Проект соцветие народов в доу
Обновлено: 03.07.2024
Автор: Авдеева Анастасия Ивановна
Организация: ГБОУ Школа №64 (структурное подразделение №1)
Населенный пункт: г. Москва
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Продолжительность: декабрь-январь 2015г.-2016г.
Цель проекта:
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
- познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
- развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
- развивать интерес к страноведческим знаниям.
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Актуальность проекта:
- В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
- Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
- В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Предполагаемый результат:
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
- Пополнение знаний о народах России.
- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
- Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
План мероприятий:
Итог проекта:
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
- Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
- Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.
- Обращение к специалистам.
Презентационно – завершающий:
Игровая деятельность детей:
- В гостях у сказки.
- Роспись предметов одежды народов России (фартук марийцев)
- Орнаменты для кокошников.
- Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):
• Подвижные игры:
1.Составление рассказов по картинам:
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.
Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,
- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.
- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности
3. Составление рассказов по пословицам:
Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.
Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.
Чтение стихов о Родине, России, гербе.
Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.
Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России:
5. Взаимодействие детского сада с семьей.
- Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини- музея.
- Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.
- Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. (Прием гостей в мини-музее подготовительной к школе группы)
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.
Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; национальные костюмы нородов России; куклы в костюмах народов России; книги со сказками народов России; головные уборы народов России; дети и воспитатели одеты в костюмы народов России.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.
Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Рассматривание кукол в национальных костюмах.
Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
- создание условий для обогащения детей знаниями о народе, населяющих республику Мордовия. Воспитание уважения, чувства гордости за принадлежность к народу России,.
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Республики Мордовия, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов Республики Мордовия;
- прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать любовь к своей республике, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину
- воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
- развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности;
- Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальные руководители
Продолжительность проекта : проект краткосрочный.
Сроки реализации проекта : март 2019г.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. организационно-подготовительный этап;
2. этап реализации;
3. заключительный этап.
На организационно-подготовительном этапе были проведены:
1. Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.
Разработка проекта,составление.
2. Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение
членов семьи к совместной работе над проектом.
-имееть представление о Мордовии как о многонациональной стране;
-имеет представление о некоторых традициях, обычаях, праздникахразных народов; -
-сформировать такие качества, как любовь к родному краю, уважительное
отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам;
-сформировать способность организовать свою деятельность, умение
творчески применять полученные знания в игровой,
Участники проекта : Киреева Мария Николаевна, Рубцова Елена Германовна - воспитатели, дети и родители старшей группы №10.
Старшая группа.
организационно-подготовительный этап; Анализ специальной, методической, детской и художественной литературы по разрабатываемой проблеме. Консультативные встречи с родителями, представителями различных национальностей. Просмотр научно-популярных фильмов, рассматривание иллюстраций, презентаций, фильмов о народах Республики Мордовия.
этап реализации; Тема: «Национальный костюм"
Дать детям представление об истории национальных костюмов, познакомить с элементами мужского и женского костюма; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам национального орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре национальностей народа, проживающих на территории Мордовской Республики. Рассматривание иллюстраций национальных костюмов: русского, мордовского, татарского, чувашского, марийского. Аппликация "Укрась костюм", раскрашивание раскрасок. Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок".
Презентация "Ярмарка посуды".
Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать интерес к истории и культуре народов Поволжья.
Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре.
Декоративное рисование "Укрась посуду
орнаментом " (на выбор). Сюжетно-ролевая игра "Мастера по росписи посуды".
Оформить стенд фотографий: "Мордовия- многонациональная республика".
Тема: "Дружное братство - дороже богатства".
•Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья. Рассматривание иллюстраций
к русским и татарским сказкам.
Разучивание пословиц о дружбе.
Рассматривание картин с изображением быта русских и мордвы. Посещение мини-краеведческого музея.
Посещение мини-краеведческого музея. Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
Заключительный этап. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации
Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем .
Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России .
Актуальность:
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России .
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть .
Цель:
воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей .
Задачи:
углублять и уточнять представления о Родине — России;
формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;
прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
приобщать к истокам народной культуры;
развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину .
Ожидаемый результат:
Воспитанник имеетпредставление о России как о многонациональной стране;
имеющий представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;
сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам;
формируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественнопродуктивной деятельности .
Вид проекта: творческий; групповой Продолжительность: краткосрочный (2 недели ) Участники проекта: Педагоги, воспитанники, кадеты МБОУ «СОКШ №4 и родители старшей группы №2 .
Продуктивная деятельность:
3 – этап заключительный Организация выставки “Национальные куклы” .
Организация семейной фотовыставки “Люди разных народов” .
Дети:
Знают столицу своей Родины, достопримечательности, знают флаг, герб, гимн России .
Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями .
Называют представителей других национальностей, населяющих Родину, уважают их культуру и традиции .
Знают национальные игры, с удовольствием в них играют .
Социальный эффект: вовлечение воспитанников - кадетов в этот проект дала возможность создать среду для патриотического воспитания и духовного развития подрастающего поколения. Разбудила интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения .
2) Фотовыставка “Люди разных народов” .
Список использованной литературы:
1. – Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи .
3. 148с. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М: .
4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост .
Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008
Цель: Развивать у детей этнокультурные представления. Воспитывать чувство патриотизма к своей стране, ее обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей .
Задачи:
Под музыку дети заходят в зал и встают полукругом Нет края на свете красивей, 1ребенок Нет Родины, в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
2.И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия, 2 ребенок Как мама родная, – одна!
3 Живут в России разные народы с давних пор, Одним — тайга по нраву, 3 ребенок Другим — родной простор .
каждого народа язык свой и наряд. 4 ребенок
3.У Один черкеску носит, другой надел халат .
4.Один — рыбак с рожденья, Другой оленевод .
Один кумыс готовит, 5 ребенок Другой готовит мед .
5.Одним милее осень, Другим милей весна. 6 ребенок А Родина — Россия – У нас у всех одна .
(в зал входит представительница России) ребенок в русском народном костюме, в руках держит каравай с рушником) Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем .
Он на блюдце расписном С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим, поклоняясь, Отведать просим!
(на экране появляется географическая карта РОССИИ) Ведущая : Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами, За русское поле с колосьями рослыми .
За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия .
-Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? Ответы детей: (Родина – место, где мы родились; Страна, в которой, мы живем; Родина у каждого человека одна.)
- На каком языке говорят все жители России? (на русском) .
-Как называют людей, которые живут в России? (флажки разных национальностей)
- Что означает белый цвет на флаге России? (мир и чистота совести)
-.Что означает синий цвет на флаге России (россияне) .
- Назовите главный город нашей Родины. (Москва) Это столица нашей Родины .
- Как называется главная песня страны? Гимн
- Покажите флаг России (небо, верность и правда )
- Что означает красный цвет на флаге России? (огонь и отвага) Дети садятся на стульчики (на экране появляется слайд мы разные, но мы вместе)
-Наша Россия – многонациональная страна. В России живут не только русские люди, но и люди других национальностей помогайте мне .
Дети: украинцы, белорусы, грузины, узбеки, татары, башкиры, чеченцы, мордва, чуваши
- Среди нас тоже есть дети других национальностей и они приготовили для нас свои национальные номера .
В игре участвуют дети – кадеты МБОУ СОШ №4 .
Следующую страну Армению, страну великих гор, благоухающих абрикосовых садов, страна со своей древней историей, и гостеприимным народом нам представляет Самвел
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее .
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Формирование нравственных качеств личности необходимо начинать с дошкольного детства. Через знакомство с историей России, символикой, достопримечательностями, народом, которые населяют Россию, дети начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Информационная характеристика проекта
Проект информационно-практический, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитан- ников детского сада.
Цель проекта: способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности.
• дать представление о многонациональной стране – Россия;
• формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны;
• познакомить с некоторыми национальными играми, культурой других народов;
• поощрять и поддерживать активное освоение норм и правил, принятых в человеческом обществе;
Предполагаемый результат проекта:
• пополнение знаний о народах России;
• представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;
• знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами;
• овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Этапы работы над проектом
подготовительный 1. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о народах России.
2. Рассматривание глобуса, географических карт.
2 этап - основной Реализация плана мероприятий проекта.
План мероприятий по реализации проекта:
Направления работы, задачи Мероприятия
1.Работа с детьми Расширять и уточнять знания детей о традициях, обычаях, праздниках, иг- рах, костюмах, сказках народов России.
Прививать уважение к людям разных нацио- нальностей и их обычаям. Приобщать к истокам народной культуры. Раз- вивать умения рассуж- дать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину. Социально-коммуникативное развитие:
1.Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, сти- хотворений, рассказов о народах России 2.Рассматривание глобуса, географических карт 3.Беседы:
1. Ознакомление с окружающим миром
2. Дидактические игры
"Собери картинку" (знакомство с национальными ко- стюмами)
«Разгадай послание" (знакомство с традициями народов России)
3. Словесные игры
1Чтение стихов, пословиц и поговорок о Родине, России.
2. Выставка кукол в национальных костюмах
В ходе реализации проекта дети:
- знают, что Россия - огромная страна;
- могут показать нашу страну на глобусе;
- знают, какие народы живут в России;
- знают сказки и умеют играть в игры народов России.
Этот проект дал возможность создать среду для патриотического воспитания и духовного развития подрастающего поколения. Проект вызвал интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения, показал уникальность и самоценность народов России, как важного этапа в многонациональном государстве.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной дей- ствительностью. Подготовительная группа.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
Читайте также:
- Какие знания больше всего ценили мусульманские ученые как вы думаете почему кратко
- Парциальная программа по изобразительной деятельности в детском саду
- Профессиональная деятельность взрослых взаимодействующих с ребенком в школьной среде
- Математические игры и развлечения в школе проект цели и задачи
- Борется ли борис с темным царством кратко