Проект развивающей среды в доу скоро в школу
Обновлено: 07.07.2024
Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов). Теоретический анализ литературы и учения данных практиков, убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели 7.11-25.11).
Состав участников проекта: воспитатель группы, воспитанники подготовительной группы, родители, учитель и библиотекарь МОУСОШ № 35
По характеру контактов: с воспитанниками одной подготовительной группы
Продукт проекта:
Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности
Цель проекта:
- формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного отношения к школьной жизни.
- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- воспитывать положительные качества в детях.
- воспитывать умение слушать взрослых и детей.
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в общественных местах
Обучающие:
- формировать представления детей о школе и её значении.
- активизировать словарный запас.
Развивающие:
- развивать творчески активную личность.
- развивать навык общения.
- развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление).
Предполагаемый результат:
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций.
- речевое развитие: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение стихотворений о цифрах.
- социально-коммуникативное развитие: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры.
- художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация.
По предметно-содержательной области: интегративный (четыре образовательные области).
Предметно-пространственная развивающая среда: мероприятия проекта реализуются на базе группы и МОУСОШ № 35.
Средства и оборудование:
- Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
- Методические: Дидактические игры, , конспекты бесед, занятий, книги.
- Организационные: столы, краски, пластилин, бумага, клей, ножницы, счетные палочки
Работа с родителями:
Список литературы
Этапы проекта,
указать временные рамки
Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту
Деятельность детей
1 этап Поисковый, постановка проблемы
Принимают задачу проекта.
2 этап Аналитический
- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
- Создание предметно-развивающей среды в соответствии с тематикой;
- Изготовление и подбор дидактических игр;
- Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
- Анкетирование родителей по теме
3 этап практический
4 этап
презентационный - рефлексивный
5. Мониторинг, предполагаемой педагогический диагностики
- Количество участников проекта детей до 100%.
- Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%.
- Количество реализованных мероприятий – 100%.
- Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 80%.
- Количество педагогов (воспитателей). последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Индивидуальная деятельность с детьми
Образовательная деятельность в режимных моментах
Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу
1 неделя
Задача: расширять представления детей о школе
2 неделя
Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе
3 неделя
Цель проекта: формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;
создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); развивать связную речь детей,обогащать и активизировать словарь;
способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой; повысить уровень родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Основное направление проекта –информационное
Актуальность проекта: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.
Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Ожидаемый результат:формирование у детей мотивационной готовности к школе; повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Этапы работы над проектом.
Первый этап – организационный.
Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов в непосредственно образовательной деятельности, бесед, консультаций для родителей, изготовление настольно-печатных игр). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.
Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.
Второй этап – практический.
Дни недели Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
Образовательная деятельность в процессе организации различных
видов деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Понедельник Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения
(вежливые слова в жизни будущего школьника)
Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Рассматривание иллюстративных книг.
Цель: формировать представления детей о важности умения считать. Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.
Вторник Виртуальная экскурсии в школу (использование ИКТ технологий) Беседа с детьми
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
Задачи: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.
Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании.
Сюжетно – ролевая игра
Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Анкетирование для родителей
(на основе личных знаний)
Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе. Рассматривание школьных принадлежностей.
Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. Просмотр мультфильма
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Подготовка консультации для родителей
«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе
Пятница Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.
Цель: формирование установок на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели. Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:
(Фото родителей из школьной жизни)
Третий этап – обобщающий.
Создание детьми сборника загадок.
План работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой План пишется, как приложение к годовому плану ДОУ в 4 столбца: №, мероприятие, срок выполнения, ответственные (можно отметка о выполнении).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г.РТИЩЕВО САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
г.Ртищево Саратовской области
_______________Л.В.Тимофеева
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.
Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)
Вид проекта: познавательно – творческий
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы №2, родители воспитанников, педагоги МДОУ
Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Идея проекта:
формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий;
создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
Формировать учебно - познавательные мотивы.
Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.
Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
Способствовать снижению чувства тревожности.
Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.
Методы решения задач:
Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа.
Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.
Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.
Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.
Содержание проекта строится на принципах:
Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.
Ожидаемые результаты проекта:
расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;
освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;
повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.
План реализации проекта:
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта;
- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
- комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
Заключительный этап.
создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса
План образовательной деятельности по подготовке детей к школе (подготовительная группа).
Мероприятие
Дата проведения
Экскурсия в школу
Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни
Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых
Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности
Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ).
Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь
Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи.
Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе
Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.
Беседа о школьной библиотеке.
Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении.
Выставка детских работ
Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки
Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.
Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке.
Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.
Загадки, пословицы, поговорки используемые в работе над проектом.
Загадки:
•Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(Школа)
•Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том Книжки,
ручки и альбом.
(Портфель)
•В чудесном домике живут
Весёлые друзья,
Их всех по имени зовут,
От буквы А до Я.
И ты, коль с ними не знаком,
Стучись быстрее в дружный дом!
(Букварь)
•Школы – не простые здания,
В школах получают …
(Знания)
•Меж двумя звонками срок,
Называется…
(Урок)
•Снаружи смотришь -
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные,
Стоят рядами тесными.
На длинных полках,
Вдоль стены,
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай!
(Библиотека)
•Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(мел)
•Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(карандаш)
•В белое поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
(Тетрадь)
•В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
•На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
(Пенал)
Пословицы:
• Учить - ум точить.
• Что твёрдо выучишь, долго помнится.
• Не говори: учился, а говори, что узнал.
• Учиться всегда пригодится.
• Легко забыть то, чего не знаешь.
• Красна птица оперением, а человек ученьем.
• Повторение - мать ученья.
• Мудрым никто не родился.
• Грамоте учиться - всегда пригодится.
• Для ученья нет старости.
• Не гордись званием, а гордись знанием.
• Добрый разум наживают не разом.
• Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
• Кто любит науки, тот не знает скуки.
Пальчиковые игры, используемые в работе над проектом.
Мы писали, мы писали.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А сейчас мы отдохнем
И опять писать начнем.
Счет.
Один, два, три, четыре, пять- (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Карандаш. Карандаш в руках держу,
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли И немного прошуршали
Карандашик я возьму- Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Описание подвижных игр, используемых в работе над проектом.
Светофор. Цель игры: закрепление знания цветов. Правила игры: Чертим или оговариваем поле игровое. Это будет дорога. За чертой поля стоят ребята. В середине дороги стоит светофор (ведущий). Он называет цвет и те, у кого на одежде этот цвет есть, берутся за него и спокойно переходят на другую сторону дороги. А если цвета не оказалось, то нужно быстро перебежать дорогу. А светофор будет ловить нарушителей. Тот, кого поймали, становится светофором. При этом за черту, за дорогу, нельзя выбегать.
Делай как я ! Цель игры: развитие внимания.
Правила игры: Выбирается ведущий и становится в центр круга. Дети встают по кругу. Ведущий показывает движения, а все остальные должны повторить его. Тот, кто ошибся, или выбывает из игры, или становится ведущим.
Веселая Эстафета. Цель игры: развитие ловкости, смелости, внимания.
Правила игры: Просто придумать соревнования для детей. И пусть они будут командными. Можно устраивать любые конкурсы и соревнования друг с другом. Детям от этого будет только веселее.
Линеечка Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Правила игры: Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.
Читайте также:
- Анализ стихотворения бродского я входил вместо дикого зверя в клетку кратко
- Составьте сложный план главы приступ капитанская дочка кратко
- Неделя обж и физкультуры в школе план мероприятий
- Family and friends план урока
- Чем объяснить что правительства одних стран озабочены проблемой увеличения населения а других кратко