Проект ранняя профориентация в доу

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 рабочего поселка Переяславка

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИи в ДОУ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо

(индекс) 682910 Хабаровский край район имени Лазо рабочий поселок Переяславка улица Ленина,27

Электронный адрес организации

Маковецкая Ольга Александровна Заведующий МБДОУ детский сад №7 р.п. Переяславка

Ответственные исполнители проекта

Старший воспитатель ДОУ - Т.В.Трегубенко,

педагогические работники ДОУ

Психолого-педагогические условия в ДОУ развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда

повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;

разработать эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста;

создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности;

организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.

Основная идея проекта

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.

Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта

Решение педагогического Совета МБДОУ детский сад №7

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;

Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Конвенция ООН о правах ребенка

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ.

Программа реализации проекта

Теоретические и методологические основания проекта

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Описание реализации проекта

(этапы, содержание и методы

деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу)

1 этап – информационно-аналитический

Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта.

На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ, научно-методических исследований по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем.

Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.

составление планов совместной деятельности с социальными партнерами.

Обеспечить оптимальные условия для функционирования ДОУ в статусе инновационной площадки.

Методы: анализ документов, опрос, педагогическое проектирование, оценка инновационного образовательного продукта.

Прогнозируемый результат этапа: намечены этапы и содержание реализации проекта; разработана нормативно-правовая база, изучение и анализ запросов педагогического сообщества, разработана программа мероприятий;

2 этап – Основной

Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту, которое предполагает активное взаимодействие участников посредством онлайн общения, консультаций, форумов, электронной почты, встреч и т.д.

На втором этапе предполагается создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых

активизировать творческий потенциал педагогов ДОУ

Сформировать систему работы по ранней профориентации дошкольников

Нацелить педагогов на построение работы с учетом муниципального рынка труда

Воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к профессиям взрослых

Создать банк педагогических идей (материалы методических мероприятий, консультаций; конспекты, сценарии, презентации и др.) по ранней профориентации дошкольников.

Внедрить в образовательный процесс современные инновационные подходы, формы организации совместной деятельности, обеспечивающие реализацию проекта.

Прогнозируемый результат этапа:

функционирование раздела на сайте,

создан банк педагогических идей;

разработаны и апробированы современные подходы и формы совместной образовательной деятельности,

представлен опыт работы на конференциях, семинарах, мастер-классах,

обеспечение педагогов информационно–методическим инструментарием по реализации проекта

этап – итоговый ( май 2020 года)

Исполнители проекта анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию.

Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проделанной деятельности над проектом.

Обобщить и транслировать опыт работы МБДОУ Детский сад № 7 по реализации проекта.

Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта.

Прогнозируемый результат этапа:

Семинар - отчет по реализации проекта с приглашением педагогов городских детских садов (Детский сад № 4, детский сад № 11, детский сад № 25 рабочего поселка Переяславка)

Выставка практического материала изготовленного в ходе реализации проекта.

создан банк педагогических идей

Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых.

выявить уровень сформированости представлений дошкольников о профессиях

Средства контроля и диагностики инновационной деятельности

В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов:

анализ продуктов творческой деятельности;

анализ статистических данных;

мониторинг качества инновационной деятельности.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме

Методические разработки (проекты):

Банк презентаций для проведения НОД по ознакомлению с профессиями

Условия реализации проекта

Трудовые ресурсы (Мотивированность, теоретическая и практическая подготовленность педагогов. В образовательном учреждении работают педагоги с высоким творческим потенциалом, умеющие разрабатывать необходимый методический материал и готовые работать в режиме инновационной деятельности, они активно транслируют свой опыт работы и участвуют в различных мероприятиях, конкурсах).

Материально-техническое обеспечение. В учреждении имеется современное цифровое оборудование:

Интерактивная доска -2 шт

Цифровой фотоаппарат- 1шт

Телевизоры - во всех группах

Магнитофоны - во всех группах

Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ. На сайте организации постоянно публикуется и размещается информация о деятельности детского сада).

Все вышесказанное является показателем готовности коллектива к реализации проекта. Материально-техническая база МБДОУ Детский сад № 7 позволяет широко применять инновационные образовательные технологии, разнообразить формы и методы обучения с педагогами ДОУ, практически совершенствуя их мастерство.

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации

Команда педагогов – исполнителей проекта, а также использование уже имеющегося апробированного опыта – одно из условий наличия устойчивых результатов. Мы считаем, что данный проект актуален, т.к. позволит:

создать условия для осуществления информационно-методического взаимодействия между педагогами района;

создать инновационную модель организации образовательного процесса по ранней профориентации дошкольников

сформировать команду педагогов-единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО по ранней профориентации дошкольников

проекта по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста

на 2019– 2020 учебный год

Содействовать допрофессиональному самоопределению и профориентации дошкольников.

- дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

- учить сравнивать профессии;

- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах

трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Содержание работы

Ответственные

Организационно-методическая деятельность

Разработка и утверждение проекта профориентационной работы образовательного учреждения на учебный год. Работа творческой группы.

Семинары, мастер-классы, творческие лаборатории с педагогами, заседания творческих групп, по обучению формам и методам профориентационной работы с воспитанниками

В течение учебного года

Старший воспитатель, творческая группа ДОУ

В течение учебного года

Старший воспитатель ДОУ

Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста

В течение учебного года

Старший воспитатель, творческая группа ДОУ

Подбор литературы (методической, художественной, иллюстрационного материала)

Игра по профориентации дошкольников в детском саду по профессии врач

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.

Цели и задачи

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.

Среди прочих задач работы по ранней профориентации в детском саду выделяют такие:

  • Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
  • Разработка системы первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
  • Формирование у малышей основных понятий об отраслях экономики родного края, рабочих процессах на производстве, используемом современном оборудовании.
  • Создание на базе детского сада целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению его воспитанников.
  • Разработка системы критериев и оценивания результативности работы по ранней профориентации дошкольников.
  • Организация сотрудничества с родственниками воспитанников в формировании у малышей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым законным профессиям.

Младший возраст

Сколько лет ребенку Группа Задачи
3 года Первая младшая Формирование базовых понятий о взрослом труде (знакомство с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара).
Содействие развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).
Формирование у детей в процессе игры навыков взаимодействий с партнерами.
4 года Вторая младшая Воспитание интереса к профессиональной деятельности взрослых, обучение наблюдению за работой людей из ближайшего окружения, тренировка навыков коммуникации.
Дальнейшее знакомство с работой окружающих (врач, парикмахер, повар, продавец и так далее) с акцентированием внимания на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают.
Обучение взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши).
Воспитание бережного отношения к вещам, сделанным людьми. Ребенок должен понимать, почему с ними нужно обращаться аккуратно и в чем их ценность.
Развитие интереса к профессиям, предполагающим уход за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и так далее). Обучение общению и дружественному взаимодействию с миром природы.

Средний возраст

Сколько лет ребенку Группа Задачи
5 лет Средняя Дополнение и углубление представления воспитанников о работе сотрудников ДОУ.
Дальнейшее знакомство детей с разными профессиями (кассир, почтальон, охранник, учитель и так далее).
Обогащение сюжетно-ролевых игр о видах деятельности, побуждение воспитанников к самостоятельному моделированию ситуаций. Воспитание интереса к играм строительно-конструктивного направления. Привлечение детей к сооружению различных построек (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и прочих).
Помощь ребенку в социальных взаимоотношениях (выбор понравившегося образа, профессии), развитие эмпатии.

Старший возраст

Ориентировочно в 6-7 лет ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества).

Сколько лет ребенку Группа Задачи
6 лет Старшая Расширение имеющихся представлений о разных профессиях. Акцент внимания на результатах труда и значимости для общества.
Обобщение знаний детей о строительных и аграрных профессиях: плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и так далее.
Воспитание уважительного отношения к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желания трудиться.
Формирование способности к творческой комбинации различных событий в процессе создания нового игрового сюжета игры. Развитие умения взаимодействовать в этом с партнером.
Отражение в играх моментов из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий.
7 лет Подготовительная к школе Расширение представлений воспитанников о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и так далее).
Выборочное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической сфер (с учетом региональных особенностей).
Углубление представлений о разных видах деятельности (учитель, спасатель, ученый и так далее).
Обогащение кругозора воспитанников информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее). Объяснение взаимосвязи между разными профессиями (например, фермер и машиностроитель, фермер и продавец).
Дальнейшее насыщение содержания игр профориентационной направленности. Развитие у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих.
Формирование умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами.
Воспитание осознанного отношения и уважения к труду родителей и ближайших родных (бабушки, дедушки, дяди и тети).

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  • Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  • Доступность и достоверность информации о профессиях.
  • Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  • Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  • Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
  • Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой.

Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов:

  • название вида деятельности;
  • места работы;
  • орудия труда и материалы для него;
  • рабочая одежда (форма);
  • обязанности работника;
  • черты характера и личностные качества;
  • плоды труда и его польза для людей.

Экскурсия

Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.

При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются огнеборцы, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части.

В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно устраивать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда задействуется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов он должен быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.

Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.

Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов ДОУ. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда.

Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать:

  • игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);
  • игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее);
  • современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).

Средства наглядности

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.

Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор.

На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.

Игровые комплексы

Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.

Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.

Главные цели проекта:

  • закладка информационного фундамента для полноценного знакомства с видами деятельности;
  • формирование трудолюбия и его поощрение;
  • ориентация на созидание и творчество.
  • сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли);
  • хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий;
  • узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам;
  • проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.

В развивающей среде широко задействована визуализация –карта сфер и видов деятельности, выполненная в форме огромного пазла. Это настоящая игровая площадка, которая превратит профориентационное занятие в увлекательный исследовательский процесс. На основе мира Взросляндии и профисказок разработаны сюжетно-ролевые игры, которыми может воспользоваться педагог.

  • трудолюбия;
  • терпеливости;
  • эмпатии;
  • решительности и ответственности;
  • самостоятельности;
  • критичности в оценке того, что навязывает окружение;
  • умения отличать хорошее от плохого;
  • способности к саморазвитию и самообучению;
  • умения оказывать помощь и принимать ее.

Подведем итоги

Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.

Объемный сборник авторских научно-методических разработок по ранней профориентации дошкольников, конспектов образовательной деятельности, сценариев мероприятий с родителями можно найти и скачать по ссылке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 рабочего поселка Переяславка

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИи в ДОУ:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо

(индекс) 682910 Хабаровский край район имени Лазо рабочий поселок Переяславка улица Ленина,27

Электронный адрес организации

Маковецкая Ольга Александровна Заведующий МБДОУ детский сад №7 р.п. Переяславка

Ответственные исполнители проекта

Старший воспитатель ДОУ - Т.В.Трегубенко,

педагогические работники ДОУ

Психолого-педагогические условия в ДОУ развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда

повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;

разработать эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста;

создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально - трудовой деятельности;

организовать сотрудничество с семьями воспитанников, социальными партнерами по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по ранней профориентации дошкольников.

Основная идея проекта

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.

Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта

Решение педагогического Совета МБДОУ детский сад №7

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;

Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Конвенция ООН о правах ребенка

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ.

Программа реализации проекта

Теоретические и методологические основания проекта

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Описание реализации проекта

(этапы, содержание и методы

деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу)

1 этап – информационно-аналитический

Цель: разработать организационно-содержательную базу реализации проекта.

На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ, научно-методических исследований по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем.

Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.

составление планов совместной деятельности с социальными партнерами.

Обеспечить оптимальные условия для функционирования ДОУ в статусе инновационной площадки.

Методы: анализ документов, опрос, педагогическое проектирование, оценка инновационного образовательного продукта.

Прогнозируемый результат этапа: намечены этапы и содержание реализации проекта; разработана нормативно-правовая база, изучение и анализ запросов педагогического сообщества, разработана программа мероприятий;

2 этап – Основной

Цель: Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, мероприятий по проекту, которое предполагает активное взаимодействие участников посредством онлайн общения, консультаций, форумов, электронной почты, встреч и т.д.

На втором этапе предполагается создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых

активизировать творческий потенциал педагогов ДОУ

Сформировать систему работы по ранней профориентации дошкольников

Нацелить педагогов на построение работы с учетом муниципального рынка труда

Воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к профессиям взрослых

Создать банк педагогических идей (материалы методических мероприятий, консультаций; конспекты, сценарии, презентации и др.) по ранней профориентации дошкольников.

Внедрить в образовательный процесс современные инновационные подходы, формы организации совместной деятельности, обеспечивающие реализацию проекта.

Прогнозируемый результат этапа:

функционирование раздела на сайте,

создан банк педагогических идей;

разработаны и апробированы современные подходы и формы совместной образовательной деятельности,

представлен опыт работы на конференциях, семинарах, мастер-классах,

обеспечение педагогов информационно–методическим инструментарием по реализации проекта

этап – итоговый ( май 2020 года)

Исполнители проекта анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию.

Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проделанной деятельности над проектом.

Обобщить и транслировать опыт работы МБДОУ Детский сад № 7 по реализации проекта.

Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта.

Прогнозируемый результат этапа:

Семинар - отчет по реализации проекта с приглашением педагогов городских детских садов (Детский сад № 4, детский сад № 11, детский сад № 25 рабочего поселка Переяславка)

Выставка практического материала изготовленного в ходе реализации проекта.

создан банк педагогических идей

Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых.

выявить уровень сформированости представлений дошкольников о профессиях

Средства контроля и диагностики инновационной деятельности

В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов:

анализ продуктов творческой деятельности;

анализ статистических данных;

мониторинг качества инновационной деятельности.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме

Методические разработки (проекты):

Банк презентаций для проведения НОД по ознакомлению с профессиями

Условия реализации проекта

Трудовые ресурсы (Мотивированность, теоретическая и практическая подготовленность педагогов. В образовательном учреждении работают педагоги с высоким творческим потенциалом, умеющие разрабатывать необходимый методический материал и готовые работать в режиме инновационной деятельности, они активно транслируют свой опыт работы и участвуют в различных мероприятиях, конкурсах).

Материально-техническое обеспечение. В учреждении имеется современное цифровое оборудование:

Интерактивная доска -2 шт

Цифровой фотоаппарат- 1шт

Телевизоры - во всех группах

Магнитофоны - во всех группах

Информационные ресурсы (имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОУ. На сайте организации постоянно публикуется и размещается информация о деятельности детского сада).

Все вышесказанное является показателем готовности коллектива к реализации проекта. Материально-техническая база МБДОУ Детский сад № 7 позволяет широко применять инновационные образовательные технологии, разнообразить формы и методы обучения с педагогами ДОУ, практически совершенствуя их мастерство.

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации

Команда педагогов – исполнителей проекта, а также использование уже имеющегося апробированного опыта – одно из условий наличия устойчивых результатов. Мы считаем, что данный проект актуален, т.к. позволит:

создать условия для осуществления информационно-методического взаимодействия между педагогами района;

создать инновационную модель организации образовательного процесса по ранней профориентации дошкольников

сформировать команду педагогов-единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО по ранней профориентации дошкольников

проекта по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста

на 2019– 2020 учебный год

Содействовать допрофессиональному самоопределению и профориентации дошкольников.

- дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

- учить сравнивать профессии;

- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах

трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда (шитьѐ, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Содержание работы

Ответственные

Организационно-методическая деятельность

Разработка и утверждение проекта профориентационной работы образовательного учреждения на учебный год. Работа творческой группы.

Семинары, мастер-классы, творческие лаборатории с педагогами, заседания творческих групп, по обучению формам и методам профориентационной работы с воспитанниками

В течение учебного года

Старший воспитатель, творческая группа ДОУ

В течение учебного года

Старший воспитатель ДОУ

Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста

В течение учебного года

Старший воспитатель, творческая группа ДОУ

Подбор литературы (методической, художественной, иллюстрационного материала)

Игра по профориентации дошкольников в детском саду по профессии врач

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.

Цели и задачи

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Таким образом, главная задача знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего трудового пути.

Среди прочих задач работы по ранней профориентации в детском саду выделяют такие:

  • Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
  • Разработка системы первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
  • Формирование у малышей основных понятий об отраслях экономики родного края, рабочих процессах на производстве, используемом современном оборудовании.
  • Создание на базе детского сада целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению его воспитанников.
  • Разработка системы критериев и оценивания результативности работы по ранней профориентации дошкольников.
  • Организация сотрудничества с родственниками воспитанников в формировании у малышей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым законным профессиям.

Младший возраст

Сколько лет ребенку Группа Задачи
3 года Первая младшая Формирование базовых понятий о взрослом труде (знакомство с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара).
Содействие развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).
Формирование у детей в процессе игры навыков взаимодействий с партнерами.
4 года Вторая младшая Воспитание интереса к профессиональной деятельности взрослых, обучение наблюдению за работой людей из ближайшего окружения, тренировка навыков коммуникации.
Дальнейшее знакомство с работой окружающих (врач, парикмахер, повар, продавец и так далее) с акцентированием внимания на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают.
Обучение взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши).
Воспитание бережного отношения к вещам, сделанным людьми. Ребенок должен понимать, почему с ними нужно обращаться аккуратно и в чем их ценность.
Развитие интереса к профессиям, предполагающим уход за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и так далее). Обучение общению и дружественному взаимодействию с миром природы.

Средний возраст

Сколько лет ребенку Группа Задачи
5 лет Средняя Дополнение и углубление представления воспитанников о работе сотрудников ДОУ.
Дальнейшее знакомство детей с разными профессиями (кассир, почтальон, охранник, учитель и так далее).
Обогащение сюжетно-ролевых игр о видах деятельности, побуждение воспитанников к самостоятельному моделированию ситуаций. Воспитание интереса к играм строительно-конструктивного направления. Привлечение детей к сооружению различных построек (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и прочих).
Помощь ребенку в социальных взаимоотношениях (выбор понравившегося образа, профессии), развитие эмпатии.

Старший возраст

Ориентировочно в 6-7 лет ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества).

Сколько лет ребенку Группа Задачи
6 лет Старшая Расширение имеющихся представлений о разных профессиях. Акцент внимания на результатах труда и значимости для общества.
Обобщение знаний детей о строительных и аграрных профессиях: плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и так далее.
Воспитание уважительного отношения к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желания трудиться.
Формирование способности к творческой комбинации различных событий в процессе создания нового игрового сюжета игры. Развитие умения взаимодействовать в этом с партнером.
Отражение в играх моментов из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий.
7 лет Подготовительная к школе Расширение представлений воспитанников о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и так далее).
Выборочное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической сфер (с учетом региональных особенностей).
Углубление представлений о разных видах деятельности (учитель, спасатель, ученый и так далее).
Обогащение кругозора воспитанников информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее). Объяснение взаимосвязи между разными профессиями (например, фермер и машиностроитель, фермер и продавец).
Дальнейшее насыщение содержания игр профориентационной направленности. Развитие у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих.
Формирование умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами.
Воспитание осознанного отношения и уважения к труду родителей и ближайших родных (бабушки, дедушки, дяди и тети).

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  • Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  • Доступность и достоверность информации о профессиях.
  • Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  • Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  • Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
  • Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой.

Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов:

  • название вида деятельности;
  • места работы;
  • орудия труда и материалы для него;
  • рабочая одежда (форма);
  • обязанности работника;
  • черты характера и личностные качества;
  • плоды труда и его польза для людей.

Экскурсия

Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.

При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются огнеборцы, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части.

В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно устраивать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда задействуется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов он должен быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.

Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.

Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов ДОУ. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда.

Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать:

  • игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);
  • игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее);
  • современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).

Средства наглядности

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.

Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор.

На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.

Игровые комплексы

Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.

Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.

Главные цели проекта:

  • закладка информационного фундамента для полноценного знакомства с видами деятельности;
  • формирование трудолюбия и его поощрение;
  • ориентация на созидание и творчество.
  • сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли);
  • хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий;
  • узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам;
  • проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.

В развивающей среде широко задействована визуализация –карта сфер и видов деятельности, выполненная в форме огромного пазла. Это настоящая игровая площадка, которая превратит профориентационное занятие в увлекательный исследовательский процесс. На основе мира Взросляндии и профисказок разработаны сюжетно-ролевые игры, которыми может воспользоваться педагог.

  • трудолюбия;
  • терпеливости;
  • эмпатии;
  • решительности и ответственности;
  • самостоятельности;
  • критичности в оценке того, что навязывает окружение;
  • умения отличать хорошее от плохого;
  • способности к саморазвитию и самообучению;
  • умения оказывать помощь и принимать ее.

Подведем итоги

Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.

Объемный сборник авторских научно-методических разработок по ранней профориентации дошкольников, конспектов образовательной деятельности, сценариев мероприятий с родителями можно найти и скачать по ссылке.

Читайте также: