Какую роль в жизни достоевского сыграла встреча с декабристами кратко
Обновлено: 04.07.2024
Уроки 105–106 ВСТРЕЧА С Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ, МЫСЛИТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ И ЧЕЛОВЕКОМ (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА)
Уроки 105–106
Встреча с Ф. М. Достоевским,
мыслителем, художником и человеком
(Очерк жизни и творчества)
Цели : углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время.
Наглядные пособия : портрет писателя, альбом Ф. М. Достоевского.
Эпиграф к урокам :
Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.
Ф. М. Достоевский
I. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.
Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.
II. Беседа с учащимися о жизни и личности Ф. М. Достоевского.
1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.
Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.)
7. В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?
III. Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.
Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.
Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.
Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.
Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.
В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…
Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.
Домашнее задание.
2. Устно ответить на вопросы :
1) Какими вы видите улицы Петербурга?
2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.
3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)
4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?
5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)
Никогда об этом не задумывался. А вот участие в петрашевском кружке обошлось Достоевскому очень дорого. Попал за это на каторгу в Сибирь. Где навсегда у него отбили охоту к занятиям политикой. И сделали из него выдающегося мирового писателя. Вот бы так же Янукович расправился с организаторами Майдана в Киеве, заставил их мотыгами и на носилках дороги булыжником мостить, уголь кайлом добывать на Донбассе и в шахтах подо Львовом, сейчас не было бы гражданской войны и того чудовищного обнищания народа Украины. Незрелые революции, без ясной цели и трезвой оценки реальности, это большое социальное зло.
Когда Достоевский попал на каторгу, там же были декабристы. Он часто бывал в семье декабриста Ивашева, Камилла Ивашева, урожденная Ле Дантю, была добрым ангелом, годившаяся ему в матери, окружила его заботой и вниманием. Он всю жизнь вспоминал это. У него даже прекратились приступы эпилепсии.
Презентация к первому уроку литературы в 10 классе по творчеству Ф. М. Достоевского.
Встреча с Ф. М. Достоевским , мыслителем, художником и человеком. (Очерк жизни и творчества).
Цели : углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время.
Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.
Ф. М. Достоевский
Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.
Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.
Беседа о жизни и личности Ф. М. Достоевского.
1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.
3. Какие идеи объединяли людей в кружке М. В. Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы?
4. Какую роль в жизни Достоевского сыграла встреча с декабристами?
5. Как изменились взгляды и идеи Достоевского после каторги?
Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.
6. Расскажите о публицистической деятельности Ф. Достоевского.
Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.
Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.
Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы .
Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.
В центре романа – семья Карамазовых , в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алёша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что всё ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алёша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечёт за собой общее наказание…
Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.
Домашнее задание.
2. Устно ответить на вопросы :
1) Какими вы видите улицы Петербурга?
2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.
3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)
4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?
5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)
Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.
Ф. М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист.
Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.
Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.
Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.
Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.
Задачи урока
Эпиграф к урокам:
Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.
Ф. М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист.
Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.
Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.
Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.
Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.
Читайте также: