Проект школа старшеклассников положение

Обновлено: 06.07.2024

МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Власти Москвы выделили около 3 млрд рублей на адаптацию 30 зданий под проект "Школа старшеклассников". Об этом журналистам сообщила в субботу заместитель мэра столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Проект, стартовавший в 2018 году, призван создать для старшеклассников среду для исследовательской работы и подготовки к поступлению в вузы. Традиционные школьные помещения (классы, рекреации, актовый зал и другие) в одном из корпусов школы трансформируют в учебное пространство, приближенное к университетской образовательной среде. Там оборудуют современные лаборатории, устанавливают цифровое высокотехнологичное оборудование.

"На ближайший год в бюджете предусмотрено 3 млрд рублей на ремонт и адаптацию под проект "Школа старшеклассников" 30 зданий. Такие школы со временем появятся в каждом округе города Москвы. Конечно же, как в случае с любой общеобразовательной программой, учеба в них будет бесплатной", - сказала Ракова.

В "Школе старшеклассников" учащиеся работают в лабораториях, оснащенных высокотехнологичным оборудованием по разным направлениям. Медицинский класс оборудован наборами для изучения телемедицины, интерактивными анатомическими столами и медицинскими симуляторами, позволяющими изучить технологии, которые применяются в городских поликлиниках и медицинских центрах. В специальном "IT-полигоне" установлено лабораторное оборудование для освоения умений в области программирования, разработки мобильных приложений, защиты информации, анализа и визуализации данных (big data). В "Школе старшеклассников" также сформированы инженерный и академический классы.

Идея развития проекта востребована: более 80% проголосовавших на портале "Активный гражданин" считают, что "Школа старшеклассников" поможет выпускникам успешнее подготовиться к учебе в вузах. При этом большинство участников голосования уверены, что учащимся стоит как можно раньше присоединяться к проекту - 36% считают, что учиться в "Школе старшеклассников" детям следует уже начиная с 8 класса.

Приглашаем к обсуждению текста стандарта городского образовательного проекта "Школа старшеклассников".
Будем признательны за конструктивные предложения и профессиональную оценку действующей редакции документа!
Ваше участие в обсуждении поможет сформировать версию стандарта 2.0.
Обращаем Ваше внимание, что обсуждение проходит с 1 по 17 октября 2021 года.

Вложения:

Проект важный и интересный. В процессе изучения у нашей небольшой группы активных сотрудников появилось несколько мыслей:
1) в схеме взаимодействия (стр.9) очень не хватает колледжей (понятно, что для старшеклассников более актуальными для выстраивания дальнейшей траектории обучения являются вузы, но некоторые из них сознательно выбирают колледжи, к тому же взаимодействие с колледжами на уровне среднего общего образования также дает неплохую основу для подготовки к вузу)
2) там же в схеме взаимодействия целесообразно бы было установить связь между вузами и научными организациями, при добавлении в число участников колледжей - установление трехсторонней связи
3) в качестве дополнительных условий при равенстве баллов (критерии отбора, стр. 14-16) отдельно выделить перечневые олимпиады, а также олимпиады, проводимые вузами.
В остальном все четко, понятно и структурировано.
Спасибо

"Школа старшеклассников" - своевременный проект, дающий возможность сделать ученикам более осознанный выбор профессии на школьном этапе. Система лекционных занятий дает возможность приблизить учебный процесс к вузовскому. У ребят есть возможность сдать предпрофильный экзамен, который готовит их к осознанному выбору их будущей профессии. Кроме того, экзамен дает дополнительные баллы к ЕГЭ, что актуально для поступления в ВУЗы.

Требуют уточнения положения Стандарта:
(с.262) о межрайонных центрах притяжения педагогических инициатив. Эти центры более по тексту Стандарта не упоминаются. Непонятен механизм реализации этих центров.
(с.262) о предпрофессиональной лаборатории для базового предпрофессионального класса "Медиакласс в московской школе"
(с.263) о возможностях и правах старшеклассника и школы по переводу обучающегося в первом полугодии 10 класса в предпрофессиональный класс другой направленности.
(с.267) об интегрировании пока еще раздельных планов (учебного и внеурочной деятельности)
(с. 275) о реализации в учебных планах или планах внеурочной деятельности 4 программ творческой направленности в области культуры
Предложения в Стандарт:
(с.283) внести в знаковое событие конференцию (лучше всего, городскую научно-практическую, или, хотя бы, вузовскую), тем самым подать сигнал старшеклассникам об их студенческой направленности
(с.285 и др.) ключевой показатель "участие в открытой городской научно-практической конференции" сделать обязательным, с целью эффективного участия московских старшеклассников в коммуникации со старшеклассниками из других школ и, возможно, зарубежных школ (с.266). Внутришкольные конференции не обеспечат надлежащей эффективности.

Как мотивировать современных учеников старших классов изучать школьную программу?


Не только учёба

В учебный процесс встроили элементы высшей школы – лекционные занятия, семинары, практические и исследовательские работы в группах. У ребят появилась возможность полноценно реализовать свои интересы и увлечения в кругу ровесников-единомышленников, сделать значительные шаги в направлении профессии мечты, системно готовиться к поступлению в вуз. Проект развивается, и в скором времени учиться в такой мотивирующей образовательной среде смогут старшеклассники по всей Москве.

Когда начинать?

Современные системы телемедицины для полуавтоматического контроля корректности выполнения манипуляций, интерактивные анатомические столы, применяемые не только для изучения анатомии человека, но и разбора диагностических данных, – вот лишь некоторые примеры оборудования медицинских классов. Такое оборудование используют для обучения будущих врачей в медуниверситетах. Юные московские медики уже в школе осваивают сложную технику и приобретают навыки оказания первой помощи, проведения лабораторных анализов и ухода за пациентами.

Интенсивная проектная дея­тельность под руководством педагогов ведущих вузов проводится учениками инженерных классов. Реальные научные исследования школьники ведут в академических (научно-технологических) классах. Умения в области программирования, разработки мобильных приложений, защиты информации, анализа и визуализации данных (big data) ребята приобретают в IT-классах.


Успехи в предпрофессиональном обучении помогают при поступлении в вузы. В Москве для старшеклассников организован специальный экзамен – предпрофессиональный. Одиннадцатиклассники, успевшие до 10 января подать заявление об участии, имеют возможность сдать экзамен в период с 1 марта по 30 апреля 2020 г. Это испытание покажет уровень знаний ребят в выбранной профессиональной области и позволит заработать дополнительные баллы к результату ЕГЭ, которые пригодятся при поступлении в вузы. Предпрофессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Первая часть – это проверочная работа по профильным предметам, выполняемая на компьютере, пройдёт в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Практическая часть состоит из прикладных задач, для решения которых используется высокотехнологичное оборудование, и будет проведена на базе вузов.


На данный момент в школу старшеклассника включены медицинские, инженерные, академические и ИТ-классы. Для обучения в медицинском профиле в школах оборудованы цифровые лаборатории, приобретены наборы для изучения телемедицины, интерактивные анатомические столы. С их помощью ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь, проводить лабораторные анализы и ухаживать за маломобильными пациентами. Для ИТ-классов закуплены мощные компьютерные комплексы для изучения моделирования, прототипирования, 3D-программирования, робототехники.

Как стало известно

Сегодня стало известно, что школы Москвы существенно улучшили свои показатели в исследовании PISA, которое проводилось в прошлом году. И это улучшение произошло по всем трем направлениям (читательская, математическая и естественно-научная грамотность).

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру. Помимо межстранового исследования PISA проводятся исследования по отдельным городам и регионам.

В исследовании 2018 года приняли участие более 7 тысяч учащихся из 151 школы Москвы, отобранные методом случайной выборки. По читательской грамотности результаты московских школьников выросли до 534 баллов по сравнению с 519 баллами в исследовании 2016 года. В сравнении с результатами стран, принимавших участие в исследовании PISA, Москва переместилась с шестого на третье место, обойдя Канаду, Финляндию и Ирландию. По навыкам работы с информацией 15-летних москвичей опережают только школьники из Сингапура и четырех китайских провинций (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун).
По математической грамотности результат школ Москвы вырос с 531 до 534 баллов, что позволило ей войти в пятерку мировых лидеров. Более высокие результаты продемонстрировали только школьники из Сингапура и китайских провинций, а своих сверстников из таких стран, как Япония, Нидерланды, Финляндия и Канада московские школьники в математической грамотности опередили.

Существенный подъем наблюдается и по направлению естественно-научной грамотности: благодаря росту баллов с 513 до 528 Москва переместилась с 12 на 6 место, обойдя Финляндию, Республику Корея, Канаду, Тайвань и Великобританию. Лучший результат только у школьников из китайских провинций, Сингапура, Эстонии и Японии.

— Я надеюсь, что это исследование и остальные независимые результаты, которые говорят о росте качества образования в Москве, поставят окончательную точку в обсуждении, правильно ли была проведена модернизация школьного образования. Базовое условие, которое позволило достичь улучшения результатов, — это выработанная еще в 2011 году стратегия, направленная на то, чтобы не создавать отдельные сильные школы, а создать всем школам города равные возможности и требовать от них хорошего качества образования вне зависимости от того в каком районе города эта школа располагается, — отметила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, опыт Москвы очень важен и полезен для других регионов нашей страны, мы будем его анализировать и использовать.

— Московские школы демонстрируют высокие результаты во всех международных сравнительных исследованиях качества образования. Важнейшее достижение Москвы – обеспечение массового качественного образования. Москва заняла первое место среди регионов России в рейтинге управленческих механизмов, который Рособрнадзор впервые составил в этом году, — сказал Сергей Кравцов.

Наша справка

В школах Москвы сегодня обучается свыше 284 тысяч старшеклассников, в том числе более 35 тысяч – в предпрофессиональных классах в 307 школах. Кадетские классы открыты в 231 школе (более 20 тыс. учеников), инженерные классы — в 110 школах (более 8,5 тыс. учеников), медицинские классы — в 71 школе (более 4,2 тыс. учеников), академические классы — в 24 школах (более 1,5 тыс. учеников), ИТ-классы — в 35 школах (более 1 тыс. учеников).

Читайте также: