Проект пустыня в доу

Обновлено: 05.07.2024

Детей интересует жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем). Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.

Содержимое публикации

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки проведения с 19.11.2018 по 23.11.2018г.

Познакомить детей с климатическими условиями пустыни.

Расширять и углублять представления детей о животных и растениях в пустыне.

Развивать познавательный интерес к познанию особенностей приспособления растений и животных к жизни в пустыне.

Развивать логическое мышление, способность видеть причинно - следственные связи в природе.

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Актуальность: У детей старшего возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный мир, необычные событияифакты.Их интересуют жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем). Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслитьи объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.

Проблема : Общаясь с детьми про пустыню, мы заметили, что детив недостаточной степени имеют представления отом, какие животные проживают там(путают животных пустыни и саванны), как приспосабливаются к среде обитания, какие растения произрастают.

Прогнозируемые результаты:

– Дети будут называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури).

– Дети будут различатьи называть представителей животного мира: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица (фенёк), скорпион, джейран, ушастый еж.

– Дети будут различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле), кактус, саксаул.

– Называть приспособления некоторых животных и растений к среде обитания.

Формы работы:

– Совместная деятельность педагога с детьми: чтение художественной литературы, лепка, рисование, аппликация , игры.

– Самостоятельная деятельность: рассматривание картинок, плакатов, лепка, рисование, аппликация.

Продукт проекта:

– Картотека стихов, загадок.

Методы проекта:

словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, проблемные вопросы, диалог.

наглядные: использованиеиллюстраций, картин, фотографий, схемы.

игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения.

практические: решение проблемных ситуаций.

Этапы реализации.

1этап – Подготовительный:

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации тематической недели. Содержание:

– Создать мотивацию для работы по проекту.

– Разработать план по тематической неделе.

– Подобрать художественную и познавательную литературу, иллюстрации.

– Подбор методической литературы.

– Подобрать пальчиковые, подвижные, малоподвижные игры.

– Разработка конспектов по НОД.

2 этап - Практический:

Цель: Формирование представлений и знаний о пустыне, животном и растительном мире.

– Познакомить детей с растениями, которые растут в пустыне, приспособлением ихк среде обитания.

– Познакомить детей с животными, которые живут в пустыне, приспособлением ихк среде обитания.

– Поощрять желания детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Содержание работы по образовательным областям :

Познавательное развитие:

– Рассматривание картинок с изображением животных, растений пустыни.

Художественно-эстетическое развитие:

Социально – коммуникативное развитие:

Физическое развитие:

Речевое развитие:

– Загадки о пустыне, животном и растительном мире.

этап - Оценочно - рефлексивный:

Цель: Обобщение знаний о пустыне, растительноми животном мире.

Детиузнали новыестихотворения, познакомились с новыми литературными произведениями.

этап - Презентационный.

Работа с родителями:

Цель: Вовлечение родителейв воспитательно-образовательный процесс; способствование поддержанию активного интереса удетей к окружающей природе.

– Привлечениеродителей для пополнениязнанийдетейчерезбеседы , чтение познавательной литературы, просмотр детских телепередач дома.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Состав участников: дети, воспитатели, родители.

Вид проекта : краткосрочный.

Сроки проведения с 30.03.15 по 3.04.15г.

1. Познакомить детей с климатическими условиями пустыни.

2. Расширять и углублять представления детей о животных и растениях в пустыне.

3. Развивать познавательный интерес к познанию особенностей приспособления растений и животных к жизни в пустыне.

4. Развивать логическое мышление, способность видеть причинно - следственные связи в природе.

5. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Актуальность: У детей старшего возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный мир, необычные события и факты. Их интересуют жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем). Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.

Проблема: Общаясь с детьми про пустыню, мы заметили, что дети в недостаточной степени имеют представления о том, какие животные проживают там (путают животных пустынь и тропиков, как приспосабливаются к среде обитания, какие растения произрастают.

- Дети будут называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури).

- Дети будут различать и называть представителей животного мира: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица (фенёк, скорпион, джейран.

- Дети будут различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле, кактус, саксаул.

- Называть приспособления некоторых животных и растений к среде обитания.

Интеграция познавательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.

- Совместная деятельность педагога с детьми: чтение художественной литературы, лепка, рисование, наблюдения, экспериментирование, игры, сюжетно - ролевая игра.

- Самостоятельная деятельность: рассматривание картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры, лепка, рисование.

Продукт проекта :

- Картотека стихов, загадок.

Методы проекта :

- словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог, использование музыки.

- наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, схемы, рассматривание объекта для наблюдения,

- игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения.

- практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации тематической недели.

- Создать мотивацию для работы по проекту.

- Разработать план по тематической неделе.

- Подобрать художественную и познавательную литературу, иллюстрации.

- Подбор методической литературы.

- Подобрать пальчиковые, подвижные, малоподвижные игры.

- Разработка конспектов по НОД.

2 этап - Практический:

Цель: Формирование представлений и знаний о пустыне, животном и растительном мире.

- Познакомить детей с растениями, которые растут в пустыне, приспособлением их к среде обитания.

- Познакомить детей с животными, которые живут в пустыне, приспособлением их к среде обитания.

- Поощрять желания детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Содержание работы по образовательным областям:

- Рассматривание картинок с изображением животных, растений пустыни.

- Наблюдения за черепахой, кактусами, суккулентными растениями.

Социально – коммуникативное развитие:

- Загадки о пустыне, животном и растительном мире.

3 этап - Оценочно - рефлексивный:

Цель: Обобщение знаний о пустыне, растительном и животном мире.

Поставленные цели и задачи были реализованы. В ходе бесед, чтения, наблюдений, игр, игровых ситуаций дети научились различать и называть некоторых представителей животного и растительного мира. Получили знания о том, что в пустыне животные и растения приспособились к жаркому климату. Расширился и обогатился словарный запас. Дети узнали новые стихотворения, познакомились с новыми литературными произведениями.

Наиболее эффективными в работе с детьми были опыты – эксперименты, наблюдения, беседы.

4 этап - Презентационный.

- Презентация проекта на педагогическом совете и родительском собрании.

Работа с родителями:

Цель: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; способствование поддержанию активного интереса у детей к окружающей природе.

- Привлечение родителей для пополнение знаний детей через беседы, чтение познавательной литературы, просмотр детских телепередач дома.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила и провела: воспитатель старшей группы №5 Пугачева Е.А.

Продолжительность проекта: 14.01.19г - 25.01.2019г

Проект по типу: краткосрочный

Исполнители проекта: дети, родители, педагоги

Цель проекта: сформировать основы экологической культуры детей и взрослых в процессе изучения пустынь и полупустынь.

Расширить представления детей об особенностях климата пустынь и полупустынь.

Уточнить представления дошкольников о роли водоемов в засушливой пустынной зоне.

Обогатить знания ребёнка о разнообразии растительного и животного мира пустыни и полупустыни.

Актуальность:

У детей старшего возраста расширяется общий кругозор. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный мир, необычные события и факты. Их интересуют жизнь животных и растений разных природных зон (экосистем) . Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию, использует знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ, рассказов взрослых.

Общаясь с детьми про пустыню , мы заметили, что дети в недостаточной степени имеют представления о том, какие животные проживают там (путают животных пустынь и тропиков , как приспосабливаются к среде обитания, какие растения произрастают.

Прогнозируемые результаты:

- Дети будут называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури).

- Дети будут различать и называть представителей животного мира : верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица (фенёк, скорпион, джейран.)

- Дети будут различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле, кактус, саксаул.)

- Называть приспособления некоторых животных и растений к среде обитания.

Интеграция познавательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.

Формы работы:

- Совместная деятельность педагога с детьми: чтение художественной литературы, лепка, рисование, наблюдения.

- Самостоятельная деятельность: рассматривание картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры, лепка, рисование.

Продукт проекта :

- Чтение стихов и загадок.

Методы проекта :

- словесные : беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог, использование музыки.

- наглядные : использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, схемы, рассматривание объекта для наблюдения,

- игровые : дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения.

1этап – Подготовительный :

Цель : постановка мотивации, цели, задач по организации тематической недели.

- Создать мотивацию для работы по проекту .

- Подобрать художественную и познавательную литературу, иллюстрации.

- Подбор методической литературы.

2 этап - Практический :

Цель : Формирование представлений и знаний о пустыне , животном и растительном мире.

- Познакомить детей с растениями, которые растут в пустыне , приспособлением их к среде обитания.

- Познакомить детей с животными, которые живут в пустыне , приспособлением их к среде обитания.

- Поощрять желания детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Содержание работы по образовательным областям :

- Рассматривание картинок с изображением животных, растений пустыни .

- Наблюдения за черепахой, кактусами, суккулентными растениями.

Социально – коммуникативное развитие :

- Загадки о пустыне , животном и растительном мире.

3 этап - Оценочно - рефлексивный :

Цель : Обобщение знаний о пустыне , растительном и животном мире.

Поставленные цели и задачи были реализованы. В ходе бесед, чтения, наблюдений, игр, игровых ситуаций дети научились различать и называть некоторых представителей животного и растительного мира. Получили знания о том, что в пустыне животные и растения приспособились к жаркому климату. Расширился и обогатился словарный запас. Дети узнали новые стихотворения, познакомились с новыми литературными произведениями.

Продукты проектной деятельности:

материалы и пособия для ознакомления детей с пустыней и полупустыней

работы детей по изо деятельности в рамках темы проекта

компьютерная презентация проекта

Консультации для родителей

Я - страна бесконечных песков,
Что веками меня окружают
Без движений, эмоций и слов.
Только ветер со мною играет,

Только ветер мне песню поет
Вместе с солнцем, что жарит нещадно,
Да луна, с кем веду звездам счет,
С нею мне пообщаться приятно.

Редкий путник заглянет ко мне,
Ведь меня посетить смел не каждый,
Оттого он желанен вдвойне,
Ждёт его мой оазис прохладный.

В нем пейзажи, как маленький рай,
А прохлада усладой бесценна -
Бесконечный, бушующий май
Жажду жить вызывает.

Внутри пустыни – пустота.
Она ничем не занята
Ни летом, ни зимою.
Одни барханы – там и тут,
Да иногда качнёт верблюд
Горбатою спиною.
Е. Евсеева

Пустыня в тусклом, жарком свете.
За нею — розовая мгла.
Там минареты и мечети,
Их росписные купола.
Там шум реки, базар под сводом,
Сон переулков, тень садов —
И, засыхая, пахнут мёдом
На кровлях лепестки цветов.

Верблюд

Верблюд водицу пьёт и пьёт,
Жара покоя не даёт.
А от воды (что за дела!)
Растут вот эти два горба.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать формированию приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Метапредметные:

- способствовать умению строить логические рассуждения, умозаключения;

- способствовать умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.

- формировать коммуникативные способности детей, самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность других детей.

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер

Раздаточный материал:

Цель: мотивировать детей на включение в деятельность

Задачи: создать психологический настрой и активировать внимание.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Дети встают в круг.

на оленьей упряжке

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по нашей планете Земля.

- Давайте с вами вспомним, где мы уже побывали?

- На чем можно путешествовать по тундре?

- А как добраться до Антарктиды?

- Молодцы! А чтобы узнать на каком транспорте мы сегодня будем путешествовать, нужно отгадать загадку:

Живёт он долго без воды,
А ещё дольше - без еды.
В еде, вообще, неприхотлив,
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд. Зовут животное …

- Правильно, это верблюд. Как вы думаете, где можно путешествовать на верблюде?

- Есть глиняные, каменистые пустыни, также есть снежные пустыни, которые находятся в Арктике и Антарктиде. Но самые знаменитые – это песчаные пустыни, именно там и живут верблюды. Сегодня мы отправимся в пустыню.

Обращаю внимание детей на экран.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Дети садятся за столы. Выполняют задание.

В пустыне жарко

Это растение едят верблюды

Дети выполняют физкульт минутку.

После окончания физкульт минутки присаживаются на свои места.

Сравнивают свои карточки с изображение на слайде

- Ребята, посмотрите, на ваших столах лежат карты-лабиринты, которые помогут добраться до пустыни. Нужно начать движение сверху от красной стрелки пройти лабиринт выход внизу карты, тоже обозначен красной стрелкой.

- Молодцы, а теперь давайте посмотрим на экран, проверим правильно ли вы выполнили задание.

- Все справились с заданием. Молодцы!

- Вот мы и очутились в пустыне.

- Куда ни глянь в пустыне - песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий. Днем в пустыне, песок раскаляется так, что можно обжечь ноги, на раскаленных камнях можно поджарить яичницу.

- В пустыне редко бывают дожди, и если подует ветер, песчинки быстро передвигаются и образуют песчаные холмы, которые называются барханы.

- Ребята, но ведь в пустыне не только песок, там есть и растительность.

- Растительность в пустыне очень бедная, здесь нет высокой сочной травы, как в зоне лесов.

- Почему, как вы думаете?

- Правильно, в пустыне растениям приходится приспосабливаться к жаре и засухе.

- А теперь давайте посмотрим, какие же растения есть в пустыне.

- Мы видим необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Это верблюжья колючка.

- Как вы думаете, почему это растение так назвали?

- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.

Следовательно, в пустыне вода находится далеко от поверхности. Если вода далеко, то нужно за ней тянуться. Так и растение тянется за водой.

- А это растение кактус. У него толстый сочный стебель, покрытым колючками. Как мы уже сказали, воды в пустыне очень мало, поэтому стебель должен не только доставлять воду к листьям, но и хранить ее.

- Посмотрите, какое необычное дерево растет в пустыне. Оно называется саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, хорошо переносит засуху, потому что у него нет листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его кора похожа на чешую.

- Молодцы, вы с легкостью справились со всеми заданиями!

Вот такие необычные растения мы с вами увидели. А теперь узнаем, какие животные живут в пустыне.

- Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке, дует горячий ветер. В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное и это верблюд. А как вы думаете, зачем верблюду горбы?

- В горбах он накапливает жир. Когда верблюд остается без пищи и воды и не может ее нигде найти, то он начинает расходовать жир из горба. Чем выше горб верблюда, тем дольше он обходится без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут болтаться.

- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему?

- Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно. Для жителей пустынь – это домашнее животное.

Ребята, а еще живут животные в пустыне, кроме верблюдов?

Посмотрите на этого зверька. Он похож на маленького кенгуру – это тушканчик.

- Какого цвета тушканчик? Почему? (Это маскировка под цвет песка.)

- Тушканчика очень трудно заметить на жёлтом песке.

- Эти грызуны являются всеядными животными. Интересен тот факт, что тушканчик совсем не пьет воду. Ему достаточно соков тех растений, которые он употребляет в пищу. Ночью бодрствуют, а днем отдыхают в норках.

- Кого вы видите на картине?

- Она умеет мгновенно зарываться в песок в случае опасности.

- А вот змея - песчаный удавчик. Они очень быстро передвигаются по пустыне. Эти животные при отсутствии пищи и воды впадают в спячку.

- Вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Что это? Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды. Это оазис - расположенный около воды островок растительности в пустыне. Вот здесь мы с вами отдохнем.

Вы наверное устали? Да!

И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи

И как змеи зашипели. Пошипели, помолчали.

Как тушканчик поскакали. Поскакали, поскакали

За барханом все пропали.

Читайте также: