Проект сказкотерапия в детском саду средняя группа
Обновлено: 05.07.2024
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №19 "Морозко"
Проект «Использование сказкотерапевтических
методов в работе
Воспитатель Нигматзанова А.Г.
- МЕТОД, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ СКАЗОЧНУЮ ФОРМУ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ РЕЧЬ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП СКАЗКОТЕРАПИИ – ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЗАБОТА О ДУШЕ (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЗАБОТА О ДУШЕ И ЕСТЬ ТЕРАПИЯ).
- это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими; - это процесс активизации ресурсов, потенциала личности; - это процесс экологического образования и воспитания ребенка; - это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;
Предметом сказкотерапии - является процесс воспитания внутреннего мира ребенка. Цель сказкотерапии – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями. Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира человека.
ЗАДАЧИ: 1. Снижение уровня тревожности и агрессивности у
детей. 2. Развитие умения преодолевать трудности и страхи. 3. Выявление и поддержка творческих способностей. 4. Формирование навыков конструктивного
выражения эмоций. 5. Развитие способностей к эмоциональной
регуляции и естественной коммуникации.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - АФФЕКТИВНАЯ ОРИЕНТИРОВКА. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ: СЛОВЕСНАЯ РЕЖИСЕРСКАЯ ИГРА, ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ, РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ;
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ.
II ЭТАП:СЛОВЕСНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-АФФЕКТИВНЫХ СИТУАЦИЙ.
ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – СОВМЕСТНАЯ СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ, ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ БАРЬЕРОВ;
ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – ФАНТАЗИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ, СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ, ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ БАРЬЕРОВ.
III ЭТАП: ВЫРАЖЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
В кукольном театре занавес открылся, И на сцене первый образ появился. В кукольном театре нам мечты дарят. Там глаза детишек весело горят.
В кукольном театре сказка хороша, Тихо замирает детская душа.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
Цель проекта – развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_skazkoterapii.docx | 81.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова Наталья Анатольевна
Чебоксары, 2017 г.
Информационная карта проекта
Творческий, ролево-игровой, комплексный
Основание для разработки проекта
Развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии
- формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
- совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей;
- воспитание интереса к сказкам;
- воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.
Проект содержит перспективные планы работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ; конспекты занятий, творческие игры и задания.
Для эффективной реализации проекта необходимы условия, которые представлены как ресурсное обеспечение проекта.
Сроки реализации проекта
1год (с сентября 2017г. - май 2018г.).
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный):
Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала;
II этап (основной):
Проведение занятий, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра, проведение совместных мероприятий с родителями;
III этап (заключительный):
Порядок управления реализации проекта
Управление реализацией проекта осуществляется воспитателем дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ
Место реализации проекта
Федорова Наталья Анатольевна, воспитатель
Порядок мониторинга проекта
Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, театрализации сказок, наблюдения во время проектной деятельности;
- формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
- развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
- выразительное исполнение монологов, диалогов, реп-лик;
- овладение навыками публичных выступлений;
- формирование устойчивого интереса к сказкам;
- формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
- повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Краткая аннотация проекта
В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного возраста, направленные на активизацию творческого потенциала личности ребенка, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
Цель проекта – развитие интеллектуальной сферы ребенка дошкольника 4-5 лет методом сказкотерапии.
- формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
- совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей
- воспитание интереса к сказкам;
- воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
- формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
- развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
- выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
- овладение навыками публичных выступлений;
- формирование устойчивого интереса к сказкам;
- формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
- повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Исполнители проекта и основные участники:
В данном проекте примут участие дети среднего дошкольного возраста, их родители, воспитатели и специалисты ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.
Формы подведения итогов реализации проекта:
Сроки и этапы реализации проекта:
Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала: наглядно – дидактических пособий, иллюстраций, аудио и видео материалов, подбор библиотеки, оформление уголка для родителей по русским народным сказкам-
консультационный материал, советы, рекомендации.
Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры:
Совместная деятельность взрослых и детей: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра, проведение совместных мероприятий с родителями: мастер-класс, семейное словотворчество, совместно-продуктивное творчество (конкурсы рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, афиш к спектаклю, разных видов театра.
Сказкотерапия- понятие, которе появилось совсем недавно. Для одних " сказкотерапия"- это лечение сказками, для других, форма коррекционной работы, для третьих- средство подачи основных знаний о мире.
Бовыкина Инна Викторовна-воспитатель, высшая категория.
Образовательный среднесрочный проект
Вид проекта: ролево-игровой образовательный, среднесрочный.
Сроки реализации проекта : 09.01.2017-09.02.2017.
Исполнители проекта и основные участники:
Воспитатель группы - Бовыкина И.В.
Родители детей средней группы.
Актуальность проекта.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке, способна развивать сокровища его души.
Цель проекта – развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Образовательные: - формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
-формирование практических навыков и умений двигательного воображения.
Развивающие: - развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
-развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
-совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей.
Воспитательные:- воспитание интереса к сказкам;
-воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Ожидаемые результаты:
формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, игровой);
выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
овладение навыками публичных выступлений;
формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Механизмы реализации:
куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли);
решение сказочных задач.
Проект осуществлялся в течении месяца, включал в себя следующие этапы:
1. Овладение основами применения сказкотерапии:
- изучение научной литературы;
- изучение опыта других педагогов по данному направлению.
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод: метод сказкотерапии - является эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
2. Работа с родителями:
-рисуем любимую сказку.
3. Работа с детьми:
- рисуем любимую сказку.
Реализация проекта проходила через разные виды деятельности.
- Учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.
- Продолжать работу над развитием связной речи.
-Учить отвечать на вопросы.
-Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
-Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
-Придумывание своих сказок.
-Беседы о доброте и взаимовыручке.
Задачи: - Развивать добрые, нежные чувства к друг другу.
- Учить называть правила поведения в театре, кинотеатре.
- Воспитывать культуру поведения.
- Обогатить знания о правилах безопасности в общественных местах.
2.Просмотры видеосюжетов о правилах безопасности дома и на улице.
Цель занятия: Снятие эмоционального и телесного напряжения.
1. Прослушивание аудиосказок, мелодий подходящих к разным животным, разучивание ролей.
Конструирование. Темы занятий:
По окончанию проекта, мы увидели, что уровень детской тревожности значительно снизился, дети стали более активно вступать в контакт и непринужденно вести беседу, обогатился активный словарь, более высокого уровня развития достигла связная речь.
Родители, в свою очередь, помимо вышесказанных изменений, отметили, что у дошкольников возрос интерес к русским народным сказкам.
В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Список литературы.
2.Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. А. Ю. Татаринцева Санкт-Петербург 2006.20. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. О. А. Шорохова.
3.Москва :2010. 21. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.
4.Литературный материал с математическим содержанием. Михайлова З. А,, Непомнящая Р. Л., Санкт-Петербург 1993 г.
Предварительная работа: Тематическая неделя о театре, беседы о театре, артистах, чтение и драматизация русских народных сказок, пересказ сказок по схеме.
Цель: Помочь детям через сказку научиться оценивать поступки положительных и отрицательных героев.
Оборудование: Коробка с героями настольного театра из русских народных сказок хорошо известным детям (Теремок, Колобок, Коза и семеро козлят ), дом- теремок из картона.
Воспитывать интерес к словесным играм и играм – драматизациям.
Речевое развитие:
Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Способствовать овладению детьми в конкретных речевых ситуациях нормами речи.
Совершенствование диалогической речи, умение высказывать своё мнение, умение активно вести беседу.
- Развивать умение слушать и слышать вопросы, отвечать понятно для слушателей полными ответами.
- Развивать умение обозначать своё отношение к персонажам сказки.
- Закреплять умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.
- Формировать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных
и существительных в роде, падеже.
- Способствовать умению элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении
Познавательное развитие:
Закреплять умение детей слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию и отгадывать загадки.
Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок (по ролям).
активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия.)
Физическое развитие
Развивать физические качества и интерес к физ. минуткам, умения изображать отдельные действия в игровой ситуации, используя выразительные движения.
Способствовать формированию у детей положительных эмоций
Развивать внимание, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Методы и приемы:
Наглядный: показ настольного театра, декораций к сказке.
Словесный: рассказ педагога и детей, вопросы – ответы, образец – схема рассказывания сказки, оценка детьми.
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Воспитатель: Молодцы!Отдохнули?
Дети: Да!
Звенит колокольчик и предлагаю детям занять свои места
Воспитатель: Продолжим показывать и рассказывать сказки, ведь все ребята хотят побывать в роли артистов.
Прослушиваем еще две три сказки по схеме.
Воспитатель: Ну вот мы и рассказали все сказки ! Дети вам понравилось сочинять сказки ?
Ответы детей
Воспитатель: Какая сказка вам больше всего понравилась?Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Вам трудно было сочинять, придумывать сказку ? Почему ?
Ответы детей
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось смотреть и слушать ваши сказки, вы теперь можете дома тоже рассказывать своим братикам и сестренкам сказки, ведь вы теперь сами авторы своих сказок!
Читайте также: