Проект soft skills современного педагога доу

Обновлено: 04.07.2024

Цифровизация — тренд, который захватил почти все сферы нашей жизни, и образование не исключение. Все больше учителей осознают необходимость технологий в учебном процессе.

Если раньше педагог играл роль передатчика знаний, то в 2021 году у нас есть безграничный доступ к информации. Пара кликов и ты без учебника знаешь, когда закончилась Столетняя война и сколько длилось татаро-монгольское иго.

Сейчас учитель — это организатор познавательной деятельности. И главная его задача не дать ученикам информацию, а преподнести ее так, чтобы знания усвоились.

Помимо того, что новые инструменты, которые подарила цифровизация, мотивируют и вовлекают учеников, они позволяют оставаться с ними на одной волне. Но для того чтобы грамотно применить их, учителям нужные новые soft skills. Об этом и поговорим в сегодняшней статье.

В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).

Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или коллективе работает человек. Их легко измерить с помощью тестов или экзаменов.

Пример: владение английским языком, умение водить машину, создание логотипа в фотошопе, программирование и т.д.

Пример: креативность, умение работать в команде, тайм-менеджмент, критическое мышление.

В профессии учителя можно выделить те же группы навыков. Hard skills — это, например, умение учителя грамотно передавать информацию, четко планировать урок, следить за атмосферой в классе и т.д.

А мягкими навыками могут быть: терпение, чувство юмора и готовность выйти за рамки формальностей. Например, если мы говорим о школьниках, простить ученику мелкую погрешность, когда он вместо трех клеток в тетради отступил две.

Теперь перейдем к качествам, которые помогут современным учителям завоевать сердца поколения Z.

Итак, чтобы ученики сами спешили на урок и охотно выполняли домашние задания, педагогу нужно:

1. Быть it-friendly

К сожалению, не все учителя умеют пользоваться даже программой PowerPoint, максимум — создать странный переход, когда текст с формулами по физике, прежде чем зафиксироваться на слайде, делает несколько оборотов в 360 градусов -_-

Сейчас этим не удивишь даже пятилетку, поэтому информацию нужно подавать разными способами: создавать обучающие викторины, квесты, делать интерактивные презентации с интересными схемами и персонажами. Вашими помощниками могут стать:

2. Видеть возможности

Сейчас нет ни одного предмета, где нельзя было бы применить технологии — причем как в очном формате, так и во время онлайн-занятий. Даже в уроки трудов для девочек можно внести что-то новое. Например, предложить ученицам скачать мобильное приложение с конструктором блюд и предложить конкурс на самый необычный рецепт.

Во время физкультуры можно устроить соревнование на самую большую пройденную дистанцию, а затем раз в неделю измерять результаты, используя мобильный шагометр.

У большинства российских школ нет дорогого оборудования в виде шлема виртуальной реальности или планшетов, но здесь речь идет об умении использовать доступные сервисы и устройства, ведь телефон и выход в интернет есть у каждого обучающегося. Проявляйте креативность.

3. Помнить о главном — своей личности

Технологии только помощники учителя. 80% эффективности уроков зависит от того, какой личностью вы являетесь.
У каждого ведь в вузе был преподаватель, с лекций которого хотелось убежать, но был и тот, у которого не хотелось упускать и минуты. Харизма, энергетика, характер — называйте это, как хотите, но обаяние все же играет роль.
В целом, старайтесь изучить аудиторию, для которой преподаете. Посмотрите, что им интересно, какие фильмы они смотрят, во что играют и что слушают. Так вы вызовете лояльность. Мир не стоит на месте и, если учитель до сих пор считает, что информацию для доклада нужно искать в местной библиотеке и до сих пор умеет пользоваться только телефоном-ракушкой, современные ученики будут воспринимать его как динозавра, которому каким-то образом удалось дожить до наших дней.

Быть на одной волне с учениками = вызывать их доверие и уважение, а авторитет учителя — еще один важный показатель, от которого зависит эффективность занятий с ним. Помните, что конечная цель учителя не научить, воспитать и развить, а сделать так, чтобы ученики захотели этого сами!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Подготовила: старший воспитатель

Ульяна Николаевна Маркова

Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога , уровнем не только его профессиональной готовности, но и готовности строить компетентные , целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители. И только педагог, обладающий необходимыми навыками, может развить их и в своих воспитанниках.

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Продолжительность: среднесрочный (6 месяцев)

Цель проекта : создать условия для развития soft skills компетенций у воспитателей.

Задачи проекта :

-способствовать личностному росту;

- развивать базовые коммуникативные навыки;

- развивать навыки эффективного мышления;

- развивать навыки управления собой;

-развивать навыки управления деятельностью.

Ожидаемый результат : повышение профессионального потенциала педагогов в области развития социально-психологических навыков.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации деятельности .

Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (консультации, мастер-классы, семинары-практикумы).

Заключительный : п одводятся итоги , подготавливается презентация, итоговое мероприятие .

План реализации проекта

Разработка и организация образовательного проекта по развитию Soft skills педагога ДОУ

Сбор и предоставление информации

II этап

Теоретическая часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая группа: педагоги ДОУ

Продолжительность: 2 часа

Оборудование,оснащение: медиа проектор, презентация, рулон бумаги (2 м, бумага формата А4, аудиозаписи с музыкой, цветная самоклеющаяся бумага разных цветов (5цветов, набор для каждой группы педагогов: ножницы, бумага, клей, фломастеры, карандаши, вырезанные ладошки из бумаги на каждого педагога, набор вырезанных шляп из картона для каждой группы (синяя, зеленая, желтая, белая, черная, красная, стенд на каждую группу.

Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием использования метафор, прием саморефлексии, прием обратной связи.

Цель – развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через soft skills компетенции выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

-способствовать личностному росту педагогов;

- развивать коммуникативные навыки умение работать в паре, паре сменного состава, микро-группе;

- развивать навыки эффективного мышления;

-способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

- способствовать развитию профессионально значимых качеств личности педагогов, навыков самопознания и рефлексии;

- формировать внутреннюю позицию успешного педагога.

1. Организационный момент.

Сегодня мы работаем группами (участники делятся на группы). Приветствие бумажными ладошками.Сейчас предлагаю вам, используя ладошку, которая есть на столе для каждого из вас, неординарно поздороваться с членами группы. Вы можете раскрасить ее, что-то на ней нарисовать, написать (выполняется приветствие всех участников групп). Время выполнения – 5 минут.



Быстрое изменение общественных отношений связаны со стремительным развитием технологии модернизации методов и средств обучения и воспитания.

И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — soft skills — пока еще знаком далеко не всем.

Поэтому, наша задача сегодня разобраться, что такое soft skills, зачем педагогу их развивать, а главное – КАК их можно развить.

2. Основная часть.

Перед вами на экране определение Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки, слайд 3) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Другими словами, именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога.

И еще один нюанс. Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мы все понимаем, что педагог — это модель мира для ребенка. И только педагог, обладающий необходимыми навыками, может развить их и в своих воспитанниках.

То есть, важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам, и в какой среде они будут расти зависит результат – развитый воспитанник с креативным мышлением. Теперь определим, что включает в себя soft skills?

Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию;

На слайде следующие характеристики:

-работа с документами

-работа с оборудованием, средства обучения

-ИКТ-компетенции

-способность к системному мышлению, креативному мышлению

-работа в команде

-слушание и понимание собеседника

разрешение конфликтных ситуаций



Группы представляют свои модели.

Предлагаю коллегам оставить наши модели на время. К ним мы вернемся позже.

Перед вами следующий слайд (5, в котором выделено пять навыков, на которые стоит обратить внимание педагогам.

Навык эффективного общения (особенно личного). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение “переговоров”, проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления.

Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Опять же, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.

Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.

Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Умение управлять собой (self-managment). Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.

Как показывает практика, способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность мыслить критически –проблемная зона педагогов. Из всех обязательных составляющих гибких навыков, сегодня остановимся на осознание креативности в себе и её развитии.

Развитое креативное мышление – это точилка для ума, или мышца, которую можно и нужно прокачать. Что мы и сделаем.

Итак, задание первое.

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию; развитие коммуникативных навыков.

У каждой группы на столе есть две картинки: у одной группы изображены огурец и поезд, у другой - перец и самокат. Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с этими картинками связный рассказ. На выполнение задания 6 минут.


О чем заставило задуматься это упражнение? (обсуждение по 2 минуты на каждую группу)

Цель: развитие креативных и коммуникативных способностей участников; содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления. Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.

Для групп задание одно: Вспомните 3 предмета, которые находятся у вас в сумке, и придумайте необычные способы применения для обычного предмета, как можно применить их в работе с детьми, родителями (использовать гаджеты запрещено). Время выполнения задания – 5 минут.

Педагоги, всем известный факт, что рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Поэтому, следующее задание мы будем рисовать.

Суть заключается в том, что предлагается дорисовать картинку со множеством значений. Для развития креативности нужно найти такое значение картинки, что не сразу приходит на ум.

Цель: развитие креативного, системного, структурного мышления.

Перед вами самый простой друдл (на слайде, посмотрите и попробуйте назвать все варианты того, что здесь может быть нарисовано. Задача каждой команды - написать несколько вариантов того, что изображено на рисунке. Варианты не должны повторяться. На одну картинку, может быть дано несколько различных вариантов. Каждая команда, по очереди, предлагает по одному варианту на 1 друдл. Чем больше вариантов даст команда, тем больше баллов она наберет.

Время выполнения 10-15 минут.


Человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта.

Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх.

Флюгер на крыше дома (или какой либо рисунок на крыше).

Песочные часы, стоящие на столе.

Два громкоговорителя на столбе.

Два клювика птиц.

Ручки двери с двух сторон.

Стрекоза над дорогой.

Цель: умение работать в команде, принимать решения, развитие творческого мышления.

Каждая группа записывает 10 предметов на лист формата А4: колесо, слон, деньги, планшет, ноутбук, ряженка, леопард, автомобиль, кровать, коляска. (Города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя).Необходимо нарисовать рисунок на 2-х метровом рулоне бумаги, в котором будут присутствовать все перечисленные предметы, связанные в одном сюжете. Можно использовать все, что есть на столах. Во время рисования, каждый педагог рисует то правой, то левой рукой. Это – обязательное условие упражнения.

Время выполнения задания -15 минут.

Цель: развитие воображения, развитие гибкости мышления.

- Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…

- Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

- Если бы все люди стали бессмертными, то…

- Если бы у вас был клон, который бы выполнял все ваши команды, то…

- Если бы я могла летать…

- Если бы я понимала язык животных и растений…

- Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…

- Если бы возродился СССР… .

- Если бы пропало слово “если”…

Время выполнения 15 минут.

В каждой команде назначается модератор, который управляет процессом и следит за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Вся команда работает над ответами на вопросы. Далее, каждая команда представляет свои ответы.

Время работы 10-15 минут.

В заключение нашего мастер-класса, предлагаю вернуться к началу наших моделей, в которые вы включили ряд гибких навыков и попробовать расширить получившиеся модели новыми качествами на основе опыта, полученного сегодня. Время работы -5 минут.

Педагоги дорабатывают модели и делятся результатом.

3. Рефлексия.

Коллеги. Пришло время подведения итогов нашей работы и прошу вас ответить на последний вопрос- с какими мыслями, желаниями и настроением вы продолжите свою работу (ответы педагогов)


Словарь педагогических терминов

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации;

Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей;

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию;

Культурная мобильность педагога - способность самостоятельно и свободно мыслить и оценивать события, творчески воспринимать учебные программы и предлагаемую информацию, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения в новых ситуациях, умение предвидеть характер и ход изменений, как в изучаемой области, так и в общественном развитии.

Ю. И. Калиновский, определяет социальную мобильность

Профессиональная мобильность как часть социальной мобильности может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами в становлении карьеры. Вертикальная педагогическая мобильность невозможна без таких качеств педагога, как, гибкость, способности рассуждать, рефлексировать, принимать активную социокультурную позицию. Вертикальная мобильность - это движение по административной лестнице, в сфере образования. Например: учитель, завуч, директор

Горизонтальная – это движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом. Например. Учитель 1 категории, высшей категории, победитель профессионального конкурса и т.д.

Профессиональная мобильность опирается на педагогическую культуру и профессиональную компетентность. Современные ученые большое внимание уделяют проблеме компетентности, обеспечивающей учителю продуктивное профессиональное функционирование.

Понятие профессиональной мобильности включает в себя комплекс трех составляющих:

‒ 1.качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;

‒ 2.деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;

‒3. процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

Педагогическая мобильность- способность личности педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательно-воспитательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами, администрацией, партнерами, представителями социума) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования.

Качества профессионально мобильного педагога. Их 6 - это активность, адаптивность, открытость, коммуникативность, креативность, компетентность.

Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью.

Друдлы: что это такое?

Droodle — это загадка-головоломка, рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Изобретатель друдлов Роджер Прайс — комедийный писатель.

Друдлы иногда кажутся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что на ней изображено. Вроде бы нарисовано совершенно что-то непонятное — какие то линии, треугольники. Однако, стоит лишь узнать ответ, и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета.

Стремительно меняющийся мир требует формирования новой образовательной среды, и всегда интересно наблюдать за учебными заведениями, которые идут в ногу со временем, воспитывают и учат детей согласно вызовам времени уже с раннего детства. О том, как технические новинки и новые образовательные методики меняют современный детский сад, мы поговорили с Дарьей Фадеевой, заместителем директора по дошкольному образованию гимназии имени Е.М. Примакова.


Заглянув в эту подмосковную гимназию, созданную в соответствии с современными архитектурными и образовательными веяниями, вы увидите, что это учебное заведение не похоже на обычную школу. В ней предусмотрены обширные общественные пространства для отдыха и проведения мероприятий, зона коворкинга, классы-трансформеры, которые одновременно отвечают разным учебным задачам. Интересно, что здесь в единый образовательный комплекс входит как школа, так и детский сад. В США эта практика осуществляется весьма успешно и давно доказала свою эффективность. В России же такие проекты являются пока экспериментальными. В гимназии тоже решили пойти по этому пути и объединили под одной крышей школьное и дошкольное отделения.

Так, ученик 10 класса Олег, призер многих олимпиад, впервые попробовал себя в роли учителя именно в дошкольном отделении, где прочитал лекцию по астрономии для подготовительной группы. Вместе с будущими первоклашками они затем выбрали темы для лекций, которые проходили в течение первых двух учебных модулей.

При таком подходе выпускник детского сада, пришедший в первый класс – это уверенный в своих силах и любознательный ученик, которому нравится процесс обучения, он уже научился получать удовольствие от этого процесса, освоился в школе и готов к дальнейшим открытиям.

Играть всегда, играть везде

Чаще всего для ролевых игр берутся ситуации из реальной жизни – прием у врача, поход в ресторан, ремонт машины, перелет на самолете. Дети охотно примеряют на себя роли стюардессы, бортпроводника, пилота. Они сами выбирают, какими пассажирами хотят быть: семейной парой, школьником на каникулах, расстроенным ребенком или серьезным ученым. Во время таких занятий они не только воспроизводят модели поведения, но и пополняют словарный запас, учатся видеть себя со стороны и ставить себя на место другого. Зачастую, все необходимые для игры материалы дети делают своими руками из картона, бумаги и других материалов.

В каждой игровой и обучающей зоне дошкольного отделения есть интерактивные доски, экраны, используются планшеты, на которых дети, например, создают иллюстрации к своим историям, делают обложки к проектам, снимают видео. Мир, в котором родились и растут современные дети, серьезно компьютеризирован, поэтому нельзя искусственно отгораживать их от него. Поделки из бумаги, рисование гуашью или лепка из пластилина, конечно, не ушли в прошлое, но сегодня уже нельзя ограничиваться только этими приемами. Нужно осознанно сочетать в образовании и воспитании различные подходы. Современные дети – визуалы, мыслят картинками, в таких условиях фантазия у них развита гораздо меньше, чем у предыдущих поколений.

Иногда стоит убрать из игровой комнаты все игрушки и поставить ребенка в ситуацию, когда ему необходимо придумывать и создавать игровые инструменты и игровую среду самому, причем из подручных материалов. А иногда нужно дать ему в руки планшет.

Современное техническое оснащение помогает дошкольникам получать информацию, используя все пять чувств. «Мы используем любые возможности и девайсы, которые могут сделать учебный процесс более интересным и успешным для современного ребенка.

Лидеры сегодняшнего дня

Сегодня в обществе как никогда востребованы лидеры, а хорошие топ-менеджеры ценятся на вес золота. Поэтому важно начать воспитание лидерских качеств в ребенке с дошкольного возраста и дать ему возможность почувствовать себя в этой роли. Лидерство начинается с умения принимать решения и нести за них ответственность, с умения признавать и исправлять свои ошибки.

В дошкольном отделении гимназии применяются различные практики, помогающие с раннего возраста воспитывать в детях лидерские качества. Например, каждую неделю группа выбирает нового лидера – ребенка, который будет идти впереди всех и вести за собой группу на занятия, в столовую, бассейн или на прогулку. Такая практика активно применяется в британской системе образования, ведь в современном детском саду процесс обучения должен происходить постоянно, а не только в специально отведенное для занятий время.

С трехлетнего возраста ребенок открыт всему новому, он впитывает знания как губка. И учатся дети в детском саду не только различать цвета, читать, лепить из пластилина – они знакомятся с такими понятиями, как дружба, самодисциплина, работа в команде, доверие, умение принимать решения и нести ответственность, а также способность исправлять ошибки.

Кстати, известные американские психологи Роберта Михник Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек уже нашли ответ на вопрос, который волнует сейчас многих: что же должен знать и уметь ребенок для достижения успеха в XXI веке? Оказывается, ключевых умений должно быть всего шесть: это сотрудничество, общение, усвоение информации, критическое мышление, творчество и уверенность. И ни одно из этих умений не должно быть потеряно из виду! Поэтому начинать формировать их надо уже в детском саду…

Читайте также: