверке можно подготовиться заранее. Лучше всего провести независимый экологический аудит. Он поможет выявить, какой документации в области охраны окружающей среды недостает и соответствует ли деятельность предприятия нормам и правилам обращения с отходами, охране атмосферного воздуха и поверхностных и сточных вод.

После аудита нужно подготовить список недостающих документов и план мероприятий по устранению существующих нарушений. Выполнять план мероприятий можно самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонней организации, которая поможет подготовить отчетные документы по экологии.

К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 ч до начала проверки. Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке работодателя не уведомляют. Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:

  • с инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты;
  • четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении и только проверенные факты – без предположений;
  • дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством и т. д.

Запомните, чего не следует делать при проверке:

  1. Оправдываться в нарушениях и лгать.
  2. Перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту. Если вам кажется, что проверка проводится с нарушениями, пометьте это себе, чтобы оспорить результаты проверки.
  3. Оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами.
  4. Отказываться от подписания акта проверки. Это довольно бессмысленно, лучше сделать в акте пометку о том, что вы не согласны с результатами проверки.
  5. Поддаваться на провокацию и грубость проверяющего.

Комментарий эксперта SRG-ECO

Проверка должна проводиться согласно ее цели, обозначенной в распоряжении о проверке. Если под видом внеплановой проверки по ранее выданному предписанию фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, то вы вправе оспорить результаты такой проверки.

Проверка Росприроднадзора

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения "экологические" проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

Плановая проверка Росприроднадзора


План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

  • официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Плановая проверка Росприроднадзора

Рис. Распоряжение Росприроднадзора о проведении плановой проверки организации

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

  1. наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
  2. издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

  • нарушение прав потребителей;
  • истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
  • по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • безопасности государства.
  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).
  1. наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  2. предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Сколько стресса испытывает природопользователь, когда видит свое предприятие в ежегодном плане проверок? А сколько теряет нервных окончаний, когда внезапно получает извещение о том, что через три дня, а то и завтра состоится внеплановая проверка? Знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей надзорного органа поможет сохранить спокойствие, а в некоторых случаях даже упростит прохождение проверки.

Целых восемь лет мы жили по административному регламенту Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее — ФГЭН), утвержденному Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, однако настало время перемен и обсуждения усовершенствованного издания данного регламента.

В статье будем использовать следующие сокращенные понятия:

• проверяемое лицо — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, в отношении которого осуществляется проверка, включая руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица;

• обязательные требования — требования в области охраны окружающей среды, установленные международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, проверка соблюдения проверяемыми лицами которых является предметом ФГЭН;

• Росприроднадзор — центральный аппарат Росприроднадзора и его территориальные органы, а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в случае передачи им части полномочий по ФГЭН на основании соглашения.

Например, таким органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее — МинЖКХ МО), которое на основании соглашения наделено полномочиями осуществлять[1]:
• федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
• государственный земельный надзор;
• государственный надзор в области обращения с отходами;
• государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
• государственный надзор в области использования и охраны водных объектов в отношении отдельных проверяемых лиц.
Так, МинЖКХ МО при реализации полномочий по осуществлению ФГЭН для нас является Росприроднадзором, который также обязан руководствоваться Регламентом.

Регламент представляет собой актуализированную версию сразу четырех регламентов Росприроднадзора, утративших силу с 06.04.2021:

Виды надзора

Регламенты

(утратили силу с 06.04.2021)

Федеральный государственный экологический надзор

Приказ Минприроды России от 29.06.2012 № 191

Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ) федерального значения

Приказ Минприроды России от 09.03.2017 № 79

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях ООПТ

Приказ Минприроды России от 12.10.2017 № 553

Федеральный государственный лесной надзор (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях ООПТ федерального значения

Приказ Минприроды России от 12.10.2017 № 554

Снижение нормативной нагрузки на природопользователей и надзорные органы за счет сокращения числа нормативных правовых актов (далее — НПА) очень ценно, т.к. вся информация, последовательность действий и требования собраны в едином документе.

Регламент содержит:

• требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора);

• состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

• порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора);

• досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц.

Применение Регламента распространяется на осуществление Росприроднадзором следующих видов ФГЭН (см. рисунок).

Виды надзора, на которые распространяется действие Регламента

В статье рассмотрим права и обязанности инспектора и проверяемого лица при осуществлении ФГЭН, а также приведем примеры из практики промышленного эколога при участии в проверках Росприроднадзора.

[1] См. Соглашение между Росприроднадзором и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 № 1646-р; Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденное Постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

Росприроднадзором проводятся плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Территориальный орган Росприроднадзора за несколько месяцев до конца года разрабатывает план проведения плановых проверок, который подлежит согласованию с региональной прокуратурой и направляется в Генеральную прокуратуру для формирования сводного плана проверок.

Основанием для проведения внеплановой проверки могут являться:

  • истечение срока выполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований в области природоохранного законодательства;
  • приказ или распоряжение руководителя органа госконтроля или надзора, изданный для исполнения поручений Президента РФ или Правительства РФ;
  • поступление в контрольно-надзорные органы обращений и заявлений граждан, организаций, информации, поступающей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо из средств массовой информации о перечисленных ниже фактах:
  • угроза причинения либо нанесение вреда жизни и здоровья граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций, несущих природный и техногенный характер;
  • в случае нарушения прав потребителей (обращения граждан, права которых нарушены).

Как подготовиться к проверке Росприроднадзора

Для того чтобы проверка Росприроднадзора прошла без наложения штрафа и предписаний необходимо к ней подготовиться:

Шаг 1. Провести независимое экологическое обследование (внутренний аудит) предприятия на предмет:

  • наличия (отсутствия) нормативно-разрешительной и отчетной документации в области охраны окружающей среды;
  • соответствия деятельности предприятия санитарным нормам и правилам в области обращения с отходами производства и потребления, деятельности в области охраны атмосферного воздуха и охраны поверхностных и сточных вод.

Шаг 2. Провести анализ, подготовить список недостающих к проверке документов и составить план мероприятий для приведения деятельности предприятия в соответствии с действующим природоохранным законодательством.

Шаг 3. Перейти к выполнению плана мероприятий самостоятельно или посредством привлечения специализированной организации, оказывающей услуги в подготовке и организации согласования нормативно-разрешительной и отчетной документации в области охраны окружающей среды.

Основные нарушения в области охраны атмосферного воздуха

Основные нарушения, выявляемые сотрудниками Росприроднадзора в области охраны атмосферного воздуха:

  • Осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
    За данное нарушение предусматривается административная ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (штраф на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб., на юридическое лицо — от 180 000 до 250 000 руб. либо адм. приостановление деятельности предприятия до 90 сут.);
  • Осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух с нарушением условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух (превышение нормативов допустимых выбросов (НДВ)) влечет за собой наложение штрафа по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ (штраф на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., на юридическое лицо — от 80 000 до 100 000 руб.);
  • Осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух с нарушением правил эксплуатации, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры — ч.3 ст.8.21 КоАП РФ (на должностных лиц — 1 000 — 2 000 руб., на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 руб. либо адм. приостановление деятельности предприятия до 90 сут.).
  • Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие (Декларация о плате за негативное воздействие на ООС) за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ.

За данное нарушение предусматривается административная ответственность пост. 8.41 КоАП РФ (штраф на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб., на юридическое лицо — от 50 000 до 100 000 руб.

Нарушения в области обращения с отходами производства

Основными нарушениями, выявляемые сотрудниками Росприроднадзора в области обращения с отходами производства и потребления являются:

  • Отсутствие проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
    За данное нарушение по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо — от 200 000 до 350 000 рублей.
  • Отсутствие паспортов отходов 1-4 класса опасности и документов подтверждающих отнесение отходов производства и потребления к I — V классу опасности отходов.
    За данное нарушение по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо — от 200 000 до 350 000 рублей.
  • Осуществление деятельности на предприятии с превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.
    За данное нарушение по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо — от 200 000 до 350 000 рублей;
  • Отсутствие журналов первичного учета образовавшихся отходов, договоров на утилизацию отходов производства и потребления (ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления).
    За данное нарушение по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо — от 200 000 до 350 000 рублей.
  • Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
    За данное нарушение по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо — от 100 000 до 250 000 рублей ли административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие (Декларация о плате за негативное воздействие на ООС) за размещение отходов производства и потребления.
    За данное нарушение предусматривается административная ответственность по ст.8.41 КоАП РФ (штраф на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб., на юридическое лицо — от 50 000 до 100 000 руб.

Где заказать внутренний экологический аудит

Успешное прохождение проверки возможно только в том случае, если с проверяющим инспектором вы или ваш представитель будут разговаривать на профессиональном языке, а для этого необходимо знание природоохранного законодательства и практика его применения на предприятиях Москвы и Московской области.

Чтобы не платить многотысячные штрафы, которые вам могут быть предписаны в результате проверки, лучше заплатить в несколько раз меньше за услуги специалиста-эколога и безболезненно пройти проверку, тем более, что штрафы не освобождают от ответственности и выполнить предписания по проверке все равно придется.

Читайте также: