Проект свет и тень в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Познавательно-исследовательская деятельность

Период реализации: 1 неделя

Возраст участников: дошкольники 5-7 лет

Цель: Создать условия для формирования умений и навыков при изучении свойств тени

Показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени.

Продолжать формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

Стимулировать детей задавать разнообразные вопросы и выдвигать предположения;

Планировать совместно с детьми этапы своей деятельности с их фиксацией;

Творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и использовать ее в разных видах деятельности;

Организовать работу с различными источниками информации

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности детей:

Сбор различной информации (беседы, интервью, чтение книг, просмотр мультфильмов)

Актуальность

Учитывая тот факт, что детям присуще наглядно-образное мышление, то те знания, которые добыты самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

- Когда солнце выходит, идешь по дороге, и тень отражается, - объяснил Алеша.

- А я ночью под фонарем тень видела, - ответила Даша.

Как образуется тень, дети объяснить не могли. Мы решили сами исследовать тень, чтобы больше о ней узнать.

Ожидаемые результаты:

Дети задают различные вопросы о тени

Дети рассказывают о зависимости тени (длина, размер, цвет, насыщенность) от источника света и предмета;

Дети используют различные материалы и инструменты для исследования тени;

Дети используют разные источники информации для изучения свойств тени (опыт взрослых, литература, иллюстрации, мультфильмы)

С помощью взрослого определяют основные этапы исследования ( определить цель, подобрать инструменты, провести опыт или поработать с информацией, сделать вывод, оформить результаты)

Содержание и этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный.

- Подбор детской научной и художественной литературы

- Подбор иллюстрированного материала с изображением тени

- Подбор дидактических игр и игровых упражнений

- Подбор материалов и атрибутов для проведения экспериментов

2 этап: Основной

День первый

Интервью – что такое тень

День второй

День третий

Изготовление солнечных часов на прогулке

День четвертый

Изготовление фигурок для теневого театра своими руками

3 этап : Заключительный

Показ детьми теневого театра по их желанию

Создание дидактических игр про тень для младших детей:

- Найди свой домик

- Подбери к игрушке ее тень

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 368 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.08.2017 2636
  • DOCX 19.6 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Наталья Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Не так давно, придя из детского сада, я зашёл в комнату, где было темно, и только свет из другой комнаты пробирался через открытую дверь. На стене я увидел изображение (силуэт) человека. Он был похож на меня, только очень высокий и худой. Я стал махать руками и ногами, и он делал то же самое.

t1613208532ah.jpg
t1613208532ai.jpg
t1613208532aj.jpg
t1613208532ak.jpg

1 этап – подготовительный. Постановка проблемы

Проблема: Что такое тень и как она образуется?

Гипотеза : Я предположил, что тень появляется тогда, когда рядом есть источник света.

Цель : Как можно больше узнать о тени и её свойствах.

Провести исследование, как тень зависит от света.

Выяснить, может ли тень двигаться.

Узнать, в какие игры можно поиграть с тенью.

Рассказать детям своей группы о тени, и показать как с ней можно поиграть

Практическая значимость проекта:

Я узнаю что такое тень.

Выясню свойства тени.

Расскажу о своих исследованиях детям нашей группы.

Научу друзей играм с тенью.

Вид, тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: Денис, родители, воспитатели

2 этап – составление плана работы над проектом

Для того, чтобы решить поставленные задачи я с помощью воспитателя

Найти фото и видео информацию о тени в интернете.

Показать зависимость тени от источника света.

Провести опыты для изучения свойств тени (сходство тени и объекта,

изменчивость тени, подвижность).

Научить создавать с помощью теней образы.

Создать собственный театр теней.

Я узнал, что тень - это тёмное отражение на чём - либо от предмета, который освещён с противоположной стороны. Тень всегда появляется при лучах солнца, от света фонаря, лампочки, свечи.

Я выяснил, что тень не всегда одинакова.


Я провел эксперимент, и заметил, что если предмет расположить дальше от источника света, он загораживает меньше света, и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми.

А если близко – тень будет большой, а контуры расплывчатыми.

Я проверил, всегда ли тень может двигаться.

На улице я встал на свет фонаря и посмотрел, будет ли моя тень двигаться

вместе со мной. Тень от меня не отставала.

Затем решил проверить, будет ли тень двигаться за неживым предметом?

Я взял свою машинку навел на нее свет и попробовал катить ее. Прокатил машинку быстро и тень тоже двигалась быстро, прокатил медленно и тень двигалась медленно. Я узнал если двигать предмет, перемещается и его тень, предмет находится в неподвижном состоянии, и тень неподвижна.

Тень может даже танцевать если двигается источник света.

Я понял, что тень может двигаться как от живых, так и неживых объектов,

если их приводят в движение.

Я захотел узнать, а у всех ли предметов есть тень?

В группе с воспитателем мы провели опыты, и я узнал, что прозрачные

предметы не дают темную тень, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее.

Темные плотные предметы дают тёмную тень.

А у огня тени нет, потому что огонь, это тоже источник света.

Мне стало интересно, а что будет с тенью, если предмет будет освещён

сразу несколькими источниками света? Я осветил кубик фонариком и лампой и увидел две тени, и я понял, что теней будет столько же, сколько источников света.

Утром, придя в детский сад, я обнаружил для себя, что тень от спортивных сооружений на нашем прогулочном участке, очень похожа на предмет, от которого она отбрасывается.

Я провёл ещё один интереснейший опыт - сравнил тени геометрических тел и удивился. Тени конуса, пирамиды и параллелепипеда выглядят как треугольник и прямоугольник. Я установил, что тень всегда плоская и не передает объем предмета.

Воспитатель мне рассказала, что есть мастера теней, они собирают различные предметы в одну кучу и получается картинка. Я тоже попробовал, только с геометрическими фигурами.

Вместе с мамой мы нашли в интернете, что существует театр теней. Мы узнали историю возникновения теневого театра, а также, что в Китае театр теней – один из видов театрального искусства. Ему более двух тысяч лет. Он очень популярен в народе.

А начиналось всё с Китайского императора, который очень тосковал о своей жене. А его придворный с помощью театра теней смог излечить его от тоски. С этого времени теневой театр стали показывать во всех странах. В начале театр теней можно было увидеть только ночью и прямо на улице. А материалом для первых кукол были шкуры животных, из них вырезали фигурки и красили. Все фигурки были подвижны. С помощью длинных прутьев ими управлял человек.


4 этап – Создание продукта

Мне тоже захотелось сделать свой театр теней. Мои старшие братики нашли в интернете, как это можно сделать и показали мне. Мама нашла мне коробку для ширмы и я сам сделал свой теневой театр.

понравилась. Тогда решил показать сказку детям в детском саду.

5 этап – Презентация результата

В группе я показал свой теневой театр. Ребята тоже решили сделать свой теневой театр, нарисовали и вырезали сказочных героев, а потом придумали сказку показали ее.

Моё предположение оказалось верным, тень появляется только тогда, когда рядом есть источник света. И тут я спросил себя, что было бы, если бы не было тени, и зачем нам нужна тень? Вспомнив проведённые опыты я понял, если бы не было тени, стояла бы всегда жара.

Негде было бы спрятаться от нее. Растения стали бы засыхать, а некоторые совсем бы погибли. Животным и птицам негде бы стало строить свои домики. Я бы не смог поиграть с тенью. Не было бы теневого театра.

- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.

Актуальность темы:

Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных их них - это свет и его составляющая тень. Попробуем разобраться, что же такое свет и как появляется тень?

С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Перед проведением опытов со светом важно выделить некоторые его свойства. Одно из свойств, света - это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна, можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длиной тени утром, днем и вечером. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.

Это оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Вид проекта: групповой, среднесрочный.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети средне - старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Возраст детей: 5 - 7 лет

Срок реализации: с 5 июня по 30 июня 2017 г.

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап

Погружение в проблему, постановка задач. Формулирует цель и задачи проекта.

Цель: формировать представления детей о свойствах света и тени.

Задачи: - познакомить детей со свойствами света и тени;

- познакомить детей с различными источниками света и правилами безопасного обращения с ними;

- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;

2 этап

Проводит совместную работу по ознакомлению детей со свойствами света и тени, с источниками света и правилами безопасного пользования ими.

Организует среду для познавательно - исследовательской деятельности детей (создание картотеки опытов по выбранной теме); планирует дальнейшую деятельность детей.

3 этап

Систематизация информации Подбирает беседы, литературные произведения и мультфильмы по теме проекта.

Изготавливает ширму для теневого театра.

Разгадывают загадки. Используют дидактические игры.

Заключительный Вместе с детьми готовит атрибуты для разыгрывания сказки в театре теней, подводит детей к формулированию выводов по проблеме, подготавливает презентацию для выступления на педсовете. Участвуют в изготовлении атрибутов для разыгрывания сказок в театре теней, делают выводы по проблеме.

Направления развития и Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Игровая деятельность

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с окружающим миром

-Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

- Проведение опытов по выбранной теме.

Введение в математику

Приобщение к художественной литературе - отгадывание загадок по теме проекта;

- чтение и выбор русской народной сказки для театра теней;

Изобразительная деятельность

- вырезание силуэтов сказочных персонажей;

- фиксирование результатов опытов.

Просмотр сказок в театре теней.

Прикреплённые файлы:

Цель. Развитие поисковой деятельности и исследовательской активности детей через игру.
Задачи.
1. Выяснить что является источником света.
2. Собрать информацию о возникновении теней.
3. Провести опыты с тенью.
4. Узнать историю возникновения Театра теней.
5. Изготовить фигурки для теневого театра.
6. Создать реквизиты для теневого представления.
7. Показать спектакль теневого театра.

2. Свет нам помогает видеть окружающие предметы. Как появляется тень? Когда что-либо преграждает путь световому лучу, свет останавливается и за предметом образуется тень. Тень – это место, куда не попадает свет. Тень – к ней мы привыкли с детства, она сопровождает нас повсюду. Она знакома нам и в то же время хранит какую-то тайну. Мы можем играть с тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее.



Читайте также: