Проект социальная адаптация молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в школе

Обновлено: 04.07.2024

3. Анкетирование

4. Цели и задачи

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
Изучение проблем
социализации
повышение качества жизни
людей с ограниченными
возможностями.
Поддержка инвалидов.
Содействие в создании
условий для социализации.
Задачи:
•Изучение механизма
реализации государственной
политики в отношении
инвалидов
•поддержка и реализация
творческого потенциала
данной категории
•Снижение социально
психологических барьеров.
•Поиск и анализ
информации, связанной с
проблемами адаптации.

5. Сроки и ожидаемые результаты

6. План работы

ПЛАН РАБОТЫ
Мероприятие
Возможные формы реализации
сроки
ресурсы
Сбор информации
Наблюдение, тестирование, анкетирование,
проведение исследований.
11.201702.2018
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер
Microsoft word
Исследования и
разработка
изучение особенностей работы с инвалидами, а так
же проблем адаптации , анализ государственной
политики в отношении инвалидов, изучение
социального барьера и способов его преодоления.
02.201805.2018
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер
Microsoft word
Привлечение
партнеров
Поиск волонтеров. Установление контакта с
социальными службами для реализации
проекта. Поиск спонсоров.
05.201808.2018
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер
Разработка
методики.
Обобщение полученной информации,
создание методики и планирование
мероприятий для ее проведения.
08.201801.2019
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер
Реализация
Проведение мероприятий направленных на
социализацию. Совершенствование
методики.
201910.2020
Подведение итогов
Соотношение результатов реализации
проекта с поставленными целью и
задачами. Обозначение значимости
итогов и определение перспектив
дальнейшего развития.
10.202012.2020
Microsoft word
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер

Заключение:
Бюджет
В результате проведенных
Проект не требовал затрат, кроме
указанных ранее ресурсов.
исследований выясняется что инвалиды
становятся особой социально Возможные источники
демографической группой с меньше
прибыли:
возможностью передвижения, более
Добровольные пожертвования
низким уровнем дохода, меньшей
Сотрудничество с фондами
возможностью получения образования и
Получение гранта на реализацию
особенно, адаптации в
проекта.
производственной деятельности.
Не сама инвалидность — беда человека,
а испытания, которые переносит он в
связи с тем, что окружающее общество
ограничивает свободу выбора в
трудоустройстве. Теоретически инвалид
обладает всеми конституционными
правами, а на практике подавляющее
большинство из них не может получить
образование, устроиться на работу.
Проект направлен на решение всех этих
проблем, а так же преодоление социальных
барьеров и улучшение жизни людей с
ограниченными возможностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Цель проекта: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи проекта

Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;

вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,

оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;

развить навыки общения у обучающихся с ОВЗ;

способствовать воспитанию принятия и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.

● Участие детей в ОВЗ социальной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;

● возможность успешной самореализации в процессе социализации;

●наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;

● формирование у общества положительного отношения к детям с ОВЗ;

●уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов.

Срок реализации проекта 2017-2018 учебный год

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта

Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:

специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;

педагоги дополнительного образования;

педагоги и администрация ОУ.

Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения необходимо психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители должны консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.

Необходимыми являются и консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.

Для того, чтобы привлечь внимание общества к проблемам детей с ОВЗ,

важным является проведение общественных мероприятий.

В рамках реализации проекта лучшей социализации детей с ОВЗ будет способствовать и включение этой категории детей в общественную деятельность. Например, вовлечение детей с ОВЗ в кружки по интересам, участие детей в конкурсах и олимпиадах, спортивных соревнованиях.

Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.

Для решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы. Но прежде чем рассматривать социальные проекты, необходимо определиться, что это. Какие особенности имеют те из них, что направлены на молодежь? Что вас интересует? Социальные проекты в школе, примеры их реализации? Или проекты, ориентированные на старших? Скажем, социальные проекты для молодежи, примеры уже их реализации?

Что такое социальный проект?

пример социального проекта

Под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой социальной проблемы или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Поможет вам понять, что собой он представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями.

К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов).

Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь?

социальные проекты в школе примеры

Самая главная особенность – то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются.

Чему должен соответствовать проект?

Проект должен соответствовать таким условиям:

  1. Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации.
  2. Должна существовать возможность реализации в данных условиях.
  3. Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят.
  4. Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе.
  5. План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели.
  6. Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.

Как необходимо оформлять социальный проект?

социальные проекты для школьников примеры

Что должно быть в проекте? Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка.

После определения целей необходимо задуматься о задачах – максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы вы имели лучшее представление о том, что от вас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи.

Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога.

Пример социального проекта для молодежи №1

социальные проекты для молодежи примеры

Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.

  1. Объяснить, что такое брак, какие обязанности и права будут у каждого из супругов.
  2. Помочь распределить будущие обязанности сейчас, чтобы потом не возникало притирок.
  3. Помочь найти причины, почему молодые люди хотят вступить в брак, и определить, понимают ли они, что он значит.

Нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность.

Срок реализации: бессрочно.

Место реализации: город такой-то.

Пример для молодежи №2

примеры школьных социальных проектов

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства.

Цель: оказание благотворительной помощи отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.

  1. Привлечение общественного внимания к данной проблеме в связи с тем, что большинство людей не проинформированы про её существование.
  2. Сбор средств, материальной помощи, игрушек и лекарств, для передачи в больницу с последующим использованием для восстановления здоровья у отказников и несовершеннолетних сирот. из государственного бюджета или из благотворительных фондов для улучшения отказников или сирот, которые пребывают в лечебных медицинских учреждениях.
  3. Обращение внимания на проблему детей без родителей с целью убеждения людей усыновлять детей.

Детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи.

Срок реализации: 16 июня 2015 года – 7 июля 2016 года.

Место реализации: Детская областная больница города Самары.

Пример для молодежи №3

социально культурный проект пример

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: социальная адаптация молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах.

Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.

  1. Содействие полноценности социализации участников проекта.
  2. Взаимодействие с организациями, которые осуществляют социальную защиту для таких людей.
  3. Помощь в социально-культурной жизни.
  4. Помощь, направленная на преодоление духовного и физического одиночества.
  5. Оказание влияния на формирование адекватного отношения в обществе к молодёжи с особенными потребностями.
  6. Создание условий, когда молодежь с особенными потребностями сможет спокойно заниматься творческой деятельностью.
  7. Реализация творческой реабилитации.
  8. Поиск, проверка и внедрение новых методов реабилитации.

Срок реализации: бессрочно.

Место: университет такого-то города.

Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться – для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования

Профессиональная реабилитация особенно трудоустройство будущих специалистов-инвалидов является очень важным показателем эффективности работы профессиональных образовательных учреждений. Обеспечение конкурентоспособности человека с ограниченными возможностями на современном рынке труда и его работоспособности, как в обычных производственных условиях, так и в специально разработанных для них условиях труда, также необходимо.

На современном этапе реабилитация студентов-инвалидов предусматривает помощь при обучении в колледже. Комплекс социальных, физических, психологических и педагогических мероприятий, обеспечивающих возможность для студентов с особыми потребностями учиться в колледже и по окончании вернуться или максимально приблизиться к полноценной социальной жизни. Итогом реабилитации таких студентов является обеспечение инициативного их участия в основных сферах деятельности и жизни современного общества.

При адаптации к учебному процессу и учебе у студентов-инвалидов часто возникает большое количество проблем индивидуального, морально-психологического, социокультурного и педагогического характера. Реабилитационный процесс таких студентов очень сложный и длительный, он включает в себя ряда этапов.

• разработки индивидуальной комплексной программы

• формирования мотивации студентов-инвалидов к активной деятельности;

• создание учебно-методической и педагогической группы, которая помогает студентам инвалидам.

Преподаватели, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1. Принимать студентов с инвалидностью, "как любых других ребят в группе".

2. Включать их в ту же активную деятельность, хотя ставить разные задачи.

3. Вовлекать студентов в кооперативное научение и групповое решение задачи.

4. Использовать активные и партисипаторные стратегии - манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

В колледже с каждым годом растет число студентов-инвалидов на 1 октября 2012 года – 5, 2013 – 10, 2014 – 16 студентов.

В группах, где я преподаю специальные дисциплины, обучается двое детей-инвалидов с различными заболеваниями. Могу отметить, что отношение здоровых ребят оказалось намного дружелюбнее, чем могло бы показаться с первого взгляда. И чтобы мы не говорили о современной молодежи и их бездушности, они показали себя более милосердными.

И все же доля тех студентов, которые относятся к инвалидам по-особому, остается довольно большой. В исследовании были выделены негативные и позитивные аспекты особого отношения к студентам-инвалидам (табл. 1).

Исследование социокультурной адаптации современной российской молодежи будет не полным, если не будет рассмотрен этот процесс применительно к той части молодого поколения, которая не может рассчитывать на собственные силы, а нуждается в социальной помощи и поддержке со стороны общества и государства. Здесь имеются в виду молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому нашими респондентами выступала молодежь с ограниченными возможностями здоровья от 16 до 30 лет, проживающая в г. Ставрополе. Объем выборочной совокупности 85 человек. Из них 38,3 % - инвалиды первой группы, 35 % - инвалиды второй группы, 26,7 % - третьей группы. В качестве методов социологического исследования нами были использованы опрос молодых инвалидов, анкетирование учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и приспособленное интервью с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья 20-25 лет.

Адаптационный процесс молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, как показали результаты социологического исследования, проведенного автором, характеризуется рядом особенностей.

Однако в данном аспекте, как показали результаты нашего социологического опроса, существует некоторая надежда на улучшение ситуации. Такая надежда исходит из уверенности подростков в том, что они готовы к взрослой жизни. В частности, более 70 % учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы отметили, что они чувствуют себя подготовленными к самостоятельной жизни. В рассматриваемом аспекте важно, что свою готовность к взрослой жизни многие из них связывают со школой (42%), с теми знаниями, которые они получают в учебном заведении. При этом каждый третий участник опроса отмечает, что в приспособлении к взрослой жизни им помогает семья. Но треть старшеклассников коррекционных школ не ощущает готовности к самостоятельной жизни, причем такую ситуацию воспринимают как естественную для своего социального положения. Есть и такие молодые люди, которые трудно представляют себе, что им нужно делать в жизни, как вести себя. Пятая часть респондентов затрудняется в принятии таких решений.

Другой проблемой адаптационного процесса молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений. Следует подчеркнуть важность социально-психологического аспекта взаимоотношений людей с ограниченными возможностями и общества. По мнению опрошенных, окружающие относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья по-разному: одни их просто не замечают, другие стараются помочь, поддержать, третьи - грубы, бестактны.

В то же время около 30% участников опроса отметили, что им легко и приятно общаться с другими людьми. Это позволило им найти социокультурную среду, в которой они чувствуют себя комфортно, на своем месте. Для 14% опрошенных молодых инвалидов это собственная семья, для 4% работа или учебное заведение. Многие респондентов (70%), несмотря на наличие конфликтов с окружающими, в целом дали позитивные характеристики своим отношениям с окружающим миром. Возможно, эти данные свидетельствуют о том, что негативное отношение здоровых членов общества к инвалидам, в том числе и молодежи, меняется на более терпимое. Тем не менее, женщины по сравнению с мужчинами чаще ощущают на себе пренебрежительное отношение окружающих, особенно инвалиды I группы (43% ответившим).

Таким образом, данные социологических исследований свидетельствуют о том, что большая часть молодых людей с ограниченными возможностями недостаточно социально адаптированы. Прослеживается зависимость от родительской семьи и надежда на поддержку еще в течение длительного периода. В связи с отсутствием фонда рабочих мест для молодежи с ограниченными возможностями здоровья, соответствующего ожидаемому ими и их родителями социальному статусу, выпускники коррекционных школ являются безработными и находятся долгое время на иждивении родителей.

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

Результаты исследований показали, что многие молодые люди с ограниченными возможностями здоровья трудоустраиваются, прежде всего, для обеспечения себя дополнительными материальными средствами (помимо пенсии). На первое место, таким образом, выходят прагматические мотивы, что объясняется социально-экономическим положением в стране.

Изучение общественных организаций инвалидов пока не привлекло внимание социологов, отчасти именно этим обусловлен наш интерес к данной проблематике.

По мнению большинства респондентов, заполнивших предложенные нами анкеты, Ставропольское отделение Всероссийского общества инвалидов не осуществляет в полной мере те функции, которые оно должно выполнять, а именно: функцию интеграции инвалидов в общество здоровых людей (на необходимость реализации этой функции указало 98 % участников опроса); функцию психологической поддержки рядовых членов (96,7%); функцию трудоустройства (90%) и коммуникативную функцию (90%).

Не устраивает молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствие оперативной связи с обществом инвалидов, привилегированный статус некоторых его членов и то, что организации не отстаивают права инвалидов в органах муниципальной и краевой власти. Эти недостатки в работе Ставропольское отделение Всероссийского общества инвалидов указало 40 % респондентов.

Результаты нашего социологического исследований позволили выяснить и весьма ограниченные ресурсные возможности этих организаций. Ограниченность ресурсов сказывается на слабой технической оснащенности, отсутствии помещений, необходимых для работы и проведения мероприятий, возможностях оказания материальной помощи рядовым членам, что негативно сказывается на социальном самочувствии молодых инвалидов и влияет на удовлетворенность работой этих организаций.

Как показало исследование, проведенное под руководством М.Ю. Сусловой, у части лиц с ограниченными возможностями здоровья наблюдается дефицит вторичной социализации вследствие ограниченного круга социализирующих институтов. Она носит по преимуществу монофакторный характер. Этот дефицит наблюдается особенно у тех, кто имеет ограничения в передвижении, либо тех, кто не может передвигаться самостоятельно.

В зависимости от группы инвалидности весьма различаются и социальные проблемы, с которыми они сталкиваются. Так, инвалиды Ш-й группы имеют больше возможностей в этой области по сравнению с инвалидами 1-й группы. Возникают и психологические проблемы, что значительно усугубляет процесс адаптации, а в ряде случаев выступает факторами дезадаптации, что чревато утратой смысла жизни, чувством бесцельности своего существования. К этой категории молодых инвалидов нужен особый подход и поддержка.

Люди с когнитивными нарушениями - одна из категорий проблемных людей, не всегда имеющих возможность интегрироваться в обычную среду. Для этих людей, зачастую неспособных преодолеть требования общего образования, система дополнительного образования имеет особое значение, являясь основной, а иногда и единственно возможной моделью интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Здесь могут выработаться положительные качества, сформироваться правильная оценка окружающих и самих себя, воспитаться нравственное отношение к окружающим и др.

В настоящее время созданы различные реабилитационные центры, призванные оказать помощь молодым людям с проблемами в развитии различных категорий, но их не достаточно. Для постоянного оказания помощи людям данной категории необходимо приблизить учреждения, оказывающие профильную помощь, к месту жительства инвалидов, что, с одной стороны, позволит сделать эту помощь стабильной, а с другой стороны, не потребует материальных затрат от семьи инвалида.

Среди многих социальных институтов, занимающихся проблемами социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (Центры адаптации, реабилитации и т.п.), немалую роль могут играть молодежные клубы по месту жительства. Возможности молодежных клубов безусловно огромны, так как они являются одним из звеньев социально-психологического механизма, позволяющего осуществить успешную социально-педагогическую интеграцию и адаптацию людей данной категории.

В современных условиях клубы по месту жительства должны быть сориентированы на предоставление широкого комплекса услуг, учитывать особенности молодежной субкультуры; разрабатывать и апробировать инновационные программы и проекты, привлекать к своей деятельности общественные организации.

За последние годы государственные структуры стали рассматривать клубы по месту жительства как один из важнейших социальных институтов, нацеленных на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Клубная сеть - это уникальное достояние России, не имеющее аналогов на Западе.

Анализ проблем социокультурной адаптации молодых инвалидов позволил наметить основные пути повышения адаптационных процессов молодежи с ограниченными возможностями здоровья:

- разработка общественно-государственных реабилитационных программ для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, в которых приоритетное внимание уделялось бы формированию у данной категории молодежи психологической готовности к достижению собственного социального статуса;

- создание профильных реабилитационных центров, в которых решались бы проблемы не только социальной помощи, но и общения и взаимопомощи;

- расширение сети клубов по месту жительства, формирование открытого социокультурного пространства, привлечение волонтеров, студентов старших курсов психолого-педагогических специальностей в качестве социальных работников;

- организация комплексной индивидуализированной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь адаптацию.

Читайте также: