Проект сколько лет дереву в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Г. Михайловск -2019 уч. год

Актуальность проекта : Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как) Вот почему так важно дать детям возможность самостоятельно ответить на эти вопросы через проектную деятельность. А при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Вид проекта – долгосрочный, информационно - творческий.

Цель проекта :

Задачи: Коррекционно - обучающие: - формировать у детей представление о деревьях и их роли в жизни человека. - формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Коррекционно – развивающие: - развивать умственные операции сравнения и обобщения; - развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новую информацию из книг и других источников знаний: любознательность, наблюдательность фантазию; - приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы; - развивать способность к прогнозированию будущих изменений; - развивать желание быть непосредственным участником, волшебных преобразования из дерева. - развивать эстетический вкус, умение видеть красоту рукотворного мира.

Коррекционно – воспитательные : - воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Этапы проекта :

1этап – Подготовительный : Цель: формирование экологической грамотности ребенка. Задачи: способствовать развитию сенсорных, эмоциональных, эстетических навыков, а также вниманию и мышлению; укреплению здоровья детей; Воспитание любви к природе родного края.

-Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.

- Совместно с детьми и родителями посадить новые растения на участке.

-Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

-Проведение бесед тематических лекций.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, игра, беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок.

Цель: Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.

Методы исследования: вопросы, практические методы исследования, совместно с детьми изготовить поделки (деревья в разное время года, подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

- Чтение пословиц, поговорок о деревьях.

-Чтение стихотворений о деревьях.

Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.

Взаимодействие с родителями:

-Посадка новых растений на участке.

3. Заключительный: Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.

-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: любознательность, наблюдательность, попытки самостоятельно делать выводы из своих наблюдений, экспериментировать. Поэтому главным условием для социального развития детей дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности, в том числе познавательной, проектной и исследовательской.

Экологическое развитие детей является на сегодняшний день актуальным, так как это формирует направленность жизнедеятельности личности, активность в освоении природы и положительное отношение к ней, и накладывает свой отпечаток на детское мировоззрение, формируя детское сознание. Хорошее знание исследовательских технологий способствует выработки новых знаний: исследуя что-то, мы выявляем то, что уже есть в природе, а проектируя, мы создаём то, чего ещё нет. В начале работы над экологическим исследованием очень важно поставить правильные задачи:

1. Какие бывают деревья по возрасту?

2. Как определить возраст дерева?

Цель нашего проекта: Узнать сколько лет дереву?

Гипотеза исследования: Мы можем определить возраст любого дерева.

Объект исследования: Возраст дерева.

Предмет исследования: Деревья, спилы деревьев.

- сравнение коры молодого и старого дерева.

- сравнение живого дерева и бревна.

- сбор информации о возрасте деревьев (интернет, наблюдение).

- посадка молодого деревца – саженца.

Хотим поделиться своими находками.

Делаем вывод: По коре дерева можно увидеть молодое это дерево или старое, но не нельзя узнать, сколько ему лет. Мы не можем определить возраст старого дерева по толщине ствола.

Делаем вывод:После гибели дерево превращается в бревно. У него нет корней, которые его питают, а без них дерево умирает! Но, на спиле бревна мы можем увидеть кольца жизни дерева, и, посчитав их, мы можем определить возраст дерева!

В исследовательской лаборатории мы рассмотрели коллекцию спилов деревьев через лупу и посчитали кольца. Оказывается, число колец соответствует числу прожитых деревом лет. У большинства деревьев образуется одно двухцветное кольцо в год - светлая весенняя часть и темная летняя часть. Оказывается, дерево хранит секрет своего возраста всю свою жизнь, пока не погибнет.

Делаем вывод: Число колец на спиле соответствует – количеству лет, прожитых деревом. Если дерева уже нет, мы можем посчитать кольца на пне. Но мы не можем посчитать кольца жизни дерева, пока оно не погибнет. Самый достоверный способ определения возраста дерева - разыскать информацию о времени его посадки. Для этого нужно опросить старожилов или поискать старые фотографии, чтобы уточнить информацию о дате посадки данного дерева. Но этот способ узнать возраст дерева, может оказаться безрезультатным.

Вывод: Ксюша посадила свое первое вишневое дерево два года назад. А сейчас им по пять лет! И Ксении очень интересно, каким будет дерево еще через пять лет?

В ходе нашей работы мы ответили на вопрос: Как узнать, сколько лет дереву?

Итак, мы узнали, что возраст дерева по кольцам на спиле мы не узнаем, пока оно не погибнет. Мы не можем уничтожать живые деревья – они поддерживают жизнь на всей планете! А самый достоверный способ определения возраста дерева - посадить его самому и наблюдать за его ростом.

Дорогие друзья, послушайте деревья и понаблюдайте за ними: может, и вы найдете в их жизни что-то интересное!

Как воспитатель, опираясь на свой, пока малый, опыт, я уже продумала, как можно изменить организацию образовательной деятельности для её улучшения и как более интересно организовать нашу деятельность в будущем.

Каков сам человек, такова и его деятельность, и мир, создаваемый им вокруг себя. Хочется верить, что дети, когда вырастут, будут с интересом смотреть на мир вокруг себя, бережно храня все живое, уважать своих родных и близких людей и вовремя приходить на помощь в трудную минуту всем, кому это необходимо.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экологический, познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный проект

hello_html_1e851178.jpg

Рождение дерева

Руководитель: Илямакова З.Н. –

воспитатель 10 группы

Г.Реутов, 2015 г.

Для того, кто умеет видеть истинную природу вещей, простое зеленое дерево — большее чудо, чем дерево из золота или серебра.
Мартин Лютер

Актуальность проекта

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Весной наблюдаем как распускаются зеленые листочки, летом – созревание плодов и семян, осенью – как меняются листья, как происходит листопад, также интересны и красивы деревья в зимнем наряде. Для дошкольников 4-5 лет непонятно как появляются деревья, часто они их воспринимают как неодушевленные предметы, так как они всегда растут на одном и том же месте. Но ведь это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом появятся зеленые листочки и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет! На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Не все знают, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа Вот поэтому возникла идея данного проекта. Он направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми среднего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: познавательно-исследовательский .

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы .

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома. Рассматривали желуди, плоды и семена каштана, крылышки клёна. Тогда возникла проблемная ситуация: «А для чего нужны деревьям желуди, крылышки, плоды? Во время целевых прогулок мы нашли орехи каштана, желуди дуба, крылышки клена. Дети с удовольствием приносили плоды и семена деревьев даже по утрам. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

Цели и задачи проекта

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана, дуба.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Визитная карточка проекта

Вид и тип проекта

Познаватель но- иссле- довательский, экологическийгрупповой, долгосрочный

Дети, воспитатель, родители, руководитель проекта – воспитатель Илямакова З.Н.

С 1 октября 2015 по 30 мая 2016 года

Механизм реализации проекта

Работа над проектом проводится в несколько этапов

- Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе, клёне.

- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана, клёна совместно с родителями.

- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

Основной этап (октябрь-май)

Мероприятия проекта вместе со всеми участниками проекта (См. ниже)

Заключительный (1 неделя – конец мая)

- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

1.Работа с педагогами:

Консультация с воспитателем группы и с няней о реализации проекта

Выступление на педсовете по результатам реализации проекта

Организатор проекта – Илямакова З.Н.

1 неделя октября

2. Работа с детьми

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Чтение художественной литературы:

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Рассматривание коллекции семян, собранных во время прогулок

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.

Наблюдение за ветками тополя и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Исследовательская деятельность

Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду.

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

3 . Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

- Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

Результаты проекта

Предполагаемые продукты проекта

- Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.

- Выставка творческих работ.

Итоговое мероприятие

- Субботник по посадке саженцев деревьев на территории детского сада вместе с родителями.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155

- Э.И.Иванова, И.П.Токмакова Большая книга стихов для чтения в детском саду. М. Астрель-АСТ, 2004

- В.В.Гербова и др. Книга для чтения в детском саду и дома:м4-5 лет. М. Оникс, 2005

- С.Д.Томилова. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн.. Екатеринбург.У-Фактория, 2007

Познавательное развитие в подготовительной группе

Цель: развитие познавательно-исследовательских навыков старших дошкольников.

Образовательные задачи: формировать у детей представления о необходимости определения возраста деревьев и ознакомления со способами его определения.

Развивающие задачи: развивать исследовательские умения детей, способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, строить суждения, обобщать, делать выводы, способствовать развитию мыслительной активности детей.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, формировать бережное отношение к природе, стремление беречь живое.

Словарная работа: мутовка, годичные кольца, калькулятор.

Ход деятельности

(Прогулка начинается с промоушн-презентации. Перед выходом детей на прогулку педагоги размещают на веранде прогулочного участка хардпостер, выполненный из больших коробок жёлтого цвета, с размещёнными на них изображениями деревьев. На одной стороне хардпостера деревья красивые, яркие, цветущие, молодые, на другой – изображения деревьев больных, старых, слабых, с дуплами и с потрескавшейся корой. Звучит аудиозапись мелодии, побуждающей к действию. Выйдя с детьми из здания детского сада, воспитатель обращает внимание на призывную музыку, доносящуюся со стороны прогулочной веранды, и стрелки – указатели маршрута от входной двери до веранды прогулочного участка.)

Прогулка по территории сада

Воспитатель: Внимание! Внимание!
Прошу вас, посмотрите!
Здесь – радость! (Показывает на фото красивых, здоровых, молодых деревьев.)
Здесь – сочувствие! (Показывает на фото больных, повреждённых деревьев.)
Здесь – жалость проявите! (Показывает на фото очень старых деревьев.)

Воспитатель: Ребята, вижу, что вы не остались равнодушными к этой фотовыставке. Скажите, а что больше всего вас взволновало, когда вы рассматривали эти фотографии?

Дети: Старые деревья, их жалко. Некоторые их них похожи на старых людей, такие же сгорбленные; а потрескавшаяся кора на стволах похожа на глубокие морщины.

Воспитатель: Деревья тоже стареют, болеют. Проживают свою жизнь, возможно тяжёлую. Как правильно вы заметили, изменяется кора, она становится толще и грубее, а ещё трескается, меняется крона, становится более раскидистой, образуются дупла, повреждения.

Воспитатель: Ребята, есть ли такие старые деревья у нас на территории детского сада?

Дети: Многие тополя, сосна, ели.

Воспитатель: А на нашем участке?

Дети: Два тополя и берёза.

Воспитатель: Когда я пришла работать в этот детский сад, а это было 33 года назад, на этом участке уже росли эти тополя и берёза, и были они совсем небольшими. Я думаю, что им 35-36 лет, но достоверной информации нет. Нет документов и фотографий, и подтвердить мои предположения никто не может. А как же узнать, правильно ли я предположила возраст деревьев или нет?

Определение возраста дерева

Дети: Можно узнать по веткам, то есть по ярусам.

Воспитатель: Вернее по мутовкам. Да, но так можно посчитать возраст только хвойных деревьев. А мы говорим о каких деревьях?

Дети: О лиственных.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к берёзе. А пока будем идти, предлагаю подумать и высказать свои предположения о том, как же нам посчитать её возраст?

Дети: По коре, у старых деревьев она толстая, плотная, с извилистыми трещинами. А у молодых она нежная, тонкая. А ещё можно по кольцам.

Воспитатель: Правильно, мы можем определить по кольцам на спиле. (Показывает заготовку спила ствола.) Число колец соответствует числу прожитых деревом лет. Чтобы узнать возраст берёзы по этому способу, нам бы пришлось спилить берёзу. Разве мы станем таким образом считать возраст берёзы?

Дети: Нет. Это жестокий способ.

Педагог-эколог: Есть ещё несколько способов определения возраста деревьев, и с одним из них я вас познакомлю. Для этого вам понадобятся три инструмента: измерительная лента, цветной мелок и калькулятор. Есть такие инструменты в вашем рюкзаке?

Дети: Да, есть. (Достают из рюкзака измерительную ленту, цветной мелок, калькулятор.)

Педагог-эколог: Итак, нужно подойти к дереву у самого подножия, прижать один конец ленты и натянуть, отмерить 1,5 м, сделать метку мелком. Затем по этой метке измеряем обхват ствола – 90 см. Теперь, чтобы не забыть это число, запишем или наберём его на калькуляторе. А затем размер обхвата 90 см нужно разделить на 2,5. Учёные считают, что дерево прирастает в толщине на 2,5 см в год. Получилось число 36. Это примерный или ориентировочный возраст.

Педагог-эколог

Воспитатель: Ребята, получается, что наши деревья уже взрослые, и городские условия тоже на них влияют пагубно. Как вы думаете, что с ними может произойти в будущем?

Дети: Они могут заболеть, состариться, погибнуть.

Воспитатель: А если не станет деревьев на участке, что будет?

Дети: Не будет тени на участке, будет жарко и пыльно, будет дуть ветер, птичкам некуда будет садиться.

Воспитатель: Что нам нужно сделать сейчас, чтобы не дожидаться такой ситуации?

Дети: Посадить новые, молодые деревья. (Дети вместе со взрослыми сажают саженец.)

Воспитатель: Давайте подведём итог нашей исследовательской деятельности. Что вы сегодня узнали?

Наталья Ряскова,
воспитатель МОУ
ЦРР № 11, г. Волгоград

Читайте также: