Проект семейные ценности в детском саду ясельная группа

Обновлено: 02.07.2024

Участники проекта:
Дети 2-3 лет, воспитатели группы,
музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации:
Февраль - апрель 2017г.
Тип проекта:
среднесрочный

Первый этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности. Проблема: 1. Недостаток знаний малышей о своей семье. 2. Недостаточная функция семьи в передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей. 3. Недостаточное взаимодействие с семьей по вопросам воспитания детей.

Актуальность проблемы:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.

Основной этап: (продуктивный, совместная деятельность с детьми).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Заводского района г. Саратова

Характеристика проекта:

По доминирующему методу: практико-ориентированный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в контакте с одной возрастной группой, в контакте с семьей и специалистами ДОУ

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: средней продолжительности.

Цель проекта: Социально-личностное развитие дошкольников, в процессе нравственного воспитания, через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, познавательную мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость); формировать потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности.

Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.

Срок реализации проекта: средней продолжительности, рассчитан на 4 месяца (октябрь 2014 г. по январь 2015г.)

Участники проекта: педагог-психолог, дети и их родители, воспитатели группы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.

Актуальность темы

Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность , равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

Новизна проекта: формирование семейных ценностей в условиях интеграции образовательных областей.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т.д.

Изучая педагогическую публицистику и анализируя практическую работу в дошкольном учреждении, я выделила для себя проблему – недостаточное формирование семейных ценностей. Зачастую воспитание детей молодыми родителями ориентировано на раннее развитие, достижение успехов уже в детском саду. К детям предъявляются довольно высокие требования, повышается учебная нагрузка, а тепла и ласки дети получают все меньше. В связи с этим, у дошкольников начинает формироваться представление о семье, как об очень требовательном сообществе. Высокообразованные родители обрушивают на детей массу воспитательных воздействий, надеясь подготовить ребенка к взрослой жизни наилучшим образом. При этом упускается огромный пласт воспитательной работы – воспитание семейных чувств, понимание ценности родственных связей. Именно поэтому, на мой взгляд, существует настоятельная необходимость формировать у детей начала семейных ценностей. Казалось бы - в чем проблема? Ведь дети и так любят своих родителей - какими бы они не были. Однако не в любой семье родные люди умеют проявлять свои чувства, доброту, любовь, заботу. Я считаю, что этому можно и нужно научить ребенка в детском саду.

Говоря о формировании семейных ценностей, как уже было сказано выше, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых.

Поиск новых форм и методов работы должен опираться на объективный анализ ситуации. Поэтому мы использовали различные источники информации, чтобы выяснить – какие мероприятия наиболее интересны родителям, в какой форме лучше их проводить, что они хотят получить в детском саду для своих ребятишек.

Социальный портрет семьи – это основа для разработки дальнейших планов. Без учета особенностей социального статуса невозможно выбрать по-настоящему актуальные направления в работе. Поэтому в детском саду было проведено социологическое исследование по выявлению социального портрета семьи.

Итак, обобщенный портрет семьи нашего ДОУ выглядит следующим образом:

Подавляющее большинство – полные семьи. В основном, это образованные родители - имеют высшее и среднее специальное образование. Более половины семей - 58% имеют одного ребенка, 36% - двоих детей, и 6% - троих детей. В большинстве - это работники государственных предприятий – 66%, представители частного бизнеса составляют 33 %, и 11 % - не работают. Большинство семей жилищно и материально обеспечены, имеют разносторонние интересы, собирают домашние библиотеки.

Таким образом, в работе с семьей мы выделили сильные стороны, на которые можно опереться:

  • образованность;
  • материальная стабильность и обеспеченность, как возможность удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • наличие обоих родителей;

- первый и единственный ребенок в семье, и соответственно - отсутствие родительского опыта.

Особого внимания требует наличие такой категории родителей, как малообеспеченные, неработающие, пьющие - такие семьи нельзя игнорировать, работая лишь с благополучными.

В работе я использовала как традиционные формы и методы работы с родителями, так и нетрадиционные:

- посещение семей воспитанников на дому;

- выставки детских работ;

- Дни открытых дверей;

- работа с родительским комитетом группы;

- семейные вечера в группе с детьми и родителями;

- презентации семейного опыта воспитания;

- выпуски групповых газет и журналов;


Я убеждена, что социально-педагогическая деятельность детского сада должна строиться на союзе педагогов и родителей. На их взаимопонимании и доверии, которые возможны лишь в том случае, если педагог исключает из работы с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия педагога с родителями в контексте социально-педагогической работы должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники и что он не может обойтись без их совета и помощи.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы" я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся ", объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. А в дружественной и открытой атмосфере уже не составило труда рассказать об основных потребностях и возможностях детей раннего возраста.

Очень важно предоставить родителям возможность обменяться своими мыслями, сомнениями, опытом. Для этого одно из собраний было проведено в виде презентаций семейного опыта. Желающие семьи заранее подготовили компьютерные презентации с демонстрацией своих достижений в семейном воспитании. Для этого им пришлось заново осмыслить свои подходы, найти им обоснование, аргументировать целесообразность своих подходов к воспитанию, обучению, развитию малыша. Семейный опыт родителей вызвал живой отклик среди присутствующих, ведь все чувствуют себя на равных, никто не довлеет своим профессионализмом, можно свободно спорить, спрашивать, вместе размышлять.

Развивая идею сетевого взаимодействия, мы планируем широкое привлечение педагогов, детей разных возрастных категорий. Концерт к Дню Матери, выставки-конкурсы детских рисунков, праздники – все эти мероприятия могут объединить не только детей и родителей, но и представителей общественности, сделав образование по-настоящему открытым.

В результате реализуемых мероприятий повысился уровень воспитательно-образовательной компетентности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Это проявляется в неподдельном интересе к событиям в группе, родители сами предлагают свою помощь, стало легче найти общий язык в каких-то вопросах.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, так как организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

Главная Праздник "День Семьи"

Выполнила: воспитатель Попова Валентина Викторовна г. Абинск 2018 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЕ САД № 1 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

1. 1. Актуальность

Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.

Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у меня возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.

Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

1. 2.Тип проекта: среднесрочный, творческий.

1. 3.Форма проведения: групповая.

1. 4.Целевая группа: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.

3. Приёмы и методы реализации проекта

Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях. Научатся проявлять уважение и заботы ко всем членам семьи.

Сформируется умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Совместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детских — родительских отношений.

Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

5. Содержание проекта

I этап — подготовительный

II этап – практический

Чтение художественной литературы:

Беседы:

Ситуативный разговор:

Игровая деятельность дидактические игры и упражнения:

Сюжетно — ролевые игры:

Проведение ООД:

Ознакомлению с окружающим:

III этап – заключительный

Подведение итогов проекта.

Проведение теплой встречи с родителями и детьми ко Дню матери.

6. Работа с родителями

Изготовление генеалогического древа семьи.

С мамой мы белье стирали,

В речке вместе полоскали. (Ребенок трет один кулачок о другой. Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья).

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья).

То-то стало весело

(Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.)

Пекла бабушка оладушки,

(Ребенок хлопает в ладоши, ладони при этом следует держать горизонтально, меняя постоянно их положение: сначала сверху правая ладонь, потом – левая. Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней собранными щепотью пальцами правой руки).

(Ребенок вытягивает перед собой обе руки. Ребенок показывает указательные пальцы на обеих руках. И т. д.).

Всем детишкам раздала.

У нашей доброй бабушки.

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

Цель:

Закрепить знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге.

Задачи:

  1. Развивать речь детей при обыгрывании пальчиковой игры, физминутки, рассматривании фотографии, отгадывании загадок.
  2. Формировать умение отвечать на вопросы: какой? какая?
  3. Активизировать в речи слова (любит, хвалит, помогает, ласковая, добрая, любимая, семья)
  4. Развивать коммуникативные навыки.
  5. Развивать мелкую моторику.
  6. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать и заботиться о своих членах семьи.

Материалы:

кукла, фотография или рисунок семьи формата А4 или больше, разрезанный на несколько частей в виде пазла, клей — какрандаш, бумажная основа для приклеивания.

Раздается плач куклы.

Воспитатель: Ребята, вы слышите: кто-то плачет? Пойдемте, поищем, кто это.

Воспитатель: Ребята, смотрите, вот кто плачет! Это же кукла Катя.

- Катя, почему ты плачешь?

Катя: У меня порвалась моя любимая фотография. Я не знаю, что мне делать, как ее починить.

Воспитатель: Не беда, Катя. Мы с ребятами тебе поможем склеить фотографию. Да, ребята? Хотите Кате помочь? (ДА)

- Идите скорее сюда.

(Идем к столу и вместе с детьми собираем пазл, при помощи клея приклеиваем его на бумажную основу. Получилось фото семьи).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Смотрите, какая красивая фотография. Кто же тут нарисован, Катя?

Катя: Здесь нарисована моя семья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы догадались, кто это? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это Катя.

- А теперь ребята послушайте стихотворение:

Маму, мамочку свою

Очень сильно я люблю.

Будь здорова, мамочка,

Воспитатель: Отгадайте про кого это? (Ответы детей)

Правильно. Посмотрите, какая мама у Кати: добрая, ласковая, хорошая. А у вас какая мама? (Ответы детей).

- А вы маме любите помогать? Давайте поможем маме посуду помыть:

Физминутка:

1,2, 3, 4, 5 (сжимаем и разжимаем кулаки)

Будем маме помогать (руки на поясе, прыгаем).

Быстро чашки мы помыли,

Про тарелки не забыли (трем ладошки).

Всю посуду мы убрали, (тянем руки вверх),

Очень сильно мы устали (сбрасываем руки вниз).

Воспитатель: Молодцы, садитесь. А теперь послушайте другое стихотворение:

Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И, если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

- Догадались, про кого это? (Ответы детей).

- Правильно. Посмотрите, какой папа у Кати: сильный, ловкий, смелый. А у вас какой папа? (Ответы детей).

- Вот какая семья у Кати: папа, мама и Катя. В семье все любят друг друга и заботятся друг о друге. Ребята, семья есть у всех, даже у наших пальчиков.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья!

- Молодцы. Ребята, Кате очень понравилось у нас в гостях, но она спешит домой. А в подарок мы дадим ей фотографию ее семьи, которую мы с вами склеили.

-До свидания, Катя.

Интегрированное занятие с элементами рисования

Способствовать формированию знаний о семье и родственниках, уважительного отношения ко всем членам семьи.

Развивать слуховое внимание, наглядно -образного мышление, связную речь.

Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования нетрадиционным способом (ладошкой).

Способствовать воспитанию доброжелательности друг другу и к окружающим.

Оборудование: силуэт кисти рук с расставленными пальцами, шапочка па каждый палец с изображение лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка, гуашь, ватман для коллективного рисования, стенд с семейными фотографиями, сюжетные картины.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Утром встали малыши

В детский садик свой пришли

Вам мы рады, как всегда

Гости здесь у нас с утра

2. Основная часть.

Сегодня мы с вами, ребята, открываем большую страницу семейного альбома. Кого же вы здесь видите (папу, маму, бабушку, дедушку, себя.)

(Дети рассматривают семейные фотографии).

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик- мама

Вот и вся моя семья!

Послушайте стишок:

1. Кто встает раным-рано, в доме с ней добро, тепло. Дочку, сына одевает, да и в садик провожает? Кто это (мама)

2. Он машину ловко водит, в стенку гвоздик заколотит

Маме дома помогает, и с детишками играет. Кто это, ребята? Это папа!

Где были? У бабушки!

Что пили? Молоко.

Кашка сладенькая, бабка добренькая!

4. У меня есть дедушка, как зима седой

Смотрите, ребята, получилась большая семья! У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно.

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

Воспитатель: Давайте, ребята, приготовим подарок нашим самым близким людям — дружными ладошками нарисуем Солнышко! Вечером придут папы, мамы, бабушки, дедушки, увидят наше солнышко и обрадуются, ведь и солнышко радуется, когда люди живут в мире и дружбе, все- как одна семья!

Практическая деятельность детей.

Посмотрите, какое веселое Солнышко у нас получилось!

Я в семье расту.

Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете –

Мама, папа, ты и я-

Вместе дружная семья!

Итог: посмотрите, какое красивое Солнышко у нас получилось. Солнышко-семья.

Читайте также: