Проект семейные этнокультурные традиции в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Павлюк Алсу Рифатовна

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО, г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции.

Традиция-это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и его традиций способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Реализация проекта позволит добиться следующих результатов:

  • развитие у детей интереса к семейным традициям, воспитание чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям;
  • возрождение семейных традиций;
  • восстановление преемственности семейных поколений;
  • повышение родительской культуры в воспитании и развитии ребенка через планомерное взаимодействие с семьями воспитанников;
  • родители ориентированы на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Информационная карта проекта.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Информационно – практико – ориентированный, исследовательский

Воспитанники группы, воспитатели, родители

Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям.

1 Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.

5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

6. Совершенствовать у детей умения проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

I этап - подготовительный

II этап - основной

III этап - заключительный

  • 1. У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;
  • 2.У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими.

Структура проекта:

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, анкетирование, обсуждение возможных результатов.

Вся дальнейшая работа направлена на обогащение знаний детей о своей семье и семейных традициях, сближение коллектива родителей, педагогов и детей.

I этап - подготовительный.

Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семье и семейных традициях.

II этап – практический.

Цель этапа: Знакомство детей, родителей с семейными праздниками через разные формы работы.

III этап – заключительный.

Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

В ходе реализации проекта прослеживаетсявзаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

1. Воспитатель вместе с детьми.

Разучивание стихов, песен о семье, был проведен конкурс стихов и песен «Моя семья".

2. Родители – дети.

Социально – коммуникативное развитие

Беседы с детьми о своей семье, родственниках.

Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.

Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:

О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”, З. Александрова “Посидим в тишине” и др.

Художественно – эстетическое развитие

Составление таблиц-схем “Моя родословная

3. Воспитатель – родитель.

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

4. Воспитатели – родители – дети.

Развлечение ко дню матери.

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Утренник, посвящённый мамам ко дню 8 Марта.

Поделки для пап ко дню защитника Отечества.

Конкурс стихов и песен «Моя семья"

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

Срок

1. Подготовительный этап

1. Составить план - схему проекта,

привлечь специалистов (музыкального руководителя, психолога, логопеда, родителей) к осуществлению соответствующих разделов проекта,

сбор, накопление материала,

включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности,

домашние задания для само - выполнения,

2. Основной этап

Реализация плановых мероприятий:

Речевое развитие

Разучивание стихов, песен о семье

Конкурс стихов и песен «Моя семья"

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Утренник, посвящённый мамам, ко дню 8 Марта.

2. Родители – дети.

Социально – коммуникативное развитие

Беседы с детьми о своей семье, родственниках.

Речевое развитие

Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.

Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:

О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”, З. Александрова “Посидим в тишине” и др.

Художественно – эстетическое развитие

Составление таблиц-схем “Моя родословная

3. Воспитатель – родитель.

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

4. Воспитатели – родители – дети.

Развлечение ко дню матери.

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

5. Деятельность педагога.

Изучить историю составления родословной.

Подготовить художественную литературу по данной теме.

Памятка для бабушек по воспитанию внуков.

Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.

3. Заключительный этап

Утренник, посвящённый мамам ко дню 8 Марта.

Поделки для пап ко дню защитника Отечества.

Конкурс стихов и песен «Моя семья"

Итоги реализации проекта.

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Осуществление проекта обеспечило самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизировал и обогатил педагогические знания и умения родителей. Повысил психолого-педагогическую культуру родителей.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Формы работы: познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность

В настоящее время остро возникла необходимость возрождения и развития традиций родной культуры в духовно-нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей. Важное средство воспитание детей на народных традициях – фольклор, который пронизан любовью к своей Родине, природе, семье. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима никакими материальными благами. Традиции – хранители культуры, заветов народа. Сохранение истории определяет наше будущее, через народное творчество ребенок может последовательно развиваться, проявлять свои неограниченные умения и фантазию.

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского, истинно воспитанный человек может стать в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Семья как общественная ступень в жизни человека с раннего возраста формирует сознание, волю, чувства детей. Поэтому семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, ее истории, отраженной и запечатленной в бережно хранимом семейном архиве. Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Именно с первых лет жизни ребенка происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Поэтому данная тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Важно помочь родителям понять, что сохраняя семейные ценности, возрождая традиции, способствуют воспитанию и развитие личности ребёнка.

Проблема

Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека и не знают истории своего рода, семьи. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны учиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Все вышеизложенное может вызвать необратимые последствия, которые на более поздних этапах жизненного пути ребенка негативно проявляются в его поведении, поступках, суждениях, отношению к миру.

Изучив актуальность данной проблемы и обсудив с родителями, мы пришли к выводу, что особое внимание необходимо уделять духовно-нравственному воспитанию дошкольников, и осуществлять работу в данном направлении через проектную деятельность.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации познавательно-исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Гипотеза. Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, к семейным ценностям и к ценностям народных традиций. Ребенок должен понимать, что иметь свой дом, семью и знать историю своего народа – это большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.

Цель. Формирование духовно-нравственной личности ребенка на основе семейных ценностей и народных традиций.

Задачи.

1. Формировать элементарные представления об истории человечества, реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции).

2. Углубить представление детей о семье и интерес к ее родословной.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.

Развивающие:

1. Учить составлять простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

2. Упражнять в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, к тем, кто о них заботится.

3. Развивать интерес к семейным традициям, реликвиям, народным праздникам.

4. Обогащать словарный запас новыми терминами, развивать связную речь и побуждать использовать в речи фольклор.

Воспитательные:

1. Прививать любовь к родному дому, к семье и ее традициям.

2. Воспитывать уважение к традициям и культуре своего народа.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

4. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающею свои корни, народные истоки.

Реализация проекта предполагает:

Совместную деятельность родителей и детей;

Взаимодействие воспитателя и родителей;

Взаимодействие воспитателя с детьми.

Ожидаемые результаты:

2. Сформировалось представление об образе жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции).

3. Научились составлять простейшее генеалогическое древо своей родословной.

4. Обогатился словарный запасииспользуют при общении новые словами, народный фольклор (пословицы, поговорки, шутки-прибаутки).

5. Проявилось у детей заботливое, внимательное отношение к родным и близким на добрые дела.

6. Появился интерес к семейным традициям, реликвиям, народным праздникам.

7. Создана система социального партнёрства родителей в совместную деятельность в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Повышена психолого-педагогическая компетентность родителей в детско-родительских отношений.

В реализации проекта мы руководствовались следующими

принципами в педагогической деятельности:

Первый – любить ребенка, т. к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.

Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и ФГОС по теме проекта.

2. Разработка проекта и составление плана по реализации задач в процессе совместной деятельности.

3. Довести до участников важность данной темы, информировать родителей (законных представителей) с планом проекта.

4. Подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического материала.

5. Подбор материала дидактических, народных игр,поговорок, пословиц, шуток-прибауток.

6. Изготовление папок с народными праздниками ииллюстраций по теме.

9. Создание предметно-развивающей среды: макет русской печи, сундук с одеждой, разные предметы быта.

2. Основной этап.

Планирование реализация проекта.

Перспективное планирование

Познавательное развитие

Расширять знания детей о самих себе, о семье.

Помочь детям осознать, что семья, родители – самые близкие люди, что семья самое надежное пристанище для человека.

Формировать уважительного отношения к семейным традициям.

Дать представление об избе, сундуке, о печке – главной части избы. Углубить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

Познакомить детей с экспонатами музея; рассказать об устройстве русской избы.

Способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа.

Закрепить знания о том, какие обязанности были у детей на Руси.

Воспитывать интерес к истории, культуре русского народа

Выяснить какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки; из каких материалов были изготовлены куклы.

Развивать познавательный интерес и любовь к труду.

Формирование осознанного отношения к эстетической и

Воспитывать интерес к традициям русского народа.

Уметь узнавать праздник по картинке, рассказывать.

- Наблюдение на прогулки за изменениями в природе.

Познакомить с народными приметами, сезонными изменениями и их закономерностью.

Знакомить детей с народными промыслами; воспитывать любовь интерес и уважение к истории и культуре русского народа

Социально-коммуникативное развитие

Формировать основ уважительного отношения к членам своей семьи.

Становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.

Формирование представления о близких и дальних родственниках, об их значение в жизни семьи. Умение подбирать однокоренные слова.

- Сюжетные картинки с разными эмоциональными состояниями.

Объяснять разные сюжеты из жизни дома.

Познакомить с заповедью и дать понять, что разрушает семью и что созидает семью.

Учить детей последовательно составлять картинки и рассказывать по иллюстрациям.

Распределять роли по желанию играющих, воспитывать дружелюбные отношения.

Продолжать работу по обогащению игровых замыслов, подводить детей к самостоятельному выбору.

Речевое развитие

Расширять представления о родственных связях, активизировать словарь.

Учить составлять рассказ по картине, используя схему.

Уметь рассказывать по фотографиям о себе, вспоминать и делиться впечатлениями.

Рассматривать и подбирать словотворчество.

Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Воспитывать желания и умения слушать художественные произведения, уважение к родным. Формировать умения слушать и рассказывать сказки.

- Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок.

Учить понимать смысл пословиц, поговорок.

Знакомить с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами; правильно и четко проговаривать.

Учить детей вести диалог, используя мимику и жесты,

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Художественно-эстетическое развитие

Передавать в рисунке генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

Вызвать желание рисовать по сказке и рассказывать.

Проявлять интерес к семейным праздникам и желание делать подарки.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

Понимать эти словесные красочные картинки, составляющий мир повседневного мира ребенка.

Создавать у детей радостное настроение, выполнять движения под музыку.

- Слушание русских народных песенок, потешек, прибауток.

Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой.

Привлечь родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским народным традициям, возрождению и соблюдению семейных традиций.

Физическое развитие

Выполнять движение в соответствии текста, развивать мелкую моторику рук.

Познакомить детей с русскими народными играми. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Взаимодействие с родителями

Выбор темы по желанию родителей.

2. Беседа с родителями на родительском собрание об актуальности проекта.

Принято решение разработать проект и участвовать в нем.

Ознакомиться с проектом, привлечь внимание к партнерскому сотрудничеству.

Оказание помощи при сопровождении детей в музей.

6. Памятка «Семья как фактор укрепления

Повышать уровень педагогической и духовно-нравственной культуры родителей.

8. Индивидуальная беседа, как смастерить куклу-оберег.

9. Напоминалки с поговорками, скороговорками.

3. Заключительный этап

Итоговые мероприятия

2. Творческая выставка детских рисунков, поделок.

Вывод. Таким образом, семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Список методической литературы:

Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поиском путей.

Формирование представлений о народных традициях у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода Тема : Формирование представлений о народных традициях у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода. [/b] «Воспитание, лишенное.

Оценить 961 2

города Рубцовска Алтайского края

658218, г.Рубцовск ул. Бийская, 19

телефон: 5-05-47. dsadv 35_ shelkunchik @ mail . ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

"Семейный клуб в ДОУ, как инновационная модель этнокультурного воспитания"

Авторы проекта: Астраханцева Т.Г.

Паспорт проекта

Направление: Этнокультурное воспитание

1. Сведения об организации

1.1. Полное наименование организации

1.2. Полное наименование учредителя (учредителей) организации

Муниципальное образование города Рубцовска

1.3. Юридический и фактический адреса организации

658218 г.Рубцовск, Алтайский край,

1.4. Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации

Руководитель структурного подразделения Щеклеина Татьяна Петровна

1.5. Телефон организации

1.6. Адреса электронной почты и официального сайта организации в сети Интернет

dsadv 35_ shelkunchik @ mail . ru

2. Сведения о проекте организации

2.1. Наименование проекта, ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации в сети Интернет

2.2. Задачи государственной и муниципальной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект организации

1. В проекте "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

великой истории и культуре России, обеспечения преемственности

3. Конвенция о правах ребенка: Статья 29

1. … образование ребенка должно быть направлено на:

-развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

-воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

-подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

-воспитание уважения к окружающей природе.

2.3. Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

2.4. Срок реализации проекта

2.5. Краткое описание ожидаемых продуктов проекта

- программа фольклорного семейного клуба

2.6. Целевые ориентиры проекта

-Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов по этнокультурному воспитанию.

-повышение педагогической компетентности родителей;

-апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;

-формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;

-осознание родителями собственного воспитательного опыта;

-снятие затруднений детско-родительских отношений;

-установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;

-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;

-разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности

( фестивали, конкурсы различного уровня).

2.7. Основные подходы к оценке эффективности проекта

- Сравнительный анализ анкетирования

- Отзывы родителей, социальных партнеров

- Участие в городских мероприятиях

2.8. Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта

Воспитанники ДОУ в возрасте с 4-х до 7 лет, члены их семей (лица их заменяющие) независимо от возраста, социального статуса, национальной принадлежности и вероисповедания, педагоги образовательного учреждения, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением.

2.9. Организации - соисполнители проекта (при их наличии, с указанием их функций)

-кукольный театр им.Брахмана

-Городская картинная галерея

2.10. Ресурсное обеспечение проекта

2.10.1. Кадровое обеспечение проекта

2.10.2. Нормативное правовое обеспечение проекта

- Конвенция о правах ребенка.

2.10.3. Финансовое обеспечение проекта

Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета

2.10.4.Материально-техническое обеспечение проекта

-мультимедийный центр

-русские народные инструменты

2.10.5. Учебно-методическое обеспечение

Комплексно-целевая программа по этнокультурному воспитанию дошкольников

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта

Повышение компетентности родителей по этнокультурному воспитанию дошкольников.

Привлечение родителей к сотрудничеству, эффективному взаимодействию с коллективом детского сада с целью построения единого образовательного пространства ДОУ и полноценного развития каждого ребенка.

Задачи проекта

-Развивать стремления к познанию культурных традиций через возрождение основ национального семейного воспитания.

- Знакомить детей и взрослых с историческим и культурным прошлым народов, проживающих на территории Алтайского края.

- Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

- Расширять кругозор детей на основе этнографического материала, доступного их пониманию.

- Укреплять дружеские, партнерские отношения между детьми,

родителями и педагогами.

- Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.

ВИД ПРОЕКТА: социально-творческий

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

-дети дошкольного возраста,

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный

Созданные необходимые условия для ознакомления дошкольников с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, позволят не только объединить семью, но и окажут позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Именно поэтому так важно приобщать детей к этнокультурным семейным традиция с детского сада. Как показывают исследования современных семей, родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка. Этому мешает их чрезмерная занятость, сопровождаемая низким уровнем педагогической культуры, формализованными контактами с детьми, дефицитом теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновением совместных семейных форм трудовой и художественно-творческой деятельности (традиции домашнего рукоделия, детские кукольные спектакли, семейное музыцирование, семейные камерные театры, домашнее чтение и др.). Все это существенно влияет на характер детско-родительских отношений.

Одним из путей выхода из сложившейся ситуации мы видим в пропаганде и широком использовании семейных этнокультурных традиций в системе педагогической деятельности детского сада, как условия формирования этнопедагогической культуры родителей, проводя эту задачу через организацию семейного фольклорного клуба в ДОУ.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:

-Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов по этнокультурному воспитанию.

-повышение педагогической компетентности родителей;

-апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;

-формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;

-осознание родителями собственного воспитательного опыта;

-снятие затруднений детско-родительских отношений;

-установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;

-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;

-разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности ( фестивали, конкурсы различного уровня).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

открытость и целостный подход к планированию педагогического процесса и работы с родителями;

природосообразность и культуросообразность;

единство образовательной системы и предметно-развивающей

личностно-ориентированный подход при организации различных форм деятельности и оценки результатов педагогического процесса;

принцип лада, соборности и коллективности (совместный труд,

досуги, общение детей с родителями и другими взрослыми) как

ведущий фактор формирования семьянина, патриота, труженика;

поощрение самостоятельности ребенка , творчества детей и родителей;

опора на единство духовно-нравственных ценностей и идеалов

народа в планировании работы с детьми и родителями, создании

предметно-пространственной среды детского сада.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

состоит в совершенствовании содержания имеханизмов взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей (законных представителей) с помощью внедрения семейного клуба как инновационной модели этнокультурного воспитания.

Для успешной реализации проекта планируется создать следующие условия:

оформление уголков краеведения;

создание картотек народных игр, малых фольклорных форм и т.д.

создание выставок "Куклы в национальном костюме", "Народная игрушка" и др;

организация фольклорных праздников

Программа работы инновационного проекта«Семейный клуб в ДОУ,

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный (май-август 2018 г.)

Цель: Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

Мероприятие

Изучение в ДОУ пакета нормативно-правовой документации:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016– 2020 г

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Использование нормативно-правовых документов, как одно из условий организации системы работы по формированию этнокультурного и патриотического воспитания

май-август 2018 г.

Мероприятия по изучению опыта работы детских садов Алтайского края

Выявление прогрессивного опыта работы детских садов региона по теме проекта, определение наиболее эффективных форм и методов.

Опрос родителей с целью изучения предполагаемой

роли родителя в организации деятельности семейного клуба

установление индивидуальных контактов с каждой семьей для определения направлений взаимодействия

Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий

формирование группы педагогов ДОУ, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта

Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

- издание Приказа руководителя структурного подразделения о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании семейного клуба.

Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности в условиях реализации проекта

В течение всего периода проекта

2 этап - практический (сентябрь 2018 г. - май 2021 г.)

Наименование

мероприятия

Краткое описание содержания мероприятия

Ответственные

Первая встреча семейного клуба

Проведение НОД с использованием средств и методов народной педагогики.

В течении учебного года

Руководители клуба, педагоги ДОУ

Изготовление конкурсного материала раскрывающего особенности проведения семейных праздников, национальных традиций семей воспитанников.

Мастер-класс "Знакомство с технологией изготовления народных кукол, сувениров, женских украшений"

Изготовление народных кукол, сувениров, женских украшений

обмен опытом семейного воспитания

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

Обобщение знаний истории родного края

Четвертая встреча семейного клуба

Выставка семейных работ

Изготовление сувениров раскрывающих особенности и традиции празднования Пасхи

«Ярмарка народных игр

участие семей в игровой деятельности

инструктор по ФИЗО,

организация тематических прогулок, занятий, игр, бесед, праздников. Рассматривание рисунков, фотографий .Знакомство с литературными произведениями и многое другое

Руководители клуба, педагоги ДОУ

2019-2020 учебный год

просмотр слайд шоу о деятельности клуба, обсуждение плана работы клуба, анкетирование

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Познавательно – творческий проект в старшей группе детского сада

Выполнила :

Востроженко Елена Васильевна

Воспитатель МБДОУ № 27

г. Южно – Сахалинск

Глава 1.Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………………6

Список использованной литературы…………………………………20

В наше конфликтное время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.

Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека.

Формирование культурного поля ребёнка во многом зависит от линейности работы всех участников образовательного процесса, поэтому этнокультурное воспитание в нашем ДОУ ведётся в трёх направлениях: работа с воспитателями, работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников. Нами разработан план работы с родителями и воспитателями, перспективное планирование мероприятий с детьми, с учётом интеграции образовательных областей; конспекты непосредственно /организованной/ образовательной деятельности с детьми, подобран иллюстративный и практический материал, разработаны сценарии национальных праздников и развлечений.

Уют, атмосфера культуры, необычности, похожести на все то, что постоянно окружает ребенка, в его повседневной жизни, дает свои результаты. Знакомство с национальной одеждой, кухней, играми, музыкой и песнями, народным фольклором — вот направления работы по этнокультуре с детьми.

Конечно же, весь материал подается в игровой и непринужденной форме. В игре в упрощённом виде воспроизводится, моделируется действительность, имитирующая реальные действия. Почти вся непосредственно /организованная/ образовательная деятельность носит интегрированный характер. Дети могут смотреть видеоматериал, слушать музыку, принимать участие в практической деятельности: выполнять аппликации, мастерить поделки народного промысла, рисовать и вырезать разнообразные орнаменты, изготовить обрядовую тряпичную куклу, расписать матрешку, читать стихи, играть в дидактическую игру и т.д. В учебно-игровой, музыкальной, театрализованной деятельности мы стремимся обогатить речь детей терминами нравственно-духовного направления, этнокультурного обучения.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.

Цель нашей работы - помочь ребёнку раскрыть мир национальных культур, сформировать многосторонние представления о многообразии культур; создать условия для интеграции культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями и традициями; воспитать положительное отношение к культурным различиям народов.

Глава 1.Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного возраста

Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Вот почему проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание отечественных педагогов. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов. В условиях современного мегаполиса, где проживает множество непохожих по происхождению, национальности, вероисповеданию, языку, культуре, поведению, взглядам на жизнь горожан, необходимость решения означенной проблемы повышается многократно.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Исследователи (И.Н. Андреева, А. О. Бороноев, Т.В. Кружилина, П.И. Смирнов и др.) связывают это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Возникает потребность в системе образования, обеспечивающей воспитание высоконравственной, толерантной и свободной личности с позитивной национальной идентичностью.

Учеными (Ю.В. Бромлей, А.В. Иванов, Ф.Ф. Харисов, В.Ю. Хотинец и др.) установлено, что формирование этнического самосознания является важным условием развития этнической индивидуальности, определяющим фактором оптимизации жизнедеятельности людей в специфических условиях этнической реальности. Каждый этнос в зависимости от условий жизни формировал свою культуру и систему этнических ценностей, отражающих специфику духовных отношений и ментальности (И. А. Арнольдов, Б.М. Бим-Бад, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, Т.В. Кружилина и другие). В связи с этим немаловажное значение имеет обеспечение культурно-национальной самобытности образования.

Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Для сохранения культурной идентичности со своим народом, с точки зрения З.А. Богатеевой, М.И. Богомоловой, Л.Г. Васильевой, Э.К. Сусловой, И.З. Хабибулиной и др., с самого раннего возраста ребенок должен включаться в естественную этническую среду. Образовательный процесс, опираясь на народную психологию и педагогику, многосторонний диалог культур, в идеале должен обеспечивать развитие личности ребенка на национальных, общечеловеческих ценностях, что будет способствовать ментальной совместимости людей в условиях их взаимодополнения и взаимообогащения, цивилизованному развитию общества в целом. Организованное педагогом взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона составляет сущность регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Ценные мысли о важности национального образования нашли отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. В том или ином аспекте эту проблему рассматривали в зарубежной и отечественной педагогике С.И. Гессен, В.А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский,A.С .,Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И.Г. Фихте, С.Т. Шацкий, И.Я. Яковлев и др.

Современными исследователями Х.М. Дикиновым, О.И. Пономаревой, М.Г. Харитоновым, Т.В. Яковлевой и др. также установлено, что восстановление этнических традиций воспитания в образовательных учреждениях невозможно без педагога, осознающего значимость этой деятельности на современном этапе и профессионально подготовленного к ней.

Таким образом, поликультурное воспитание с этих позиций - это воспитание и образование в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Главная цель поликультурного воспитания в такой среде состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны ребенку (человеку) для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине.

Читайте также: