Проект стим лаборатория в доу

Обновлено: 05.07.2024

В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. Государство, в лице Правительства РФ, требует подготовки высококвалифицированных специалистов из самых разных образовательных областей естественных наук в области высших технологий.

Учитывая тренды и вызовы современного общества, мы осознаём, что большинство наших будущих выпускников будут работать по специальностям, несуществующим на текущий момент. Но, несомненно, что все эти специальности потребуют наличия развитых STEM компетенций, а именно способности генерировать новые идеи и реализовывать их.

Использование STEM технологии в дошкольном возрасте поможет детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретут дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволят раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети научатся видеть взаимосвязь происходящих событий, начнут лучше понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей откроют для себя что-то новое и оригинальное.

В связи с этим STEM становится приоритетным направлением. Благодаря его повсеместному внедрению в российское образование, удастся удовлетворить потребность в научно-инженерных кадрах, которые будут играть ведущую роль в развитии технологического процесса и модернизации био- и нанотехнологий в нашей стране.

Новизна проекта

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования.

На основании положительного опыта внедрения STEM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Создание и функционирование STEM -лаборатории, ключевого звена, обеспечивающего развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество.

Цель проекта

Обновление условий и содержания образовательной деятельности путём создания модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEM - технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество.

Ключевые задачи проекта

- развивать материально-техническую базу ДОУ;

- разработать программно - методическое сопровождение по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;

- адаптировать детей дошкольного возраста к современной образовательной среде, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;

- создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;

- обеспечить формирование компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM - технологий.

Ожидаемые результаты проекта

- создана модель мотивирующей образовательной среды для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;

- уровень материально - технического оснащения соответствует требованиям STEAM - образования;

- разработано и широко используется программно - методическое сопровождение по использованию STEM - технологий в работе с детьми от 3 до 7 лет;

Ожидаемые эффекты проекта

1. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и начального школьного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество (интеллектуальные операции, воображение, социальный интеллект).

2. Успешность выпускников детского сада на начальном этапе обучения в школе и выпускников начальной школы на этапе основного общего образования.

3. Активное участие воспитанников детского сада и начальной школы в конкурсах и мероприятиях интеллектуального направления на различных уровнях.

1. Развитие и расширение профессиональных компетенций педагогов (4К), овладение инновационными технологиями STEM-образования.

2. Увеличение процента участия педагогов задействованных в инновационной деятельности в диссеминации опыта реализации проекта.

3. Создание методической базы продуктов инновационного проекта, их востребованность и распространение среди педагогических аудиторий.

1. Высокая степень вовлечённости родителей (законных представителей) в организацию и проведение мероприятий по плану инновационного проекта (в роли профэкспертов, создание семейных проектов, участие в работе семейных клубов, в конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.)

2. Высокий процент показателей удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством образования в ДОО.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области

Консолидация (детский сад, район, педагогическая команда, родители, организации-партнеры и др.) в совместной деятельности и/или партнерстве для развития детей.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

В Современном мире, где любую информацию легко получить из сети Интернет.

Дети, в условиях современности ищут информацию через интернет ресурсы, дошкольники, являются активными пользователями интернет среды.

Гораздо важнее становятся умение критически мыслить, креативно решать задачи, общаться и

работать в команде, быть успешным, конкурентноспособным.

Современный ребенок умеет пользоваться этими знаниями, решать данные задачи самостоятельно?

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Работая с детьми, я всегда стремлюсь искать новые методы и подходы для интеллектуального развития детей. И я решила включить нестандартные TRIZ игры в экспериментальный образовательный процесс. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение. Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Целью этого проекта стало: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной - игровой деятельности как средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Создать систему работы по опытно-экспериментальной - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с помощью экспериментирования через игровую деятельность ТРИЗ.

Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной- игровой деятельности.

Формировать у детей экологические знания, экологическую культуру, любовь к экспериментированию.

Создать условия для самостоятельного применения полученных знаний.

Развивать совместно с родителями в детях самостоятельность, инициативность, креативность, нестандартное мышление через опытно-экспериментальную- игровую деятельность.

Всю свою работу я начинаю строить с открытой задачи или открытого вопроса и то, и другое может иметь неполное условие, которое ребенку необходимо изучить и дополнить самому. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ по намеченной теме. Открытая задача – это всегда загадка, мотивация. Решать ее интересно и весело. А заодно у детей появляются вопросы по соответствующей теме, на которые можно отвечать в ходе опытнической деятельности или дома с родителями.

- метод проб и ошибок;

- ТРИЗ игровая деятельность с разработкой авторских семейных заданий!

- метод мозгового штурма.

- Метод маленьких человечков. В жидком, твердом, газообразном состоянии живут маленькие человечки. В жидком - жидкие и т. д. -В чем живут жидкие человечки? -В чем одновременно живут и твердые и жидкие человечки?

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с родителями, педагогами детского сада. Моя система работы предусматривает тесную связь с семьёй. Родителей привлекаю в союзники: - предлагаю буклеты по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях; - даю рекомендации, которые помогают в проведении совместных опытов и наблюдений; а родители оказывают помощь в изготовлении пособий для нашей STEM-лаборатории, в её оснащении. Поэтому вполне естественно, что экспериментально-игровая деятельность ребёнка находит поддержку и участие в семье. Педагоги нашего детского сада плодотворно работают по внедрению экспериментальной деятельности и ТРИЗ технологий в образовательную систему ДОУ.

Таким образом в своей практике дети активно стали использовать гаджиты- как инструмент для трансляции своих исследований, закрепления промежуточного результата, постановки проблемных задач, которые могут активизировать другие педагоги, семьи. Например, создаваемые презентации к темам проектов мы используем как наглядный материал, а с родителями и педагогами проводим мастер-классы, принимаем участие в семинарах.

В ходе работы я выбрала для себя три вектора работы:

1. Экспериментирование через игровую среду.

2. ТРИЗ –формирование нестандартного мышления.

Данный проект способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, креативного и нестандартного мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

У педагогов: комплексно использовать элементы ранее известных и современных методик детского экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности, ТРИЗ технологий и позволяет структурировать практический материал для организации развивающей среды в группах по экспериментированию с дошкольниками ДОУ.

Хочется, чтобы современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность совместно с игровой, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментально-игрового обучения, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.

Дальнейшее развитие проекта: в дальнейшем вижу реализацию проекта в каждой возрастной группе детского сада.

STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.

  • Построение на основе математической логики;
  • Реализация серии междисциплинарных проектов;
  • Сюжетно – ролевые формы изучения материала.

Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Все это позволяет максимально задействовать возможности детей и за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

Таким образом, реализовывая STEAM – образования в нашем детском саду, мы решили начать знакомство со STEAM – лабораторией, так как цель такой лаборатории – это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.

Занятия с дошкольниками – это большой труд и огромное удовольствие. Для ребят занятия – это настоящая игра. Задачи, которые поставлены перед ними, увлекательные, в духе их любимых фильмов и мультиков. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать свой выбор, очень подогревает их интерес.

Работая с лабораторией, дети перевоплощаются в учёных, конструкторов, биологов, пожарных, медиков, они проводят опыты, экспериментируют, наблюдают различные явления, проявляют пытливость ума, и защищают свои первые проекты.

Создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

  • Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
  • Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые предстоит изобрести.
  • Формировать развитие материально-технической базы дошкольной организации, разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
  • создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
  • Воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;
  • воспитать поколение успешных экспертов в области науки, технологии, математики, картографии.
  • Создать преемственные связи ДОУ, семьи;
  • использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
  • отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности;
  • повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях по данной проблеме).

Вид проекта : познавательный, исследовательский, групповой, творческий, практико – ориентированный, в течение 1 года. Сентябрь2020 – май 2021

Участники проекта : дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы.

  • Создание модели мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно – технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
  • уровень материально – технического оснащения соответствует требованиям STEAM - образования;
  • дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно – технического творчества;
  • сформирование профессиональных компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно – технического творчества детей.

Условия реализации проекта : интерес детей и родителей, методические разработки.

Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли такие знания в новой жизни, как нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников? Возраст 3-7 лет является стратегически важным этапом в развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед родителями и педагогами стоит проблема: какие же методы и приемы использовать? К каким технологиям обратиться?

Впервые STEАM–технология была использована в США для организации деятельности детей в условиях метопредметной среды, направленной на подготовку детей к жизни в высокотехнологически развитом пространстве.

В данный момент STEАM–технология введена в образовательную программу детских садов и школ в США, Англии, Германии для подготовки с самого раннего возраста высоко технологичных людей.

Данная дисциплина становится самым востребованным в современном мире. Поэтому сегодня STEAM -технология развивается, как один из основных трендов, сочетая в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой. Как и в жизни, все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое — и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам работы.

В дошкольной организации можно реализовать STEM образование через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.

Погружение в STEAM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик, приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детях креативность и пространственное мышление.

STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. Геоконт развивает творческое воображение и помогает малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве. С помощью геоборда воспитанники изучат площадь и периметр на практике. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. А если совместить сборку лего-конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный внимания проект в рамках STEAM -образования. Флексагон по праву считается уникальным союзом математики и оригами. Спирографы делают создание сложных форм невероятно легким и увлекательным. Наборы робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием передовых технологий.

Кроме развития у дошкольников навыков практической деятельности STЕАM-технология создает условия для переживания детьми реальных жизненных ситуаций.

Именно это свойство STEАM–технологии создает эффективную среду для организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

STEM образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования : развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.

2. Своевременная адаптация детей дошкольного возраста к современной образовательной среде дальнейшей образовательной системы. Содержание, технологии, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение — преемственны по возрастным возможностям и усложнению содержания.

3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование компетенций и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.

4. Развитие критического мышления рассматривается как процесс, направленный на формирование умений получать необходимую информацию, анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности.

5. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуальным подходом заключается в умении объединять индивидуальные интеллекты для достижения общих целей, договариваться, задавать вопросы, аргументировать. Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде, воспитывается ценностное отношение к процессу и к результатам труда общего и личного.

6. Первичное ознакомление с рядом профессий и специальностей XXI века в области информационных технологий, связанных с умением работать с большим объёмом разноплановой информации.

7. Развитие интереса к техническому творчеству.

Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна детям!

2. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. :2017. -111с

3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с. ;

4. Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. - М. : Академия развития, 2011. - 771 c.

5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М. ; Просвещение 1992г.

6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1

7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Читайте также: