Проект тайна имени в доу

Обновлено: 03.07.2024

У каждого человека есть имя. Имя - слово из нескольких букв, кое либо обозначает что-то само по себе, либо в переводе с иного языка, либо попросту пробуждает какие-то чувства своим фонетическим звучанием. Имя дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. Имя дают родители, имя, в той или иной степени нравится им. Некоторые выбирают нетрадиционные имена, из других языков или придуманные ими же. Выбор имени очень важное дело, требующее фантазии, разумения, мудрости. Избрать имя сложно, но избрать правильное имя еще труднее. Каждое имя, нравится это обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации, о его носителе. Современные учёные на основе своих наблюдений сделали вывод, что имя влияет на характер человека. Разные имена вызывают у окружающих разные эмоции. Одни имена вызывают приятные, нежные эмоции, другие придают ему уверенности, решимости, или наоборот делает его стеснительным, замкнутым. Работая над этим проектом, ребёнок впервые задумывается о значении своего имени о его предназначении.

Нас окружает много людей с самыми разнообразными именами. Некоторые нам трудно произносить, запоминать, некоторые ассоциируются у нас с чем-то не очень приятным. Но нужно помнить, что имя – это очень важно.

В ходе одной из бесед с детьми они сказали что им интересно почему меня назвали Хатуна, и что это очень интересное и смешное имя.

Дети старше-подготовительного возраста, педагоги группы, родители.

Познавательно - игровой - творческий.

1. Формировать у детей доброжелательные отношения к сверстникам в группе. Приобщать к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познакомить детей с традициями некоторых семей.

2. Расширить кругозор детей, дать знания о значении их имён и имён их сверстников.

3. Развивать устную речь детей в различных формах и видах детской деятельности: составлять словесный портрет, оценивать своё поведение, уметь рассказать о значении своего имени.

4. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми: задавать вопросы, проявлять инициативу.

5. Приобщать детей к словесному искусству: чтение произведений С.В.Михалкова, Н.Н.Носова, А.Л.Барто, а так же сказок, стихов про имена детей.

6. Развитие продуктивной деятельности детей: рисование своего портрета.

8. Приобщение к изобразительному искусству: рассматривание репродукций картин Виктора Михайловича Васнецова: Алёнушка, Иван-царевич на сером волке, Снегурочка, Царевна-лягушка.

- Генеалогическое древо семьи, выставка.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕММЫ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)

1. В ходе проведённой беседы с детьми выяснилось, что детям интересно и непонятно мое имя (Хатуна)

3. Подведение детей к проблемной ситуации.

4. Определение задач проекта.

- Воспитывать у детей чувство гордости за своё имя.

- Расширять знания детей об именах людей.

- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

- Выявить, как родители выбирали имена своим детям.

- Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.

1. В ходе беседы дети вместе с воспитателем решили расширить свои знания об именах, их значении, причинах, почему родители их назвали именно такими именами.

2. Выяснилось, что дети не знают, почему их так назвали, что означают их имена, некоторые не знают своих полных имён.

3. Внесение детьми предложений по реализации проекта.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Организую работу над проектом (поэтапно направляю деятельность детей и родителей на поиск решений поставленной проблемы).

Беседую с детьми о том, где можно найти информацию.

2. Для работы над проектом предлагаю привлечь родителей.

1. Дети предлагают пути сбора информации о своих именах:

- поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернете;

- спросить у родителей;

- спросить у бабушек и дедушек;

- попросить помощи у воспитателей.

2. Предлагаю детям спросить у родителей о том, почему, в честь кого назвали так ребёнка.

Срок реализации проекта: 23.01. – 10.02. 2018 г.

Актуальность проекта:

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя. Информация, знания о своем имени и других именах, о кличках и прозвищах полезны, важны и нужны для формирования у детей представлений о себе, об уважении к животным и окружающим людям. Благодаря этим знаниям у детей расширится кругозор, разовьется любознательность, познавательный интерес, сформируются личностные качества. Участие родителей в проекте также позволит пополнить их знания и повысить педагогическую культуру.

Цель: Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками

Задачи :

1. Познакомиться с историей появления имени, кличек, прозвищ, их значением.

2. Формировать представление о своём праве на имя, научиться применять это право в жизни.

3. Формировать положительное отношение к своему имени.

4. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками

5. Повышение педагогической культуры родителей

Ожидаемые результаты по проекту.

• Расширение знаний о своих именах и их значении в жизни человека, о кличках и прозвищах.

• Умение уважительно общаться с взрослыми и сверстниками.

• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.

• Повышение педагогической культуры родителей.

Возможные риски: - Редкое имя у ребенка (сложность в поиске материала по этому имени).

Пути преодоления: посещение библиотеки, Интернет-поиск.

- Заболеваемость детей в период реализации проекта.

Пути преодоление: профилактика заболеваемости.

- Пассивное участие родителей.

Пути преодоления: выступление на родительском собрании, индивидуальные беседы, консультации для родителей.

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Художественное творчество", "ОБЖ", "Познание".

План реализации проекта:

1 этап. Организационный

Цель: Создать условия для реализации проекта.

• Изучение литературы по теме проекта;

• Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности;

• Подбор информации через Интернет-значение имени, стихи, художественная литература, мультфильмы;

• Подготовка информации для родителей;

• Подготовка анкет для родителей;

2 этап. Практический.

Рассказывание о домашних питомцах и их кличках.

• Сюжетно-ролевая игра "День рождения", "Покорми домашнего питомца".

• Чтение отрывка из книги А. Введенского "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке".

• Изготовление поделок про жирафенка (дома с родителями)

3 этап - Заключительный

Продукты проекта:

Выводы по проекту.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Дошкольники узнали, что имена – это особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя. Имя много значит для человека и может повлиять на его характер. Имя - это часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. Ребята, участвуя в проекте, вместе с родителями пробовали свои силы в исследовательской работе, узнали много нового о своем имени, о кличках своих домашних питомцев и о прозвищах. У детей возникло чувство гордости за свое имя. У них улучшились отношения между старшими и младшими членами семьи. Проект способствовал сплочению в семьях.

Один из рисунков наших детей вошел число победителей городского конкурса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным

hello_html_715f973c.jpg

Автор: Варыгина А.А.
учитель-логопед

Тип проекта : краткосрочный, семейный, познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитанники подготовительных групп детского сада, педагоги, родители.

Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.

Детям в следующем году предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

познакомиться с историей появления имени , его значением;

охарактеризовать имя каждого и его значение, обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени;

сформировать положительное отношение к своему имени , знать, что оно обозначает, знать с какой буквы оно начинается (учить слышать звук, узнавать букву имени, придумывать слова на каждую букву своего имени);

стимулировать речевую активность; способствовать развитию умения отвечать на вопросы.

развивать творческое мышление, фантазию, воображение;

формировать графомоторные навыки;

обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства;

развивать навыки сотрудничества, способность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других детей;

развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата.

воспитывать у детей чувство гордости за своё имя и ответственность за свои поступки;

воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени;

воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей ;

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос : Что я знаю о себе?

Проблемные вопросы : Что такое имя? Зачем человеку имя? Можно ли жить без имени?

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Подготовительный

изучение литературы по теме;

подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности;

подбор информации через интернет-ресурсы – значение имени, стихи, знаменитые люди;

подготовка информации для родителей по созданию проекта

Второй этап. Основной

беседа с детьми для выявления знаний и представлений об имени человека;

заучивание стихотворений про имена

Третий этап. Заключительный

чтение разученных стихотворений.

Формы реализации проекта:

создание творческих работ детей и родителей;

у детей развивается познавательный интерес к себе;

повышается общий эмоциональный фон и улучшается психологический климат группы;

совершенствование навыков общения, обогащение активного словаря;

устанавливаются взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что способствует улучшению качества реализации образовательного процесса ДОУ;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект: краткосрочный, исследовательский, семейный.

Участники: воспитанники подготовительной группы воспитатели, родители.

Актуальность:

Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь ребёнку сформировать положительное отношение к своему имени.

Цель проекта: Способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса к изучению истории имени.

- продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для них форме;

- познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких; способствовать проявлению форм дружеского общения между детьми и между родителями и ребенком;

- учить работать со словарями и справочниками и другими средствами информации.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 месяц.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы и родители.

Прогнозируемый результат: дети будут уметь общаться со взрослыми правильно задавать вопросы, беседовать; научатся работать со словарями, справочниками и другими средствами информации; оформят с помощью родителей специальный альбом "Мое имя, и что оно означает".

Дальнейшее продолжение проекта: дети могут заняться изучением значения имени своих родственников и друзей.

расширить знания детей об истории происхождения и значении имен.

Продукт проектной деятельности:

Презентация работы, подготовленной совместно с родителями, содержащей информацию об имени ребенка.

Проблемный вопрос:

Что означают наши имена?

Как появились имена людей?

Как наши родители выбрали нам имена?

Что означают наши имена?

Какие имена в группе являются самыми популярными и редкими?

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

Воспитатели:

1. подготовка материала в библиотеке по данной теме

2. подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности

3. подбор информации через интернет – значение имени, стихи, знаменитые люди

4. подготовка информации для родителей

по созданию проекта

5. подготовка продуктов детской деятельности – рисование своего портрета

1. сбор информации в энциклопедиях и других источниках

2. подбор стихотворений об именах для заучивания

3. пополнение развивающей среды информацией

4.Изготовление вместе с ребенком визитки

5.Дети выясняют под руководством родителей значение своего имени (ответы записываютя в том объеме, как их доносят дети).

6 Изготовление альбом, где были бы зафиксированы наиболее важные события, создающие ситуации успеха, подчеркивающие положительные качества ребенка

2 этап-основной: выполнение основных мероприятий, способствующих достижению поставленной цели:

Разучивание считалок и скороговорок с именами;

Проведение беседы на тему истории происхождения имен;

Изготовление именного солнышка;

3 этап-заключительный:

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта

2. Определение перспектив развития проекта:

Создание условий в группе для составления самостоятельного проекта (обогащение развивающей среды)

Взаимодействие с социумом по разработке проекта (библиотека, знакомство с литературой, ТСО, конкурсы и др)

обобщение результатов работы, анализ, формулировка выводов:

Презентация полученных при исследовании материалов;(Альбом)

Приложение№1

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд

Цель: 1. Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя.

2. Закрепить умение называть своё полное имя и имя с отчеством. Знать происхождение имени.

3. Воспитывать уважение друг к другу.

Воспитатель: На Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Дети: Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой… .

Воспитатель: И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

О ком говорится в этом рассказе?

О чем поспорили кот с кошкой?

Как маленький котенок разрешил спор между родителями?

Воспитатель: Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя подрастёт вместе с вами и станет полным. Как тогда будет звучать твоё имя.

Воспитатель предлагает детям перекатывать мяч друг другу, называя полное имя.

Логопед:- Когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени-отчеству. А кто из вас, ребята, знает, что такое отчество?

- Ребята, наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.

Добрыня – делающий добро,

Любомир – любящий мир, людей,

Людмила – милая людям.

- Всегда приятно, когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем. Скажите нам, как вас называют дома ласково?

Дети передают мяч друг другу называют свое имя ласково

Логопед: давайте теперь пройдем за столы Ребята, когда вы появились на свет вы стали для своих родителей самым прекрасным, ярким, душистым цветком во всем мире. Я вам предлагаю нарисовать для своих пап и мам цветок, который вы подарите им и скажите что это вы.

Пожалуйста, назовите еще раз свои имена – полное, уменьшительное, ласкательное. (Ответы.)

Как называется первый документ, который выдается при рождении? (Ответы.)

Какие сведения о человеке можно узнать из свидетельства о рождении? (Ответы.)

Приложение№2

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки, действуют одновременно обеими руками.

Познакомьтесь - это я! Загибают пальцы, начиная с мизинца.

Это Аня, есть две Саши.

Это Настя, это Даша.

Марк, Максимка и Матвей,

Есть Умид и есть Андрей.

Есть еще Захар, Марина

И Богдан у нас с Алиной!

Вот такие имена

В нашей группе есть, друзья! Дети сжимают пальцы в кулачки, действуют одновременно обеими руками.

Скороговорки:

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом. Дарья дарит Дине дыни

Федя-бредя съел медведя,

Двекоровы, три быка,

Съел хромого гусака,

Съел цыпленка у ворот,

Пошел Федя в огород,

В огороде месяц май,

Выходи и догоняй!

План исследования.

Почему меня так назвали?

Что означает мое имя?

У каких известных людей есть такое же имя?

Приложение№4

У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста — черный.

Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.

Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.

Имя тоже мое! — заявил черный кот.

Котенка будут звать, как и меня, — Нини!

Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? - спросила кошка Фея.

Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!

А что ты собственно имеешь против Феи!

Одной Феи в доме вполне достаточно, — отрезал Нини.

Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.

— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!

Видно? — удивились Нини и Фея.

Яснее ясного, — сказал котенок. — Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея.

Приложение№5

Беседа о том, как появилось имя:

Ряд ученых считает, что первыми словами на Земле были имена собственные. Во многих странах, а ряде племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. Некоторые люди считали, что имя человека — синоним его души. Чем дольше оно сохраниться в тайне, тем бессмертные будет человек. По словам одного исследователя, В Египте стереть имя с гробницы считалось величайшим преступлением. Чтобы этого никто не смог сделать, в Древней Греции имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросались на дно залива.

Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил и старались без лишней надобности не произносить имя, так как оно по их мнению, изнашивается. Исходя из этих соображений, настоящее имя они держали в секрете, а пользовались лишь прозвищами.

В знаменитой "Одиссее" Гомер писал:"Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный

Имя свое от родителей в сладостный дар получает. "

На ценность имени указывал Гете: "Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества".

Наши предки — славяне хотели, чтобы их дети росли сильными, крепкими, здоровыми. Поэто-му их называли Любомир — любящий мир, людей; Добрыня — делающий добро; Людмила — людям милая. В древних славянских летописях и берестяных грамотах упоминаются имена: Забава, Улыба, Ждан. Любим. Они практически исчезли из обращения, но продолжают напоминать в фамилиях — Ждановы, Любавины.

С принятием христианства к нам пришли греческие древнееврейские, арабские и латинские имена. Имя стали выбирать по святцам. Святцы — это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. У каждого человека, чье имя выбрано в соответствии со святцами, два личных праздника в году — день именин (именины) и день рождения.

Роль имени для человека, его значение нашли отражение в русских народных пословицах:

Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит.

Доброе имя лучше богатства.

Без имени и овца баран.

Хорошо там и тут, где по имени зовут.

Имя дает ключ к характеру и даже судьбе. "По имени - и житие",— утверждают авторы, описывающие жизнь святых угодников. Некоторые люди за свою жизнь успевают сделать столько много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание человеком своей индивидуальности и уникальности начинается с имени.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 4

Заведующий МАДОУ д/с № 4

________ Черниговцева С. С.

Приказ от_____ 20 __ г. № __

Проектная деятельность

в подготовительной группе на тему:

Авторы проекта:

Бабаева Н. А.

Завадская Т. В.

Тип проекта: семейный, краткосрочный, познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта: 4 недели.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта:

Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь ребёнку сформировать положительное отношение к своему имени.

1.Дать детям представление о праве каждого человека на имя.

2. Сформировать положительное отношение к своему имени; узнать, что оно обозначает.

2. Научиться представлять себя коллективу сверстников.

4. Воспитывать уважительное отношение к именам других людей.

5. Воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

6. Продолжать развивать творческие способности, воспитывать любознательность.

7. Повысить общий эмоциональный фон, улучшить психологический климат группы.

Интеграция образовательных областей:

В результате работы над проектом дети будут

Различные формы имени.

При помощи взрослых изучить и анализировать художественно – литературные источники, интернет-ресурсы.

Собирать информацию о происхождении имени.

Исследовать значение имён.

Правильно употреблять формы имени, согласно правилам этикета.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

1. Подготовка материала в библиотеке по данной теме.

2. Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.

3. Подбор информации через интернет – ресурсы: значение имени, стихи, знаменитые люди.

4. Подготовка информации для родителей по созданию проекта.

Основной этап:

Постановка проблемы.

Заключительный этап:

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребёнок, и я имею право. – М.: Издательство Скрипторий 2002, 2007. – 97с.

Квита Г., Миронов В.. Словарь имен. Москва, 1998.

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, - М.:ТЦ Сфера, 2008.-114с.

Физкультминутки:

Как славно девочек зовут:

Вот Настя - шелковый лоскут,

И Олечка- листва лесная,

И Ксюша- звездочка ночная.

Как славно мальчиков зовут:

Вот Саша - пушечный салют,

И Даня - парус средь простора,

Андрюша - ровный рёв мотора.

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.

У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста — черный.

Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.

Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.

Имя тоже мое! — заявил черный кот.

Котенка будут звать, как и меня, — Нини!

Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? - спросила кошка Фея.

Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!

А что ты собственно имеешь против Феи!

Одной Феи в доме вполне достаточно,— отрезал Нини.

Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.

— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!

Видно? — удивились Нини и Фея.

Яснее ясного,— сказал котенок.— Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея.

Мальчик Петя ходил в детский сад и был самым обычным мальчиком.

Звали его по-разному: мама-Петенька, папа-Петр, бабушка-Птенчик наш ненаглядный. Только вот дедушки у Пети не было.

Рядом с детским садом был речной порт, и все дети мечтали, чтобы их сводили туда на экскурсию и показали, как разгружают и грузят баржи.

Иногда в тихий час, когда голоса детей смолкали, можно было услышать, как переговариваются между собой пароходы.

Цель: 1. Познакомить детей с положение: каждый человек имеет право на имя.

2. Закрепить умение называть своё полное имя и имя и отчество. Знать происхождение имени.

3. Воспитывать уважение друг к другу, к родным и близким, окружающим людям.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Вас связывает очень много общего. Однако, каждый из вас отличается друг от друга.

Чем вы отличаетесь? (ответы детей: полом, одеждой, цветом глаз, волос, ростом, характером, именем и т. д.)

А какой документ, который есть у вас, подтверждает ваше имя? (Свидетельство о рождении)

- Имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина.

- По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек. Давайте вспомним, когда вы были маленькими, как ласково вас называли.

Дети, сидя в кругу, передают мяч друг другу и называют своё маленькое имя.

- Когда ты подрастёшь и пойдёшь в школу, твоё имя подрастёт вместе с тобой и станет полным. Как тогда будет звучать твоё имя.

Дети снова перекатывают мяч друг другу, называя полное имя.

- Когда ты станешь взрослым, тебя станут величать по имени-отчеству.

Как твоё имя-отчество?

Что такое Отчество?

- Ребята, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси величали (называли) малышей. Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.

Добрыня – делающий добро,

Любомир – любящий мир, людей,

Людмила – милая людям.

Это всё коренные русские имена, но есть и другие имена. Которые пришли к нам из разных стран.

Елена – древнегреческое имя – свет,

Галина – др. греч., - покой, тишина.

А вы знаете откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?

- Всегда приятно когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем.

Скажите нам, как вас называют дома?

По первым буквам слова, которое написано на карточке вам нужно будет составить какое-нибудь имя. (Ира – индеец, роза, автобус) .

По закону каждый человек имеет право на имя.

-Как называется первый документ в котором записано ваше имя, отчество?

-Напомните что такое отчество?

-А теперь ещё раз назовите своё полное имя, имя и отчество. Молодцы, на этом занятие окончено.

познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения фамилий;

научить применять это право в жизни;

воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям;

развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Ход занятия:

Воспитатель: Каждый человек отличается своей внешностью, характером и именем. По имени и внешности определяется его пол. Обращаясь к человеку, мы обязательно называем его имя, а если это взрослый – имя и отчество, тем самым проявляя к нему уважение.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

Нет плохих имен, каждое имя означает что-то хорошее.

Рассматривание свидетельства о рождении:

Свидетельство о рождении – самый первый документ в жизни человека, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей.

Один игрок, бросая мяч другому, называет свое полное имя. Принимающий должен быстро произнести его уменьшительно-ласкательный вариант и поймать мяч.

Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством. Посмотрим, как.

У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай.

Как тебя будут называть,

Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).

Дети передают друг другу камешек и говорят свое имя и свое отчество.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

(Например: Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

Программное содержание:

Дать детям элементарное представление об именах, об истории их возникновения.

Развивать у детей логическое мышление, способность рассуждать.

Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении нового слова из выделенных звуков.

Познакомить детей с аналогами русских имён в немецком, французском и английском языках.

Создать представление о том, кто такие тёзки, и кто из великих и известных людей являются тёзками детей данной группы. Вызвать чувство гордости за своё имя.

Воспитывать в детях нравственные качества.

Оборудование: Кукла; карточка, на которой изображены в ряд ножницы, арбуз, трактор, апельсин, шар, автобус; картинки с изображением сказочных персонажей (Красная Шапочка, Дюймовочка, Золушка, Снегурочка, Незнайка); компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск DVD-R, на котором находятся файлы, содержащие изображения памятника воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, Эйфелевой башни в Париже и Статуи Свободы в Нью-Йорке; стойка, к которой привязаны гелевые воздушные шары по количеству детей с прикреплёнными к ним карточками с именами детей и их вариантами.

Ход занятия:

Ребята, я знаю, что вас связывает много общего: вы ходите в один детский сад, в одну группу, играете в одни и те же игрушки. И в то же время каждый из вас отличается от других детей. Чем же вы отличаетесь друг от друга? (Волосы, глаза, рост, одежда и т.д.)

-- Правильно, люди отличаются друг от друга внешностью. И давайте сейчас попробуем узнать кого-нибудь из вас по описанию его внешности. Я начинаю. Это девочка. Она среднего роста. У неё светлые короткие волосы. На ней красное платье, белые носочки и белые туфли. (Дети угадывают.)

-- Молодцы! А ещё чем отличаются люди?

Если дети затрудняются ответить, вызываю к себе одного из них и прошу его встать спиной к детям.

-- Сейчас кто-то из детей позовёт тебя, а ты угадай, кто тебя позвал. Закрывай глаза и слушай. (Ребёнок пробует угадать, кто его позвал.)

--Молодец. Как же ты догадался, кто тебя позвал? (По голосу.) Вот видите, люди отличаются друг от друга ещё и по голосу. А чем ещё отличаются люди друг от друга, вы узнаете, отгадав мою загадку:

А чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Если дети затрудняются с отгадкой, уточняю:

-- Его дают родители своим детям при рождении. (Дети отгадывают.)

-- А я сегодня пришла к вам не одна. Со мной моя любимая кукла. Я хочу, чтобы вы отгадали, как её зовут. Её имя зашифровано вот на этой карточке. Вам нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках, и по ним вы составите имя этой куклы. (Дети выполняют задание.)

-- Да, и у каждого человека есть имя. И сегодня мы с вами поговорим об именах. Имена у людей были не всегда. Прошло очень много времени, прежде чем древние люди придумали способ выделить отдельного человека. Они стали обращаться друг к другу по имени.

-- Дети, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси нарекали малышей? Наши предки к выбору имён своих детей подходили очень ответственно. Их мечтой было желание видеть своё дитя рослым, сильным, крепким, милым и т.д. Отсюда и такие имена как Любомир – любящий мир, Людмила – милая людям и др. А ещё много лет назад человеку давали такое имя, которое подчёркивало его отличие от других людей. Например, доброму человеку давали имя Добрыня, долгожданного ребёнка называли Ждан. Эти имена нам кажутся необычными, порой смешными. Сейчас уже детей так не называют, но эти имена мы с вами встречаем в сказках. ( Выставляю на стенд картинки, на которых изображены сказочные персонажи: Красная Шапочка, Дюймовочка, Золушка, Снегурочка, Незнайка и др.)

-- Все вы хорошо знаете этих сказочных героев. А теперь попробуйте объяснить, почему их назвали именно так. ( Высказывания детей.)

Позднее детям стали подбирать имена по специальным спискам – святцам. Имя давалось ребёнку в храме во время обряда крещения, и называли его так, как звали святого, с именем которого был связан этот день. Святой становился невидимым покровителем, защитником, Ангелом-хранителем.

-- Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена?

-- Дети, а знаете ли вы, кого называют тёзками? (Предположения детей.) Правильно, тёзки – это люди, носящие одинаковые имена. А кого вы знаете из известных людей – ваших тёзок? (Поговорить с детьми о людях, прославивших их имена.)

-- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Мы побываем с вами в разных странах и узнаем, как звучат ваши имена на других языках. А отправимся путешествовать мы с вами вот на этих воздушных шарах.

Все уселись? Всем удобно? Полетели!

Вот мы с вами пролетаем над Германией. (На экране появляется изображение памятника воину-освободителю в Трептов-парке.) Тебя, Женя, в Германии будут называть Ойгэн , Ирину будут звать Ирэнэ, Машу – Мария, Анечку – Анна, Алёша будет Аликсом, Ваня – Иоганном, Катя – Кэт, а Наташа так и останется Наташей.

Летим дальше. Мы над Францией. (На экране изображение Эйфелевой башни.) Женя здесь будет Жени, Ирина – Ирен или Рени, Маша – Мари, Аня будет Анн, Алёша – Алекс, Ванечку будут называть Жаном, Катюшу – Катрин, а Наташу – Натали.

А вот и Америка! (На экране появляется изображение статуи Свободы.) В Америке Женя будет Юджин, Ирина – Айрын, Аня будет Энн, Маша – Мэри, Алёша – Эликс, Ваня будет Джоном, Катя – Кэтти, а Наташу здесь будут называть Нэтэли.

А сейчас мы возвращаемся домой. И в память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот эти воздушные шары, на которых мы с вами путешествовали. К этим шарам прикреплены карточки с вашими именами, и на каждой такой карточке написано ещё, как вас можно называть ласково. Может быть, кто-то из вас сможет самостоятельно прочитать, что написано на карточке, а кто не сможет – попросит дома маму или папу. И, пожалуйста, называйте друг друга всегда ласково по имени и почаще улыбайтесь друг другу.

Читайте также: