Проект пустыня в доу
Обновлено: 05.07.2024
Детей интересует жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем). Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.
Содержимое публикации
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки проведения с 19.11.2018 по 23.11.2018г.
Познакомить детей с климатическими условиями пустыни.
Расширять и углублять представления детей о животных и растениях в пустыне.
Развивать познавательный интерес к познанию особенностей приспособления растений и животных к жизни в пустыне.
Развивать логическое мышление, способность видеть причинно - следственные связи в природе.
Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Актуальность: У детей старшего возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный мир, необычные событияифакты.Их интересуют жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем). Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслитьи объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.
Проблема : Общаясь с детьми про пустыню, мы заметили, что детив недостаточной степени имеют представления отом, какие животные проживают там(путают животных пустыни и саванны), как приспосабливаются к среде обитания, какие растения произрастают.
Прогнозируемые результаты:
– Дети будут называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури).
– Дети будут различатьи называть представителей животного мира: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица (фенёк), скорпион, джейран, ушастый еж.
– Дети будут различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле), кактус, саксаул.
– Называть приспособления некоторых животных и растений к среде обитания.
Формы работы:
– Совместная деятельность педагога с детьми: чтение художественной литературы, лепка, рисование, аппликация , игры.
– Самостоятельная деятельность: рассматривание картинок, плакатов, лепка, рисование, аппликация.
Продукт проекта:
– Картотека стихов, загадок.
Методы проекта:
словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, проблемные вопросы, диалог.
наглядные: использованиеиллюстраций, картин, фотографий, схемы.
игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения.
практические: решение проблемных ситуаций.
Этапы реализации.
1этап – Подготовительный:
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации тематической недели. Содержание:
– Создать мотивацию для работы по проекту.
– Разработать план по тематической неделе.
– Подобрать художественную и познавательную литературу, иллюстрации.
– Подбор методической литературы.
– Подобрать пальчиковые, подвижные, малоподвижные игры.
– Разработка конспектов по НОД.
2 этап - Практический:
Цель: Формирование представлений и знаний о пустыне, животном и растительном мире.
– Познакомить детей с растениями, которые растут в пустыне, приспособлением ихк среде обитания.
– Познакомить детей с животными, которые живут в пустыне, приспособлением ихк среде обитания.
– Поощрять желания детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Содержание работы по образовательным областям :
Познавательное развитие:
– Рассматривание картинок с изображением животных, растений пустыни.
Художественно-эстетическое развитие:
Социально – коммуникативное развитие:
Физическое развитие:
Речевое развитие:
– Загадки о пустыне, животном и растительном мире.
этап - Оценочно - рефлексивный:
Цель: Обобщение знаний о пустыне, растительноми животном мире.
Детиузнали новыестихотворения, познакомились с новыми литературными произведениями.
этап - Презентационный.
Работа с родителями:
Цель: Вовлечение родителейв воспитательно-образовательный процесс; способствование поддержанию активного интереса удетей к окружающей природе.
– Привлечениеродителей для пополнениязнанийдетейчерезбеседы , чтение познавательной литературы, просмотр детских телепередач дома.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Состав участников: дети, воспитатели, родители.
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки проведения с 30.03.15 по 3.04.15г.
1. Познакомить детей с климатическими условиями пустыни.
2. Расширять и углублять представления детей о животных и растениях в пустыне.
3. Развивать познавательный интерес к познанию особенностей приспособления растений и животных к жизни в пустыне.
4. Развивать логическое мышление, способность видеть причинно - следственные связи в природе.
5. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Актуальность: У детей старшего возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный мир, необычные события и факты. Их интересуют жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем). Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.
Проблема: Общаясь с детьми про пустыню, мы заметили, что дети в недостаточной степени имеют представления о том, какие животные проживают там (путают животных пустынь и тропиков, как приспосабливаются к среде обитания, какие растения произрастают.
- Дети будут называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури).
- Дети будут различать и называть представителей животного мира: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица (фенёк, скорпион, джейран.
- Дети будут различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле, кактус, саксаул.
- Называть приспособления некоторых животных и растений к среде обитания.
Интеграция познавательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.
- Совместная деятельность педагога с детьми: чтение художественной литературы, лепка, рисование, наблюдения, экспериментирование, игры, сюжетно - ролевая игра.
- Самостоятельная деятельность: рассматривание картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры, лепка, рисование.
Продукт проекта :
- Картотека стихов, загадок.
Методы проекта :
- словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог, использование музыки.
- наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, схемы, рассматривание объекта для наблюдения,
- игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения.
- практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации тематической недели.
- Создать мотивацию для работы по проекту.
- Разработать план по тематической неделе.
- Подобрать художественную и познавательную литературу, иллюстрации.
- Подбор методической литературы.
- Подобрать пальчиковые, подвижные, малоподвижные игры.
- Разработка конспектов по НОД.
2 этап - Практический:
Цель: Формирование представлений и знаний о пустыне, животном и растительном мире.
- Познакомить детей с растениями, которые растут в пустыне, приспособлением их к среде обитания.
- Познакомить детей с животными, которые живут в пустыне, приспособлением их к среде обитания.
- Поощрять желания детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Содержание работы по образовательным областям:
- Рассматривание картинок с изображением животных, растений пустыни.
- Наблюдения за черепахой, кактусами, суккулентными растениями.
Социально – коммуникативное развитие:
- Загадки о пустыне, животном и растительном мире.
3 этап - Оценочно - рефлексивный:
Цель: Обобщение знаний о пустыне, растительном и животном мире.
Поставленные цели и задачи были реализованы. В ходе бесед, чтения, наблюдений, игр, игровых ситуаций дети научились различать и называть некоторых представителей животного и растительного мира. Получили знания о том, что в пустыне животные и растения приспособились к жаркому климату. Расширился и обогатился словарный запас. Дети узнали новые стихотворения, познакомились с новыми литературными произведениями.
Наиболее эффективными в работе с детьми были опыты – эксперименты, наблюдения, беседы.
4 этап - Презентационный.
- Презентация проекта на педагогическом совете и родительском собрании.
Работа с родителями:
Цель: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; способствование поддержанию активного интереса у детей к окружающей природе.
- Привлечение родителей для пополнение знаний детей через беседы, чтение познавательной литературы, просмотр детских телепередач дома.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Подготовила и провела: воспитатель старшей группы №5 Пугачева Е.А.
Продолжительность проекта: 14.01.19г - 25.01.2019г
Проект по типу: краткосрочный
Исполнители проекта: дети, родители, педагоги
Цель проекта: сформировать основы экологической культуры детей и взрослых в процессе изучения пустынь и полупустынь.
Расширить представления детей об особенностях климата пустынь и полупустынь.
Уточнить представления дошкольников о роли водоемов в засушливой пустынной зоне.
Обогатить знания ребёнка о разнообразии растительного и животного мира пустыни и полупустыни.
Актуальность:
У детей старшего возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный мир, необычные события и факты. Их интересуют жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем) . Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.
Общаясь с детьми про пустыню , мы заметили, что дети в недостаточной степени имеют представления о том, какие животные проживают там (путают животных пустынь и тропиков , как приспосабливаются к среде обитания, какие растения произрастают.
Прогнозируемые результаты:
- Дети будут называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури).
- Дети будут различать и называть представителей животного мира : верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица (фенёк, скорпион, джейран.)
- Дети будут различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле, кактус, саксаул.)
- Называть приспособления некоторых животных и растений к среде обитания.
Интеграция познавательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.
Формы работы:
- Совместная деятельность педагога с детьми: чтение художественной литературы, лепка, рисование, наблюдения.
- Самостоятельная деятельность: рассматривание картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры, лепка, рисование.
Продукт проекта :
- Чтение стихов и загадок.
Методы проекта :
- словесные : беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог, использование музыки.
- наглядные : использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, схемы, рассматривание объекта для наблюдения,
- игровые : дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения.
1этап – Подготовительный :
Цель : постановка мотивации, цели, задач по организации тематической недели.
- Создать мотивацию для работы по проекту .
- Подобрать художественную и познавательную литературу, иллюстрации.
- Подбор методической литературы.
2 этап - Практический :
Цель : Формирование представлений и знаний о пустыне , животном и растительном мире.
- Познакомить детей с растениями, которые растут в пустыне , приспособлением их к среде обитания.
- Познакомить детей с животными, которые живут в пустыне , приспособлением их к среде обитания.
- Поощрять желания детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Содержание работы по образовательным областям :
- Рассматривание картинок с изображением животных, растений пустыни .
- Наблюдения за черепахой, кактусами, суккулентными растениями.
Социально – коммуникативное развитие :
- Загадки о пустыне , животном и растительном мире.
3 этап - Оценочно - рефлексивный :
Цель : Обобщение знаний о пустыне , растительном и животном мире.
Поставленные цели и задачи были реализованы. В ходе бесед, чтения, наблюдений, игр, игровых ситуаций дети научились различать и называть некоторых представителей животного и растительного мира. Получили знания о том, что в пустыне животные и растения приспособились к жаркому климату. Расширился и обогатился словарный запас. Дети узнали новые стихотворения, познакомились с новыми литературными произведениями.
Продукты проектной деятельности:
материалы и пособия для ознакомления детей с пустыней и полупустыней
работы детей по изо деятельности в рамках темы проекта
компьютерная презентация проекта
Консультации для родителей
Я - страна бесконечных песков,
Что веками меня окружают
Без движений, эмоций и слов.
Только ветер со мною играет,
Только ветер мне песню поет
Вместе с солнцем, что жарит нещадно,
Да луна, с кем веду звездам счет,
С нею мне пообщаться приятно.
Редкий путник заглянет ко мне,
Ведь меня посетить смел не каждый,
Оттого он желанен вдвойне,
Ждёт его мой оазис прохладный.
В нем пейзажи, как маленький рай,
А прохлада усладой бесценна -
Бесконечный, бушующий май
Жажду жить вызывает.
Внутри пустыни – пустота.
Она ничем не занята
Ни летом, ни зимою.
Одни барханы – там и тут,
Да иногда качнёт верблюд
Горбатою спиною.
Е. Евсеева
Пустыня в тусклом, жарком свете.
За нею — розовая мгла.
Там минареты и мечети,
Их росписные купола.
Там шум реки, базар под сводом,
Сон переулков, тень садов —
И, засыхая, пахнут мёдом
На кровлях лепестки цветов.
Верблюд
Верблюд водицу пьёт и пьёт,
Жара покоя не даёт.
А от воды (что за дела!)
Растут вот эти два горба.
- способствовать формированию приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Метапредметные:
- способствовать умению строить логические рассуждения, умозаключения;
- способствовать умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.
- формировать коммуникативные способности детей, самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность других детей.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютер
Раздаточный материал:
Цель: мотивировать детей на включение в деятельность
Задачи: создать психологический настрой и активировать внимание.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Дети встают в круг.
на оленьей упряжке
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по нашей планете Земля.
- Давайте с вами вспомним, где мы уже побывали?
- На чем можно путешествовать по тундре?
- А как добраться до Антарктиды?
- Молодцы! А чтобы узнать на каком транспорте мы сегодня будем путешествовать, нужно отгадать загадку:
Живёт он долго без воды,
А ещё дольше - без еды.
В еде, вообще, неприхотлив,
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд. Зовут животное …
- Правильно, это верблюд. Как вы думаете, где можно путешествовать на верблюде?
- Есть глиняные, каменистые пустыни, также есть снежные пустыни, которые находятся в Арктике и Антарктиде. Но самые знаменитые – это песчаные пустыни, именно там и живут верблюды. Сегодня мы отправимся в пустыню.
Обращаю внимание детей на экран.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Дети садятся за столы. Выполняют задание.
В пустыне жарко
Это растение едят верблюды
Дети выполняют физкульт минутку.
После окончания физкульт минутки присаживаются на свои места.
Сравнивают свои карточки с изображение на слайде
- Ребята, посмотрите, на ваших столах лежат карты-лабиринты, которые помогут добраться до пустыни. Нужно начать движение сверху от красной стрелки пройти лабиринт выход внизу карты, тоже обозначен красной стрелкой.
- Молодцы, а теперь давайте посмотрим на экран, проверим правильно ли вы выполнили задание.
- Все справились с заданием. Молодцы!
- Вот мы и очутились в пустыне.
- Куда ни глянь в пустыне - песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий. Днем в пустыне, песок раскаляется так, что можно обжечь ноги, на раскаленных камнях можно поджарить яичницу.
- В пустыне редко бывают дожди, и если подует ветер, песчинки быстро передвигаются и образуют песчаные холмы, которые называются барханы.
- Ребята, но ведь в пустыне не только песок, там есть и растительность.
- Растительность в пустыне очень бедная, здесь нет высокой сочной травы, как в зоне лесов.
- Почему, как вы думаете?
- Правильно, в пустыне растениям приходится приспосабливаться к жаре и засухе.
- А теперь давайте посмотрим, какие же растения есть в пустыне.
- Мы видим необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Это верблюжья колючка.
- Как вы думаете, почему это растение так назвали?
- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.
Следовательно, в пустыне вода находится далеко от поверхности. Если вода далеко, то нужно за ней тянуться. Так и растение тянется за водой.
- А это растение кактус. У него толстый сочный стебель, покрытым колючками. Как мы уже сказали, воды в пустыне очень мало, поэтому стебель должен не только доставлять воду к листьям, но и хранить ее.
- Посмотрите, какое необычное дерево растет в пустыне. Оно называется саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, хорошо переносит засуху, потому что у него нет листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его кора похожа на чешую.
- Молодцы, вы с легкостью справились со всеми заданиями!
Вот такие необычные растения мы с вами увидели. А теперь узнаем, какие животные живут в пустыне.
- Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке, дует горячий ветер. В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное и это верблюд. А как вы думаете, зачем верблюду горбы?
- В горбах он накапливает жир. Когда верблюд остается без пищи и воды и не может ее нигде найти, то он начинает расходовать жир из горба. Чем выше горб верблюда, тем дольше он обходится без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут болтаться.
- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему?
- Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно. Для жителей пустынь – это домашнее животное.
Ребята, а еще живут животные в пустыне, кроме верблюдов?
Посмотрите на этого зверька. Он похож на маленького кенгуру – это тушканчик.
- Какого цвета тушканчик? Почему? (Это маскировка под цвет песка.)
- Тушканчика очень трудно заметить на жёлтом песке.
- Эти грызуны являются всеядными животными. Интересен тот факт, что тушканчик совсем не пьет воду. Ему достаточно соков тех растений, которые он употребляет в пищу. Ночью бодрствуют, а днем отдыхают в норках.
- Кого вы видите на картине?
- Она умеет мгновенно зарываться в песок в случае опасности.
- А вот змея - песчаный удавчик. Они очень быстро передвигаются по пустыне. Эти животные при отсутствии пищи и воды впадают в спячку.
- Вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Что это? Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды. Это оазис - расположенный около воды островок растительности в пустыне. Вот здесь мы с вами отдохнем.
Вы наверное устали? Да!
И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи
И как змеи зашипели. Пошипели, помолчали.
Как тушканчик поскакали. Поскакали, поскакали
За барханом все пропали.
Читайте также: