Проект соцветие народов в доу

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Авдеева Анастасия Ивановна

Организация: ГБОУ Школа №64 (структурное подразделение №1)

Населенный пункт: г. Москва

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Продолжительность: декабрь-январь 2015г.-2016г.

Цель проекта:

Задачи:

  • углублять и уточнять представления о Родине — России;
  • формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  • закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
  • о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
  • познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
  • развивать интерес к страноведческим знаниям.
  • развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Актуальность проекта:

  • В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
  • Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
  • В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Предполагаемый результат:

  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
  • Пополнение знаний о народах России.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

План мероприятий:

Итог проекта:

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
  • Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
  • Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.
  • Обращение к специалистам.

Презентационно – завершающий:

Игровая деятельность детей:

- В гостях у сказки.

- Роспись предметов одежды народов России (фартук марийцев)

- Орнаменты для кокошников.

- Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):

• Подвижные игры:

1.Составление рассказов по картинам:

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.

Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.

Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,

- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.

- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности

3. Составление рассказов по пословицам:

Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.

Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.

Чтение стихов о Родине, России, гербе.

Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.

Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России:

5. Взаимодействие детского сада с семьей.

- Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини- музея.

- Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.

- Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. (Прием гостей в мини-музее подготовительной к школе группы)

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.

Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; национальные костюмы нородов России; куклы в костюмах народов России; книги со сказками народов России; головные уборы народов России; дети и воспитатели одеты в костюмы народов России.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.

Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.

- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

- создание условий для обогащения детей знаниями о народе, населяющих республику Мордовия. Воспитание уважения, чувства гордости за принадлежность к народу России,.

- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Республики Мордовия, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов Республики Мордовия;

- прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;

- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать любовь к своей республике, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину

- воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

- развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности;

- Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.

Участники проекта :

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальные руководители

Продолжительность проекта : проект краткосрочный.

Сроки реализации проекта : март 2019г.

Проект реализуется в 3 этапа:

1. организационно-подготовительный этап;

2. этап реализации;

3. заключительный этап.

На организационно-подготовительном этапе были проведены:

1. Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.

Разработка проекта,составление.

2. Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение

членов семьи к совместной работе над проектом.

-имееть представление о Мордовии как о многонациональной стране;

-имеет представление о некоторых традициях, обычаях, праздникахразных народов; -

-сформировать такие качества, как любовь к родному краю, уважительное

отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам;

-сформировать способность организовать свою деятельность, умение

творчески применять полученные знания в игровой,

Участники проекта : Киреева Мария Николаевна, Рубцова Елена Германовна - воспитатели, дети и родители старшей группы №10.

Старшая группа.

организационно-подготовительный этап; Анализ специальной, методической, детской и художественной литературы по разрабатываемой проблеме. Консультативные встречи с родителями, представителями различных национальностей. Просмотр научно-популярных фильмов, рассматривание иллюстраций, презентаций, фильмов о народах Республики Мордовия.

этап реализации; Тема: «Национальный костюм"

Дать детям представление об истории национальных костюмов, познакомить с элементами мужского и женского костюма; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам национального орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре национальностей народа, проживающих на территории Мордовской Республики. Рассматривание иллюстраций национальных костюмов: русского, мордовского, татарского, чувашского, марийского. Аппликация "Укрась костюм", раскрашивание раскрасок. Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок".

Презентация "Ярмарка посуды".

Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать интерес к истории и культуре народов Поволжья.

Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре.

Декоративное рисование "Укрась посуду

орнаментом " (на выбор). Сюжетно-ролевая игра "Мастера по росписи посуды".

Оформить стенд фотографий: "Мордовия- многонациональная республика".

Тема: "Дружное братство - дороже богатства".

•Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья. Рассматривание иллюстраций

к русским и татарским сказкам.

Разучивание пословиц о дружбе.

Рассматривание картин с изображением быта русских и мордвы. Посещение мини-краеведческого музея.

Посещение мини-краеведческого музея. Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

Заключительный этап. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем .

Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России .

Актуальность:

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России .

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть .

Цель:

воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей .

Задачи:

углублять и уточнять представления о Родине — России;

формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);

закреплять и расширять представления о столице России – Москве;

обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;

прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

приобщать к истокам народной культуры;

развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину .

Ожидаемый результат:

Воспитанник имеетпредставление о России как о многонациональной стране;

имеющий представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;

сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам;

формируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественнопродуктивной деятельности .

Вид проекта: творческий; групповой Продолжительность: краткосрочный (2 недели ) Участники проекта: Педагоги, воспитанники, кадеты МБОУ «СОКШ №4 и родители старшей группы №2 .

Продуктивная деятельность:

3 – этап заключительный Организация выставки “Национальные куклы” .

Организация семейной фотовыставки “Люди разных народов” .

Дети:

Знают столицу своей Родины, достопримечательности, знают флаг, герб, гимн России .

Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями .

Называют представителей других национальностей, населяющих Родину, уважают их культуру и традиции .

Знают национальные игры, с удовольствием в них играют .

Социальный эффект: вовлечение воспитанников - кадетов в этот проект дала возможность создать среду для патриотического воспитания и духовного развития подрастающего поколения. Разбудила интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения .

2) Фотовыставка “Люди разных народов” .

Список использованной литературы:

1. – Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи .

3. 148с. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М: .

4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост .

Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008

Цель: Развивать у детей этнокультурные представления. Воспитывать чувство патриотизма к своей стране, ее обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей .

Задачи:

Под музыку дети заходят в зал и встают полукругом Нет края на свете красивей, 1ребенок Нет Родины, в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

2.И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия, 2 ребенок Как мама родная, – одна!

3 Живут в России разные народы с давних пор, Одним — тайга по нраву, 3 ребенок Другим — родной простор .

каждого народа язык свой и наряд. 4 ребенок

3.У Один черкеску носит, другой надел халат .

4.Один — рыбак с рожденья, Другой оленевод .

Один кумыс готовит, 5 ребенок Другой готовит мед .

5.Одним милее осень, Другим милей весна. 6 ребенок А Родина — Россия – У нас у всех одна .

(в зал входит представительница России) ребенок в русском народном костюме, в руках держит каравай с рушником) Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем .

Он на блюдце расписном С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим, поклоняясь, Отведать просим!

(на экране появляется географическая карта РОССИИ) Ведущая : Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами, За русское поле с колосьями рослыми .

За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия .

-Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? Ответы детей: (Родина – место, где мы родились; Страна, в которой, мы живем; Родина у каждого человека одна.)

- На каком языке говорят все жители России? (на русском) .

-Как называют людей, которые живут в России? (флажки разных национальностей)

- Что означает белый цвет на флаге России? (мир и чистота совести)

-.Что означает синий цвет на флаге России (россияне) .

- Назовите главный город нашей Родины. (Москва) Это столица нашей Родины .

- Как называется главная песня страны? Гимн

- Покажите флаг России (небо, верность и правда )

- Что означает красный цвет на флаге России? (огонь и отвага) Дети садятся на стульчики (на экране появляется слайд мы разные, но мы вместе)

-Наша Россия – многонациональная страна. В России живут не только русские люди, но и люди других национальностей помогайте мне .

Дети: украинцы, белорусы, грузины, узбеки, татары, башкиры, чеченцы, мордва, чуваши

- Среди нас тоже есть дети других национальностей и они приготовили для нас свои национальные номера .

В игре участвуют дети – кадеты МБОУ СОШ №4 .

Следующую страну Армению, страну великих гор, благоухающих абрикосовых садов, страна со своей древней историей, и гостеприимным народом нам представляет Самвел

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование нравственных качеств личности необходимо начинать с дошкольного детства. Через знакомство с историей России, символикой, достопримечательностями, народом, которые населяют Россию, дети начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Информационная характеристика проекта

Проект информационно-практический, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитан- ников детского сада.

Цель проекта: способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности.

• дать представление о многонациональной стране – Россия;

• формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны;

• познакомить с некоторыми национальными играми, культурой других народов;

• поощрять и поддерживать активное освоение норм и правил, принятых в человеческом обществе;

Предполагаемый результат проекта:

• пополнение знаний о народах России;

• представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;

• знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами;

• овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Этапы работы над проектом

подготовительный 1. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о народах России.

2. Рассматривание глобуса, географических карт.

2 этап - основной Реализация плана мероприятий проекта.

План мероприятий по реализации проекта:

Направления работы, задачи Мероприятия

1.Работа с детьми Расширять и уточнять знания детей о традициях, обычаях, праздниках, иг- рах, костюмах, сказках народов России.

Прививать уважение к людям разных нацио- нальностей и их обычаям. Приобщать к истокам народной культуры. Раз- вивать умения рассуж- дать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину. Социально-коммуникативное развитие:

1.Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, сти- хотворений, рассказов о народах России 2.Рассматривание глобуса, географических карт 3.Беседы:

1. Ознакомление с окружающим миром

2. Дидактические игры

"Собери картинку" (знакомство с национальными ко- стюмами)

«Разгадай послание" (знакомство с традициями народов России)

3. Словесные игры

1Чтение стихов, пословиц и поговорок о Родине, России.

2. Выставка кукол в национальных костюмах

В ходе реализации проекта дети:

- знают, что Россия - огромная страна;

- могут показать нашу страну на глобусе;

- знают, какие народы живут в России;

- знают сказки и умеют играть в игры народов России.

Этот проект дал возможность создать среду для патриотического воспитания и духовного развития подрастающего поколения. Проект вызвал интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения, показал уникальность и самоценность народов России, как важного этапа в многонациональном государстве.

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной дей- ствительностью. Подготовительная группа.

3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.

Читайте также: