Проект техническое конструирование в детском саду

Обновлено: 12.05.2024

г. Каменск - Уральский

Краткая аннотация проекта.

Данный проект предлагает использование игрового оборудования LEGO, как инструмента для обучения дошкольников конструированию и моделированию, развитию технического творчества.

Образовательные конструкторы LEGO очень точно вписывается в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно – деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность.

Наш проект призван поддерживать инициативу в области образовательной технологии, определяет основные направления, специфику развития LEGO- конструирования и робототехники с детьми дошкольного возраста.

Проект разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, возраста детей и планируемых результатов дошкольного образования на основе методических разработок компании LEGO.

Актуальность разработки проекта

по ЛЕГО конструированию значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Основания для разработки проекта

Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.

Использование LEGO - конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие LEGO - конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование)

Новизна проекта заключается в том, что в образовательном процессе детского сада применяется новое оборудование, конструкторы нового поколения:

Цель проекта:

Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.

Задачи проекта:

создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса; разработать механизм внедрения ЛЕГО – конструирования в рамках культурной образовательной практики; создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;2. Развивающие: развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность; развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление; развивать мелкую моторику.3. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества; развивать коммуникативные компетенции: участие в беседе, обсуждении; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре); развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Ожидаемый результат проекта:

В результате успешной реализации проекта будет:

- в группе будут созданы условия, способствующие освоению воспитанниками первоначальных знания, развитию творческих, технических и интеллектуальных способностей детей по LEGO -конструированию и робототехнике, умение использовать их в различных ситуациях.

- сформирована выраженная активная позиция родителей по приобщению детей к техническому творчеству;

- участие педагогов в конкурсах различных уровней; мероприятий в форме мастер-классов;

- участию воспитанников ДОУ в фестивалях по робототехнике.

Этапы реализации проекта

I этап. Исследовательско – подготовительный:

- Изучить методическую и научно-популярную литературу;

- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме LEGO -конструирование и робототехника;

- Подбор и изготовление дидактического материала и пособий (конструктор);

- Составить план работы (занятий, мероприятий).

- Повышение профессионального мастерства педагогов: курсы повышения квалификации, консультирование, практикумы и т.д.

- Консультации для родителей.

II этап. Практический:

- Реализация мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников;

- Апробирование модели, обновления содержания конструктивной деятельности дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику;

III этап. Рефлексивно-обобщающий:

Этот этап предполагает подведение итогов проекта, анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте.

-Проведение открытых занятий с воспитанниками по LEGO –конструированию и робототехнике.

-Проведение итогового отчёта деятельности для родителей, педагогов.

-Проведение обучающих семинаров, круглых столов для обмена опытом по работе с инновационным оборудованием на муниципальном уровне.

-Участия воспитанников в фестивалях робототехники.

Календарный план реализации проекта

I этап: Исследовательско – подготовительный

Изучение возможностей внедрения LEGO -конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий.

Анализ условий и выбор оптимальной формы внедрения LEGO –конструирования и робототехники в ДОУ.

Сбор, систематизация и изучение методического, теоретического материала по проекту.

Изучение методической и научно-популярной литературы.

Приобрести конструкторы нового поколения.

Приобретены конструкторы нового поколения

Изучение LEGO - технологии для дошкольников; изучение основ робототехники.

Придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер

Изготовление дидактических пособий по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей по LEGO-конструированию.

Наглядный материал, дидактические игры и т.д.

Организовать работу с родителями воспитанников образовательного учреждения по информационному просвещению данного вида деятельности.

Консультации для родителей

Повышение профессионального мастерства педагогов: курсы повышения квалификации, консультирование, практикум и т.д.

Март- апрель 2017г.

курсы повышения квалификации,

II этап Практический:

Разработка примерных планов и методических материалов деятельности по LEGO-конструированию.

Составление перспективного плана работы.

введение дополнительного образования. ЛЕГО- МАСТЕР Организация и проведение индивидуальных, мини - групповых занятий LEGO – конструирование и моделирование построек с использованием лего конструкторов.

с сентября 2016

Повышение качества образовательного процесса через LEGO-конструирование и робототехнику применяя конструкторы : LEGO - (1 раза в неделю).

Повышение интереса родителей к LEGO-конструированию и

робототехнике через организацию активных форм взаимодействия с

родителями и детьми.

На всём этапе проекта

-Тесное взаимодействие с родителями;

-Заинтересованность родителей в качестве образовательной услуги по робототехнике;

-Активное участие родителей

в совместных проектах;

-консультации для родителей.

Достижение планируемых результатов воспитанниками по LEGO -конструированию и робототехнике.

С мая 2017г. по май 2018г.

-участие детей в конкурсах ДОУ, муниципальных по LEGO - конструированию и робототехнике.

Распространение успешного педагогического опыта.

Распространение опыта работы через консультации педагогам ДОУ по LEGO -конструированию и робототехнике

III этап – рефлексивно-обобщающий:

Подведение итогов проекта,

Отчет о реализации проекта в ДОУ.

Повышение образовательного уровня

- Проведение обучающих семинаров

- Круглых столов консультаций, практических занятий, - Размещение информации: на официальном сайте ДОУ;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

по развитию конструктивно-технических навыков

и формированию предпосылок инженерного мышления

детей дошкольного возраста

hello_html_2b4c3418.jpg

Автор проекта: Н.Н.Копытова,

Руководитель проекта: Отинова В.А.,

г.Кудымкар, 2017 г.

Информационная карта проекта

Цели и задачи проекта

Постановка и обоснование проблемы проекта

Механизмы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Алгоритм реализации проекта на 2017-2018 гг.

Кадровое обеспечение проекта

Финансовое обеспечение проекта

Методы оценки эффективности проекта

Риски и методы их устранения

Перспективы развития и возможности использования проекта

Список использованной литературы

Приложение 1. Игры для развития конструктивно-технических навыков детей дошкольного возраста

Приложение 2. Планирование образовательной деятельности в разных возрастных группах

Приложение 4. Картотека познавательных задач технической направленности для детей 4-7 лет

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта

Территория, представившая проект

Г.Кудымкар, Пермский край

Юридический адрес организации

Индекс: 619000, Пермский край, г.Кудымкар, ул.Герцена, 62 а

Внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.

1. Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов нового поколения в образовательной деятельности по конструированию, начиная со 2 младшей группы (1 раз в месяц);

4. Повысить образовательный уровень педагогов;

5. Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми;

6.Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью различных современных конструкторов ( Lego Education WeDo , Lego Duplo , Lego Education , Magformers и др.).

Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как влияет на следующие факторы:

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

6. Имеются представления:

-о деталях конструктора и способах их соединении;

-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

-о связи между формой конструкции и ее функциями.

с 15.04.2017 по 31.08.2018

1. этап ( подготовительный : апрель - август 2017г.) – изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.

3. этап ( обобщающий : май – август 2018 г.) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении.

Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы.

Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания.

Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.

В данном проекте предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе современных конструкторов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов нового поколения в образовательной деятельности по конструированию, начиная со 2 младшей группы (1 раз в месяц);

4. Повысить образовательный уровень педагогов;

5. Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми;

6. Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.

ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА

ПОСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по заинтересованности в техническом творчестве и привитию первоначальных технических навыков, формированию предпосылок инженерного мышления. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

Проанализировав результаты деятельности ДОУ за 2016 год, выявились противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO - конструкторов;

Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников;

Вывод : выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, формированию первоначальных технических навыков, развитию предпосылок инженерного мышления.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием различных конструкторов LEGO и других конструкторов нового поколения ( Magformers , суставные, криволинейные и др).

Реализация идеи проекта с использованием LEGO- технологии проходит в нескольких направлениях.

I НАПРАВЛЕНИЕ

LEGO- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ:

- познакомить с деталями конструктора.

-научить создавать конструкцию конкретного назначения.

- научить определять геометрические формы деталей и сопоставлять их друг с другом.

-научить видеть образ и соотносить его с формами конструктора.

-продолжить знакомство с приемами создания конструкций, крепления деталей конструктора.

-обучить созданию конструктивных образов в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования предлагаемых заготовок.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ:

-Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая их свойства.

- закрепить умение выделять, называть, классифицировать объемные геометрические тела и архитектурные формы.

-научить создавать сюжетные композиции.

-видеть образ и соотносить его с деталями конструктора.

-научить использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали.

-научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, преобразовывать предлагаемые заготовки.

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ:

-Обучение планированию этапов собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения;

-Конструирование во фронтальной плоскости;

-Использование крутящихся, подвижных деталей;

-формирование навыка работы с партнёром.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ :

-развитие фантазии и конструктивного воображения;

-развитие чувства симметрии;

-закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки;

-учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

II НАПРАВЛЕНИЕ

Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.

III НАПРАВЛЕНИЕ

Третье направление предполагает активное обучение педагогов LEGO -технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д.

Также в этом направлении предполагается оснащение и открытие LEGO - центра. LEGO – центр – это учебное помещение детского сада, оснащенное различными образовательными конструкторами, в том числе и робототехническими с помощью компьютерного программирования.

ЗОНИРОВАНИЕ КАБИНЕТА ПРЕДПОЛАГАЕТ:

Первая часть – для педагога, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол для педагога.

Во второй части (по периметру кабинета) — для организации деятельности с детьми размещены столы для контейнеров с конструктором, ноутбуков (планшетов).

В третьей части (центр кабинета)– для проведения совместной деятельности с детьми и родителями. Используется интерактивная доска и компьютер, для демонстрации видеоматериалов, мультимедийного сопровождения, технологического процесса, освоения основ программирования.

НЕОБХОДИМОЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ,

демонстрационная магнитная доска;

интерактивная доска, компьютер ;

презентации и учебные видеофильмы (по темам занятий)

Наборы конструкторов Lego Duplo , Lego Education , Magformers , программируемых конструкторов Lego Education WeDo , Lego Education WeDo -2 ( по 4-5 шт каждого вида);

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир, где нет границ.

Инновационность проекта

Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ.

1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

3. Совершенствоаны коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

4. Сормированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

5. Имеются представления:

-о деталях конструктора и способах их соединений;

- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее элементов

Сроки реализации: 2,5 года

1 этап ( подготовительный: сентябрь 2018 г. -март 2020 г.) – изучение возможностей внедрения LEGO – технологий в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального обеспечения LEGO – центров в группах.

2 этап ( внедренческий: март – октябрь 2020 г)практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO – центров в группах, анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центров в образовательном процессе: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

3 этап ( обобщающий: ноябрь 2019 – март 2020 г) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот совершенствует их все в новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.

LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO – технологий.

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Кроме того, актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта : внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.

Задачи проекта : обеспечить целенаправленное применение LEGO-конструкторов в образовательном процессе ДОУ:

1) Организовать целенаправленную работу про применению LEGO-конструкторов в образовательной деятельности по конструированию начиная со второй младшей группы;

3) Создать LEGO-центры в группах ДОУ;

4) Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO-технологии;

5) Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА

Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ.

ПОСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИИНОВАЦИОНННОГО ПРОЕКТА

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

Проведя анкетирование и проанализировав результаты анкеты педагогов ДОУ, были выявлены противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

• Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности по консруированию;

• Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

• Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO-технологий на развитие личности дошкольников.

Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и

возможность внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.

Реализация идеи проекта с использованием LEGO-технологии проходит в нескольких направлениях.

I НАПРАВЛЕНИЕ – РАБОТА С ДЕТЬМИ

В рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОО предполагается реализация ОД с использованием LEGO конструкторов.

LEGO- конструирование начинается со второй младшей группы, где дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей : дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетноролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

• Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);

• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

• Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ ( форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

• Поисковый – самостоятельное решение проблем;

• Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

II. НАПРАВЛЕНИЕ – РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Второе направление предполагает активное обучение педагогов LEGO - технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д.

III НАПРАВЛЕНИЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Третье направление предполагает повышение интереса родителей к LEGO-конструированию через следующие формы работы с родителями:

- Выставки совместных работ;

- Оформление стендового материала;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПЕРВЫЙ ЭТАП ( подготовительный: сентябрь 2018 г. -март 2019 г.) – изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного программы, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.

ВТОРОЙ ЭТАП ( внедренческий: март – октябрь 2019 г.) - практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;

ТРЕТИЙ ЭТАП ( обобщающий: ноябрь 2019 – март 2020 г.) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.

Выводы и оценка продуктивности реализации программы планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.

В результате успешной реализации программы планируется достижение следующих результатов:

1. Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO - конструирования (начиная со средней группы, в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.

2. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;

3. Внедрение дополнительной платной услуги в ДОУ по техническому конструированию.

4. Программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов LEGO (с приложениями перспективного тематического планирование по 2 возрастным группам; ряда конспектов занятий);

5. Модель LEGO- центра (с методическими рекомендациями по организации работы в LEGO центре : правила работы в LEGO центре, схемаалгоритм работы с конструкторами LEGO, технологические карты сборки конструкторских моделей, рабочая тетрадь дошкольника по образовательной робототехнике (для 6-7 лет);

6. Высокий образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO -технологии.

Реализация программы значима для развития системы образования, так как способствует:

• Обеспечению работы в рамках ФГОС;

• Формированию имиджа детского образовательного учреждения;

• Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;

• Повышению профессионального уровня педагогов;

• Участию педагогов в конкурсах различных уровней;

• Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники. В результате обобщения предполагается диссеминация результатов:

• принятие участия в конкурсах различного уровня организационнометодической направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в ДОУ,

• принятие участия в конкурсах и фестивалях робототехники и технического творчества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вид проекта: конструктивно-технический, творческий.

Срок проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: (взрослые и дети) 5 человек.

Возраст детей: 6-7 лет

Ребенок — прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир. Учитывая возраст детей, ведущую игровую деятельность, активный интерес к техническому творчеству, воспитанникам было предложено познакомиться с изготовлением экологичной упаковки посредством совместного создания макета фабрики.

Цель педагогическая: познакомить дошкольников с циклом создания фабрики по изготовлению экологичной упаковки - от идеи до ее воплощения. Развитие и формирование познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания постройки (фабрика по изготовлению экологичной упаковки), используя различные виды конструктора.

Цель детская: узнать, как сделать фабрику по изготовлению такой упаковки, которая не загрязняет природу - экологически безопасной упаковки.

Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на развитие конструктивных способностей детей, расширению кругозора и развитию познавательной активности у дошкольников. Совместное конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, которая объединяет игру с исследовательской экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность создавать свой собственный мир, где нет границ. Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям. В ходе проекта дети познакомятся с технологией изготовления экологичной упаковки, придумают макет станков и установок, построят с помощью различного конструктора поэтапно цеха по изготовлению упаковки, обыграют постройку с помощью робота. Дети проявят технические и творческие способности при постройке макета фабрики по изготовлению экологичной упаковки.

Ожидаемые результаты:

  • будет реализовано задуманное, создана фабрика по изготовлению экологичной упаковки,
  • повысится мотивация детей к совместной деятельности,
  • родители будут вовлечены в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, у них появиться заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми,
  • совместной технически – творческой деятельности детей будут пройдены все этапы изготовления упаковки, посредством постройки установок для макета завода будущего,
  • в ходе работы над проектом расширятся представления детей о технологии изготовления упаковки и профессиях взрослых: инженер, дизайнер, упаковщик, ученый, работающих на заводе.
  • дети проявят конструктивные, творческие способности, при постройке установок для фабрики по изготовлению экологичной упаковки.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

1. Беседы с детьми;

2. Наблюдение за детьми, во время:

  • непосредственно образовательной деятельности;
  • совместной деятельности;
  • самостоятельной деятельности;
  • технически-творческой деятельности;
  • беседы с родителями.

Проблема педагогическая: Дети мало владеют информацией, из чего можно сделать экологичную упаковку.

Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, как самим сделать фабрику по изготовлению экологичной упаковки из кукурузного крахмала.

Задачи педагогические:

  • Расширять представления детей о профессиях инженера, дизайнера, упаковщика, ученого.
  • Познакомить дошкольников с технологией производства упаковки.
  • Создать условия для развития конструктивных творческих способностей через конструирование установок, способствовать обогащению и активизации конструктивного опыта детей.
  • Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели, организованность, умение работать в коллективе, в паре, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Форма презентации:

  • представление продукта проекта – макета фабрики по изготовлению экологичной упаковки;
  • презентация хода работы над проектом.

Гипотеза:

Если дошкольники построят из конструктора фабрику по изготовлению экологичной упаковки, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, разовьются творческие способности и навыки. Так же решим глобальный вопрос по утилизации мусора в будущем, который оказывает негативное влияние на окружающую среду, так как накапливается и очень долго разлагается. Если мы не начнем спасать планету, то через несколько лет, как в мультфильме "Валл-И", нам придется эвакуироваться. А на земле будут жить роботы, пытаясь очистить планету от мусора. В ходе бесед мы решили создать фабрику по изготовлению экологичной упаковки, под руководством робота, из разного вида конструктора. Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию дошкольника. В ходе работы над проектом дети ознакомятся с новой для них информацией об этапах изготовления упаковки. Проявят конструктивные способности, у дошкольников расширится кругозор, активизируется словарь, поднимется самооценка. В дальнейшем, в более, старшем возрасте, дети смогут самостоятельно создавать различные технические макеты с помощью конструктора.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем об упаковке?

- Упаковки бывают: бумажные, целлофановые, полиэтиленовые, пластмассовые.

- Упаковка нужна, чтобы сохранить продукт, чтобы он не испортился.

Что мы хотим узнать?

- Как создать растворяемую упаковку?

- Из чего упаковку можно сделать?

Что нужно сделать, чтобы это узнать?

- Можно узнать из книг, энциклопедии.

- Посмотреть по телевизору познавательные передачи.

- Попросить маму или папу посмотреть в Интернете.

Этапы реализации проекта

Форма работы (с наименованием)

Задачи

Срок реализации

Время в режиме дня

Место проведения

I этап. Подготовительный

Формировать представления детей о производстве упаковки и вызвать интерес к ее созданию

Экскурсия в продуктовый магазин.

Расширить представления детей о профессии продавец, упаковщик

Совместный поиск родителями и детьми информации о заводе по производству упаковки.

Формировать у детей исследовательские навыки, умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках

Выбор конструктора для постройки макета мини фабрики.

Развивать способности подбирать конструктивный материал для создания целевых построек (макета мини завода)

II этап. Аналитический

Создать мотивацию к деятельности через беседу о разных видах упаковки.
Вызвать интерес к постройке макета фабрики из различного вида конструктора

Виртуальная экскурсия на фабрику по изготовлению упаковки.

Познакомить детей с работой фабрики

Расширять кругозор детей, совершенствовать коммуникативную сторону речи через составление рассказов, об упаковках

Создавать условия для творческого самовыражения, учить развивать сюжет игры, опираясь на свой социальный опыт

Утренние и вечерние часы

Продолжать знакомить детей с разными видами конструкторов в процессе игровой деятельности

Утренние и вечерние часы

Обогащать словарный запас детей. Рассуждают о прочитанном.
Продолжать совершенствовать художественно-исполнительские навыки детей при чтении стихов

Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности

НОД, утренние вечерние часы

III этап. Практический

Постройка установок для макета фабрики. Сбор информации об этапах изготовления упаковки, строительных материалов.

Рассказать и показать детям этапы производства упаковки. Привлечь дошкольников к постройке необходимых установок для создания макета мини фабрики. Способствовать развитию технических способностей детей

Создание макета мини фабрики с помощью родителей и педагога:

  • Оформление основы для макета
  • Расстановка построенных установок в соответствии с этапами изготовления упаковки.
  • Обыгрывание макета детьми

Привлечь родителей к совместному участию в проектной деятельности.
Способствовать развитию способностей детей действовать по намеченному плану для получения положительного результата

V этап. Презентационный

Презентация: макета завода, созданного детьми, родителями и дошкольниками.

представлять продукт своей деятельности

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию и по замыслу.
  2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).
  3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

Описание реализации проекта:

Проблема, выбор темы.

На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что как-то после детского дня рождения Димы Л., образовалась много обверток от конфет. Дети решили помочь и собрали целое корзину фантиков. И тут Амир Н. сказал, как здорово было бы, если бы фантики были съедобные, то и мусора вообще не было. Дети начали фантазировать, из чего можно было бы сделать упаковку, было предложено очень много вариантов: из фруктов, цветов, снега, льда, круп, бумаги. Из-за отсутствия у детей социального опыта, они не смогли самостоятельно решить поставленную проблему. Взрослые решили помочь детям найти информацию по данной теме, папа Амира Н. воспользовался источниками Интернета и предложил детям создать экологичную упаковку из кукурузы.

Подготовительный:

И вместе с детьми мы решили построить фабрику по изготовлению экологичной упаковки, также собрать материал по данной теме, создать и оформить макет фабрики будущего.

Результат: Совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности – фабрика по изготовлению экологичной упаковки.

Аналитический:

У детей возникли вопросы: «А как это сделать? Из чего это состоит? Как это построить из деталей конструктора? Узнать, как называются профессии людей, которые работают на фабрике по производству упаковок? Затем вместе с детьми обсудили, где будем брать материал для нашей фабрики для изготовления экологичной упаковки. Вечером дети получили домашнее задание: рассмотреть фотографии, презентации по производству упаковок, вместе с родителями узнать историю возникновения различных упаковок, сходить в продуктовый магазин, понаблюдать за работой продавца.

Результат: Проведенные с детьми цикл бесед, знакомство с этапами производства упаковок, различными профессиями, а также поисково-исследовательская совместная работа с родителями и педагогами помогли сформировать представления о создании фабрики для изготовления экологичной упаковки.

Практический:

Результатом достижения общего дела было оформление макета мини фабрики будущего, по производству экологичной упаковки, расстановка установок согласно этапам производства, обыгрывание макета. Одни дети совершали постройки установок, другие расставляли их поочередно, и в итоге все вместе обыграли макет фабрики.

Результат: На данном этапе работы над проектом дети научились договариваться, планировать свою деятельность по созданию постройки; действовать сообща для достижения общего результата. Все участники проекта получили удовлетворение от совместной творчески - технической работы.

Читайте также: