Проект синтез искусств в доу

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1449 0

Формирование творческой личности, воспитание духовности и эстетического вкуса, формирование успешного творческого дошкольника – одна из наиболее важных задач педагогической практики на современном этапе.

С 1января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Затем, в ФГОС ДО изложены цели и задачи каждого из пяти направлений развития и образования детей. Музыкальная деятельность относится к направлению художественно-эстетического развития, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Исходя из требований нормативно-правовой базы дошкольного образования, реализация развития музыкальных способностей и творческого потенциала старших дошкольников не может рассматриваться без создания необходимых условий.

Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества, – программная установка новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении.

Новизна опыта представлена интеграцией педагогического процесса, предлагающего включение в слушание музыки синтеза других видов деятельности (художественного слова, изобразительного искусства), использование ИКТ в музыкальной деятельности с детьми.

Исходя из всего вышесказанного, определилаЦЕЛЬ работы:

- создать условия особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру – эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Для реализации поставленной цели были поставлены ЗАДАЧИ:

Способствовать формированию у дошкольников эмоционально – ценностного отношения к миру;

Развивать эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно – образное мышление как основу развития творческой личности;

Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

Воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

Формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;

Способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

Для того, чтобы решить эти задачи, использовала в работе разнообразные программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стояли вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цельэтого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

Методы работы

В своей работе применяю метод вариативности сочетания элементов этих программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения.

Метод вариативности с инновационными технологиями музыкального воспитанияориентирован на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.

Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку. Осуществлению этой цели помогает мне решение следующих задач:

развитие творческих способностей,

развитие интереса детей к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам,

обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей,

формирование элементарных музыкальных навыков.

Метод проектирования, который активно применяю в своей работе - современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.

Инновационные технологии, которые применяю в своей работе, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию.

Анализ работы показывает, что, методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Исходя из результатов исследования статистики поступающих выпускников ДОУ в Детскую музыкальную школу, можно сказать, что выпускники ДОУ (60%) ежегодно поступают в ДМШ, успешно обучаются, продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность.

Получая знания об искусстве, дети знакомятся с различными видами искусства: литературой, музыкой, живописью и различными видами театра. Благодаря этому не только осуществляется задача по обогащению духовного мира детей, но и жизнь их в детском саду наполняется яркими, необычными, интересными делами, играми, занятиями.

Процесс внедрения в практику музыкального воспитания ознакомления детей с искусством состоял несколько этапов, а сама работа с дошкольниками по данному направлению строилась следующим образом.

Знакомство с жанровым многообразием искусства.

Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (основы восприятия настроения произведений искусства, основы восприятия ритма произведений искусства, основы композиционного строения в произведениях искусства).

По данной технологии проводились занятия 1-2 раза в месяц, а также велась работа с родителями, педагогами.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.

Главное слагаемое для успеха занятий - вопросы к детям. При помощи этих вопросов мы подводим ребенка к какому - либо выводу.

Задачи ставятся строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна.

Занятия могут:

К программным музыкальным произведениям подбираю поэтические строки, наиболее доступные детям, демонстрационный материал по изобразительному искусству (красочные репродукции и фотографии природы из журналов)

Методика работы с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Примерная схема проведения занятия.

Решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, творческие задания.

Заключительная. Сбалансировать эмоциональное состояние, используя для этого различные упражнения.

На занятии использую картотеку, в которой собрано описание следующего материала:

игры (на образное ощущение колорита, по развитию речи, на составление композиций (на фланелеграфе), на развитие чувства лада, на развитие чувства метроритма и др.);

репродукции картин великих мастеров;

красочные фотографии природы, животных и др.;

аудиозаписи музыкальных произведений мировой классики;

видеопрезентации с различной тематикой.

Используемые практические приемы.

Слушать музыку и иллюстрировать ее образными ритмичными движениями в такт с музыкой. Сделать движения руками. Рассмотреть картину. Показать пластический этюд. Нарисовать музыку на фланелеграфе.

Музыка звучит фоном к рассматриванию картин, фотографий, предметов декоративно-прикладного искусства др.

Выбор фрагмента музыки, соответствующего ситуации радости, грусти и др.

Выбор детьми фрагмента музыки, соответствующего картине, изображению, стихотворению.

Организация выставок детского и совместного творчества.

Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, использую в других видах музыкальной деятельности, прежде всего в движениях и оркестре, пении.

Таким образом, за счет регулярной, систематически проводимой работы по ознакомлению с искусством дети овладевают хорошим уровнем знаний и умений. Дети на практике умеют применить знания, полученные в процессе работы по ознакомлению с искусством. Умеют описать своими словами картину, музыкальное произведение, творчески исполняют роли в спектаклях и пластических этюдах, участвуют в выставках детского творчества.

Результаты внедрения технологии в практику.

Большой радостью для детей и взрослых становятся экскурсии в детскую школу музыкальную, художественную школы, где преподаватели проводят интересные беседы: о выставке картин, о классической и народной музыке, об инструментах. Дети принимают активное участие в беседах, могут послушать и посмотреть инструменты наяву, им предлагается поиграть на них.

Для систематизации и соблюдения последовательности работы был составлен примерный тематический план (для подготовительной группы).

Сравнительная диагностика за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 уч.г.

ВложениеРазмер
Музыкальный проект включающий в себя слушание музыки, живопись и поэзию 127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Татьяна Витальевна Кибанова

Цель и задачи проекта

Сроки реализации проекта

Этапы реализации проекта

В настоящее время благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в нее, воспринимать ее как фон. Для того чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить воспринимать и понимать ее образную сущность. Для ребенка восприятие искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности. Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля. Их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены. Поэтому проблема ознакомления детей с искусством может быть решена при тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений, в интегрированной деятельности, которая наиболее высокоэффективна с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности.

Цель проекта: Формирование музыкально-эстетического вкуса посредством синтеза видов искусств: классическая музыка, изобразительная деятельность, литература.

  1. Развивать эстетическое восприятие мира, нравственно-эстетические чувства в процессе общения с музыкой и искусством.
  2. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
  3. Обогащать художественное и общекультурное развитие в интегративных видах деятельности.

Сроки реализации проекта :

1 октября 2014 по 1 марта 2015 учебный год.

Механизмы реализации проекта:

Материалы и оборудование:

- формирование увлеченного интереса к произведениям классической музыки, изобразительного искусства и художественной литературы;

- содействие обогащению содержательных высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, изобразительного искусства и художественной литературы;


Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в дошкольном воспитании целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. На первый план выдвигается развивающая функция образования, направленная на всестороннее развитие личности ребёнка.

Поэтому сейчас одной из наиболее актуальных является проблема синтеза различных видов искусства и её влияние на всестороннее развитие ребёнка. Данная проблема рассматривается в различных научных дисциплинах. Интерес ученых к ней определяется тем, что синтез искусств обусловливает их взаимообогащение, усиливает познавательные и воспитательные возможности искусства, способствует ампфликации общего и художественного развития детей — дошкольников, развитию их художественного восприятия и творчества.

Обращение к синтезу искусств связано и с психологическими особенностями ребёнка — дошкольника, художественное творчество которого на этапе дошкольного детства носит синкретический характер. Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребёнка: эмоции чувства, мышление, воображение и т. д., однако всестороннее развитие ребёнка формируется под воздействием синтеза различных искусств.

Современную педагогику искусства отличает перспективный и природосообразный полихудожественный подход: единая художественная природа всех искусств соответствует полихудожественной многоязычной природе самого ребёнка (Б. П. Юсов, Л. Г. Савенкова).

Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка.

По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания.

Авторы многих работ отмечают, что только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением.

Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина считают, что необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие разных видов искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

По мнению разных авторов, ритм также является основой не только музыки и поэзии, но и неотъемлемым компонентом живописи и архитектуры. И. И. Иоффе считает родственными ритмы стройных, восходящих линий в живописи, архитектуре и восходящих голосов в музыке.

Во многих публикациях по проблеме взаимосвязи музыки и живописи отмечается, что цвето-звуковые ощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребёнка.

О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влияния этого взаимодействия на характер рисунков детей дошкольного возраста говорит в своих работах С. П. Козырева. Она доказывает, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение детских рисунков новым содержанием: развивается сюжет в рисунке; создаются многопредметные композиции; дети передают ритм, динамику музыкального произведения ритмом мазков, сочетанием цвета, форм, линий, что свидетельствует о понимании детьми средств музыкальной выразительности; дети начинают творчески решать поставленные перед ними изобразительные задачи.

В настоящее время исследователи выделяют два аспекта, два подхода к синтезу искусств:

б) интегрированный подход — где происходит синтез, взаимодействие разных искусств, разных видов детского художественного творчества.

Итак, анализ литературы, по проблеме влияния синтеза искусств на художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, позволяет сделать вывод, что это направление является одним из ведущих в области эстетического воспитания ребёнка на современном этапе. Каждый исследователь подчеркивает в своих работах идею о том, что синтез, объединение, интеграция намного эффективнее возможностей отдельных искусств и отдельных видов художественной деятельности в формировании художественного образа, в художественно-творческом развитии ребёнка-дошкольника.

Согласно этому можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание и образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль на этапе становления личности ребёнка, происходящего в дошкольном детстве.

1. Борев Ю. Б. Эстетика — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат. — 1989. — 496с.

2. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. — 1983. — 232с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. — М. Педагогика. — 1987–344с.

4. Гердт Н. Интеграция искусства. // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7 — с.42–46

5. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.

6. Комарова Т. С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 5. — с.47–49

7. Комарова Т.С, Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010. — 144с.

8. Козырева С. П. Отражение музыкального образа в детских рисунках. // Дошкольное воспитание. — 1978. — № 2. — с.52–56

10. Неизвестный Э. И. О синтезе искусств.// Вопросы философии. — 1989. — № 7. — с.73–82

12. Савенкова Л. Интеграция в художественной педагогике изо. // Искусство в школе. — 2001. — № 4 — с.4–7.

13. Флерина Е. И. Эстетическое воспитание дошкольника — М.: Просвещение. — с.181

14. Чумичева Р. М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4 — с.15–21

15. Юсов Б., Кабакова Е., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства. //Дошкольное воспитание. — 1993. — № 3 — с.35–39.

Основные термины (генерируются автоматически): живопись, музыка, детский рисунок, дошкольный возраст, искусство, синтез искусств, детское художественное творчество, дошкольное детство, изобразительное искусство, современный этап.

Похожие статьи

Интеграция видов детского художественного творчества через.

занятие, художественная деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, синтез искусств, детское художественное творчество, художественное творчество, различный вид искусства.

Синтез искусств как средство художественно-творческого.

синтез искусств, дошкольный возраст, вид искусства, проблема синтеза искусств, искусство, художественная культура, художественно-творческое развитие детей, Козырево.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние.

Формирование творчества дошкольников средствами. ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс.

Развитие творческих способностей детей посредством.

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово, художественное произведение, художественная литература, детский сад, педагогический.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями.

ребенок, изобразительное искусство, детское творчество, окружающий мир, профессиональное искусство, декоративно-прикладное искусство, жанр живописи, музыкальное искусство, детская работа, книжная графика.

Специфика формирования художественного образа в рисунках.

Проблема формирования художественного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества. Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения.

Интеграция различных видов искусства посредством.

Интеграция видов детского художественного творчества через. занятие, художественная деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, синтез искусств, детское художественное творчество.

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии.

изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством. Автор: Леонтьева Жанна Александровна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые предметные результаты по организации деятельности художественно – эстетической направленности.

4. Метапредметные результаты (УУД).

5. Таблица годового календарно – тематического планирования

Пояснительная записка.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в

совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.

Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме е ѐ

проявления. Это способствует формированию органов чувств, установленных на

восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е.

позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти

к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует

эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить

ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться

к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в

человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется

творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее

будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего

реб ѐ нку представление о действительности, о е ѐ закономерностях, о н ѐ м самом.

Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется

целенаправленное развитие личности реб ѐ нка, но и духовный опыт наслаждения,

объект, в котором реб ѐ нок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия,

гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Во-вторых, искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически

отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык,

являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир в силу своей

многогранности может быть отраж ѐ н только через единый духовный образ,

каковым является искусство. В-третьих, по своей природе искусство произошло от игры, от подражания.

Следовательно, искусство близко реб ѐ нку как форма адаптации в жизни своей

игровой природой, когда реальность и ирреальность для реб ѐ нка весьма

относительны, а вера в вымысел - защитная реакция от агрессии окружающей

Таким образом, парадигмальность мышления, которая является основой

соотношения жизни и искусства, реальности и игры становится стержнем, на

который нанизываются знания реб ѐ нка о мире, об искусстве, о себе. Если

расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессом,

помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и других

видов искусства, то обратный процесс: синтез - соединение знаний об отдельных

видах искусства в единый сплав - поможет создать у реб ѐ нка представление об

образе мира в его вечности и бесконечности, в его нерасчлен ѐ нности.

Успех такого подхода - формирование целостной, самодостаточной личности,

обладающей широким кругозором, запасом необходимых

ценностных ориентиров, без которых невозможно ограниченное существование

человека в окружающем нас мире.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

Разработка содержания, обеспечивающего

- воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребёнка;

- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

- развитие эмоциональной сферы;

- цельность детского мировоззрения.

2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Главной целью данного курса образовательной программы является - создание условий для развития функционально грамотной личности – человека способного решать жизненные задачи, опираясь, на полученные в ходе подготовки, знания, умения и навыки.

Основные линии развития детей дошкольников подготовительного курса:

- формирование произвольного поведения;

- овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

- переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);

Часто родители считают, что ребёнок придя в первый класс должен уметь считать, писать, читать, пользоваться компьютером, данное мнение очень ошибочно. К началу обучения у ребёнка должны быть следующие стороны развития, которые дают толчок успешности в школе:

Готовность к обучению, как новому виду деятельности (стремление к обучению, интерес к познанию нового, а не страх, речевое развитие);

Готовность к обучению именно в школе (работе в коллективе, общению со взрослыми и со сверстниками);

Развить ребёнка как маленькую личность в обществе, причем индивидуальную.

Школа для ребёнка это психологический стресс, поэтому важно не опустить момент для дальнейшего развития ученика, а не боязливого человечка, который не сможет раскрыться.

Важно помнить о том, что нельзя пугать ребёнка предшкольной подготовкой, а дать понять, что это интересные занятия на которых они много будут играть, узнавать, творить. Но главное у ребёнка должно быть желание.

мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения

реб ѐ нка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства,

отражающего мир и человека в н ѐ м. Путь познания мира в данном контексте: от

окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира - к искусству

как образу внешнего мира. Таким образом, реб ѐ нок - центр мироздания, открыва-

1. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

2. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

- формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

- стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

- развитие воображения и ассоциативного мышления.

Задачи реализуются с уч ѐ том возрастных особенностей детей, уровня их

реакцию на произведение искусства.

особенностей развития детей данной возрастной группы, и психофизиологических

особенностей каждого реб ѐ нка. При реализации курса необходимо учитывать его

развивающе-обучающий характер, который и определяет ведущие методические

1. Принцип деятельности. На занятиях реб ѐ нок находится в постоянном

процессе открывания новых знаний. Действие (игра) - познания, переживания,

сопричастности со стороны реб ѐ нка и со стороны педагога.

2. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях

аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции авторов. В

свою очередь реб ѐ нку предоставляются возможности для оптимального

самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных

ситуаций. Основное методическое правило — реб ѐ нок всегда прав, если может

объяснить свою точку зрения.

3. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог

провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в

которых каждый реб ѐ нок становится художником, поэтом, артистом и

реализует сво ѐ творческое начало через коллективную и индивидуальную

деятельность. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной

ситуации, е ѐ проговаривание.

4. Принцип непрерывности. Процесс эстетического развития не заканчивается

на занятиях по синтезу искусств, а продолжается в группе, на прогулке, в семье,

в системе дополнительного образования. Выработка личностной позиции и

целеположение е ѐ действий - залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к реб ѐ нку!

Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно

создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать

для реб ѐ нка единственным и неповторимым, каждое должно нести в себе

катарсис (духовное очищение через потрясение).

усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса

представляет собой спираль, по которой происходит восхождение реб ѐ нка к

знаниям от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии

окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов

Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является

коллективный диалог, при котором педагог включает в беседу-общение

каждого реб ѐ нка. Любой учебный пример осваивается не через

репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо реб ѐ нок сам

осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и

жизненного опыта. Каждое занятие должно сохранять для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и реб ѐ нку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в

поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

2. Планируемые предметные результаты по организации деятельности

художественно – эстетической направленности.

 Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,

музыкальные и художественные произведения, мир природы;

 Способен установить связь между действием и эмоциональном состоянием

изображ ѐ нных на сюжетных картинах детей и взрослых;

 Избирателен в предпочтении разной по настроению музыки;

 Меняет характер движения в соответствии с настроением и характером

 Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах

художественных произведений в рисунке;

 Подстраивает свои движения под ритм, такт и темп музыкального

 В совместных со взрослыми и в партн ѐ рских детских проектах созда ѐ т

атрибуты для театрализации эпизодов любимых художественных

произведений и собственных сказок;

 Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений;

 Способен сопоставлять свои впечатления о разных музыкальных

 Высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;

 Самостоятельно определяет различные средства музыкальной

выразительности, различает правильное и неправильное интонирование

 Элементарно анализирует музыкальные формы, разную по жанрам и стилям

3. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса,

 Федеральные Государственные образовательные стандарты общего

образования. Дошкольное образование.

 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях .

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей

1. мультимедийный проектор;

2. интерактивная доска;

3. графические планшеты.

4. Метапредметные результаты (УУД).

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного

искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне

одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в

школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

5. Таблица годового календарно – тематического планирования на год.

Читайте также: